Проверка домашнего задания: фронтальный опрос по вопросам.
Изучение нового материала
Информация в компьютере представляется в двоичном виде.
Почему была выбрана именно двоичная запись?
Какие действия с двоичными числами может производить компьютер?
Попытаемся ответить на эти вопросы (презентация Урок 3\Системы счисления.ppt).
Как мы записываем и читаем числа в повседневной жизни?
При записи чисел значение каждой цифры зависит от ее местоположения в числе. Место для цифры называется разрядом, а количество цифр в числе – разрядностью числа. Разряды нумеруются справа налево и каждому разряду соответствует степень основания:
РАЗРЯД 3 2 1 0 Название Степень
ЧИСЛО 1 9 9 9 разряда основания
Единицы 100
Десятки 101
Сотни 102
Тысячи 103
Развернутая форма числа
В позиционной системе счисления любое вещественное число может быть представлено в форме:
Aq = +-(an-1*qn-1 + an-2 * qn-2 +….+a0* q0 + a-1*q-1 + a-2*q-2 + … + am * qm)
Здесь:
А – само число, q – основание системы счисления, ai - цифры данной системы счисления (an-2; an-1 и др.)
n – число разрядов целой части числа, m – число разрядов дробной части числа
Пример 1: Записать в развернутом виде число А10 = 4718,63
Пример 2. Записать в развернутом виде число А8 = 7764,1
Пример 3. Записать в развернутом виде число А16 = 3AF
Перевод чисел из любой системы счисления в десятичную.
Правило:
Представьте число в развернутой форме.
Найдите сумму ряда. Полученное число является значением числа в десятичной системе счисления.
Пример 4. Переведем число 11112 в десятичную систему счисления.
Запишем число в развернутой форме:
Найдем сумму ряда: 23+22+21+20=1510
Пример 5. Переведем число 0,1235
Запишем число в развернутой форме:
Найдем сумму ряда: 0,2+0,08+0,024=0,30410
Пример 6. Переведем число 16,48
Запишем число в развернутой форме:
Найдем сумму ряда: 8+6+0,5=14,510
Закрепление изученного материала.
Упражнение 1. Запишите в развернутом виде следующие числа:
А) А10 = 3457,78
Б) А5 = 231,44
В) А16 = Е23С,1А
Г) А2 2 = 11001,101
Упражнение 2. Запишите в десятичной системе счисления следующие числа:
Проверка домашнего задания: фронтальный опрос по вопросам.
Задание: Заполните таблицу
Число
Система счисления
Основание СС
Десятичное представление
3428
10001,1012
112,510
Изучение нового материала
Сформулировать правило перевода.
Чтобы найти цифры двоичного числа, нужно десятичное число делить на основание 2 до тех пор, пока частное не станет меньше делителя. Выписать последнее частное и остатки от деления в обратном порядке.
Как выполнить обратное преобразование числа (то есть его декодирование)?
Для перевода числа в десятичную систему счисления нужно записать его в развернутом
Для того чтобы воспользоваться более короткой записью двоичного кода в родственной СС, можно воспользоваться Таблицей 3 из учебника.
Сформулировать правило перевода чисел и решить примеры из текста параграфа.
Чтобы перевести число из двоичной системы в восьмеричную или шестнадцатеричную, его нужно разбить влево и вправо от запятой на триад (по три цифры для восьмеричной) или тетрады (по четыре цифры для шестнадцатеричной) и каждую такую группу заменить соответствующей восьмеричной (шестнадцатеричной) цифрой.
Правило перевода целых чисел из десятичной системы счисления в любую другую.
Последовательно выполнять деление данного числа и получаемых целых частных на основание новой системы счисления до тех пор, пока не получиться частное, меньше делителя.
Выписать полученные остатки, являющиеся цифрами числа в новой системе счисления, начиная с последнего остатка.
Пример 1. Перевести число 9710 в двоичную систему счисления.
97
48
24
12
6
3
1
2
2
2
2
2
2
1
0
0
0
0
1
Получаем 9710 = 11000012
Пример 2. Перевести число 12610 в восьмеричную систему счисления6
126
15
1
8
8
6
7
Получаем 12610 = 1768
Пример 3. Перевести число 18010 в шестнадцатеричную систему счисления
180
11(В)
16
4
Получаем 18010 = В416
Правило перевода правильных дробей из десятичной системы счисления в любую другую.
Последовательно умножаем данное число и получаем дробные части произведения на основание новой системы счисления до тех пор, пока дробная часть произведения не станет равна нулю или не будет достигнута требуемая точность представления числа.
Составить дробную часть числа в новой системе счисления, начиная с целой части первого произведения.
Пример 4. Перевести число 0,6562510 в восьмеричную систему счисления
0, 65625
* 8
5 25000
2 00000
Получаем: 0,6562510 = 0,528
Пример 5. Перевести число 0,6562510 в шестнадцатеричную систему счисления
0, 65625
* 16
10(А) 50000
16
8 00000
Получаем: 0,6562510 = 0,А816
V Подведение итогов. Сформировали правила перевода чисел из одной системы счисления в другую. Выставление оценок.
А теперь приклейте смайлик, с соответствующим вашему настроению, напротив той записи, которую считаете нужной: мне понравился урок, я все понял