kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока на тему "Алгоритмы поиска компонента со свойствами, указанными в условии задачи"

Нажмите, чтобы узнать подробности

I Организация класса. Объявление темы и целей урока.

-Здравствуйте, садитесь.

-Какую тему на уроках информатики мы изучаем?

-Чем отличаются массивы от раннее изученных типов данных?

-В виде чего можно представить элементы одномерный массив?

-Какое ещё понятие носит одномерный массив?

-Сегодня мы продолжим работу над этой интересной темой и эпиграфом к уроку я взяла слова Гюстава Гийома:

 «Дорогу осилит идущий, а информатику – мыслящий».

Работать мы будем с  маршрутным листом, который есть у каждого на столах, заполните свои данные. К нему прилагается оценочная карточка, в которой вы будете регистрировать свои результаты по пути следования.

Тема нашего урока «Алгоритмы поиска компонента массива со свойствами, указанными в условии задачи»

Цель - сформировать способности  описывать алгоритмы поиска компонентов массива, обладающих  определёнными свойствами по условию задачи; научиться писать программы, реализующие алгоритмы поиска компонентов массива, обладающих  определёнными свойствами по условию задачи.

II.1.Актуализация  полученных знаний

- Итак, мы отправляемся в путь и на  первой  станции вам предлагается оформить   «Визитку для данного  одномерного массива».  Время стоянки 3 минуты

  1. Одномерный  массив это________________________
  2. Ключевое слово  типа данных массив-______________.
  3.  Имя  массива- __________ .
  4. Массив состоит из _____________________________________
  5. В записи А[2]=8,  2 обозначает __________ .
  6. В записи А[2]=8,  8 обозначает _________.
  7. Описать массив через раздел переменных:
  8. Описать массив через раздел типов:
  9. Ввод значений элементов массива с клавиатуры: 

     for  i := 1 to  n  do   ________(А[i]);

10. Вывод элементов массива:

а) for  i := 1 to  n  do ___________(А[i], '  ');       б)  for  i := 1 to  n  do ______________(А[i]);

(Заполняют маршрутный лист.)Проверяют.Заполняют оценочную карточку.

2.Проверка домашнего задания.

-Следующая станция « Информационная».

Время стоянки 5 минут.

- Необходимо  прокомментировать следующую программу:

Program  P77;

var x: array [1..5] of real;                                                                                                                  

  i : integer;

  s:real;

Begin

     writeln (‘ Введите 5 чисел:’);

     for i:=1 to 5 do readln (x[i]);

     writeln (‘ Были введены:’);

     for i:=1 to 5 do  writeln(x[i]);

     s:= 0;

     for i:=1 to 5 do s:=s+x[i];

     writeln (‘Сумма=’, s);

     readln

   End.

-Какие есть вопросы?

-Заполните маршрутный лист.

Комментирует 1 ученик. Все слушают. Задают вопросы.Заполняют маршрутный лист и  оценочную карточку.

III Объяснение нового материала.

-Очень важно при решении задач правильно выполнить обработку массива. Для этого надо знать простейшие алгоритмы.

 Следующая станция  «Алгоритмическая».  Время стоянки 5 минут.

 Основными  методами обработки массивов являются арифметические операции над элементами массива и поиск элемента массива по указанному свойству.

. -В практике есть много задач, в которых необходимо выполнить арифметические действия  не со всеми элементами  массива, а с элементами массива по заданному свойству, например, с чётными или нечётными элементами массива,   с положительными или отрицательными значениями  массива . В таких случаях используют   алгоритмы поиска компонента массива со свойствами, указанными в условии задачи.

Схема поиска имеет вид:

If <логическое выражение> then

Если условие истинно, тогда выполняется

арифметическая операция

s := 0;

for  i := 1 to  n  do

           if   <условие поиска>

                 then  s := s + А[i];

P := 1;                     
for i := 1 to n do

                if   <условие поиска>

                    then   P := P* А[i];

k := 0;

for  i := 1 to  n  do

              if   <условие поиска>

                then  k := k + 1;

Есть такие задачи, в которых необходимо найти максимальный или минимальный элемент массива. Тогда мы используем

алгоритм нахождения максимального элемента массива .Рассмотрите в таблице данный алгоритм.

max := А[1];

for  i := 2 to  n  do

               if   А[i] > max 

               then  max := А[i];

IV Практическая работа.

