kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока на тему: "Сортировка данных в БД"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: «Сортировка данных в БД». Цель: - образовательная: формировать понятие "сортировка информации", рассмотреть виды сортировок, познакомить с алгоритмом простой и вложенной сортировок, научить сортировать данные в Microsoft Access, формировать умение работать с конструктором запросов, развивать навыки по заполнению и редактированию базы данных; - развивающая: развивать алгоритмическое и логическое мышление, развивать умение работать в группе, развивать умение анализировать результаты своей работы; - воспитательная: воспитывать чувства ответственности, аккуратности. Тип урока: урок изучения нового материала.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему: "Сортировка данных в БД" »

Конспект урока по информатике для учащихся 11 класса средних общеобразовательных учреждений.

Выполнила: Чушкина А.С.

Тема урока: «Сортировка данных в БД».

Цель:

- образовательная: формировать понятие "сортировка информации", рассмотреть виды сортировок, познакомить с алгоритмом простой и вложенной сортировок, научить сортировать данные в Microsoft Access, формировать умение работать с конструктором запросов, развивать навыки по заполнению и редактированию базы данных;

- развивающая: развивать алгоритмическое и логическое мышление, развивать умение работать в группе, развивать умение анализировать результаты своей работы;

- воспитательная: воспитывать чувства ответственности, аккуратности.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Методы обучения: словесный, наглядный, практический.

Требования к знаниям, умениям, навыкам:

- учащиеся должны знать основные понятия MS Access;

- учащиеся должны уметь определять виды связей между таблицами в MS Access.

Оборудование урока:

  1. Презентация для сопровождения урока;

  2. Заранее заготовленная и записанная на всех компьютерах база данных "Небоскрёбы".

Учебно-методическое и программное обеспечение урока:

  1. «Информатика и ИКТ. Профильный уровень. 11 класс» Н. Д. Угринович, БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009 г. 308 с.;

  2. Microsoft Office Access 2007.





План урока:

  1. Организационный момент (2 мин.)

  2. Актуализация знаний учащихся (10 мин.)

  3. Изучение нового материала (15 мин.)

  4. Первичное закрепление нового материала (15 мин.)

  5. Подведение итогов и домашнее задание (3 мин.)

Ход урока.

  1. Организационный момент включает в себя приветствие учителем класса, проверку отсутствующих, готовность помещения к уроку.

  2. Учитель: Сегодня на уроке мы будем изучать новую тему. Чтобы узнать вам предстоит разгадать "Чайнворд" (слайд 1).

Вопросы к "Чайнворду":

  1. Один из видов моделей данных, в котором принята свободная связь между элементами разных уровней.

  2. Столбец табличной базы данных.

  3. Объект СУБД Access, предназначенный для поиска и отбора данных по заданному условию.

  4. Тип данных, который заполняется компьютером автоматически с вводом каждой новой записи.

  5. Основной объект СУБД Access, предназначенный для хранения данных.

  6. Объект СУБД Access, выводящий данные из таблиц в удобном для чтения виде.

  7. Один из видов моделей данных, в котором информация хранится в виде таблиц.

  8. Уникальное поле, записи которого не повторяются.

  9. Один из режимов работы с объектами СУБД Access (Режим, в котором создаётся структура таблицы).

  10. Строка табличной базы данных.

Ответы: 1 - сетевая, 2 - поле, 3 - запрос, 4 - счётчик, 5 - таблица, 6 - форма, 7 - реляционная, 8 - ключевое, 9 - конструктор, 10 - запись.

Ключевое слово - сортировка. Итак, тема сегодняшнего урока "Сортировка данных в БД". Записываем в тетрадь (слайд 2). Эпиграфом к уроку являются слова Александра Анатольевича Стекольникова: "Наш мир - не случайность, не хаос, - Есть система во всем".

Как вам известно, в реляционной базе данных записи хранятся в неупорядоченном виде. И сегодня вы должны научиться упорядочивать данные в СУБД Access.

  1. Учитель: Попробуйте самостоятельно сформулировать понятие "сортировка". Определение записываем в тетрадь.

(запись в тетрадях) (слайд 3)

Сортировка - это упорядочение записей по значениям одного или нескольких полей.

Учитель: Что происходит с данными?

(ожидаемый ответ: располагаются в определённой последовательности)

Учитель: В каком порядке выстраиваются данные?

(ожидаемый ответ: по возрастанию или убыванию)

Учитель: В каком порядке выстраиваются текстовые данные при сортировке по возрастанию?

(ожидаемый ответ: от А до Я)

Учитель: По убыванию?

(ожидаемый ответ: от Я до А)

Учитель: В каком порядке выстраиваются числовые данные при сортировке по возрастанию?

(ожидаемый ответ: от меньшего к большему)

Учитель: По убыванию?

(ожидаемый ответ: от большего к меньшему)

Учитель: (запись в тетрадях) Виды сортировки: простая и вложенная (слайд 4).

Далее учитель показывает на своём компьютере способы организации сортировки данных в СУБД Access. Все действия проецируются через мультимедийный проектор на экран.

Существует два способа (соответствующих видам сортировки).

1-й способ в режиме "Таблица":

  • открыть таблицу;

  • поместить курсор в поле, записи которого надо упорядочить;

  • выполнить последовательность команд меню [Записи - Сортировка - Сортировка по возрастанию] (или по убыванию) или с помощью соответствующих кнопок на панели инструментов (Рис. 1).

Рис. 1

2-й способ в режиме "Запросы" (создаётся запрос, в котором устанавливается необходимая сортировка):

  • в основном окне БД выбрать объект Запросы и Создание запросов в режиме Конструктора. Откроется два окна - Окно конструктора и Окно добавления таблицы, т.к. запросы создаются на основе таблиц и других запросов (Рис. 2);

Рис. 2

  • Окно конструктора состоит из двух частей; в верхней части отображается окно, содержащее структуру таблицы; нижняя часть - бланк запроса, в котором выбираются имена полей, тип сортировки и указываются условия отбора (Рис. 3);

Рис.3

  • ввести имена полей в строке Поле (можно выбрать имя из раскрывающегося списка, можно перетащить левой кнопкой мыши из верхней части окна, а можно осуществить двойной щелчок по имени поля из верхней части окна);

  • в строке Сортировка установить упорядочение записей для нужных полей;

  • закрыть Окно конструктора запросов и сохранить его;

  • в основном окне БД, в режиме работы с запросами, открыть созданный запрос.

Таблица "Небоскрёбы" после вложенной сортировки будет выглядеть так (Рис.4):

Рис.4

На основе показанных примеров учитель объясняет алгоритм упорядочения записей при вложенной сортировке.

  1. Перед выполнением практической работы учитель:

  • раздаёт учащимся дидактический материал с алгоритмом выполнения практической работы:

    Практическая работа

    «Сортировка информации в базе данных»

    Цель: научиться осуществлять в СУБД Access сортировку данных по одному полю и вложенную сортировку по нескольким полям.

    Задание 1. Произвести сортировку данных по возрастанию поочерёдно во всех полях таблицы «Небоскрёбы» БД «Небоскрёбы», затем по убыванию.

    Задание 2. В таблице «Небоскрёбы» БД «Небоскрёбы» произвести вложенную сортировку данных по возрастанию для текстового поля «Страна», текстового поля «Город» и числового поля «Высота (м)».

    Задание 3. Выполните любую сортировку в своей БД.

    Последовательность выполнения работы:

    Задание 1.

    1. Выберите из объектов Таблицы и откройте таблицу «Небоскрёбы».

    2. Поместите курсор в поле «Здание» и выполните последовательность команд меню [Записи – Сортировка – Сортировка по возрастанию].

    3. Повторите п.2 для всех остальных полей. Результат покажите учителю.

    4. Выполните самостоятельно сортировку поочерёдно во всех полях по убыванию. Результат покажите учителю.

    5. Закройте таблицу «Небоскрёбы».

    Задание 2.

    1. В основном окне БД выберите объект Запросы и Создание запросов в режиме Конструктора.

    2. В окне добавления таблицы выделите таблицу «Небоскрёбы», выберите Добавить, затем Закрыть.

    3. Двойным щелчком по каждому полю в верхней части окна переместите все поля в строку Поле.

    4. В строке Сортировка установите По возрастанию для полей «Страна», «Город» и «Высота (м)».

    5. Закройте окно конструктора запросов и сохраните его под именем Вложенная сортировка.

    6. В основном окне БД выберите объект Запросы и откройте созданный запрос, покажите результат учителю.

    Задание 3.

    1. Откройте свою БД.

    2. Выполните сортировку, пользуясь алгоритмами первого или второго задания.

    3. Результат покажите учителю.

  • озвучивает задание и указывает местоположение файла БД для выполнения работы (Например: Мои документы \ 11 А \ Небоскрёбы. mdb);

  • акцентирует внимание учащихся на конечном результате (задача учащихся выполнить сортировку с тестируемой БД "Небоскрёбы" и провести сортировку данных в собственной БД);

Оценка учащихся будет зависеть от количества выполненных заданий и от полноты своей БД, т.к. проследить упорядочивание записей можно, если их количество больше или равно 10.

  • Оценка "отлично" ставится, если ученики выполнили все задания, в том числе вложенную сортировку по своей БД.

  • Оценка "хорошо" ставится, если выполнены два задания самостоятельно, "удовлетворительно" - если выполнены два задания при помощи учителя.

Во время практической работы учитель индивидуально принимает результаты выполненных заданий и консультирует тех, кому требуется помощь.

Если учащиеся быстро выполнили задания практической работы, тогда они продолжают заполнять свою БД; добавляют новые поля, записи или улучшают дизайн формы (при помощи дидактического материала с алгоритмами различных способов расширения базы данных).

