Урок в 8 классе
Тема урока: "Кодирование информации с помощью знаковых систем. Знаки: форма и значение"
Цель урока: дать представление о кодировании информации с помощью знаковых систем, о знаках, их формах и значении.
Задачи урока:
Образовательная:
раскрывать основные понятие «знаков», показать, как можно кодировать информацию с помощью знаков;
закрепить знания учащихся по теме «Информация. Информационные процессы»;
Развивающая:
Воспитательная:
Тип урока: комбинированный урок
Литература: Н.Д. Угринович "Информатика и ИКТ" 8 класс, интернет ресурсы.
Оборудование: мультимедийный комплекс, электронная презентация «Кодирование информации с помощью знаковых систем. Знаки: форма и значение» , ПК.
Программное обеспечение урока:
Ход урока
1.Организационный момент
Здравствуйте, садитесь. Меня зовут Анастасия Владимировна. Сегодня я проведу у вас урок информатики. Дежурный назовите отсутствующих.
2. Актуализация знаний по предыдущему уроку
На предыдущем уроке вас предупреждали, что будет тестирование. Сейчас я раздам вам вопросы, напишите на них свои фамилии. На это задание вам дается 5 минут.
Критерии оценивания:
5 правильных ответов – «5»
4 – «4»
3 – «3»
2 – «2»
Тест
1. Информация - это:
а) Все, что мы видим и слышим;
б) Отражение предметного мира посредством знаков, сигналов определенного вида;
в) Разъяснение окружающей природы;
2. Информацию в бытовом смысле чаще всего понимают как:
а) знания, получаемые об окружающем нас мире.
б) всевозможные сведения, сообщения, знания;
в) сведения, уменьшающие неопределенность знаний;
3.Что такое информационные технологии?
а) Сведения о ком-то или о чем-то, передаваемые в форме знаков или сигналов;
б) технологии накопления, обработки и передачи информации с использованием определенных (технических) средств;
в) процессы передачи, накопления и переработки информации в общении людей, в живых организмах, технических устройствах и жизни общества.
4. Основные виды информации:
а) Символьная, звуковая, зрительная;
б) Звуковая, газеты, журналы, телевизор;
в) Видеоинформация, аудиоинформация;
Информацию, изложенную на доступном для получателя языке, называют:
а) полной;
б) полезной;
в) понятной.
Время вышло, сдайте свои работы.
Слайд 1
3. Сообщение темы и целей урока.
Посмотрите на доску и определите что это?
ПЕШЕХОДНЫЙ ПЕРЕХОД
ДЕТИ! (Участок дороги вблизи детского учреждения (школы, оздоровительного лагеря и тому подобного), на проезжей части которого возможно появление детей.)
ДВИЖЕНИЕ ПЕШЕХОДОВ ЗАПРЕЩЕНО
Правильно на доске знаки дорожного движения.
Что означают данные знаки?
Итак, ребята с помощью различных знаков кодируется информация, сегодня на уроке мы будем изучать: «Кодирование информации с помощью знаковых систем. Знаки: форма и значение».
4. Введение нового знании в систему знаний.
Ребята, на доске вы видите различные понятия, выберите те, которые вам не знакомы. (Сигнал, знаки, шифрование, кодирование). Выпишите данные понятия из учебника.
Как вы думаете, как давно человек стал использовать знаки? Верно, с древних времен.
А для чего древним людям нужны были знаки? Верно, знаки используются человеком для долговременного хранения информации и ее передачи на большие расстояния.
Как вы думаете, на какие способы восприятия можно разделить формы знаков? В опросе вам дана подсказка! Обратите внимание на слово восприятия. Верно, их можно разделить на зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные и вкусовые, причем в человеческом общении используются знаки первых трех типов.
Слайд 2
Что мы можем отнести к зрительным знакам? Верно, к зрительным знакам, воспринимаемым с помощью зрения, относятся буквы и цифры, которые используются в письменной речи, знаки химических элементов, музыкальные ноты, дорожные знаки и т. д.
Что мы можем отнести к слуховым знаком? Верно, к слуховым знакам, относятся звуки, которые используются в устной речи, а также звуковые сигналы, которые производятся с помощью звонка, колокола, свистка, гудка, сирены.