Чтобы научиться использовать данные алгоритмы, мы двигаемся дальше и делаем остановку на станции «Практическая».     

1)  Дан целочисленный одномерный массив, состоящий из  5  элементов. Найти сумму и произведение нечетных элементов, кратных 3.

-Составим алгоритм решения задачи. Сколько условий в данной задаче?  Какие? 

-Найдите файл primer 1. pas с шаблоном к данной задаче, вставьте заданное условие и запустите программу. Какой результат получился при тестировании.

 2) Дан целочисленный одномерный массив, состоящий из  5  элементов.  Найти количество тех элементов, значения которых положительны и не превосходят заданного натурального числа Х.

-Найдите файл с шаблоном primer 2. pas к данной задаче, вставьте пропущенный фрагмент и запустите программу. Какой результат получился при тестировании?                                                         

 3) Что выводит на экран следующая программа?

Program Primer3;

             {Eroare}

Var A: array[1..5] of Integer;

      i :  integer;

Begin

          for i:=1 to 5 do readln (X[i]);  

          for i:=1 to 5 do 

                   if (A[i] mod 2 = 0) and (i mod 2<>0)

         writeln (‘ номер элемента массива=’, i);

         readln

  End.

Исправить  в шаблоне Primer3. pas  допущенные ошибки.  Запустить программу на выполнение. Сохранить программу.

4) Дан целочисленный одномерный массив, состоящий из  5  элементов.

 Написать программу, которая определяет  максимальный (минимальный) элемент массива.

Запускают файл, дорабатывают программу, тестируют  программу.

Заполняют оценочную карточку.

V.Подведение итогов.

Станция8 . «Рефлексия». 

   Время стоянки-3 минуты.   

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я понял, что…

теперь я могу…

я приобрел…

я научился…

у меня получилось …

я смог…

я попробую…

мне захотелось

Высказывают мнение.

VI.Оценивание.Домашнее задание.

Станция 9.   «Конечная». 

   Время стоянки-2 минуты                                                                                                                            Домашнее задание:   § 4.1  стр.120  задача5 ,6

Подводят итоги в оценочных карточках.

Записывают домашнее задание.

 

 

 

Просмотр содержимого документа
«конспект урока на тему "Алгоритмы поиска компонента со свойствами, указанными в условии задачи" »

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

время

примечание

I

Организация класса. Объявление темы и целей урока.

-Здравствуйте, садитесь.

-Какую тему на уроках информатики мы изучаем?

-Чем отличаются массивы от раннее изученных типов данных?

-В виде чего можно представить элементы одномерный массив?

-Какое ещё понятие носит одномерный массив?

-Сегодня мы продолжим работу над этой интересной темой и эпиграфом к уроку я взяла слова Гюстава Гийома:

«Дорогу осилит идущий, а информатику – мыслящий».

Работать мы будем с маршрутным листом, который есть у каждого на столах, заполните свои данные. К нему прилагается оценочная карточка, в которой вы будете регистрировать свои результаты по пути следования.

Тема нашего урока «Алгоритмы поиска компонента массива со свойствами, указанными в условии задачи»

Цель - сформировать способности описывать алгоритмы поиска компонентов массива, обладающих определёнными свойствами по условию задачи; научиться писать программы, реализующие алгоритмы поиска компонентов массива, обладающих определёнными свойствами по условию задачи.


-Одномерные массивы.


-Массивы относятся к составным типам данных.

-В виде табличных величин линейной таблицы.

- Понятие вектор.



II.

1.Актуализация полученных знаний.

























- Итак, мы отправляемся в путь и на первой станции вам предлагается оформить «Визитку для данного одномерного массива». Время стоянки 3 минуты.


i

1

2

3

4

5

A[i]

-6

8

27

31

9






















Проверим.

  1. Одномерный массив это________________________

  2. Ключевое слово типа данных массив-______________.

  3. Имя массива- __________ .

  4. Массив состоит из _____________________________________

  5. В записи А[2]=8, 2 обозначает __________ .

  6. В записи А[2]=8, 8 обозначает _________.