Способы расширения БД


  1. Добавление полей в таблицу:

    • Открыть таблицу;

    • Перейти в режим Конструктора ;

    • Ввести имена и тип данных для новых полей.

  2. Изменение дизайна формы (осуществляется в режиме конструктора).

При переходе в режим Конструктора рабочая область формы делится на три части: Заголовок, Область данных и Примечание. Варианты изменения дизайна:

А) добавить заголовок формы:

    • Растянуть заголовок формы;

    • Выбрать на панели элементов инструмент Надпись ;

    • Растянуть поле надписи в области заголовка и ввести текст;

Б) изменить размер или расположение полей и надписей к ним:

  • выделить поле щелчком мыши, вокруг него появятся маркеры размера;

  • для перемещения поля с надписью используется указатель в виде полной ладони;

  • для перемещения поля отдельно от надписи используется указатель в виде ладони с указательным пальцем, который появляется при наведении мыши на верхний левый маркер;

В) изменить размер шрифта полей и надписей к ним:

  • выделить поле или надпись;

  • с помощью кнопок на панели форматирования выполнить необходимые действия (изменить тип или размер шрифта, вид начертания и т.п.);

Г) добавить кнопки перехода по записям:

  • на панели элементов выбрать инструмент Кнопка (при этом кнопка Мастер должна быть отжата);

  • нарисовать кнопку методом нажать и растянуть. Откроется окно Мастера создания кнопок. Выполнить три шага: 1 – выбрать категорию и действие, 2 – выбрать внешний вид кнопки, 3- выбрать имя кнопки. В поле Категория выбрать Переходы по записям, в поле Действие – Следующая запись или Предыдущая запись.

  1. Добавление новых полей в форму:

  • Открыть форму;

  • Перейти в режим Конструктора;

  • На панели элементов выбрать инструмент Поле , если будет добавляться поле с текстовым или числовым типом данных; если же будет добавляться поле типа объекта OLE, тогда на панели элементов выбирается инструмент Присоединённая рамка объекта . Если панель элементов скрыта, то её можно открыть с помощью команды меню [Вид-Панель элементов];

  • Нарисовать поле в области данных методом нажать и растянуть;

  • Выполнить команду [Вид-Свойства];

  • На вкладке Данные в строке Данные из раскрывающегося списка выбрать имя поля добавленного в таблицу.



5. Учитель: Наш урок подходит к концу. Подведем итоги. Что мы сегодня изучили? 
(Ожидаемый ответ: Сегодня на уроке изучали способы сортировки записей).

Учитель: Для чего нужна сортировка? 
(Ожидаемый ответ: Сортировка необходима, чтобы отсортировать данные в определенном порядке, по возрастанию или убыванию).

Учитель: Что происходит в процессе сортировки данных? 
(Ожидаемый ответ: В процессе сортировки данные располагаются в определенном порядке, который мы задаем, по возрастанию или убыванию).

Учитель: В каких случаях применяется вложенная сортировка? 
(Ожидаемый ответ: Вложенная сортировка применяется тогда, когда необходимо отсортировать данные, которые содержат одинаковые значения).

Учитель: Домашнее задание. Выучить записи в тетради. Урок окончен.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Информатика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Конспект урока на тему: "Сортировка данных в БД"

Автор: Чушкина А.С.

Дата: 17.05.2015

Номер свидетельства: 212551

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(185) "Конспект урока по теме: "Теория баз данных. Классификация баз данных. Иерархическая и сетевая модель" "
    ["seo_title"] => string(113) "konspiekt-uroka-po-tiemie-tieoriia-baz-dannykh-klassifikatsiia-baz-dannykh-iierarkhichieskaia-i-sietievaia-modiel"
    ["file_id"] => string(6) "119867"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413545700"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "Конспект урока по информатики "Информационное моделирование" "
    ["seo_title"] => string(63) "konspiekt-uroka-po-informatiki-informatsionnoie-modielirovaniie"
    ["file_id"] => string(6) "114297"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1411406158"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(76) "Урок на тему "Основы работы в Microsoft Access 2010" "
    ["seo_title"] => string(51) "urok-na-tiemu-osnovy-raboty-v-microsoft-access-2010"
    ["file_id"] => string(6) "143323"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418500085"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "Урок информатики. 5 класс. Тема "Обработка информации" "
    ["seo_title"] => string(52) "urok-informatiki-5-klass-tiema-obrabotka-informatsii"
    ["file_id"] => string(6) "173486"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1423999142"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(150) "МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ПРИКЛАДНАЯ ИНФОРМАТИКА» "
    ["seo_title"] => string(83) "mietodichieskaia-razrabotka-otkrytogo-uroka-po-distsiplinie-prikladnaia-informatika"
    ["file_id"] => string(6) "162300"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422345404"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства