1-ий урок по теме «Электронные таблицы».
- формирования умения создания, редактирования, форматирования и выполнения простейших вычислений в электронных таблицах.
Этап учебного занятия | Время | Цель | Компетенции | Методы | Формы | Используемые дистанционные ресурсы или их компоненты |
Знания | Умения |
I. Целеполагание. | 2 мин | Подвести к цели урока | | | | Фронтальный опрос | Презентация «Электронные таблицы |
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Приветствие. Тема урока. - Ребята! Кто скажет, что мы изучаем уже несколько уроков? - Перед вами на доске записаны различные понятия. Определите каждый для себя, что из перечисленного вы уже знаете и умеете, а что ещё нет. То, что известно, передвинем в верхнюю часть слайда. 3. Исходя из этого, сформулируйте цель нашего урока, чему должны научиться. | -Различного вида таблицы.(Слайд 1) - Учащиеся называют уже известные им понятия, которые учитель передвигает в верхнюю часть слайда, в нижней части останутся неизученные понятия. (Слайд 2) - В результате деятельности учащихся (их ответов) в нижней части останется: - Электронные таблицы; - Работать с табличным процессором. (Слайд 3) - Узнать что такое электронные таблицы; - учиться работать с табличным процессором. |
Этап учебного занятия | Время | Цель | Компетенции | Методы | Формы | Используемые дистанционные ресурсы или их компоненты |
Знания | Умения |
II. Актуализация знаний | 2 мин | | | | | Фронтальный опрос | Презентация «Электронные таблицы |
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
- На прошлом уроке мы говорили о вычислительных таблицах реализуемых средствами текстового процессора Writer. Соотнесите на слайде: - понятия и их определения, - изображения таблиц и их типы. Устная работа в группах – 2 мин. Учитель на интерактивной доске соотносит пары (понятие – определение) в соответствии с ответами учащихся. | Представители групп по очереди отвечают. (Слайд 4, 5) |
Сейчас я предлагаю вам решить небольшую задачу. Для этого мы поработаем в группах. Текст задачи: Количество месяцев в году умножить на порядковый номер июля в своем сезоне, к полученному результату прибавить количество исполнителей в двух квартетах, деленное на количество сторон в прямоугольнике. Сколько получилось? | Решают задачу и отвечают на поставленный вопрос: 1. ответ: 8 |
Для нас с вами не представляет трудностей обработка чисел, но зачем утруждать себя, когда на помощь может прийти компьютер? Сегодня мы начинаем знакомство с программой, которая предназначена для обработки числовой информации. Тема сегодняшнего урока «Электронные таблицы». | 3. В тетради записывают тему урока «Электронные таблицы» |
Этап учебного занятия | Время | Цель | Компетенции | Методы | Формы | Используемые дистанционные ресурсы или их компоненты |
Знания | Умения |
III. Изучение нового материала План Что такое электронные таблицы сферы применения электронных таблиц Структурные элементы таблицы Основные типы данных | 15 мин | Дать понятие об электронной таблице, её основных структурных элементах и типах данных. | Основные функции и назначение электронных таблиц; Элементы таблицы: строки, столбцы, ячейки; Типы данных. | | Объяснительно - иллюстративный | Рассказ, беседа | Презентация «Электронные таблицы» |
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Выводит на экран содержимое презентации «Электронные таблицы» Слайд1 Тема урока «Электронные таблицы» Слайд 2 Примеры применения электронных таблиц на практике - Для чего же нужны ЭТ и где их можно применить? Вспомним математику. Нам дали уравнение функции и необходимо построить её график. Что мы будем делать? Электронные таблицы позволяют сделать это с затратой минимума усилий. Рассмотрим пример электронной таблицы, в которой представлен график квадратичной функции. Слайд 3 Электронная таблица -Что же представляет собой электронная таблица? Само приложение имеет стандартный вид: строка, меню, панель инструментов, линейки прокрутки, рабочее поле… Слайд 4 Рабочее поле - Но есть и ряд особенностей. Рабочее поле имеет вид таблицы, в которой 65536 строк и 256 столбцов. На пересечении строк и столбцов находятся ячейки, каждая из которых имеет своё уникальное имя, состоящее из заголовка столбца и строки. Попробуем определить имена выделенных ячеек. Слайд 5 Файл Microsoft Excel - Любой файл, созданный в приложении Microsoft Excel,принято называть книгой, изначально в каждой книге 3 листа, но можно их удалять, добавлять, переименовывать, копировать и т. д. Слайды 6,7,8,9 Типы данных - В ячейках электронной таблицы могут содержаться данные различных типов. Естественно, это числа, так как в первую очередь ЭТ предназначены для обработки числовой информации; чтобы не заблудиться в разнообразии цифр нам понадобится поясняющий текст и, конечно же, формулы, по которым и будет происходить обработка числовой информации. 3. Дидактическая игра «Истина-ложь». Она же физкультминутка. Ребятам зачитываются утверждения. Согласные с данным высказыванием встают. Недоверчивые остаются сидеть на месте. Игра «Истина-ложь» Истинно ли утверждение, что: Можно изменить размеры столбцов и строк электронной таблицы. Существует ячейка с адресом 23А. С помощью программы Excel можно проводить тестирование. Программа Excel используется банковскими служащими. При написании формулы обязательно используется знак + В программе Excel 65536 столбцов. Основным документом MS Excel является лист. Формула может содержать адреса ячеек. С помощью программы Excel можно строить диаграммы. | Отвечают: - Рассчитывать значения функции для произвольно выбранных значений аргумента и строить график по точкам. Слушают объяснение Называют имена ячеек: А1, С4, В6, D7 Слушают объяснение Слушают объяснение Истина Ложь Истина Истина Ложь Истина Ложь Истина Истина |
Этап учебного занятия | Время | Цель | Компетенции | Методы | Формы | Используемые дистанционные ресурсы или их компоненты |
Знания | Умения |
IV. Закрепление нового материала, получение практических навыков работы с ЭТ | 20мин | Познакомиться с приложением Microsoft Excel; Научиться работать с элементами ЭТ; Научиться создавать простейшие таблицы для расчётов. | | | Индивидуальная работа за компьютером | Работа по алгоритму (практическая работа) | |
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
- Более подробно ознакомиться с приложением Microsoft Excel я предлагаю вам в ходе практической работы, текст которой вы найдёте у своих компьютеров, но прежде давайте повторим правила техники безопасности. Нельзя самостоятельно, без разрешения учителя, включать и выключать компьютеры. Нельзя касаться тыльной стороны компьютера и проводов. Нельзя работать мокрыми руками и во влажной одежде. Нельзя нажимать клавиши ручкой или карандашом. Нельзя ходить по классу, вставать со своего места. В случае неисправности компьютера или при обнаружении запаха гари — подозвать учителя или лаборанта. Взгляд на монитор должен падать перпендикулярно плоскости монитора на расстояние не менее 50 см. | Распределяются за компьютерные столы и начинают выполнение практической работы. |
Этап учебного занятия | Время | Цель | Компетенции | Методы | Формы | Используемые дистанционные ресурсы или их компоненты |
Знания | Умения |
V. Подведение итогов, контроль | 1-2 мин | | | | | | Приложение 1 |
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Вопрос: - Итак, ребята, что на уроке вы сегодня освоили? - Какие знания вам потребовались для этого? А теперь, вернемся к поставленным нами целям урока и каждый для себя ответит, добился ли он этих целей. Ответим на вопросы - что такое электронные таблицы? - OOCalc; - умеем работать с табличным процессором. - Молодцы, все поработали хорошо, со всеми заданиями справились. | Ответ: - Ответы учащихся. - перечисляют полученные практические навыки - Ответы учащихся |
Этап учебного занятия | Время | Цель | Компетенции | Методы | Формы | Используемые дистанционные ресурсы или их компоненты |
Знания | Умения |
VI. Рефлексия. | 1-2 | | | | | | |
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
- Понравился ли вам сегодняшний урок? - Что больше всего? - Где были трудности, почему? - Попробуйте сами оценить свою работу на уроке. У вас на столах лежат листы с лесенками из трех ступенек. На какую ступеньку вы бы себя поставили в каждом случае? (Отметьте кружком). | - Ответы учащихся. Работают с раздаточным материалом |
Этап учебного занятия | Время | Цель | Компетенции | Методы | Формы | Используемые дистанционные ресурсы или их компоненты |
Знания | Умения |
VII. Домашнее задание | 1-2 | | | | | | Приложение 2 |
Домашнее задание: Составить таблицы для решения задач (условие задачи индивидуально) | Вытягивают карточку с домашней задачей. |
Приложение 1. Перечень примерных задач для домашнего задания
и т. д.