  7. Описать массив через раздел переменных:



  1. Описать массив через раздел типов:





  1. Ввод значений элементов массива с клавиатуры:

for i := 1 to n do ________(А[i]);

  1. Вывод элементов массива:

а) for i := 1 to n do ___________(А[i], ' '); б) for i := 1 to n do ______________(А[i]);

Заполняют маршрутный лист.

Проверяют.

Заполняют оценочную карточку.




2.Проверка домашнего задания.

-Следующая станция « Информационная».

Время стоянки 5 минут.

- Необходимо прокомментировать следующую программу:

Program P77;

var x: array [1..5] of real;

i : integer;

s:real;

Begin

writeln (‘ Введите 5 чисел:’);

for i:=1 to 5 do readln (x[i]);

writeln (‘ Были введены:’);

for i:=1 to 5 do writeln(x[i]);

s:= 0;

for i:=1 to 5 do s:=s+x[i];

writeln (‘Сумма=’, s);

readln

End.

-Какие есть вопросы?






-Заполните маршрутный лист.

Комментирует 1 ученик. Все слушают.
















Задают вопросы.



Отвечает.


Заполняют маршрутный лист и оценочную карточку.



III

Объяснение нового материала.

-Очень важно при решении задач правильно выполнить обработку массива. Для этого надо знать простейшие алгоритмы.

Следующая станция «Алгоритмическая». Время стоянки 5 минут.

Основными методами обработки массивов

являются арифметические операции над элементами массива и поиск элемента массива по указанному свойству.

1. Укажите соответствие между известным алгоритмом и его описанием.

Проверим.



2. -В практике есть много задач, в которых необходимо выполнить арифметические действия не со всеми элементами массива, а с элементами массива по заданному свойству, например, с чётными или нечётными элементами массива, с положительными или отрицательными значениями массива . В таких случаях используют алгоритмы поиска компонента массива со свойствами, указанными в условии задачи.

Схема поиска имеет вид:

If then

Если условие истинно, тогда выполняется

арифметическая операция

s := 0;

for i := 1 to n do

if

then s := s + А[i];

P := 1;
for i := 1 to n do

if условие поиска

then P := P* А[i];

k := 0;

for i := 1 to n do

if

then k := k + 1;

Есть такие задачи, в которых необходимо найти максимальный или минимальный элемент массива. Тогда мы используем

алгоритм нахождения максимального элемента массива.

Посмотрите на экран.

Рассмотрите в таблице данный алгоритм.






Отвечают.







Указывают.


Проверяют.














Рассматривают таблицу. Коментируют алгоритмы.



















Просмотр видео урока.


max := А[1];

for i := 2 to n do

if А[i] max

then max := А[i];



IV

Практическая работа.

Чтобы научиться использовать данные алгоритмы, мы двигаемся дальше и делаем остановку на станции «Практическая».

1) Дан целочисленный одномерный массив, состоящий из 5 элементов. Найти сумму и произведение нечетных элементов, кратных 3.

Составим алгоритм решения задачи.

Сколько условий в данной задаче? Какие?

-Найдите файл primer 1. pas с шаблоном к данной задаче, вставьте заданное условие и запустите программу. Какой результат получился при тестировании?

Решим следующую задачу.



2) Дан целочисленный одномерный массив, состоящий из 5 элементов. Найти количество тех элементов, значения которых положительны и не превосходят заданного натурального числа Х.

-Найдите файл с шаблоном primer 2. pas к данной задаче, вставьте пропущенный фрагмент и запустите программу. Какой результат получился при тестировании?





3) Что выводит на экран следующая программа?

Program Primer3;

{Eroare}

Var A: array[1..5] of Integer;

i : integer;

Begin

for i:=1 to 5 do readln (X[i]);

for i:=1 to 5 do

if (A[i] mod 2 = 0) and (i mod 20)

writeln (‘ номер элемента массива=’, i);

readln

End.

Исправить в шаблоне Primer3. pas допущенные ошибки. Запустить программу на выполнение. Сохранить программу.




4) Дан целочисленный одномерный массив, состоящий из 5 элементов.

Написать программу, которая определяет максимальный (минимальный) элемент массива.

