Тема урока: «Сортировка данных в БД».
Цель:
- образовательная: формировать понятие "сортировка информации", рассмотреть виды сортировок, познакомить с алгоритмом простой и вложенной сортировок, научить сортировать данные в Microsoft Access, формировать умение работать с конструктором запросов, развивать навыки по заполнению и редактированию базы данных;
- развивающая: развивать алгоритмическое и логическое мышление, развивать умение работать в группе, развивать умение анализировать результаты своей работы;
- воспитательная: воспитывать чувства ответственности, аккуратности.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему: "Сортировка данных в БД" »
Конспект урока по информатике для учащихся 11 класса средних общеобразовательных учреждений.
Выполнила: Чушкина А.С.
Тема урока: «Сортировка данных в БД».
Цель:
- образовательная: формировать понятие "сортировка информации", рассмотреть виды сортировок, познакомить с алгоритмом простой и вложенной сортировок, научить сортировать данные в Microsoft Access, формировать умение работать с конструктором запросов, развивать навыки по заполнению и редактированию базы данных;
- развивающая: развивать алгоритмическое и логическое мышление, развивать умение работать в группе, развивать умение анализировать результаты своей работы;
Ключевое слово -сортировка. Итак, тема сегодняшнего урока "Сортировка данных в БД". Записываем в тетрадь (слайд 2). Эпиграфом к уроку являются слова Александра Анатольевича Стекольникова: "Наш мир - не случайность, не хаос, - Есть система во всем".
Как вам известно, в реляционной базе данных записи хранятся в неупорядоченном виде. И сегодня вы должны научиться упорядочивать данные в СУБД Access.
Учитель: Попробуйте самостоятельно сформулировать понятие "сортировка". Определение записываем в тетрадь.
(запись в тетрадях) (слайд 3)
Сортировка- это упорядочение записей по значениям одного или нескольких полей.
Учитель: Что происходит с данными?
(ожидаемый ответ: располагаются в определённой последовательности)
Учитель: В каком порядке выстраиваются данные?
(ожидаемый ответ: по возрастанию или убыванию)
Учитель: В каком порядке выстраиваются текстовые данные при сортировке по возрастанию?
(ожидаемый ответ: от А до Я)
Учитель: По убыванию?
(ожидаемый ответ: от Я до А)
Учитель: В каком порядке выстраиваются числовые данные при сортировке по возрастанию?
(ожидаемый ответ: от меньшего к большему)
Учитель: По убыванию?
(ожидаемый ответ: от большего к меньшему)
Учитель:(запись в тетрадях) Виды сортировки: простая и вложенная (слайд 4).
Далее учитель показывает на своём компьютере способы организации сортировки данных в СУБД Access. Все действия проецируются через мультимедийный проектор на экран.
Существует два способа (соответствующих видам сортировки).
1-й способ в режиме "Таблица":
открыть таблицу;
поместить курсор в поле, записи которого надо упорядочить;
выполнить последовательность команд меню [Записи - Сортировка - Сортировка по возрастанию] (или по убыванию) или с помощью соответствующих кнопок на панели инструментов (Рис. 1).
Рис. 1
2-й способ в режиме "Запросы" (создаётся запрос, в котором устанавливается необходимая сортировка):
в основном окне БД выбрать объект Запросы и Создание запросов в режиме Конструктора. Откроется два окна - Окно конструктора и Окно добавления таблицы, т.к. запросы создаются на основе таблиц и других запросов (Рис. 2);
Рис. 2
Окно конструктора состоит из двух частей; в верхней части отображается окно, содержащее структуру таблицы; нижняя часть - бланк запроса, в котором выбираются имена полей, тип сортировки и указываются условия отбора (Рис. 3);
Рис.3
ввести имена полей в строке Поле (можно выбрать имя из раскрывающегося списка, можно перетащить левой кнопкой мыши из верхней части окна, а можно осуществить двойной щелчок по имени поля из верхней части окна);
в строке Сортировка установить упорядочение записей для нужных полей;
закрыть Окно конструкторазапросов и сохранить его;
в основном окне БД, в режиме работы с запросами, открыть созданный запрос.
Таблица "Небоскрёбы" после вложенной сортировки будет выглядеть так (Рис.4):
Рис.4
На основе показанных примеров учитель объясняет алгоритм упорядочения записей при вложенной сортировке.
Перед выполнением практической работы учитель:
раздаёт учащимся дидактический материал с алгоритмом выполнения практической работы:
Практическая работа
«Сортировка информации в базе данных»
Цель: научиться осуществлять в СУБД Access сортировку данных по одному полю и вложенную сортировку по нескольким полям.
Задание 1. Произвести сортировку данных по возрастанию поочерёдно во всех полях таблицы «Небоскрёбы» БД «Небоскрёбы», затем по убыванию.
Задание 2. В таблице «Небоскрёбы» БД «Небоскрёбы» произвести вложенную сортировку данных по возрастанию для текстового поля «Страна», текстового поля «Город» и числового поля «Высота (м)».
Задание 3. Выполните любую сортировку в своей БД.
Последовательность выполнения работы:
Задание 1.
Выберите из объектов Таблицы и откройте таблицу «Небоскрёбы».