А обонятельные знаки более характерны для кого? Верно, для животных. Например, медведи и другие дикие животные помечают место обитания клочьями шерсти, сохраняющей запах, чтобы отпугнуть чужака и показать, что данная территория уже занята. То, что мы можем увидеть, например буквы, цифры.
Слайд 3
Сигналы.
Для передачи информации на большие расстояния используются знаки в форме сигналов. Приведите примеры.
Верно, световые сигналы светофора, звуковые сигналы школьного звонка оповещают о начале или конце урока, электрические сигналы передают информацию по телефонным и компьютерным сетям, электромагнитные волны передают сигналы радио и телевидения.
Значение знаков. Знаки отображают объекты окружающего мира или понятия, т. е. имеют определенное значение (смысл).
Знаки различаются по способу связи между их формой и значением. Иконические знаки позволяют догадаться об их смысле, так как они имеют форму, похожую на отображаемый объект. Примером таких знаков являются значки на Рабочем столе операционной системы компьютера, например значок Мой компьютер. Примером такого знака могут служить первые иероглифы, возникшие на заре письменной речи.
Слайд 4
Слайд 5
Скажите, где используют символьные знаки? Верно, периодической системе Менделеева, там символами являются химические элементы, отображающие атомы химических веществ, а так же ноты, любые современные буквы или цифры и пр.
Если нам неизвестно значения символов, то ничего нельзя сказать о смысле информации, записанной такими знаками. Существуют найденные археологами и до сих пор нерасшифрованные тексты на древних языках, так как неизвестно значение знаков, которыми они записаны.
Посмотрите на слайд, что вы можете сказать об этом символе? Верно, это символ из таблицы Менделеева, мы все знаем, что он означает, а что означает этот символ? Нам неизвестно значение этого символа, поэтому мы не можем сказать, что он обозначает. В периодической системе Менделеева
Это символ из таблицы Менделеева, это углерод, а что это мы не знаем .
Слайд 6
В современном мире широко используется шифрование, которое использует секретный ключ в качестве соглашения о связи формы символов с их значениями. Если секретный ключ неизвестен, то содержание передаваемого текста понять невозможно.
Один и тот же символ может иметь различное значение в разных знаковых системах. Например, знак "О" используется в качестве:
- буквы "О" в русском алфавите;
- буквы "О" [оu] в английском алфавите;
- цифры 0 в системах счисления;
- символа химического элемента "О" (кислорода) в таблице Д. И.Менделеева.
Слайд 7
Приведите свой пример такого знака.
Например, знак "Н".
- буква "Н" в русском алфавите;
- буква "Н" [N]в английском алфавите;
- символ химического элемента "Н" (водород) в таблице Менделеева.
И таких символов много.
Знаковые системы. Знаковые системы являются наборами знаков определенного типа. С некоторыми знаковыми системами вы хорошо знакомы и постоянно ими пользуетесь (языки и системы счисления), с другими познакомитесь в этом разделе. Посмотрите на слайд, давайте познакомимся с некоторыми языками. По очереди давайте прочитаем каждый из них.
Каждая знаковая система строится на основе определенного алфавита (набора знаков) и правил выполнения операций над знаками.
Естественные языки. Человек широко использует для представления информации знаковые системы, которые называются языками. Естественные языки начали формироваться еще в древнейшие времена в целях обеспечения обмена информацией между людьми. В настоящее время существуют сотни естественных языков (русский, английский, китайский и др.). То есть это язык, на котором разговаривают люди.
В устной речи, которая используется как средство коммуникации при непосредственном общении людей, в качестве знаков языка используются различные звуки.
Какие? Верно, фонемы.
В основе письменной речи лежит алфавит, т. е. набор знаков (букв), которые человек различает по их начертанию. В большинстве современных языков буквы соответствуют определенным звукам устной речи. Алфавит русского языка называется кириллицей.
Сколько знаков содержит алфавит? Верно, содержит 33 знака.
Фонемы 33 буквы
Слайд 8
Слайд 9
Формальные языки. В процессе развития науки были разработаны формальные языки (системы счисления, алгебра, языки программирования и др.), основное отличие которых от естественных языков состоит в существовании строгих правил грамматики и синтаксиса.
Слайд 10
Двоичная знаковая система. В процессах хранения, обработки и передачи информации в компьютере используется двоичная знаковая система, алфавит которой состоит всего из двух знаков.
Каких? Верно {0, 1}.
Слайд 10
Генетический алфавит. Генетический алфавит является "азбукой", на которой строится единая система хранения и передачи наследственной информации живыми организмами. Посмотрите на слайд. Перед вами модель молекулы генетического кода. В ней храниться генетическая информация.
Слайд 11
В процессе восприятия, передачи и хранении информации человеком или техническими устройствами, что с ней происходит?
Верно, кодирование.
Что будет являться результатом кодирования? Результатом будет являться информационный код. Приведите примеры кодов. Верно, это буквы, цифры, так же генетический код и так далее. Код состоит из определенного количества знаков, например, текст, состоит из определенного количества букв. Приведите теперь свои примеры. Верно, число - из определенного количества цифр и так далее. То есть каждый код имеет свою длину. И так, давайте сформулируем определение, что же такое длина кода? Длина кода - это количество знаков в коде.
Число состоит из определенного количества чисел, например 67
Скажите что такое перекодирование? Как вы понимаете это слово?
Верно, перекодирование происходит тогда, когда происходит обмен информации от одной формы представления к другой. Давайте разберем пример. В процессе чтения в слух производится переход от письменной формы к устной и на оборот. Как вы думаете, длинна кода при этом меняется? Верно, нет.
И так, давайте дадим определение перекодированию.
Перекодирование - это операция преобразования знаков одной знаковой системы в знаки другой знаковой системы. Это когда информация передается из одной формы в другую
Слайд 12
5. Рефлексия осмысленности восприятия
Составьте «кластер» для определения «Кодирование». Кластер (англ. cluster — скопление) — объединение нескольких однородных элементов, которое может рассматриваться как самостоятельная единица, обладающая определёнными свойствами.
Критерии оценивании
7 понятий - теоретическая осознанность на 5.
4 понятий - теоретическая осознанность на 4.
3 понятий - теоретическая осознанность на 3.
6. Практическая работа
А теперь выполним практическую работу. Работу будите выполнять за компьютерами. Можете сесть за компьютеры. Откройте папку 8 класс. Откройте в ней документ кодирование информации. Эти же задание расположены и на слайде. Прочитайте первое задание. Кому не понятно как выполнять? Прочитайте остальные вопросы. Кому не понятно? Можете выполнять.
1. Дана кодовая таблица флажковой азбуки
Старший помощник Лом сдает экзамен капитану Врунгелю. Помогите ему прочитать следующий текст:
2. С помощью флажковой азбуки зашифруйте фразу "Учение да труд к славе ведут".
3. Закодируйте с помощью азбуки Морзе слова ИНФОРМАТИКА, ДАННЫЕ, АЛГОРИТМ. (Буквы отделены друг от друга пробелами)?
4. Заменяя каждую букву ее порядковым номером в алфавите, зашифруйте фразу: "Я УМЕЮ КОДИРОВАТЬ ИНФОРМАЦИЮ". Зашифрованный текст должен быть записан без пропусков.
5. Мальчик заменил каждую букву своего имени ее номером в алфавите. Получилось 46151. как зовут мальчика?
Слайд 13
Слайд 14
Слайд 15
7. Упражнения для снятия напряжения с глаз.
Снятие напряжения с глаз
После работы за компьютером нужно снять напряжение с глаз. Для
этого выполним несколько упражнений.
1. Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1 - 4, затем раскрыть глаза, расслабив мышцы глаз, посмотреть вдаль на счет 1 — 6. Повторить 4 — 5 раз.
2. Посмотреть на переносицу и задержать взор на счет 1 — 4. До усталости глаза не доводить. Затем открыть глаза, посмотреть вдаль на счет 1 — 6. Повторить 4 — 5 раз.
3. Не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд на счет 1 — 4, затем посмотреть вдаль прямо на счет 1 — 6. Аналогичным образом проводятся упражнения, но с фиксацией взгляда влево, вверх и вниз. Повторить 3 — 4 раза.
8. Рефлексия
Продолжите предложения:
Сегодня на уроке я узнал ….
Я хотел бы узнать еще…
В процессе урока я испытывал трудности в…
Себе за работу на уроке я поставил бы…
9. Домашняя работа
Откройте дневники и запишите домашнее задание.
Параграф 2.1,знать основные вопросы.
10. Оценочные суждения. Выставление отметок
Оценивается работа учащихся на уроке.
Теперь можете собраться, сейчас будет звонок. Спасибо за урок, до свидания!