kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока "Перевод чисел из одной системы счисления в другую"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование новых знаний по переводу чисел из одной системы счисления в другую

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Перевод чисел из одной системы счисления в другую"»

8 класс

Урок 1 Тема: Перевод чисел из одной системы счисления в другую.

Цель урока: формирование правил перевода чисел из одной системы счисления в другую.

Задачи:

  • Научить переводить числа из десятичной и двоичной СС, выполнять обратный перевод чисел.

  • Развивать память, внимательность, навыки учебного труда

  • Воспитывать ответственное отношение к учебному труду, усидчивость, аккуратность.

Сопровождение урока: Урок 3\Системы счисления. ррt

Ход урока

  • Организационный момент

  • Постановка целей и задач урока

  • Проверка домашнего задания: фронтальный опрос по вопросам.

  • Изучение нового материала

  • Информация в компьютере представляется в двоичном виде.

  • Почему была выбрана именно двоичная запись?

  • Какие действия с двоичными числами может производить компьютер?

Попытаемся ответить на эти вопросы (презентация Урок 3\Системы счисления.ppt).

  • Как мы записываем и читаем числа в повседневной жизни?

При записи чисел значение каждой цифры зависит от ее местоположения в числе. Место для цифры называется разрядом, а количество цифр в числе – разрядностью числа. Разряды нумеруются справа налево и каждому разряду соответствует степень основания:

РАЗРЯД             3  2  1  0              Название        Степень

ЧИСЛО              1  9  9  9              разряда           основания

Единицы             100

Десятки               101

Сотни                  102

Тысячи                103

Развернутая форма числа

В позиционной системе счисления любое вещественное число может быть представлено в форме:

Aq = +-(an-1*qn-1 + an-2 * qn-2 +….+a0* q0 + a-1*q-1 + a-2*q-2 + … + am * qm)

Здесь:

А – само число, q – основание системы счисления, a - цифры данной системы счисления (an-2; an-1 и др.)

n – число разрядов целой части числа, m – число разрядов дробной части числа

Пример 1: Записать в развернутом виде число А10 = 4718,63

Пример 2.  Записать в развернутом виде число А8 = 7764,1

Пример 3. Записать в развернутом виде число А16 = 3AF

 Перевод чисел из любой системы счисления в десятичную.

Правило:

  • Представьте число в развернутой форме.

  • Найдите сумму ряда. Полученное число является значением числа в десятичной системе счисления.

Пример 4. Переведем число 11112 в десятичную систему счисления.

  • Запишем число в развернутой форме: 

  • Найдем сумму ряда: 23+22+21+20=1510

Пример 5. Переведем число 0,1235

  • Запишем число в развернутой форме: 

  • Найдем сумму ряда: 0,2+0,08+0,024=0,30410

Пример 6. Переведем число 16,48

  • Запишем число в развернутой форме: 

  • Найдем сумму ряда: 8+6+0,5=14,510


Закрепление изученного материала.

Упражнение 1. Запишите в развернутом виде следующие числа:

А) А10 = 3457,78

Б) А5 = 231,44

В) А16 = Е23С,1А

Г) А2 2 = 11001,101

Упражнение 2. Запишите в десятичной системе счисления следующие числа:

А9=7688;         А5 = 432,1;              А3 = 120 ;            А4 = 102,31

Ответ: 76889 = 566910;        432,15 = 117,210;     1203 = 1510 ;    102,314 = 2,912510

Упражнение 4. Представьте в десятичной системе счисления число 101,1, считая записанным в системах счисления от двоичной до девятеричной.

Ответ: 101,12 = 5,510

101,13 = 10,310

101,14 = 17,2510

101,15 = 26,210

101,1= 37,1610

101,17 = 50,110

101,18 = 65,12510

101,19 = 82,110

Упражнение 5. Сравните числа:

А) 510  и 58

Ответ 510  = 58

Б) 11112  и 11118

Ответ: 11112  8



V Подведение итогов. Сформировали правила перевода чисел из одной системы счисления в другую. Выставление оценок.

А теперь приклейте смайлик, с соответствующим вашему настроению, напротив той записи, которую считаете нужной: мне понравился урок, я все понял

мне понравился урок, но я не все понял

мне не понравился урок, я ничего не понял



Домашнее задание.






8 класс

Урок 2. Тема: Перевод чисел из одной системы счисления в другую.

Цель урока: формирование правил перевода чисел из одной системы счисления в другую.

Задачи:

  • Научить переводить числа из десятичной и двоичной СС, выполнять обратный перевод чисел.

  • Развивать память, внимательность, навыки учебного труда

  • Воспитывать ответственное отношение к учебному труду, усидчивость, аккуратность.

Сопровождение урока: Урок 3\Системы счисления. ррt

Ход урока

  • Организационный момент

  • Постановка целей и задач урока

  • Проверка домашнего задания: фронтальный опрос по вопросам.

