Просмотр содержимого документа
«Диаграммы и графики в электронных таблицах»
Тема: «Диаграммы и графики в электронных таблицах»
Цели урока:
создать педагогические условия для того, чтобы обучающиеся смогли научиться строить диаграммы различного типа;
способствовать формированию и развитию информационных компетенций обучающихся (развивать умение систематизировать информацию и представлять ее в различных видах);
воспитывать у обучающихся информационную культуру, развивать познавательный интерес.
Задачи:
сформировать представление о диаграммах, их создании и форматировании в электронных таблицах
способствовать развитию умения применять полученные знания при решении творческих заданий
развивать умения оценивать результаты выполненных действий
формировать коммуникативные навыки
способствовать воспитанию самостоятельности и уверенности в своих силах.
Тип урока: практическая работа.
Планируемые образовательные результаты: получат возможность совершенствовать навыки работы с электронными таблицами, научатся создавать и форматировать диаграммы в электронных таблицах.
Образовательные ресурсы:
Оборудование:
1. Рабочие места обучающихся.
2. Рабочее место преподавателя (ПК, широкоформатный телевизор).
3. Комплект заданий на обучение построению диаграмм.
4. Комплект заданий для самостоятельного выполнения.
5. Комплект дополнительных заданий.
6. Комплект справочных материалов для построения диаграмм
7. Презентация «Диаграммы и графики в электронных таблицах»
Базовый учебник:
1.Информационные технологии: учебник для студентов учреждений сред. проф. образ./ Г.С. Гохберг, А.В. Зафиевский, А.А. Короткин.- М.: Издательский центр «Академия », 2011.
Преподаватель ставит перед обучающимися проблемную ситуацию.
- Предположим, что вы готовитесь к конференции, на которой вам поручили собрать сведения о выпуске автомобилей за последние 3 года. В течение всего месяца вы собрали информацию о странах производителей автомобилей, количестве выпущенных легковых и спец автомобилей. Соответствующую информацию вы занесли в заранее подготовленную таблицу, и вот что у вас получилось: преподаватель демонстрирует на слайде таблицу о выпуске автомобилей.
Конечно, можно перечертить эту таблицу на большой лист ватмана и продемонстрировать этот результат. Но смогут ли они воспринять эту информацию, обработать ее и сложить представление о выпуске автомобилей в мире?
Вы собрали большое количество информации, она точная, полная и достоверная, но в табличном виде она трудно воспринимается. Такая информация не будет интересна слушателям, так как совершенно ненаглядна.
Как же нам сделать эту информацию наглядной? С помощью чего визуализировать данную информацию?
Как вы думаете, какова тема нашего урока?
Какова главная цель урока?
Чему мы сегодня научимся?
Преподаватель формулирует вместе с обучающимися тему и цели урока, указывает на ключевые слова, которые будут рассмотрены в ходе урока.
Обучающиеся формулируют тему урока и цели на уроке, отвечают на вопросы преподаватель. Тема урока «Диаграммы и графики в электронных таблицах».
Обучающиеся формулируют вопросы, которые в ходе урока познакомят их со следующими понятиями: диаграмма, график; зависимая величина; независимая величина; графики с маркерами.
личностные – смыслообразование, самоопределение;
коммуникативные – планирование, постановка вопросов и заданий;
познавательные –
поиск и выделение информации, выдвижение предположений, анализ и синтез, решение проблемы.
регулятивные –
целеполагание, планирование.
4
Объяснение нового материала
Преподаватель объясняет новый материал
Слайд 8-27
Электронные таблицы позволяют визуализировать данные, размещённые на рабочем листе, в виде диаграммы Диаграммы наглядно отображают зависимости между данными, что облегчает восприятие и помогает при анализе и сравнении данных.
Диаграммы позволяют анализировать данные, проводить их сравнение и выявлять скрытые в последовательностях чисел закономерности.
Электронные таблицы позволяют создавать диаграммы нескольких типов, основными из которых являются график, круговая диаграмма и гистограмма.
График – линия, дающая наглядное представление о характере зависимости какой-либо величины от другой. График позволяет отслеживать динамику изменения данных.
На графике изображают две координатные оси под прямым углом друг к другу. Эти оси являются шкалами, на которых откладываются представляемые значения. Одна величина является зависимой от другой – независимой. Значения независимой величины обычно откладывают на горизонтальной оси (оси OX), а зависимой величины – на вертикальной оси (оси OY). При изменении независимой величины меняется зависимая величина. Значения зависимой величины изображаются: в виде кривых; в виде точек; в виде кривых и точек. Например, выпуск автомобилей (зависимая величина) может изменяться во времени (независимая величина). Таким образом, график показывает, что происходит с y при изменении x.
- Какие диаграммы можно построить по данным таблицы о выпуске автомобилей?
По данным таблицы можно построить следующие диаграммы и графики: выпуск автомобилей в 2014, 2015, 2016 г.; выпуск автомобилей в разных странах; выпуск автомобилей водной стране по годам.
Для построения диаграммы необходимо:
- выделить диапазон ячеек, содержащий исходные данные для построения диаграммы
-вызвать Мастера диаграмм
При работе мастера диаграмм предусмотрены следующие основные шаги:
выбор типа диаграммы;
выбор данных на основе которых строится диаграмма;
настройка элементов оформления диаграммы
Обучающиеся записывают в тетради определение понятия, слушают преподавателя, отвечают на вопросы.
познавательные –
поиск и выделение информации, умение анализировать и синтезировать, выдвижение предположений, решение проблемы.
5
Первичное усвоение новых знаний (выполнение практической работы на компьютере)
Преподаватель объясняет обучающимся задание, демонстрируя данное задание на слайде презентации.
Слайд 27
Обучающиеся выполняют задание в электронных таблицах.
личностные –
оценивание усвоенного содержания;
предметные – умение работать с графиками, анализировать информацию по графику;
метапредметные – вычислительные навыки;
6
Физкультминутка
Презентация «Физкультминутка»
Преподаватель открывает файл с физкультминуткой.
Обучающиеся выполняют упражнения.
личностные – умение распределять режимы труда и отдыха;
метапредметные – формирование основ здорового образа жизни.
7
Продуктивное использование полученного знания (выполнение практической работы на компьютере)
Каждый обучающийся получает текст практической работы.
После завершения обучающимися практической работы учитель демонстрирует каждый из графиков на слайдах презентации.
Обучающиеся выполняют самостоятельно практическую работу за компьютером и задания к практической работе.
метапредметные – ИКТ-компетентность (умения работать в электронных таблицах);
предметные–умение создавать диаграммы и графики;
личностные – понимание значения навыков работы на компьютере для учебы и жизни; понимание значения использования наглядных моделей;
коммуникативные – умение работать в группе.
8
Закрепление изученного материала
Обучающимся предлагается выполнить задание
ЭОР:http://puzzlecup.com/?guess=596765424E76E1BB
Анализируют изученный материал и выполняют дополнительное задание
личностные –
оценивание усвоенного содержания;
предметные – умение работать с диаграммами и графиками, анализировать информацию;
коммуникативные – умение работать в группе.
9
Обобщение темы урока. Домашнее задание. Выставление оценок. Рефлексия.
Преподаватель задает обучающимся вопросы о достигнутых на уроке целях.
Выставляет оценки за работу на уроке.
Преподаватель предлагает обучающимся в качестве рефлексии определить, на каком уровне находятся их знания после урока.
Отвечают на вопросы. Записывают домашнее задание.
регулятивные –
планирование, целеполагание, оценка;
личностные –
смыслообразование, оценивание.
Практическое занятие
Тема:Диаграммы и графики в электронных таблицах
Ход работы:
Задание № 1
1. Откройте рабочую книгу LibreOffice Calc сохраненную под именем Занятие_5
Листы переименуйте: Автостат; Системы; Точки
На листе «Автостат» выполните построение диаграмм
Для построения диаграмм необходимо:
1.Выделить исходные данные
2.Вставка – Диаграмма.
Пример1.Создадим диаграмму «Выпуск автомобилей в 2014 году»
1. Выделим исходные данные (Диапазон смежных ячеек B4:C18)
2. Вставка – Диаграмма
Шаг1– Тип Диаграммы. Выбираем: Линейчатая- Трехмерный вид- Цилиндр нажимаем Далее
Шаг2- Диапазоны данных. Проверяем выбранный диапазон В4:С18
Шаг3- Ряды данных. Выделяем Название и указываем ячейку С3
Шаг4- Элементы диаграммы. Вводим заголовок «Выпуск автомобилей 2014 год». Показывать легенду выбираем «Снизу».
Нажимаем Готово.
Щелкните мышью в любом месте экрана, встаньте мышью на область диаграммы и перетащите в сторону. Уменьшите или увеличьте окно диаграммы.
Для подписи данных: нажмите правой кнопкой мыши на диаграмме, выберите Правка, нажмите правой кнопкой мыши на столбцах, выберите Подписи данных.
Пример 2.Создадим диаграмму «Выпуск автомобилей в 2015 году»
Пример 3.Создадим диаграмму «Выпуск автомобилей в России и США»
На листе «Системы» выполните:
Создайте и отформатируйте таблицу по образцу. Вычисления – по формулам!
С помощью мастера диаграмм постройте диаграммы и разместите на листе.
Настройте параметры диаграмм по образцу. (Для переноса оси У: выделите ось — в контекстном меню выберите — Формат оси — на вкладке расположение — укажите: Пересекать другую ось в Категории 0)
На листе «Точки» создайте диаграмму, изображающую Утенка.
Утенок на плоскости задан координатами своих вершин.
Рассчитайте координаты вершин, восстановите таблицу, по значениям которой строилась эта диаграмма, и постройте геометрическое изображение по образцу на этом же листе.
Для контура Утенка назначьте широкую линию и цвет желтый.
Задание № 2
Решите кроссворд и запишите ответы в тетрадь, перейдя по ссылке (ссылку можно скопировать в файле «Открытый урок»):
Информационные технологии: учебник для студентов учреждений сред. проф. образ./ Г.С. Гохберг, А.В. Зафиевский, А.А. Короткин.- М.: Издательский центр «Академия », 2011.
Информатика и ИКТ: учебник для нач. и сред. проф. образования/М.С. Цветкова, Л.С. Великович.- М.: Издательский центр «Академия», 2013
Информатика и ИКТ: практикум для профессий и специальностей технического и социально-экономического профилей: учеб. Пособие для нач. и сред. проф. образования/ Н.Е.Астафьева, С.А.Гаврилова, М.С.Цветкова; под ред. М.С. Цветковой М.С.- М.: Издательский центр «Академия», 2013.
Информатика Задачник – практикум в 2 т./Под ред.И.Г. Семакина, Е.К. Хеннера: Том 2. – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2000.
Сайт «Для всех и обо всем» http://p-i-f.livejournal.com/1517723.html
Материал из Википедии http://ru.wikipedia.org/wiki/%C4%E8%E0%E3%F0%E0%EC%EC%E0
Материал из Википедии http://ru.wikipedia.org/wiki/%CF%E0%F0%E0%EB%E8%EC%EF%E8%E9%F1%EA%E8%E5_%E8%E3%F0%FB