Мошникова Татьяна Николаевна
Учитель информатики
МОУ «Лицей № 40», г. Петрозаводск, Республика Карелия
Класс: 6
УМК: Босова Л.Л. и др. 5 – 9 кл.
Информатика. 6 класс: учебник / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова
Информатика. 6 класс: рабочая тетрадь в 2 ч. Ч. 2 / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова
Тема: Диаграммы и графики.
Цель: формирование понятия диаграмма.
Задачи: формировать понятие диаграмма, развивать умение получать информацию из диаграмм, строить диаграммы разных видов, узнавать необходимый для построения вид диаграммы.
Оборудование: класс, компьютеры, объединенные в локальную сеть (9 шт), проектор, дидактические материалы (лист №1 – 9 шт, лист №2 – 14 шт, лист №3 – 9 шт, практическая работа – 9 шт, файл с заготовкой Породы.xlsx).
Ход урока
Организационный этап.
Приветствие учеников. Проверка присутствующих на уроке.
Мотивация. Проблемная ситуация.
Деятельность учеников: Работают с информацией (поиск, анализ)
Деятельность учителя: Задает вопросы, создает проблемную ситуацию
Левый ряд ребят – это 1 группа, правый – 2 группа.
Работа в парах. Ознакомьтесь с информацией на листе №1 (у 1 группы документ Таблицы, у 2 группы документ Диаграммы).
Ответьте на вопросы, поднимайте руку.
Сколько учеников получили за 1 триместр оценку 4 (ответ: 7).
Сколько учеников получили за 2 триместр 4 и 5 вместе (ответ:22).
Сколько учеников за 3 триместр получили оценку 5 (ответ:9).
Сколько учеников получили оценки 4 и 5 за год (ответ:27).
Вопрос группам. Почему ребята из другой группы отвечали быстрее? (ответ: возможно информация была представлена в другой форме)
Вопрос ученику из 1 группы: в какой форме у вас на листах была представлена информация? (в виде таблицы)
Вопрос ученику из 2 группы: в какой форме у вас на листах была представлена информация? (в виде диаграммы)
Этап постановки темы и цели урока.
Деятельность учеников: Ученики высказываются. Целеполагание.
Деятельность учителя: Задает вопросы.
Ребята, согласны ли вы со следующими утверждениями?
Информация в таблице собрана в большом количестве.
Информация в таблице точная.
Информация в таблице полная.
Слайд 1.
Но, какая форма представления информации, таблица или диаграмма, более удобна для восприятия (ответ: диаграмма)? И мы это видим по вашим быстрым ответам на вопросы.
Ребята, назовите тему урока (Тема урока: Диаграммы и графики). Слайд 2.
Ребята, заполните на листе №2 таблицу с тем, что вы хотите узнать сегодня на уроке и чему хотите научиться (ученики заполняют таблицу).
Итак, давайте узнавать.
Этап открытия новых знаний. Работа в парах.
Деятельность учеников: Работа с информацией (получение, поиск, анализ).
Деятельность учителя: Задает вопросы.
На ваших столах возьмите материал №3 (документ Виды диаграмм). Ознакомьтесь с информацией в течение 2 мин.
Ребята, ответьте на вопросы.
Назовите виды диаграмм, о которых вы прочитали (ответ: гистограмма, круговая, график).
Какой процент учеников получили оценку 3? (ответ: 10%)
Из какой диаграммы вы получили эту информацию? (ответ: круговая)
Сколько это человек? (ответ: 3)
Из какой диаграммы вы получили эту информацию? (ответ: гистограмма)
В каких случаях мы будем строить круговую диаграмму, а в каких столбчатую? (ответ: мы будем строить круговую диаграмму в том случае, когда хотим показать долю, столбчатую – когда мы хотим увидеть значение величины)
Когда используется график? (ответ: график используют тогда, когда нужно показать динамику изменения данных)
Что показывает график в примере в вашем листе? (ответ: график показывает изменение атмосферного давления)
В какой из дней давление было максимальным? (ответ: 5 мая)
Чему оно равно? (ответ: давление равно 760 мм.рт.ст)
Практическая работа. Самостоятельная работа, работа в парах
Деятельность учеников: Выполняют практические задания
Деятельность учителя: Консультант во время выполнения практической работы.
Ребята, а вы умеете строить диаграммы?
Давайте учиться!
В каком виде должна быть представлена информация, чтобы построить диаграммы? (ответ: чтобы построить диаграмму необходимо данные разместить в таблицу)
Скопируйте заготовку Породы с сетевого диска Файлообменник в личную папку. Откройте документ.
В каком приложении вы будете работать? (ответ: мы будем работать в приложении MS Office Excel)
Выполнение практической работы в парах (12 минут).
Возьмите на ваших столах инструкцию для выполнения практической работы. Выполните задания по инструкции.
В случае если у вас остается время, выполните также дополнительное задание.
Рефлексия. Подведение итогов урока.
Деятельность учеников: Ученики высказываются. Самооценка.
Деятельность учителя: Предлагает выполнить задания
Слайд 3. Продолжите фразу.
Сегодня на уроке я узнал…
Сегодня на уроке я научился…
У меня получилось…
Мне было трудно…
Ребята, вернитесь к листам №2.
Слайд 4.
Поставьте напротив каждого утверждения число от 1 до 5. 1 – не достиг цели, 5 – достиг полностью.
На этом же листе поставьте себе оценку за работу на уроке.
Домашнее задание.
Деятельность учеников: ученики узнают домашнее задание
Деятельность учителя: комментирует домашнее задание
Слайд 5.
Составьте на отдельном листе синквейн на понятие «Диаграмма». §12, РТ №134, 135.