kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Язык программирования Паскаль.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по теме "Ветвление на языке Паскаль"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Ветвление на языке Паскаль»

Урок в 9-м классе по теме "Ветвление на языке Паскаль"


Цели
образовательная:  закрепить знания учащихся об операторе ветвления и научить создавать программы на языке программирования  Pascal, содержащие оператор ветвления.

развивающая:        развитие логического, алгоритмического мышления, внимания, памяти, умения применять полученные знания при решении задач.

воспитательная:  развитие познавательного интереса, умения работать самостоятельно.

Планируемые результаты:

Знать:  структуру оператора ветвления в Паскале, с применением знаний разветвляющегося алгоритма.

Уметь:  составлять программы на Паскале, содержащие оператор ветвления.

Тип урока: урок закрепления знаний по Паскалю и отработка заданий по программированию (по материалам ГИА, с применением информационных технологий).

Форма урока: комбинированная.

Методы обучения: объяснительно-демонстрационные, практические.

Комплексно-методическое обеспечение:

  • интерактивная доска;

  • правильно и полностью инсталлированные программы Windows;

  • язык программирования Pascal;

  • презентация урока, составленная в Power Point;

  • карточки к самостоятельной работе;

  • оценочный лист урока.

Межпредметные связи: информатика, математика, английский язык, литература

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент.

Учитель. Здравствуйте, ребята!

Начну сразу с задания. Составьте алгоритм.

Слайд 1

Есть два числа: А и В. Найдите наибольшее из них.

  • Почему вы молчите?

  • Что я пропустила самое главное в задании?

  • Какие способы записи алгоритма вы знаете?

Слайд 2

  • Какие представлены на экране?

  • Какого способа не хватает?

  • Как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока?

Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с языком программирования Паскаль. И тема нашего сегодняшнего урока: «Организация ветвления на языке Паскаль»


Открыли тетради,  записали число и тему урока.
Мы знакомы со многими операторами Паскаля, научились составлять линейные программы на языке Паскаль. Сегодня наша задача научиться составлять программы с ветвлением на Паскале.

Слайд 3
Тема: Организация ветвления на языке Паскаль.

2. Мотивация.
Учитель.  А девизом к нашему сегодняшнему уроку послужат слова первого программиста Чарльза Беббиджа: “Я услышал и забыл, увидел и запомнил, сделал и понял!”
О чем говорят эти слова?
О том, что бы понять смысл какого-то явления или процесса нужно его сделать самому, пропустить через себя. А иначе мы можем только, в лучшем случае запомнить, а понять мы это не в силах, нам может только казаться, что мы поняли, но скоро мы все это забудем.

3. Проверка домашнего задания (задания ГИА).

 Слайд 4 – 8


У кого все правильно ставят в оценочный лист 4 б, 1 ошибка – 3 б и т. д. (Приложение 2)

4. Актуализации знаний.

Слайд 9
Повторение ранее изученного материала. Проверим свои знания.

Небольшая разминка. Блиц- опрос.

Каждый зарабатывает баллы.

  1. Какая геометрическая фигура обозначает в блок-схеме начало? (овал)

  2. Какой оператор описывает в алгоритмическом языке начало

  3. Какая геометрическая фигура обозначает в блок-схеме вывод результата (параллелограмм)

  4. Какой оператор описывает в программе на Паскале вывод результата (writeln)

  5. Назовите операторы ветвления в алгоритмическом языке

  6. Какой оператор описывает в программе на Паскале ввод данных (readln)

  7. Какая геометрическая фигура обозначает в блок-схеме проверку условия (ромб)

  8. Какой оператор описывает в программе задание переменных (var)

  9. Какой оператор определяет целочисленную переменную на Паскале (integer)

  10. Какой оператор описывает в программе начало (begin)

  11. Какой оператор описывает в программе конец (end)

  12. Какой оператор определяет в Паскале вещественные переменные (real)

  13. Какой оператор определяет в Паскале массив?

