Конспект урока информатики в 8 классе "Условный оператор на языке Паскаль"
Конспект урока информатики в 8 классе "Условный оператор на языке Паскаль"
Разработка урока по информатике в 8 классе по теме "Условный оператор", язык программирования Паскаль. Урок сопровождается показом презентации по данной теме
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Учебник: Босова Л. Л. Информатика : учебник для 8 класса – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014. – 160 с.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Цели урока:
обучающая: организовать деятельность обучающихся по ознакомлению с синтаксисом условного оператора (оператора if); создать условия для формирования у обучающихся умения использовать оператор if при написании программ;
развивающая: способствовать повышению интереса к предмету; содействовать развитию алгоритмического мышления у обучающихся; способствовать развитию логического мышления, познавательного интереса, памяти обучающихся;
воспитывающая: способствовать формированию самостоятельности при решении задач; способствовать сплочению коллектива, формированию уважительного отношения друг к другу.
Формируемые универсальные учебные действия (УУД):
Личностные УУД:
фантазия и воображение при выполнении учебных действий;
желание выполнять учебные действия.
Познавательные УУД:
логические действия и операции;
создание и преобразование моделей и схем для решения задач.
Коммуникативные УУД:
формулирование собственного мнения и позиции.
Регулятивные УУД:
планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
Оборудование: персональный компьютер (ПК), мультимедийный проектор, экран.
Учитель: Здравствуйте! Ребята! Я обнаружила на своем столе странную записку: «Урок нельзя начинать, пока не будут выполнены все задания. Желаю успеха! Никлаус Вирт». (слайд1)
Учитель может спросить, кто написал записку, почему называется язык программирования Паскаль, что входит в алфавит языка, имена переменных и др., тем самым повторить и актуализировать учеников.
2. Актуализация знаний
Тест с карточками Plickers (на интерактивной доске демонстрируются вопросы, учитель с помощью смартфона сканирует ответы учащихся, результаты сразу выводятся на экран)
Учитель: Какие виды алгоритмических конструкции вы знаете?
Ученики: Линейный, разветвляющийся и циклический (слайд2)
Задача 1. Вычислить значения функции заданной следующим образом: y=х/(x-5)
Ученики оформляют в тетрадях, один учащийся работает у интерактивной доски
Program p_1;
Var x: integer; y:real;
Begin
write(‘Введите значение переменной х’);
read(x);
y:=x/(x-5);
write(‘y=’,y)
end.
Учитель. Выполните программу для значения переменной х равной 10, 0,5.
Назовите результаты выхода.
Ученики: 2, 0, ошибка вещественного деления на 0.
Учитель: Почему возникла ошибка?
Ученики: на 0 делить нельзя!
(Учащиеся предполагают, что нужно использовать разветвляющийся алгоритм, условный оператор)
Учитель: Можем ли мы изменить программу, что бы она была верной для любых чисел. Почему?
Ученики: Мы пока не знаем, как реализовать разветвляющийся алгоритм на языке Паскаль.
Учитель: Чтобы изменить последовательность выполнения различных частей программы, применяют условный оператор. Итак, какая тема нашего урока?
Ученики: Программирование разветвляющихся алгоритмов. Условный оператор на языке Паскаль.
Учитель: Запишите в тетрадях число и тему урока. (демонстрация презентации)
Что мы должны сделать на уроке?
Ученики: Познакомится с условным оператором, научиться решать задачи с применением условного оператора.
Учитель: Попробуем составить решение этой задачи на алгоритмическом языке
Ученики:
Если x=5 то вывод (решения нет)
иначеy:=x/(x-5)
3. Изучение нового материала
Учитель: Откройте учебники на странице 129, прочитайте, как записывается условный оператор на языке программирования Паскаль.
(работа с учебниками)
Как выглядит общий вид условного оператора?
(демонстрация презентации)
Учитель: Запишите в тетрадях общий вид условного оператора.
_____, возьми свой смартфон и в онлайн переводчике переведи на английский язык слова- if, then, else.
(учащийся переводит слова с помощью онлайн-переводчика на смартфоне слова)
Учитель: Послушаем, как переводятся слова if, then, else.
Ученик: (переводит)
Учитель: Чем отличаются следующие записи? (слайд презентации)
Ученики: Во втором варианте нет слова else (предполагают, что это полное и неполное ветвление)
Учитель: Верно, первая запись –это полная форма условного оператора, вторая – неполная форма.
Учитель: А теперь, давайте совместно доработаем задачу. (дорабатываемзадачу)
Program p_1;
Var x: integer; y:real;
Begin
write(‘Введите значение переменной х’);
read(x);
if x=5 then write(‘решениянет’)
else y:=x/(x-5);
write(‘y=’,y)
end.
4. Физкультминутка
5. Компьютерный эксперимент
(напоминаю ТБ при работе за компьютером)
Учащиеся составляют программу на компьютерах (первая задача для всех, вторая - дополнительная)
Задача 1.Даны два целых числа. Найти наибольшее из них.
Задача 2*. Дано целое число. Возвести его в квадрат, если оно неотрицательно и в четвертую степень, если отрицательно.
6. Мини-проект
Учитель: Вспомним картину Васнецова «Витязь на распутье».
(Под спокойную мелодию читается отрывок)
Встретил витязь на распутье трех дорог горючий камень с надписью: «в одну дороженьку ехать – убиту быть, в другую ехать – женату быть, а в третью ехать – богату быть».
Учитель: Какая алгоритмическая конструкция подходит к этому фрагменту? Класс делится на две команды, каждой команде предлагается составить блок-схему к данной картине.
7. Итоги урока
Учитель: Какую тему мы сегодня изучили?
Ученики: (отвечают)
Учитель: Как вы считаете, достигли мы тех целей, которые поставили в начале урока?
Ученики: (отвечают)
Учитель: Оцените свою работу на уроке, на листках самооценки посчитайте средний балл. Нарисуйте тот смайлик, который соответствует вашим результатам на уроке.
Ученики: (оцениваю себя)
8. Домашнее задание
Учитель: Запишите домашнее задание. Прочитать п.3.4.1, РТ №181, 182 и 183, 184, выполнить любые два задания на выбор.
Учитель: (выставляются оценки) Всем спасибо за урок, до свидания!
Задачи для компьютерного эксперимента
Задача 1.
Даны два целых числа. Найти наибольшее из них.
*Задача 2.
Дано целое число. Возвести его в квадрат, если оно неотрицательно и в четвертую степень, если отрицательно.
Задача 1.
Даны два целых числа. Найти наибольшее из них.
*Задача 2.
Дано целое число. Возвести его в квадрат, если оно неотрицательно и в четвертую степень, если отрицательно.