Иванова Ирина Борисовна
  учитель информатики
  ГБОУ лицей №144 Калининского района Санкт-Петербурга
  
 
  
 
  План – конспект открытого урока по информатике
  
 
 
 
  - Класс: 8   
- Тема: Ссылки в Электронных таблицах. 
-  Цель урока: Учить детей грамотно составлять формулы в электронных таблицах, использовать ссылки при составлении формул. 
- Задачи урока: -  -  Обучающая: Научить детей использовать электронные таблицы для вычислений, а также определить назначение относительных и абсолютные ссылок в электронных таблицах. 
-  Воспитательная: Воспитывать в учащихся мышление 
-  Развивающая: Развивать у учащихся навыки работы в электронных таблицах. 
 
- Материалы и принадлежности: персональные компьютеры, проектор, интерактивная доска+ презентация, программа MS Excel, технологические карты практического задания, дидактические материалы для проверки домашнего задания. 
 - Межпредметные связи: математика, экономика 
 - План урока. 
 
     - Вводная часть (2 мин.). -  -  Проверка присутствующих. 
-  Сообщение цели урока:   
 
 Знать – понятие Электронной таблицы, относительной и абсолютной ссылок, их назначение, различия и способы применения.
  Уметь – использовать при необходимости абсолютные и относительные ссылки, копировать формулы.
     - Основная часть 
А) Повторение ранее пройденного материала.
 Вопросы:
 1. Что такое электронная таблица Excel?
 2. Что такое адрес ячейки?
 3.Какие данные можно записать в ячейку?
 
 
 В)карточка:
 
 
 КОНТРОЛЬНЫЙ ЛИСТ  
  - Расставьте рядом с названиями элементов окна программы MS Excel соответствующие номера.   
  1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
 
 
   рабочая область;
  строка состояния;
  полосы прокрутки;
  развернуть программу MS Excel;
  кнопка «свернуть» рабочую книгу;
  панель стандартная;
  заголовок столбца;
  системный значок;
  строка заголовка;
  строка меню;
  панель форматирования;
  развернуть рабочую книгу;
  закрыть рабочую книгу;
  заголовок строки;
  ярлычок листа;
  закрыть программу MS Excel;
  строка формул;
  активная ячейка.
   2. Поставьте знак «+» под документом, который создан в программе MS Excel .
  
 
  
 
  - Впишите тип данных в прорези: 
 А5 + 4 17,43 число 45 =В4*5
  
 
 
  - С помощью рисунка ответьте на вопросы:   
 
 
 А) Имя документа, с которым ведется работа?
 
 
 Б) На какой ячейке стоит курсор?
 
 
 В) Какой текст введен в активную ячейку?
 
 
  - Сколько листов в файле «Прайс-лист»? 
 
 
6. Как называется лист, с которым работает пользователь на рисунке выше?
 
 
  3. Изучение нового материала
 Формулы – это то, что делает ЭТ столь полезными. 
Для того чтобы формула начала работать, ее надо ввести в ячейку.
 Она является основным инструментом обработки данных в среде табличного процессора, а также связывает данные, содержащиеся в различных ячейках ЭТ, и позволят получить новое расчетное задание по этим данным. 
Их можно копировать, перемещать, удалять, так же как и другие данные. Начинаться же она должна со знака =.
 Но сегодня мы вводим новое для вас понятие:
 . Ссылка, и ее виды.
 Итак запишем определение ссылка - адрес объекта (ячейки, строки, столбца, диапазона), используемый при записи формул.
 В формулах Excel используются три вида ссылок на ячейки или диапазоны ячеек:  
 1. Относительная ссылка. 
При копировании формулы в другую ячейку ссылка изменяется в соответствии с новым положением. Например, если в ячейку В2 введена формула =А2+В1, то при копировании ее в ячейку С2 она превращается в формулу =В2+С1.
     - Абсолютная ссылка. Эта ссылка не меняется при копировании. При абсолютной ссылке перед именем как столбца, так и строки располагается символ $. Например, если в ячейку В2 введена формула =А2+ $В$1, то при копировании ее в ячейку С2 она превращается в формулу =В2+$В$1. т.е вместо ссылки на ячейку А2 новая формула будет ссылаться на ячейку В2 ( поскольку это относительная ссылка), но если ссылка +$В$1, как была, так и останется . этим то и отличаются абсолютные ссылки от относительных. 
 3.Смешанная ссылка. В этой ссылке либо номер строки является абсолютным, а номер столбца относительным (тогда символ $ располагается только перед номером строки, например А$1), либо номер столбца является абсолютным, а номер строки – относительным ( и символ $ располагается только перед номером столбца, например $A1)
  
 
 ТИП ССЫЛКИ МОЖНО ЗАДАТЬ ЛИБО ВРУЧНУЮ, ВСТАВЛЯЯ В НУЖНОЕ МЕСТО СИМВОЛ $, ЛИБО ПРИ ПОМОЩИ КЛАВИШИ F4. ПОСЛЕ УКАЗАНИЯ ССЫЛКИ НА ЯЧЕЙКУНАЖМИТЕ КЛАВИШУ F4. ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНО НАЖИМАЯ ЭТУ КНОПКУ, ВЫПО ЦИКЛУ ПРОКРУЧИВАЕТЕ ВСЕ ТИПЫ ССЫЛОК.
 
 
     - ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 
Повторим технику безопасности
 
 
 Строим таблицу умножения.
  - В ячейку В1 введите число 1. 
- Найдите положение курсора у правого нижнего угла ячейки В1 так, чтобы курсор превратился в маленький черный крест. В таком виде он используется для копирования содержимого в ячейке. Но ведь мы хотим, чтобы содержимое ячейки не просто копировалось, а последовательно увеличивалось. Для этого нажмите клавишу ctrl и удерживая ее и клавишу мыши тянем в нужном для вас направлении например (показать на проекторе) 
- В ячейку Ф2 вводим 1 и повторяем предыдущий пункт. 
- Теперь будем строить первую строку таблицы умножения, это значит что на пересечениях чисел должен появлятся результат умножения записываем первую формулу: =$A2*B$1 
- Продолжают построение таблицы самостоятельно. 
- Для справившихся с заданием раньше: оформить таблицу для печати, т.е. определить границы, применить цвет шрифта и заливку. 
 
 
     - Физкультминутка   
 
     - Самостоятельная практическая работа 
Задание для самостоятельной работы. Постройте таблицу, содержащую сведения о стоимости туристических путевок в разные страны мира. Необходимо указать стоимость в долларах и рублях. Исходная информация представлена в таблице.    Составьте таблицу и введите эти данные. 
       |    |  A |  B |  C | 
  |  1 |  Курс доллара |  20 |  рублей | 
  |  2 |  Страна |  Цена в долларах |  Цена в рублях | 
  |  3 |  Англия |  600 |    | 
  |  4 |  Болгария |  250 |    | 
  |  5 |  Бельгия |  420 |    | 
  |  6 |  Бразилия |  1100 |    | 
 
   В ячейке 
B1 хранится размер курса доллара, выраженный в рублях. В ячейку С3 введите формулу, вычисляющую стоимость путевки в рублях путем умножения стоимости в долларах на курс доллара. И скопируйте эту формулу в ячейки С4, С5 и С6. Адрес ячейки 
B1 в формуле сделать абсолютным.   
    - Закрепление материала 
 
 
  -  Что такое ссылка? (Адрес на другую ячейку) 
-  Какие ссылки вы знаете? 
-  Когда используется абсолютная ссылка? (Когда необходимо ссылаться на одну ячейку в нескольких формулах) 
-  Чем визуально отличаются относительная и абсолютная ссылки? (Абсолютная ссылка содержит знак $) 
-  Какие еще ссылки бывают? (Смешанные) 
6.Дополнительное задание по материалам ЕГЭ:(при оставшемся времени, или можно начать следующий урок)
  -  При работе с ЭТ в ячейке А1 записана формула =D1-$D2. Какой вид приобретет формула, после того как ячейку А1 скопируют в ячейку В1. 
      |  =E1-$E2 |  =E1-$D2 |  =E2-$D2 |  =D1-$E2 | 
 
  2. В ячейке С2 ЭТ записана формула =B3+2*$D2.Какой вид приобретет формула после того, как ячейку С2 скопируют в ячейку В1?
  3. В ячейке С2 записана формула =$E$3+D2. Какой вид приобретет формула после того, как ячейку С2 скопируют в ячейку В1?
       |  =$E$3+C1 |  =$D$3+D2 |  =$E$3+E3 |  =$F$4+D2 | 
 
  
 
     - Домашнее задание. Повторить записи в тетради и подготовиться к опросу. 
Сообщение оценок
     - Рефлексия 
Что нового узнали сегодня на уроке? Где могут пригодиться знания, полученные сегодня?
  
 
  
 
  
 
  Список литературы:
  -  Учебник «Информатика. 7-9 класс. Базовый курс. под ред Н.В. Макаровой. 
-  «Информатика. 7-9 класс. Базовый курс. Практикум по информационным технологиям» под ред. Н.В. Макаровой. 
-  «Самое главное Excel» А.Гарнаев 
-  Единый государственный экзамен ИНФОРМАТИКА. Учебно – тренировочные материалы для подготовки учащихся 2013 год ФИПИ.