Выставили баллы в оценочные листы.

Слайд 10

Устный счет.

Задание по блок-схеме.

Слайд 11

Задание на алгоритмическом языке.

Выполнили, проверили.

Выставили баллы в оценочные листы.

5. Объяснение новой темы
Слайд 12
А теперь вспомните, пожалуйста, картину В. Васнецова “Витязь на распутье”. (Рисунок 1)

Давайте опишем эту картину: сидит витязь на коне перед камнем, на котором высечены слова: “Направо пойдёшь - коня потеряешь, налево пойдёшь – жизнь потеряешь”. Скажите, с точки зрения алгоритмизации и программирования, что написано на камне? (Это ветвление в полной форме: если витязь пойдёт направо, то останется жив, если налево, то погибнет).

В жизни часто приходится принимать решения в зависимости от сложившейся ситуации. Если идёт дождь, мы наденем плащ, если солнечно и жарко, идём в легкой одежде. Встречаются и более сложные ситуации, когда в зависимости от того, выполняется или не выполняется то или иное условие, делается определённый выбор.


Даже пословицы порой содержат ветвление.

1. «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда»

  • Как вы понимаете её смысл?

  • Примените к ней операторы полного ветвления.

2.Тише едешь, дальше будешь»,

3. «Делу –время, потехе – час».

А давайте вспомним слова из известной песни

Если у вас нет собаки, её не отравит сосед

И с другом не будет драки

Если у вас, если у вас

Если у вас друга нет...


Учитель: И так, мы с вами уже знаем, что алгоритмы бывают с ветвлениями или разветвляющиеся алгоритмы.
Слайд 13,14 Я вам напомню, что

 Разветвляющийся алгоритм – это алгоритм, в котором в зависимости от условия выполняется либо одна, либо другая последовательность действий.
Какие виды ветвления вы знаете? (полное и неполное ветвление.)

Переходим к решению задач типа 9 ГИА 2013.

Для этого вспомним операции в алгоритмическом языке и языке Паскаль.

Слайд15.

Открыли стр. 97 сборника, вариант 6, задание 9

  Открыли стр. 106, вариант 7, задание 9.

Выставили баллы в оценочные листы.

7. Физкультминутка « Команды ветвления».


  • Давайте немного отдохнём. Встали ровно. Смотрим на меня. Будьте внимательны:

  • Если ты юноша, то выполняй ходьбу на месте, иначе выполни три наклона вперед.

  • Если у тебя длинные волосы, то выполняй наклоны головы вперёд-назад, иначе влево и вправо.

  • Если у тебя серые глаза, то выполняй наклоны влево и вправо, иначе – поворачивай туловище влево, вправо.

  • Если ты ученик девятого класса, то встань ровно рядом со своей партой и приведи себя в порядок.

Слайд 16 -18На языке программирования оператор ветвления в полной и неполной форме

IF (условие) THEN (операторы)  ELSE  (операторы); Давайте вернемся к началу урока.

Слайд 19. Запишем программу нахождения наибольшего из двух на языке программирования Паскаль. (Ученик у доски)


8. Формирование умений и навыков.

Слайд 20
Решим еще несколько задач.

Задача № 1: Ввести число. Если оно неотрицательно, вычесть из него 50, в противном случае прибавить к нему 100.
Задача № 2: Ввести 2 числа. Если их произведение отрицательно, умножить его на –2 и вывести на экран, в противном случае увеличить его в 3 раза и вывести на экран.
Задача № 3: Ввести 2 числа. Вычесть из большего меньшее.
Ответы:   1. If x0   then y: =x-50   else y: =x+100;
2. If a*b
                 3. If AB   then C:=A-B else C:=B-A;
           
9. Практическая работа в среде Pascal. По уровням сложности. Выбирают сами ученики. (Приложение 1).

Пока учащиеся выполняют задание, учитель анализирует оценочные листы и ставит оценки.