Задание: Заполните таблицу

Число

Система счисления

Основание СС

Десятичное представление

3428




10001,1012




112,510





  • Изучение нового материала

Сформулировать правило перевода.

Чтобы найти цифры двоичного числа, нужно десятичное число делить на основание 2 до тех пор, пока частное не станет меньше делителя. Выписать последнее частное и остатки от деления в обратном порядке.

Как выполнить обратное преобразование числа (то есть его декодирование)?

Для перевода числа в десятичную систему счисления нужно записать его в развернутом

виде и выполнить вычисления.

Например:

1 1012 = 1* 23 +1* 22 + 0* 2' + 1*2° = 8 + 4 + 0+1 = 1310. 278 = 2 * 81 + 7 * 8° = 16 + 7 = 2310.

ЕЗ, = 14* 16' +3 * 16° = 22710.

Для того чтобы воспользоваться более короткой записью двоичного кода в родственной СС, можно воспользоваться Таблицей 3 из учебника.

Сформулировать правило перевода чисел и решить примеры из текста параграфа.

Чтобы перевести число из двоичной системы в восьмеричную или шестнадцатеричную, его нужно разбить влево и вправо от запятой на триад (по три цифры для восьмеричной) или тетрады (по четыре цифры для шестнадцатеричной) и каждую такую группу заменить соответствующей восьмеричной (шестнадцатеричной) цифрой.

Правило перевода целых чисел из десятичной системы счисления в любую другую.

  • Последовательно выполнять деление данного числа и получаемых целых частных на основание новой системы счисления до тех пор, пока не получиться частное, меньше делителя.

  • Выписать полученные остатки, являющиеся  цифрами числа в новой системе счисления, начиная с последнего остатка.

Пример 1. Перевести число 9710 в двоичную систему счисления.

97

48

24

12

6

3

1

2

2

2

2

2

2


1

0

0

0

0

1


Получаем 9710 = 11000012

Пример 2. Перевести число 12610 в восьмеричную систему счисления6

126

15

1

8

8


6

7


Получаем 12610 = 1768


Пример 3. Перевести число 18010 в шестнадцатеричную систему счисления

180

11(В)

16


4


Получаем 18010 = В416

Правило перевода правильных дробей из десятичной системы счисления в любую другую.

  • Последовательно умножаем данное число и получаем дробные части произведения на основание новой системы счисления до тех пор, пока дробная часть произведения не станет равна нулю или не будет достигнута требуемая точность представления числа.

  • Составить дробную часть числа в новой системе счисления, начиная с целой части первого произведения.

Пример 4. Перевести число 0,6562510 в восьмеричную систему счисления

  0,  65625

*        8

 5    25000

 2    00000

Получаем: 0,6562510 = 0,528

Пример 5. Перевести число 0,6562510 в шестнадцатеричную систему счисления

 0,        65625

*               16

 10(А) 50000

                 16

 8          00000

Получаем: 0,6562510 = 0,А816


V Подведение итогов. Сформировали правила перевода чисел из одной системы счисления в другую. Выставление оценок.

А теперь приклейте смайлик, с соответствующим вашему настроению, напротив той записи, которую считаете нужной: мне понравился урок, я все понял

мне понравился урок, но я не все понял

мне не понравился урок, я ничего не понял

Домашнее задание.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Информатика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока "Перевод чисел из одной системы счисления в другую"

Автор: Опимах Людмила Эрвиновна

Дата: 18.02.2017

Номер свидетельства: 393198

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(273) "Конспект урока: " Системы счисления: двоичная, восьмеричная, десятичная, шестнадцатеричная. Перевод целых чисел из одной системы счисления в другую "."
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_uroka_sistiemy_schislieniia_dvoichnaia_vos_mierichnaia_diesiatichnaia_"
    ["file_id"] => string(6) "360190"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1479480894"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "План-конспект урока по теме "Системы счисления. Магия чисел" "
    ["seo_title"] => string(68) "plan-konspiekt-uroka-po-tiemie-sistiemy-schislieniia-maghiia-chisiel"
    ["file_id"] => string(6) "223069"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1437195761"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "Конспект урока по теме "Системы счисления" "
    ["seo_title"] => string(47) "konspiekt-uroka-po-tiemie-sistiemy-schislieniia"
    ["file_id"] => string(6) "102301"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402494783"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(173) "Конспект урока на тему: "Система счисления. Перевод чисел из одной системы счисления в другой." "
    ["seo_title"] => string(105) "konspiekt-uroka-na-tiemu-sistiema-schislieniia-pierievod-chisiel-iz-odnoi-sistiemy-schislieniia-v-drughoi"
    ["file_id"] => string(6) "136214"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417072628"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(136) "Конспект урока на тему "Перевод чисел из одной системы счисления в другую" "
    ["seo_title"] => string(84) "konspiekt-uroka-na-tiemu-pierievod-chisiel-iz-odnoi-sistiemy-schislieniia-v-drughuiu"
    ["file_id"] => string(6) "141480"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418131024"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства