Раздел программы: «Прикладное программное обеспечение»
Тема урока № 1: «Знакомство с СУБД MS Access»
Форма урока: формирование новых знаний.
Тип: комбинированный урок.
Технология: личностно-ориентированная.
Цели урока:
Ознакомить учащихся с новыми знаниями.
Проконтролировать уровень усвоения программного материала.
Задачи урока:
Воспитательная – развитие познавательного интереса.
Учебная – освоение новых знаний, навыков работы с базами данных.
Развивающая – развитие памяти, внимательности, навыков поиска информации с помощью ПК.
Оборудование и пособия:
Компьютерный класс с операционной системой Windows XP.
Офисный пакет Microsoft Office 2003.
М/М издание «Энциклопедия ПК», разработчик «Кирилл и Мефодий», раздел «Базы данных».
План урока:
№ этапа | Содержание этапа | Виды и формы работы | Время |
1. | Организационный момент. | Приветствие | 2 |
2. | Мотивационное начало урока. | Постановка цели урока. | 3 |
3. | Подача нового материала | Лекция учителя, запись в тетрадь основных понятий. | 15-17 |
4. | Актуализация и оперирование новыми знаниями. | Лабораторная работа «Создадим базу данных СНГ» | 12-15 |
5. | Завершающий этап. | Домашнее задание, подведение итогов. | 3 |
Ход урока
Организационный момент. Приветствие, выявление отсутствующих, проверка готовности к уроку.
Мотивационное начало урока. Объявление цели урока, хода урока, видов деятельности учащихся (на уроке каждый учащийся получает конспект лабораторной работы).
Этап подачи нового материала по теме.
Ученики знакомятся с новым материалом из лекции учителя, записывают в тетрадь основные понятия и определения, задают вопросы. Поскольку данный материал отсутствует в учебниках, учитель подготовил файл с лекционным материалом по данной теме, который ученики в конце урока должны распечатать и забрать с собой.
Конспект:
MS ACCESS – одна из самых мощных, гибких и простых в использовании СУБД. Возможностей ACCESS достаточно для того, чтобы создавать и доступные рядовому пользователю приложения, и весьма сложные структуры. Достоинством ACCESS является также интегрированность с пакетом Microsoft Office. В ACCESS используется стандартный для среды Windows многооконный графический интерфейс.
В ACCESS можно выполнять следующие операции:
Проектирование баз данных (двумерных таблиц);
Установление связей между таблицами;
Ввод, хранение, просмотр, сортировку, модификацию и выборку данных из таблиц;
Создание, модификацию и использование производных объектов (форм, запросов, отчетов, макросов и модулей).
Объектом обработки ACCESS является файл БД, имеющий имя и расширение mdb. В этот файл входят следующие основные объекты ACCESS:
Таблицы – базовые объекты ACCESS.
Формы – необязательные элементы БД. В основном режим формы используется для просмотра, изменения, добавления и удаления данных.
Запросы – это производные таблицы, которые создаются пользователем для выборки нужных данных из одной или нескольких связанных таблиц. С помощью запросов данные можно упорядочивать, фильтровать, изменять, объединять, создавать новые таблицы на основе существующих;
Отчеты – это, фактически, те же запросы, но оформленные в удобном и наглядном виде для вывода данных на принтер;
Макросы – это макрокоманды, объединяющие группы операций, которые часто повторяются;
Модули – это программные процедуры, служащие для автоматизации работы с БД. Модули пишутся на языке Visual Basic.
Каждый из перечисленных объектов может иметь имя не более 64 произвольных символов. Таким же требованиям должны удовлетворять имена полей.
4. Этап актуализации и оперирования новыми знаниями.
Цель: закрепить знания, полученные на уроке, познакомиться с представлением по данной теме материала в м/м изданиях.
Задание1.
Создадим БД СНГ.
Первая таблица, с которой мы начнем работать В ACCESS, будет содержать краткие сведения о государствах, входящих в СНГ. Она заранее была создана в Word и сохранена в файле Государства.doc.
В базовом окне выбрать переключатель Новая база данных и нажать ОК.
Указать папку, в строке Имя файла ввести имя СНГ.mdb и щелкнуть на кнопке Создать.
Сначала необходимо создать структуру таблицы Государства, для этого:
Щелкнуть на вкладке Таблица окна БД, а затем на кнопке Создать. В диалоговом окне выбрать команду Конструктор/ОК. ACCESS представит окно пустой таблицы в режиме конструктора, при этом панель инструментов примет другой вид.
Установить курсор в столбец Имя поля и ввести имя первого поля – Код. Нажать Tab для перехода в столбец Тип данных. Открыть список возможных типов данных. Выбрать тип – Счетчик.
Далее определить второе поле – Государство, тип данных – текстовый. В бланке Свойства поля (левый нижний угол экрана) в строке Размер поля задать число 30.
В поле Площадь (тыс. кв. км) – тип числовой, размер – с плавающей точкой (4 байта).
В поле Население (тыс. чел.) – тип числовой, размер – с пл. точкой..
В поле Столица – тип текстовый, размер - 20.
В поле Дата принятия Конституции – тип Дата/время, размер – длинный формат даты.
Создать ключ таблицы, для этого установит курсор на поле Код и щелкнуть на панели инструментов на кнопку Определить ключ.
Сохранить таблицу.
Заполним таблицу записями, для этого откроем таблицу Государства в режиме таблицы и скопировав данные из таблицы Государство.doc ( все записи, кроме первого столбца таблицы и шапки).
Аналогично создадим структуру таблицы Главные реки, заполнив поля и задав ключевое поле Реки №
Имя поля | Тип данных | Размер | Число дес. знаков |
Реки № | Счетчик | Длинное целое | |
Государство № | Числовой | Целое | 0 |
Название реки | Текстовый | 20 | |
Общая длина в км | Числовой | С пл. точкой | 1 |
6. Заполним таблицу Главные реки данными, взятыми из текстового файла Реки.doc (поле Реки № копировать не надо, т.к. оно имеет тип Счетчик и заполняется программой автоматически).
5. Завершающий этап. Учитель подводит итог уроку, отвечает на вопросы учащихся, дает домашнее задание.
Домашнее задание:
Проработать лекционный материал на печатном конспекте и в тетради.
Подготовить к следующему уроку данные для второй лабораторной работы.