10. Домашнее задание Слайд 21

Вариант 4 задачи 8,9,10,14, робот.

9. Итог урока.   Рефлексия.

  • Что для вас на уроке было знакомым?

  • Как вы считаете над чем ещё надо поработать?

  • Когда вы будете решать задания типа 9, 10 на каком языке вы это будете делать?

Итак подведём итог урока: Жизнь весьма разнообразна, и никто не может абсолютно все предусмотреть. Нам постоянно приходится принимать решения в зависимости от создавшейся ситуации, т.е. делать выбор. Вот и вы сейчас находитесь в такой ситуации. Вы заканчиваете 9 класс и перед вами выбор, который вы должны сделать, то ли вы пойдете в 10 класс, то ли продолжите обучение в техникумах, училищах, колледжах. Конечно, этот выбор вы будете делать не самостоятельно, а с родителями. Я желаю вам, чтобы ваш выбор был правильным. И в любом случае оставайтесь хорошими, порядочными людьми. Спасибо за урок.



Приложение 1

Практическая работа.

1 уровень сложности

1.Дано целое число А. Если значение А 0, то необходимо увеличить его на единицу, иначе уменьшить на 1.

Протестировать программу для A=3, A=0, A=-12.

2 уровень сложности

1.Ввести два числа. Если их сумма больше 100, то сумму уменьшить в 2 раза, в противном случае увеличить в 2 раза.

Для всех.

Перевести на Паскаль.

алг

нач

цел x,y,z

x:=16

y:=21

x:=x-y

если x

y:=2*y+x

z:=y-x

иначе z:=x-y

все

вывод z

кон









Приложение 2



Оценочный лист

Задание

Баллы (от1-4)

Домашнее задание


Блиц-опрос


Устный счет


Задания из ГИА




Просмотр содержимого презентации
«Презентация к уроку Ветвление»

Даны два числа А и В. Найдите наибольшее из них.
  • Даны два числа А и В.
  • Найдите наибольшее из них.
В то С:=А иначе С:=В А В да нет С:=А С:=В" width="640"

если А В то

С:=А

иначе

С:=В

А В

да

нет

С:=А

С:=В

Организация ветвления на языке Паскаль. Я услышал и забыл.  Увидел и запомнил. Сделал и понял! Чарльз Бэббидж

Организация ветвления на языке Паскаль.

Я услышал и забыл.

Увидел и запомнил.

Сделал и понял!

Чарльз Бэббидж

Проверка домашнего задания

Проверка домашнего задания

Проверка домашнего задания

Проверка домашнего задания

Проверим свои знания

Проверим свои знания

Фрагмент алгоритма изображён в виде блок-схемы. Определите, какое значение переменной S будет напечатано в результате выполнения алгоритма.
  • Фрагмент алгоритма изображён в виде блок-схемы. Определите, какое значение переменной S будет напечатано в результате выполнения алгоритма.

A:=3 ; B:=4

AB

B:=B+1;

S:=A+B

A:=A+1;

S:=A*B

Печать S

b) и (bc) то x:=2*a+b+c иначе a:=b+c; x:=a-3*b вывод x кон" width="640"

a:=9

b:=8

c:=2

если (ab) и (bc) то x:=2*a+b+c

иначе

a:=b+c;

x:=a-3*b

вывод x

кон

Скажите, с точки зрения алгоритмизации и программирования,  что написано на камне? Направо пойдёшь - коня потеряешь, налево пойдёшь – жизнь потеряешь.  В. Васнецов “Витязь на распутье”, 1882 г.

Скажите, с точки зрения алгоритмизации и программирования,

что написано на камне?

Направо пойдёшь - коня потеряешь, налево пойдёшь – жизнь потеряешь.

В. Васнецов “Витязь на распутье”, 1882 г.

Разветвляющийся алгоритм – это алгоритм, в котором в зависимости от условия выполняется либо одна, либо другая последовательность действий.