Поместите курсор в поле «Здание» и выполните последовательность команд меню [Записи – Сортировка – Сортировка по возрастанию].
Повторите п.2 для всех остальных полей. Результат покажите учителю.
Выполните самостоятельно сортировку поочерёдно во всех полях по убыванию. Результат покажите учителю.
Закройте таблицу «Небоскрёбы».
Задание 2.
В основном окне БД выберите объект Запросы и Создание запросов в режиме Конструктора.
В окне добавления таблицы выделите таблицу «Небоскрёбы», выберите Добавить, затем Закрыть.
Двойным щелчком по каждому полю в верхней части окна переместите все поля в строку Поле.
В строке Сортировка установите По возрастанию для полей «Страна», «Город» и «Высота (м)».
Закройте окно конструктора запросов и сохраните его под именем Вложенная сортировка.
В основном окне БД выберите объект Запросы и откройте созданный запрос, покажите результат учителю.
Задание 3.
Откройте свою БД.
Выполните сортировку, пользуясь алгоритмами первого или второго задания.
Результат покажите учителю.
озвучивает задание и указывает местоположение файла БД для выполнения работы (Например: Мои документы \ 11 А \ Небоскрёбы. mdb);
акцентирует внимание учащихся на конечном результате (задача учащихся выполнить сортировку с тестируемой БД "Небоскрёбы" и провести сортировку данных в собственной БД);
Оценка учащихся будет зависеть от количества выполненных заданий и от полноты своей БД, т.к. проследить упорядочивание записей можно, если их количество больше или равно 10.
Оценка "отлично" ставится, если ученики выполнили все задания, в том числе вложенную сортировку по своей БД.
Оценка "хорошо" ставится, если выполнены два задания самостоятельно, "удовлетворительно" - если выполнены два задания при помощи учителя.
Во время практической работы учитель индивидуально принимает результаты выполненных заданий и консультирует тех, кому требуется помощь.
Если учащиеся быстро выполнили задания практической работы, тогда они продолжают заполнять свою БД; добавляют новые поля, записи или улучшают дизайн формы (при помощи дидактического материала с алгоритмами различных способов расширения базы данных).
Способы расширения БД
Добавление полей в таблицу:
Открыть таблицу;
Перейти в режим Конструктора ;
Ввести имена и тип данных для новых полей.
Изменение дизайна формы (осуществляется в режиме конструктора).
При переходе в режим Конструктора рабочая область формы делится на три части: Заголовок, Область данных и Примечание. Варианты изменения дизайна:
А) добавить заголовок формы:
Растянуть заголовок формы;
Выбрать на панели элементов инструмент Надпись ;
Растянуть поле надписи в области заголовка и ввести текст;
Б) изменить размер или расположение полей и надписей к ним:
выделить поле щелчком мыши, вокруг него появятся маркеры размера;
для перемещения поля с надписью используется указатель в виде полной ладони;
для перемещения поля отдельно от надписи используется указатель в виде ладони с указательным пальцем, который появляется при наведении мыши на верхний левый маркер;
В) изменить размер шрифта полей и надписей к ним:
выделить поле или надпись;
с помощью кнопок на панели форматирования выполнить необходимые действия (изменить тип или размер шрифта, вид начертания и т.п.);
Г) добавить кнопки перехода по записям:
на панели элементов выбрать инструмент Кнопка (при этом кнопка Мастер должна быть отжата);
нарисовать кнопку методом нажать и растянуть. Откроется окно Мастера создания кнопок. Выполнить три шага: 1 – выбрать категорию и действие, 2 – выбрать внешний вид кнопки, 3- выбрать имя кнопки. В поле Категория выбрать Переходы по записям, в поле Действие – Следующая запись или Предыдущая запись.
Добавление новых полей в форму:
Открыть форму;
Перейти в режим Конструктора;
На панели элементов выбрать инструмент Поле , если будет добавляться поле с текстовым или числовым типом данных; если же будет добавляться поле типа объекта OLE, тогда на панели элементов выбирается инструмент Присоединённая рамка объекта . Если панель элементов скрыта, то её можно открыть с помощью команды меню [Вид-Панель элементов];
Нарисовать поле в области данных методом нажать и растянуть;
Выполнить команду [Вид-Свойства];
На вкладке Данные в строке Данные из раскрывающегося списка выбрать имя поля добавленного в таблицу.
5. Учитель: Наш урок подходит к концу. Подведем итоги. Что мы сегодня изучили? (Ожидаемый ответ: Сегодня на уроке изучали способы сортировки записей).
Учитель: Для чего нужна сортировка? (Ожидаемый ответ: Сортировка необходима, чтобы отсортировать данные в определенном порядке, по возрастанию или убыванию).
Учитель: Что происходит в процессе сортировки данных? (Ожидаемый ответ: В процессе сортировки данные располагаются в определенном порядке, который мы задаем, по возрастанию или убыванию).
Учитель: В каких случаях применяется вложенная сортировка? (Ожидаемый ответ: Вложенная сортировка применяется тогда, когда необходимо отсортировать данные, которые содержат одинаковые значения).
Учитель: Домашнее задание. Выучить записи в тетради. Урок окончен.