План – конспект урока по теме: «Условный оператор»
Класс: 8
Предмет: информатика
Тема: Программирование условий. Условный оператор
Цели:
дать представление учащимся о понятии «условный оператор», учится писать программу ветвящейся структуры на языке Паскаль, знать основную структуру условного оператора, выявить пробелы в знаниях и способствовать их устранению, стимулировать интерес к данной теме и к предмету в целом;
способствовать развитию алгоритмического мышления, внимательности, быстроты реакции, памяти
воспитывать дисциплинированность, усидчивость, положительное отношение к программированию, самостоятельность
Тип урока: Урок новых знаний
Оборудование: Презентация «Условный оператор», карточки с заданием. Компьютерный класс 12+1. Доска маркерная. Паскаль АВС.
План урока:
Организационный момент
Мотивация + целеполагание
Осмысление новой информации по теме: «Условный оператор»
Итоги занятия
Рефлексия
Домашнее задание
Ход урока
1. Организационный момент
-Здравствуйте. Сегодня мы с Вами познакомимся с новой темой, продолжим работу по написанию новых программ, в течение урока каждый сможет показать свои знания и получить положительную оценку. Включите компьютеры и проверьте рабочие места, запишитесь в журнал рабочего места.
2. мотивация + целеполагание Я хочу предложить вам решить задачу
Задача: Из двух заданных целых чисел выбрать наибольшее.
Данные: x, y
Результат:
Если x=6, y=9, то max=9
Если x=5, y=1, то max=5
Блок-схема:
Попробуйте решить задачу. Для этого вспомним структуру программы:
1 строка заголовка Program IMYA;
2 раздел описания переменных Var x, y: integer;
3 основной раздел заключенный в операторные скобки Begin и End.
Внутри основного раздела записываются операторы ввода и вывода, и команды.
1. Как записывается заголовок программы на Паскале? | Program (name) |
2. Как записывается раздел описания переменных? | Var |
3. С какими типами числовых величин работает Паскаль? | Целые и вещественные |
4. Как записывается оператор присваивания? | := |
5. Как записывается оператор ввода и вывода в Паскале? | Read (readln), write (writeln) |
Решить ранее изученными средствами не получается. Давайте сформулируем цель урока. Что нам нужно узнать чтобы решить задачу:
Как записывать ветвление на языке Паскаль, т. е. мы должны рассмотреть тему : «Условный оператор». Если решать данную задачу то запись будет выглядеть следующим образом:
Программа:
Program maximalnoe;
Var x, y, max: integer;
Begin
Writeln (‘Введите два числа’);
Readln (x, y);
if x=y then max:=x else max:=y;
Writeln (‘наибольшее = ’,max);
End.
3. Осмысление . На слайдах презентации рассмотрим :
- Для организации алгоритмов с разветвлением используется условный оператор. Разветвление зависит от выполнения или невыполнения определенных условий. Иногда в одной ветви ни одна операция не выполняется.
- В качестве условия используется значение логического выражения: if.. then.. else
На алгоритмическом языке | На языке программирования |
нач если условие то серия 1 иначе серия 2 кон | If then else | If then |
- Если значение условия true, то есть условие выполняется,
тогда выполняется серия 1, а оператор 2 не выполняется
- Если значение условия false, то есть условие не
соблюдается, то выполняется оператор 2,
а оператор 1 не выполняется.
Логическое выражение:
Простой формой логического выражения является операция отношения:
меньше,
больше,
меньше или равно,
= больше или равно,
= равно,
не равно.
Сложные формы логических выражений составляются с использованием логических операций:
not логическое отрицание (НЕ),
and логическое умножение (И),
or логическое сложение (ИЛИ),
xor исключающее ИЛИ
Порядок действий:
Отрицание, умножение, сложение, операции отношений.
Операторные скобки:
Begin последовательность операторов end
относится к составным операторам.
В качестве примера рассмотрим следующую задачу:
Задача 1:
Y= x+2, x
x2 , x0
Y:=sqr (x) Y:=x+2 | Program Primer1; Var y,x: real; Begin Write (‘x’); Read (x); If x If x0 then y:=sqr (x); Write (‘y=’,y); End. | Program Primer1; Var y,x: real; Begin Write (‘x’); Read (x); If x Else y:=sqr (x); Write (‘y=’,y); End. |
Задача 2: Написать программу, которая определит, имеете ли Вы право голосовать: если Вам 18 и более лет – имеет право голосовать, если менее 18 лет – не имеет право голосовать.
Program zadacha;
Var a,b: real;
Begin
Write (‘введите возраст’);
Read (a);
If (a0) then writeln (‘ne imeet pravi golosovat’) else
If (a18) and(a
End.
Составление программ на ПК (самостоятельно)
Задача 1:
x2 , x2
Y=
4, x
Program Primer1;
Var y,x: real;
Begin
Write (‘Введите x’);
Read (x);
If x2 then y:= sqr (x);
Else y:=4;
Write (‘y=’,y);
End.
Задача 2: Написать программу определения является ли число В делителем числа А.
Является ли число b делителем числа a?
program chicla;
var a,b : integer;
begin
write('a=');readln(a);
write('b=');readln(b);
if a mod b=0 then write('делится')
else write('не делится');
end.
Решение:
Задача 3: Написать программу определения четности одного из трех чисел.
Решение:
Определите, имеется ли среди чисел a,b хотя бы одно четное
program try_chicla;
uses crt;
var s, a,b:integer;
begin
writeLn('Введите числа '); readLn(a,b);
if (a mod 2=0) or (b mod 2=0) then
writeLn('Среди чисел ',a:3,b:3,' есть четные числа')
else
writeLn('Среди чисел ',a:3,b:3,' нет четных чисел');
end.
Закрепляющее тестирование (см. приложение)
1. Алгоритм, в котором его выполнение определяется проверкой каких-либо условий, называется...
A. разветвляющимся
B. циклическим
C. следования
D. линейным
E. процедурным
2. Служебное слово IF в условном операторе переводится как...
A. если
B. тогда
C. иначе
D. ввод
E. условие
3. Служебное слово THEN в условном операторе переводится как...
A. если
B. тогда
C. иначе
D. ввод
E. условие
4. Служебное слово ELSE в условном операторе переводится как...
A. если
B. тогда
C. иначе
D. ввод
E. условие
5. Укажите правильный вариант использования условного оператора.
A. IF THEN begin end ELSE begin end;
B. IF THEN ; ELSE ;
C. THEN begin end IF ELSE begin end;
D. THEN ELSE IF ;
E. IF THEN
6. Укажите правильный вариант использования неполного ветвления.
A. IF THEN begin end;
B. THEN ; ELSE ;
C. IF ELSE begin end;
D. ELSE IF ;
E. THEN IF
Ответы:1-а, 2-а, 3-в, 4-с, 5-а, 6-а
Итог урока. Рассматривается решение задач. Взаимопроверка теста. Выставление оценок.
Рефлексия
- Какая тема была Вам предложена для изучения?
- Какие трудности у Вас возникли с написанием программ?
(Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного.)
В конце урока подводятся его итоги, обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы. Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я выполнял задания…
я понял, что…
теперь я могу…
я почувствовал, что…
я приобрел…
я научился…
у меня получилось …
я смог…
я попробую…
меня удивило…
урок дал мне для жизни…
мне захотелось…
6. Домашнее задание
Задачи для домашнего решения:
Уровень А
1. Дано целое число. Если оно является положительным, то прибавить к нему 1, в противном случае вычесть из него два. Вывести полученное число.
____________________________________
____________________________________
____________________________________
____________________________________
____________________________________
Уровень В
Даны три стороны одного треугольника и три стороны другого треугольника. Определить, будут ли эти треугольники равновеликими, т. е. имеют ли они равные площади.
____________________________________
____________________________________
____________________________________
____________________________________
____________________________________
Написать программу деления двух чисел (деление на 0)
____________________________________
____________________________________
____________________________________
____________________________________
____________________________________
Уровень С
Есть среди 3-х чисел, хотя бы одно четное.
____________________________________
____________________________________
____________________________________
____________________________________
____________________________________
Поместится ли круг в квадрат
____________________________________
____________________________________
____________________________________
____________________________________
____________________________________