5) Одновременно на доске будет решаться задача, в которой условие тоже, но надо найти порядковый номер минимального

элемента.











Отвечают.

Устно решают.

Запускают файл, дорабатывают программу, тестируют программу.

Тестирование программы 1 балл

Начальные данные

Результат

-6 8 27 31 9


Заполняют оценочную карточку.








Запускают файл, дорабатывают программу, тестируют программу.

Тестирование программы 2 балла

Начальные данные

Результат

-6 8 27 31 9



Заполняют оценочную карточку


Программа выводит на экран номера чётных элементов массива, стоящих на нечётных местах.






Запускают файл, исправляют ошибки, тестируют программу.

Тестирование программы 1 балл

Начальные данные

Результат

-6 8 27 31 9


Заполняют оценочную карточку



Составляют программу, тестируют полученный результат.

Тестирование программы 4 балла

Начальные данные

Результат

-6 8 27 31 9


Ученик решает на доске задачу и комментирует.



V.

Подведение итогов.

Станция8 . «Рефлексия».

Время стоянки-3 минуты.

  • сегодня я узнал…

  • было интересно…

  • было трудно…

  • я понял, что…

  • теперь я могу…

  • я приобрел…

  • я научился…

  • у меня получилось …

  • я смог…

  • я попробую…

  • мне захотелось

Высказывают мнение.



VI.

Оценивание.

Домашнее задание.

Станция 9. «Конечная».

Время стоянки-2 минуты

Домашнее задание: § 4.1 стр.120 задача5 ,6

Подводят итоги в оценочных карточках.

Записывают домашнее задание.























Дидактический проект урока

Дата: 04.06.14

Учебная дисциплина: Информатика

Класс: IX

Учитель: Барбарова Аурика Леонидовна

Модуль6: Одномерные составные типы данных Одномерные массивы и строки.

Тема урока: Тип данных одномерный массив. Алгоритмы поиска компонента со свойствами, указанными в условии задачи.

Тип урока: формирование способностей применять предусмотренные целями знания.

Продолжительность: 45 мин

Место проведения: кабинет информатики

Начальный уровень класса (знания и предварительные навыки):

Учащиеся знакомы с основными понятиями.

Специфические компетенции:

  • Формирование научного видения информационной компоненты современного общества.

  • Разработка информационных моделей объектов, систем и процессов, наиболее часто встречаемых в повседневной деятельности.

  • Применение методов алгоритмизации, формализации, анализа, синтеза и программирования для решения задач, связанных с цифровой обработкой информации.

  • Преобразование наиболее часто применяемых алгоритмов в программы, записанные на языке программирования высокого уровня.

Субкомпетенции:

  • Описание, используя различные методы представления, алгоритмов, известных из курса изучаемых предметов..

  • Разработка алгоритмов решения задач из различных областей человеческой деятельности.

  • Преобразование разработанных алгоритмов в программы.

  • Тестирование программ и анализ полученных результатов..

Операциональные цели:

  • Распознавать необходимость применения одномерных массивов для представления данных решаемых задач;

  • Описывать, используя натуральный язык, алгоритмы поиска компонента массива, обладающего определёнными свойствами, указанными в условии задачи;

  • Писать программы, реализующие алгоритмы поиска в одномерных массивах компонента, обладающего определёнными свойствами.

Учебные ресурсы:

Кабинет информатики, проектор/системы воспроизведения звука, компьютера, постер с опорным конспектом по теме, Среда программирования Pascal

Цифровые дидактические ресурсы: презентация, используемая для разных видов деятельности

Библиографические ресурсы:

-Информатика. Куррикулум для VII-IX класса, Stiinta, Chisinau,2010.

-Анатол Гремальски, Сержиу Корлат, Андрей Брайков, Информатика. Учебник для IX класса, Stiinta, Chisinau,2010.

-Методический гид для учителя, Информатика

-Стандарты эффективности обучения.

Методы оценивания: традиционные: устное оценивание (устные вопросы), письменное оценивание (тестирование), практическое оценивание(практические виды деятельности).

альтернативные методы: тематическое исследование, самооценивание.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Информатика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Барбарова Аурика Леонидовна

Дата: 10.06.2014

Номер свидетельства: 101051

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства