Урок предназначен для учащихся 5 класса. Урок изучение нового материала. Данный урок имеет 9 этапов, из них: организационный момент, подготовка учащихся к работе на основном этапе (актуализация опорных знаний), постановка задачи, этап усвоения новых знаний и способов действий, этап первичной проверки понимания изученного, закрепления новых знаний и способов действий, этап коррекции знаний и способов действий, этап информации о домашнем задании и подведение итогов урока.В плане урока говорится о понятии операционной системы, видах и типах, также о трех основых частях опреационной системы. Для закреплния использовала кроссоврд состоящий из 7 вопросов, к нему имеется презентация и раздаточный материала с вопросами.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
- Содействовать развитию у учащихся умений работать с настройками операционной системы.
Воспитательные:
- Способствовать формированию познавательного интереса к предмету;
- Обеспечить развитие у школьников монологической и диалогической речи.
Тип урока: урок по изучению и первичному закреплению новых знаний.
Оборудование и программное обеспечение: презентация MS PowerPoint.
План урока:
I Организационный этап.
II Подготовка учащихся к работе на основном этапе.
III Постановка задачи.
IV Этап усвоения новых знаний и способов действий.
V Этап первичной проверки понимания изученного, закрепления новых знаний и способов действий.
VII Этап коррекции знаний и способов действий
VIII Этап информации о домашнем задании
IХ Подведение итогов урока.
Ход урока:
I Организационный этап.
- приветствие, фиксация отсутствующих;
- проверка подготовленности учащихся к учебному занятию;
- проверка подготовленности классного помещения к занятию;
- организация внимания школьников;
- раскрытие общей цели урока и плана его проведения.
II Подготовка учащихся к работе на основном этапе (актуализация опорных знаний).
1. Что такое компьютер?
2. Какие основные устройства компьютера вы знаете?
3. Что такое процессор?
4. Что такое оперативная память?
5. Что такое жесткий диск?
III Постановка задачи.
Учитель: Ребята, мы начинаем изучение новой темы «Понятие операционной системы». Сегодня на уроке мы рассмотрим вопросы: «Что такое операционная система?», «Классификация операционных систем».
IV. Этап усвоения новых знаний и способов действий.
Именно операционная система организует всю работу компьютера по обработке данных. Она организует диалог с пользователем, управляет устройствами и ресурсами компьютера, обеспечивает защиту данных, выполняет различные сервисные функции по запросам пользователя и программ и т.д.
Без операционной системы доступ к аппаратуре и программам современного компьютера совершенно невозможен. Все аппаратные, а также программные средства предоставляются пользователю только через посредника – операционной системы.
Операционная система (ОС) – это совокупность программ, которые предназначены для управления компьютером и вычислительными процессами, а также для организации взаимодействия пользователя с аппаратурой.
Каждая ОС состоит как минимум из трех обязательных частей:
Ядро – командный интерпретатор, «Переводчик» с программного языка на «железный», язык машинных кодов.
Драйвер – программы для управления различными устройства, входящими в состав компьютера. Каждому устройству соответствует свой драйвер, например, драйвер принтера, драйвер сканера и т.д.
Интерфейс – способ общения – внешний вид программной среды, служащий для обеспечения диалога с пользователем. Очень важен способ общения человека с компьютером, насколько он понятен, прост и «дружествен».
На персональных компьютерах можно наблюдать два варианта интерфейса –командный и оконный. В операционных системах с графическим интерфейсом пользователь может вводить команды с помощью мыши, а в режиме командной строки необходимо вводить команды с помощью клавиатуры.
Классификация операционных систем.
По числу одновременно выполняемых процессов ОС делятся на два вида:
- однозадачные (MS DOS) – допускают только последовательное выполнение задач;
- многозадачные (UNIX, WINDOWS) – допускают параллельное выполнение задач.
Основное отличие многозадачных ОС от однозадачных в том, что программы работают параллельно, не мешая друг другу. Например, вы можете одновременно играть с компьютером в шахматы и слушать музыку, запущенную с компьютера.
Вторым признаком классификации является поддержка многопользовательского режима. Различают:
- однопользовательские (MS DOS) – обеспечивают работу на компьютере только одного пользователя;
- в многопользовательской операционной системе с мощным компьютером поддерживают одновременно работу нескольких пользователей (UNIX, WINDOWS).
Следующим признаком классификации ОС является командный и графический интерфейс, о которых мы говорили ранее.
Мы с вами начинаем изучение самой распространенной на сегодняшний день операционной системы Windows. Windows в переводе с английского языка – окно.
V. Этап первичной проверки понимания изученного, закрепления новых знаний и способов действий.
Учитель предлагает небольшой кроссворд на тему: «Операционная система» (приложение 2, приложение 3).
Вопросы к кроссворду «Операционная система»:
Внешний вид программной среды, при котором пользователь вводит команды с помощью клавиатуры (Командный).
Удобная оболочка операционной системы, с которой общается пользователь (Интерфейс).
Вид операционной системы, допускающий только последовательное выполнение задач (Однозадачная).
Вид интерфейса, при котором пользователь вводит команды с помощью мыши (Графический).
Человек, работающий за компьютером. (Пользователь).
Кем является операционная система в общении между компьютером и пользователем (Посредник).
Командный интерпретатор (Ядро).
VIЭтап коррекции знаний и способов действий.
Организация деятельности учащихся по коррекции выявленных пробелов в знаниях и способах действий в рамках изученной темы.
Учитель: Какие вопросы вызвали у вас затруднение?
VII Этап информации о домашнем задании.
выучить основные определения;
VIII Подведение итогов урока.
Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся. Инициировать и интенсифицировать рефлексию учащихся по поводу своего психоэмоционального состояния, мотивации, своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками.