Урок в 9-м классе по теме "Ветвление на языке Паскаль"
Цели:
образовательная: закрепить знания учащихся об операторе ветвления и научить создавать программы на языке программирования Pascal, содержащие оператор ветвления.
развивающая: развитие логического, алгоритмического мышления, внимания, памяти, умения применять полученные знания при решении задач.
воспитательная: развитие познавательного интереса, умения работать самостоятельно.
Планируемые результаты:
Знать: структуру оператора ветвления в Паскале, с применением знаний разветвляющегося алгоритма.
Уметь: составлять программы на Паскале, содержащие оператор ветвления.
Тип урока: урок закрепления знаний по Паскалю и отработка заданий по программированию (по материалам ГИА, с применением информационных технологий).
Форма урока: комбинированная.
Методы обучения: объяснительно-демонстрационные, практические.
Комплексно-методическое обеспечение:
интерактивная доска;
правильно и полностью инсталлированные программы Windows;
язык программирования Pascal;
презентация урока, составленная в Power Point;
карточки к самостоятельной работе;
оценочный лист урока.
Межпредметные связи: информатика, математика, английский язык, литература
ХОД УРОКА
Организационный момент.
Учитель. Здравствуйте, ребята!
Начну сразу с задания. Составьте алгоритм.
Слайд 1
Есть два числа: А и В. Найдите наибольшее из них.
Слайд 2
Какие представлены на экране?
Какого способа не хватает?
Как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока?
Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с языком программирования Паскаль. И тема нашего сегодняшнего урока: «Организация ветвления на языке Паскаль»
Открыли тетради, записали число и тему урока.
Мы знакомы со многими операторами Паскаля, научились составлять линейные программы на языке Паскаль. Сегодня наша задача научиться составлять программы с ветвлением на Паскале.
Слайд 3
Тема: Организация ветвления на языке Паскаль.
2. Мотивация.
Учитель. А девизом к нашему сегодняшнему уроку послужат слова первого программиста Чарльза Беббиджа: “Я услышал и забыл, увидел и запомнил, сделал и понял!”
О чем говорят эти слова?
О том, что бы понять смысл какого-то явления или процесса нужно его сделать самому, пропустить через себя. А иначе мы можем только, в лучшем случае запомнить, а понять мы это не в силах, нам может только казаться, что мы поняли, но скоро мы все это забудем.
3. Проверка домашнего задания (задания ГИА).
Слайд 4 – 8
У кого все правильно ставят в оценочный лист 4 б, 1 ошибка – 3 б и т. д. (Приложение 2)
4. Актуализации знаний.
Слайд 9
Повторение ранее изученного материала. Проверим свои знания.
Небольшая разминка. Блиц- опрос.
Каждый зарабатывает баллы.
Какая геометрическая фигура обозначает в блок-схеме начало? (овал)
Какой оператор описывает в алгоритмическом языке начало
Какая геометрическая фигура обозначает в блок-схеме вывод результата (параллелограмм)
Какой оператор описывает в программе на Паскале вывод результата (writeln)
Назовите операторы ветвления в алгоритмическом языке
Какой оператор описывает в программе на Паскале ввод данных (readln)
Какая геометрическая фигура обозначает в блок-схеме проверку условия (ромб)
Какой оператор описывает в программе задание переменных (var)
Какой оператор определяет целочисленную переменную на Паскале (integer)
Какой оператор описывает в программе начало (begin)
Какой оператор описывает в программе конец (end)
Какой оператор определяет в Паскале вещественные переменные (real)
Какой оператор определяет в Паскале массив?
Выставили баллы в оценочные листы.
Слайд 10
Устный счет.
Задание по блок-схеме.
Слайд 11
Задание на алгоритмическом языке.
Выполнили, проверили.
Выставили баллы в оценочные листы.
5. Объяснение новой темы
Слайд 12
А теперь вспомните, пожалуйста, картину В. Васнецова “Витязь на распутье”. (Рисунок 1)
Давайте опишем эту картину: сидит витязь на коне перед камнем, на котором высечены слова: “Направо пойдёшь - коня потеряешь, налево пойдёшь – жизнь потеряешь”. Скажите, с точки зрения алгоритмизации и программирования, что написано на камне? (Это ветвление в полной форме: если витязь пойдёт направо, то останется жив, если налево, то погибнет).
В жизни часто приходится принимать решения в зависимости от сложившейся ситуации. Если идёт дождь, мы наденем плащ, если солнечно и жарко, идём в легкой одежде. Встречаются и более сложные ситуации, когда в зависимости от того, выполняется или не выполняется то или иное условие, делается определённый выбор.
Даже пословицы порой содержат ветвление.
1. «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда»
2.Тише едешь, дальше будешь»,
3. «Делу –время, потехе – час».
А давайте вспомним слова из известной песни
Если у вас нет собаки, её не отравит сосед
И с другом не будет драки
Если у вас, если у вас
Если у вас друга нет...
Учитель: И так, мы с вами уже знаем, что алгоритмы бывают с ветвлениями или разветвляющиеся алгоритмы.
Слайд 13,14 Я вам напомню, что
Разветвляющийся алгоритм – это алгоритм, в котором в зависимости от условия выполняется либо одна, либо другая последовательность действий.
Какие виды ветвления вы знаете? (полное и неполное ветвление.)
Переходим к решению задач типа 9 ГИА 2013.
Для этого вспомним операции в алгоритмическом языке и языке Паскаль.
Слайд15.
Открыли стр. 97 сборника, вариант 6, задание 9
Открыли стр. 106, вариант 7, задание 9.
Выставили баллы в оценочные листы.
7. Физкультминутка « Команды ветвления».
Давайте немного отдохнём. Встали ровно. Смотрим на меня. Будьте внимательны:
Если ты юноша, то выполняй ходьбу на месте, иначе выполни три наклона вперед.
Если у тебя длинные волосы, то выполняй наклоны головы вперёд-назад, иначе влево и вправо.
Если у тебя серые глаза, то выполняй наклоны влево и вправо, иначе – поворачивай туловище влево, вправо.
Если ты ученик девятого класса, то встань ровно рядом со своей партой и приведи себя в порядок.
Слайд 16 -18На языке программирования оператор ветвления в полной и неполной форме
IF (условие) THEN (операторы) ELSE (операторы); Давайте вернемся к началу урока.
Слайд 19. Запишем программу нахождения наибольшего из двух на языке программирования Паскаль. (Ученик у доски)
8. Формирование умений и навыков.
Слайд 20
Решим еще несколько задач.
Задача № 1: Ввести число. Если оно неотрицательно, вычесть из него 50, в противном случае прибавить к нему 100.
Задача № 2: Ввести 2 числа. Если их произведение отрицательно, умножить его на –2 и вывести на экран, в противном случае увеличить его в 3 раза и вывести на экран.
Задача № 3: Ввести 2 числа. Вычесть из большего меньшее.
Ответы: 1. If x0 then y: =x-50 else y: =x+100;
2. If a*b
3. If AB then C:=A-B else C:=B-A;
9. Практическая работа в среде Pascal. По уровням сложности. Выбирают сами ученики. (Приложение 1).
Пока учащиеся выполняют задание, учитель анализирует оценочные листы и ставит оценки.
10. Домашнее задание Слайд 21
Вариант 4 задачи 8,9,10,14, робот.
9. Итог урока. Рефлексия.
Что для вас на уроке было знакомым?
Как вы считаете над чем ещё надо поработать?
Когда вы будете решать задания типа 9, 10 на каком языке вы это будете делать?
Итак подведём итог урока: Жизнь весьма разнообразна, и никто не может абсолютно все предусмотреть. Нам постоянно приходится принимать решения в зависимости от создавшейся ситуации, т.е. делать выбор. Вот и вы сейчас находитесь в такой ситуации. Вы заканчиваете 9 класс и перед вами выбор, который вы должны сделать, то ли вы пойдете в 10 класс, то ли продолжите обучение в техникумах, училищах, колледжах. Конечно, этот выбор вы будете делать не самостоятельно, а с родителями. Я желаю вам, чтобы ваш выбор был правильным. И в любом случае оставайтесь хорошими, порядочными людьми. Спасибо за урок.
Приложение 1
Практическая работа.
1 уровень сложности
1.Дано целое число А. Если значение А 0, то необходимо увеличить его на единицу, иначе уменьшить на 1.
Протестировать программу для A=3, A=0, A=-12.
2 уровень сложности
1.Ввести два числа. Если их сумма больше 100, то сумму уменьшить в 2 раза, в противном случае увеличить в 2 раза.
Для всех.
Перевести на Паскаль.
алг
нач
цел x,y,z
x:=16
y:=21
x:=x-y
если x
y:=2*y+x
z:=y-x
иначе z:=x-y
все
вывод z
кон
Приложение 2
Оценочный лист
Задание | Баллы (от1-4) |
Домашнее задание | |
Блиц-опрос | |
Устный счет | |
Задания из ГИА | |