Разветвляющийся алгоритм это алгоритм, в котором в зависимости от условия выполняется либо одна, либо другая последовательность действий.

Основные варианты структуры ветвления:  если - то; если – то - иначе; Полная форма Неполная форма да нет нет условие да условие серия команд 2 серия команд 1 серия команд 1

Основные варианты структуры ветвления:

если - то; если – то - иначе;

Полная форма

Неполная форма

да

нет

нет

условие

да

условие

серия команд 2

серия команд 1

серия команд 1

div / = = - :=" width="640"

mod

div

/

=

=

-

:=

Запись команды ветвления на языке программирования Pascal

Запись команды ветвления

на языке программирования Pascal

IF  (условие)  THEN  (операторы) ;

IF (условие) THEN (операторы) ;

IF  (условие)  THEN  (операторы)   ELSE  (операторы) ;

IF (условие) THEN (операторы) ELSE (операторы) ;

В то С:=А иначе С:=В А В да нет С:=А С:=В" width="640"

если А В то

С:=А

иначе

С:=В

А В

да

нет

С:=А

С:=В

Задача № 1 : Ввести число. Если оно неотрицательно,  вычесть из него 50, в противном случае  прибавить к нему 100. Задача № 2 : Ввести 2 числа. Если их произведение  отрицательно, умножить его на –2, в противном случае  увеличить его в 3 раза. Задача № 3 : Ввести 2 числа. Вычесть из большего  меньшее.

Задача № 1 : Ввести число. Если оно неотрицательно,

вычесть из него 50, в противном случае

прибавить к нему 100.

Задача № 2 : Ввести 2 числа. Если их произведение

отрицательно, умножить его на –2, в противном случае

увеличить его в 3 раза.

Задача № 3 : Ввести 2 числа. Вычесть из большего

меньшее.

Домашнее задание Вариант 4 задачи 8,9,10,14, робот.

Домашнее задание

Вариант 4 задачи 8,9,10,14, робот.

Ответьте на вопросы

Ответьте на вопросы

  • Что нового вы узнали на уроке?
  • С какими трудностями встретились на уроке?
  • Что понравилось на уроке?
Спасибо всем!

Спасибо всем!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Информатика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Язык программирования Паскаль.

Автор: Рубанова Татьяна Юрьевна

Дата: 12.10.2017

Номер свидетельства: 432119

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(245) "Конспект урока "Программирование. Алгоритмы работы с величинами. Язык программирования Паскаль. Правила записи основных операторов" "
    ["seo_title"] => string(136) "konspiekt-uroka-proghrammirovaniie-alghoritmy-raboty-s-vielichinami-iazyk-proghrammirovaniia-paskal-pravila-zapisi-osnovnykh-opieratorov"
    ["file_id"] => string(6) "102836"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402554877"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(128) "Типы переменных и оператор присвоения язык программирования паскаль "
    ["seo_title"] => string(76) "tipy-pieriemiennykh-i-opierator-prisvoieniia-iazyk-proghrammirovaniia-paskal"
    ["file_id"] => string(6) "177115"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1424580609"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Алгоритмический язык программирования Паскаль. Оператор присваивания. "
    ["seo_title"] => string(74) "alghoritmichieskii-iazyk-proghrammirovaniia-paskal-opierator-prisvaivaniia"
    ["file_id"] => string(6) "114952"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1411747875"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(138) "Презентация "Язык программирования «ПАСКАЛЬ» . Текстовой редактор языка." "
    ["seo_title"] => string(75) "priezientatsiia-iazyk-proghrammirovaniia-paskal-tiekstovoi-riedaktor-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "193490"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1427642865"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(128) "Математические функции и процедуры в языке программирования Паскаль "
    ["seo_title"] => string(77) "matiematichieskiie-funktsii-i-protsiedury-v-iazykie-proghrammirovaniia-paskal"
    ["file_id"] => string(6) "174800"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424181621"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства