Ход урока.
Этап урока | Действия учителя | Действия учеников |
Организационный момент | - Здравствуйте! Сегодня на уроке мы начинаем изучение новой главы «Элементы алгоритмизации». Тема нашего урока – «Что такое алгоритм?». Основной целью сегодняшнего урока является знакомство с понятиями «алгоритм», «исполнитель алгоритма». | Записывают тему урока в тетради |
Актуализация знаний | - Давайте посмотрим на экран. Перед нами Вася Пчелкин. Он очень рассеянный мальчик. Давайте поможем ему собраться в школу таким образом, чтобы не опоздать к первому уроку: - Вторая наша задача состоит в том, чтобы помочь Васе получить пятерку по математике. Для этого необходимо знание порядка действий: - Вася получил оценку «5». А сколько получилось у вас? (114) - Вася спешит домой, чтобы обрадовать маму. Но никогда не надо забывать о правилах дорожного движения. Давайте вспомним урок ОБЖ и составим план перехода дороги по пешеходному переходу, чтобы с Васей не случилась беда: - Скажите, а вам случалось решать подобные задачи: переходить дорогу, производить вычисления, собираться в школу? Что общего у всех этих, казалось бы разных задач? | При просмотре изображения дети дают ответ: называют последовательность сбора в школу. Решают пример в тетрадях. Затем называется поочередность действий и дается ответ. Ребята сверяют свои ответы. Называют основные правила дорожного движения. Составляется план перехода дороги по пешеходному переходу. Ответы ребят: составили план, описали действия, получили результат |
Изучение нового материала | - Мы получили с вами определение алгоритма. Алгоритм – это описание последовательности действий, строгое исполнение которых приводит к решению поставленной задачи за конечное число шагов. Алгоритмы появились давным-давно. Появление алгоритмов связано с зарождением математики. Более 1000 лет назад ученый – математик Мухаммед ибн Мусса ал-Хорезми создал книгу по математике, в которой описал способы выполнения арифметических действий над многозначными числами (их сейчас применяют в начальной и средней школе). Само слово «алгоритм» возникло в Европе после перевода на латынь книги этого ученого, в которой его имя писалось как «Алгоритми». Слово «алгоритм» происходит от имени этого ученого. Как научный термин первоначально оно обозначало лишь правила выполнения действий в десятичной системе счисления. С течением времени это слово приобрело более широкий смысл и стало обозначать любые точные правила действий. В настоящее время слово «алгоритм» является одним из важнейших понятий науки информатики. - Алгоритм составляют для человека, животного или технического устройства, который будет его исполнять. Он так и называется – исполнитель. Причем исполнитель является бездумным. Это означает, что он не должен рассуждать, он только совершает четкое предписание, алгоритм. Как вы считаете, кто может выступать в качестве исполнителя алгоритма? - Люди различного вида деятельности каждый день сталкиваются с алгоритмами, они окружают нас везде.
| Записывают определение в тетрадях. Ребята дают ответы и идет коллективное обсуждение правильности ответов. |
Физкультминутка | - Перед вами алгоритм для проведения физкультминутки. Давайте побудем немного исполнителями и постараемся точно выполнить все команды. Раз – подняться, подтянуться, Два – согнуться, разогнуться, Три – в ладоши три хлопка, головой три кивка, А четыре – руки шире, Пять – руками помахать, Шесть – за парты сесть опять. | По команде выполняют действия. |
Закрепление нового материала | Старик должен переправить на лодке через реку волка, козу и капусту. Лодка может выдержать только старика и одного «пассажира». В каком порядке старик перевезет «пассажиров»? Не забудьте, что волк может съесть козу, а коза - капусту. (на экране изображение старика, козы, капусты и волка у берега реки) | Рисуют схему переправы через реку в тетрадях и идет коллективное решение задачи. |
Проверка усвоения новых знаний | - Я думаю, что тема сегодняшнего урока была достаточно легкой и понятной, для того, чтобы выяснить все ли вы поняли, мы ответим на несколько вопросов в форме тестирования. 1. Выберите один правильный ответ из предложенных. Алгоритм – это … A. описание последовательности действий, строгое исполнение которых приводит к решению поставленной задачи за конечное число шагов. B. описание действий, которые совершает человек для достижения цели. C. команды, которые выполняет компьютер для создания какой-либо программы. 2. Дополните. Исполнитель – человек, группа людей, животное или техническое средство, выполняющее … . | Выполняют тестирование в тетрадях. |
Домашнее задание. Подведение итогов | Прочитать записи, сделанные во время урока. Выучить определение алгоритма. Составить алгоритм для создания рисунка «Снеговик» в графическом редакторе Paint. Объявляю оценки за работу на уроке. Спасибо за активное участие. | Записывают домашнее задание. |