Цель: познакомить учащихся со способами кодирования информации.
Задачи:
организовать контроль усвоения материала прошлого урока;
познакомить учащихся с понятиями – код, кодирование, декодирование информации;
объяснить учащимся три способами кодирования информации;
Тип урока: повторение ранее изученного материала, изучение нового материала.
Ход урока
Орг. момент
Здравствуйте, садитесь. Меня зовут, Анастасия Юрьевна. Сегодня на уроке мы с вами повторим, что вы изучили на прошлом уроке, и перейдем к изучению новой теме. И так, давайте повторим, что вы изучали на прошлых уроках.
Повторение раннее изученного материала .
Скажите, а что такое носитель информации?
Носитель информации – это любой материальный объект, используемый для закрепления и хранения информации.
Какие носители информации вам известны?
К носителям информации относятся: камень, пергамент, папирус, бумага и многие другие.
Каким носителем информации вы пользуетесь чаще всего?
Что является источником информации?
Другой человек, телевизионные передачи, радио в общем все то от чего мы получаем информацию.
Что является приемником информации?
Приемником информации является человек, который принимает информацию от источника информации.
Молодцы. А теперь перейдем к изучению новой темы. Открываем тетради и записываем число. А вот тему урока мы с вами вместе попробуем раскодировать. У меня зашифрована тема нашего урока. Посмотрите, как можно расшифровать эту запись. Мы воспользуемся таблицей кодов, в которой каждая буква заменяется порядковым номером.
Информация может поступать от источника к приемнику с помощью условных знаков или сигналов самой разной физической природы.
Например: сигналом может быть световым, звуковым, тепловым, электрическим или в виде жеста, движения, слова, сломанной веточки на дереве, другого условного знака.
Для того чтобы произошла передача информации, приемник информации должен не только получить сигнал, но и расшифровать его. Так, услышав звонок будильника, ученик понимает, что пришло время просыпаться и собираться в школу. Телефонный звонок означает, что кому-то нужно с вами поговорить. Звонок в дверь сообщает, что кто-то пришел, а школьный звонок собирает вас на урок или оповещает их о долгожданной перемене.
Необходимо заранее договариваться, как понимать те или иные сигналы, другими словами, требуется разработка кода.
Код – это система условных знаков для представления информации.
Кодирование – это представление информации с помощью некоторого кода.
Множество кодов очень прочно вошло в нашу жизнь. Так, для общения в нашей стране используется код – русский язык. Код используется для оценки знаний в школе («5» - код отличных знаний, «4»- хороших знаний, «3» - удовлетворительных, «2» - плохих).
С помощью нотных знаков записывается (кодируется) любые музыкальные произведения. По номерному знаку можно узнать сведения об автомобиле и его владельце.
Правила дорожного движения кодируется с помощью чего? Наглядных символических рисунков, то есть знаков дорожного движения.
Свой код из шести цифр (почтовый индекс) имеет каждый населенный пункт. Его следует писать на конверте в специально отведенным для этого месте. По коду можно узнать, куда отправлять письмо.
В середине XIX века французский педагог Луи Брайль придумал специальный способ представления информации для слепых. «Буквы» этого кода выдавливаются на листе плотной бумаги. Одна буква занимает два столбика, в каждом из которых могут быть выдавлены три точки. Проводя пальцами по образовавшимся от уколам выступам, незрячие люди различают буквы и могут читать. (слайд)
В памяти компьютера информация представлена в двоичном коде в виде цепочек нулей и единиц. Каждому символу, вводимому с клавиатуры, соответствует уникальная цепочка из восьми 0 и 1.
Существует три основных способа кодирования информации:
Графический – с помощью рисунков или значков.
Числовой – с помощью чисел.
Символьный – с помощью символов того же алфавита, что и исходный текст.
Пример 1. Составим с помощью заданной таблицы кодирование следующую скороговорку :
От топота копыт пыль по полю летит
Первое число –номер столбца, второй- номер строки следующей