kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Архитектура и состав ЭВМ.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Архитектура и состав ЭВМ. теоретическая часть к лабораторной работе 2

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Архитектура и состав ЭВМ.»

Архитектура и состав ЭВМ.

Сейчас мы познакомились с персональным компьютером всего лишь внешне. Но часто очень важно иметь более подробное представление о назначении его частей. Поэтому, нам не помешает рассмотреть каждую из частей компьютера в отдельности.

Системный блок

К
омпьютер может обрабатывать любую поступающую в системный блок информацию, такую как программы, тексты, графику, а также аудио- и видеоинформацию. Главным элементом системного блока, который и производит обработку информации, является особая микросхема, называемая центральным процессором. Процессор - это специальное электронное устройство, предназначенное для выполнения арифметических и логических операций, а также для управления работой всех периферийных устройств. Другими словами, процессор некоторым образом можно представить как электронный мозг компьютера. Ведь он, кроме обработки информации, также управляет и ее передачей, имея для этого четкую систему ввода-вывода информации (рис. 2).

Р
ис. 2. Система ввода-вывода информации

В этой системе участвуют два новых для нас элемента системного блока, также реализованных в виде электронных микросхем: постоянное (ПЗУ) и оперативное (ОЗУ) запоминающие устройства. Основным назначением ПЗУ (постоянная память) является постоянное хранение информации в виде системных программ, необходимых для выполнения команд начальной загрузки компьютера и поддержки работы процессора. Информацию, находящуюся в ПЗУ, нельзя удалить и, следовательно, она предназначена только для чтения. Кроме ПЗУ к устройствам ввода информации также относятся клавиатура и ручной манипулятор типа «мышь».

ОЗУ (оперативная память) - запоминающее устройство, обладающее высоким быстродействием и используемое для кратковременного хранения исходной информации и результатов работы процессора. В соответствии с назначением ОЗУ информация, в этом элементе системного блока, представляет собой набор системных и других программ, а также содержит промежуточные результаты обработки информации. После выключения компьютера оперативная память полностью очищается. Из оперативной памяти процессор может информацию не только считывать, как из постоянной памяти, но и записывать в нее, то есть ОЗУ является устройством не только ввода, но и вывода информации. Также к устройствам ввода-вывода информации относятся и большинство внешних запоминающих устройств. Исключение составляют лишь дисководы для компакт-дисков - CD-ROMы, с которых информация может только вводиться в центральный процессор.

К устройствам, осуществляющим только вывод информации, относятся лишь мониторы и принтеры.

Клавиатура

Клавиатура персонального компьютера предназначена для ввода данных и команд в центральный процессор с одновременным дублированием вводимой информации на экране монитора. Внешне стандартная клавиатура выглядит весьма просто и представляет собой набор из 101 клавиши. Однако, она по своей сути представляет собой небольшой микрокомпьютер со своим личным процессором задача которого следить за состоянием клавиш и в случае нажатия на них, производить передачу информации о происшедших изменениях центральному процессору.

Рис.3. Стандартная клавиатура.

1 - малая цифровая клавиатура.

Всю клавиатуру (рис.3) можно разбить на две части, одна из которых носит название основной клавиатуры, а вторая - малой цифровой клавиатуры. В принципе, нам для работы достаточно основной клавиатуры, однако малая цифровая клавиатура позволяет более удобно вводить числовые данные, так как порядок расположения цифровых клавиш соответствует расположению аналогичных клавиш на калькуляторе.

А теперь немного о самих клавишах. Современные клавиатуры оснащены клавишами, имеющими сенсорные контакты. Другими словами, даже слабое нажатие на клавишу с определенным символом приводит к появлению этого символа на экране.

Клавиши также могут работать в режиме автоповтора, т.е. длительное нажатие на клавишу приводит к появлению на экране цепочки одинаковых символов, что не всегда желательно. Поэтому при работе нажимать на клавиши необходимо легким прикосновением пальцев.

Используя клавиши клавиатуры в различных сочетаниях, можно ввести любой из символов, распознаваемых персональным компьютером.

Монитор

Вводимая нами информация может появляться на экране монитора (рис.4). Монитором принято называть электронное устройство, предназначенное для отображения алфавитно-символьной, графической и видеоинформации. Он позволяет просматривать информацию, находящуюся во внешних запоминающих устройствах. Кроме того, мы можем просматривать результаты работы процессора и другую экранную информацию, выводимую в процессе работы компьютерных программ.

Рис. 4 Монитор

1 - клавиша включения монитора POWER;

2 - регулировка контрастности изображения;

3 - регулировка яркости изображения;


На экране монитора можно просматривать различную текстовую информацию. Для этого у монитора имеется так называемый символьный режим вывода информации.

Для просмотра и создания графических изображений мы имеем более широкий спектр экранных режимов, называемых графическими режимами, позволяющими получать как черно-белые, так и цветные изображения фотографий, рисунков, графиков и диаграмм. В графических режимах мы можем также вводить и пояснительную текстовую информацию.

Внешнее запоминающее устройство

Оперативная память - это лишь временное хранилище информации. Отключение питания стирает все ее содержимое. Поэтому персональные компьютеры оснащаются устройствами для долговременного хранения информации. В качестве таких устройств могут использоваться магнитные носители информации – гибкие дискеты или жесткий диск, получивший свое имя по названию города Винчестер, где он впервые был разработан.

Рассмотрим вначале дискеты. Дискетой называется магнитный диск, используемый для хранения информации вне компьютера. С помощью дискет можно также переносить документы и программы с одного компьютера на другой, делать архивные копии информации. Информация на дискетах может храниться постоянно или по нашему желанию изменена и даже стерта совсем.

Важной характеристикой дискет является объем записываемой на дискету информации. Так, на широкоформатную дискету можно записать информацию в объеме 1.2 мегабайта, а на малоформатную, хотя она и меньше по своему размеру, несколько больше - 1.44 мегабайта. Это связано с лучшей защитой таких дискет от внешних условий, поэтому на них можно записывать информацию с более высокой плотностью.

С целью защиты гибкого диска от случайных изгибов и пыли его "одевают" в картонный или пластиковый кожух. По этой же причине обращение с дискетами должно быть осторожным, особенно с дискетами на 5.25 (пять с четвертью) дюйма.

Запись и чтение информации с гибких дискет осуществляется посредством специальных устройств - дисководов. Дисководом мы будем называть устройство, предназначенное для организации ввода-вывода информации на гибкие дискеты. Дисководы, принято обозначать буквами латинского алфавита. Так, дисковод для дискет на 5.25 дюйма принято обозначать буквой А, а на 3.5 дюйма - буквой В. Иногда дисководы меняют местами. В этом случае и имена дисководов также поменяются местами.

Дискета устанавливается в дисковод через специальный вырез, называемый карманом. При установке дискеты в дисковод ее необходимо взять пальцами в зоне этикетки и держа таким образом ввести дискету в карман дисковода и закрыть защелку (для дискет на 3.5 дюйма защелка срабатывает автоматически). При работе с дискетой нельзя применять силу и ни в коем случае не дотрагиваться до магнитного слоя.

Кроме дискет для долговременного хранения информации мы можем использовать жесткий диск (винчестер). Под винчестером мы будем понимать набор из нескольких магнитных дисков, находящихся в одном корпусе и работающих совместно как единое целое. С целью защиты винчестера от возможных повреждений и ударов принято располагать его внутри корпуса системного блока.

Основной характеристикой винчестера является максимальный объем записываемой в него информации. Объем записываемой на винчестер информации изменяется в довольно широких пределах: от 20 мегабайт до нескольких гигабайт.

Большой объем сохраняемой на винчестере информации требует от компьютера значительных затрат времени на поиск нужной информации. С целью устранения этого недостатка, принято объем винчестера, предназначенный для хранения информации, "разбивать" на части, которые принято называть логическими дисками. Логические диски винчестера обозначают латинскими буквами: C, D, E и т.д. (буквами А и В, как вы уже знаете, обозначают имена дисководов для дискет на 5.25 и 3.5 дюймов).

Большинство компьютеров также оборудуются устройством, которое служит для чтения компакт-дисков, так называемым CD-ROMом. Для чтения содержащихся на компакт-дисках данных используется луч лазера. Поэтому устройства CD-ROM надежны и достаточно быстры.

Компакт-диски выглядят так же, как аудиодиски с музыкальными записями. Это пластиковые кружки, на которых записана информация. Запись выполняется только один раз. Нет возможности изменить содержимое компакт-диска и записать его заново.

Кроме технических характеристик, дисководы CD-ROM отличаются способом ввода дисков в дисковод. Наиболее распространенный вариант конструкции имеет специальную выдвижную полочку. Для того чтобы вставить диск, эту полочку выдвигают, затем размещают на ней CD-диск и задвигают полочку на место. Для того, чтобы выдвигать и задвигать полочку, нажимают кнопку, размещенную на передней панели данного устройства.

Принтер

Принтеры предназначены для распечатки результатов работы на бумаге. Качество печати и скорость их работы зависят от типа и модели используемого принтера. Наиболее известными являются три типа принтеров:

матричные;

струйные;

лазерные.

Названия типов принтеров произошли от принципов, согласно которым выполняется печать информации. Так, матричные принтеры имеют печатающий блок, в котором находится набор стерженьков. На печатающий блок устанавливается специальный пластиковый корпус, носящий название картриджа и предназначенный для размещения красящей ленты. Во время печати определенные стерженьки выдвигаются из блока и ударяют через красящую ленту, по бумаге, и таким образом, наносятся точки, из которых затем формируется изображение нужных нам символов. Хотя подобные принтеры не очень скоростные и довольно шумные, все же они прекрасно работают. Распечатываемые с их помощью тексты годятся не только для получения рабочих распечаток, но и для выходных документов.

Струйные принтеры имеют печатающий блок, оборудованный соответствующим образом направленными соплами. Через эти сопла выбрасываются капли краски, которая попадает в нужные места на бумаге. Так как печать происходит без соприкосновения печатающего блока с бумагой, и поэтому струйные принтеры работают значительно тише, чем матричные и позволяют получать довольно хорошее качество изображения на бумаге.

Прекрасное полиграфическое качество, а также высокую скорость печати обеспечивает лазерный принтер. При его работе используется принцип прилипания измельченной полимерной краски (тонера) к статически заряженной поверхности бумаги, с последующим нагреванием краски лазерным лучом в местах, где требуется получить изображение. Использование технологии лазерной печати позволяет не только печатать тексты, но и копировать красочные художественные произведения.

Манипулятор "мышь"

Ручной манипулятор "мышь" предназначен для ввода информации в компьютер. Название "мышь" это устройство получило за свой внешний вид и способ его использования. "Мышь" представляет собой небольшую коробочку с двумя или тремя кнопками, легко умещающуюся в ладони. Вместе со шнуром для подключения к компьютеру это устройство действительно напоминает мышь с хвостиком.

Рассмотрим принцип действия такого манипулятора. Внутри мыши расположен подвижный шарик, который вращается при перемещении мыши по плоской поверхности. Вращение шарика, с помощью специальных датчиков, преобразуется в электрические сигналы передаваемые в центральный процессор. Процессор обрабатывает полученную информацию и, в соответствии с направлением движения мыши, передвигает указатель мыши на экране монитора.

Установив указатель мыши на выбранном графическом элементе изображения на экране надо один или же два раза подряд щелкнуть по левой кнопке мыши. Таким образом, мы можем давать команды компьютеру на выполнение определенных операций. Средняя же кнопка мыши является дополнительной, на случай отказа правой или левой кнопки, а правая кнопка на корпусе мыши является вспомогательной и применяется при выборе специальных команд.

Теперь, когда мы поняли назначение и принцип действия мыши, научимся правильно ею пользоваться. Во-первых, нужно положить открытую ладонь руки на корпус мыши таким образом, чтобы указательный палец оказался над левой кнопкой мыши. Во-вторых, нежелательно сильно нажимать на корпус мышь, но в тоже время нужно хорошо удерживать его рукой. В-третьих, передвигать мышь по коврику нужно кистью руки, а сама рука должна оставаться на месте. Чем мы аккуратнее обходимся с мышкой, тем послушнее указатель мыши на экране монитора. Щелчки по левой кнопке мыши будем производить не согнутым указательным пальцем, кратко и мягко.


Включение, выключение персонального компьютера

Прежде, чем мы вдохнем жизнь в компьютер, запомните важное правило: системный блок должен включаться в последнюю очередь, а выключаться - в первую. Следовательно, вначале нужно включить монитор и все другие периферийные устройства, а лишь затем подается питание на системный блок. Выключение же нужно начинать с системного блока, и только потом выключаются остальные периферийные устройства. Правда при работе на современных компьютерах об этом можно уже не думать, так как по завершению сеанса работы системный блок отключается автоматически.

Для подключения монитора нужно нажать кнопку включения питания, встроенную в нижнем правом углу под экраном монитора. Если возле клавиши загорелась сигнальная лампочка, то это указывает на готовность монитора к работе.

Рис.5 Органы управления системного блока



1 - клавиша включения питания POWER;

2 - кнопка турборежима TURBO ( - ускорение), предназначенная для удвоения тактовой частоты процессора;

3 - кнопка перезагрузки компьютера RESET ( - вновь установить).

Хотя мы и включили монитор, но его экран остался темным. Чтобы экран засветился, необходимо подать питание на системный блок. Для включения системного блока необходимо нажать на кнопку с надписью POWER ( - питание) на передней панели системного блока (рис. 5). После подачи питания также должна загореться сигнальная лампочка.

Вначале на экране монитора появляется служебная информация, которая затем сменяется сообщением о начале проверки на возможное присутствие во внешней памяти компьютерных вирусов. После прохода всей служебной информации автоматически запускается системное программное приложение, предназначенное для управления аппаратными и программными ресурсами компьютера. Это приложение носит название операционной системы Windows ( - окна). Мы впоследствии научимся работать с этим приложением, но это произойдет несколько позже. По завершению запуска Windows на экране монитора будут установлены значки системных программных приложений. Компьютер готов к проведения сеанса работы.

Клавиатура

После того, как мы разобрались с включением компьютера, необходимо изучить правила работы с таким устройством ввода информации в центральный процессор, как клавиатура. Для этого лучше всего подходит стандартное приложение, называемое текстовым редактором, которое как раз и предназначено для ввода текстовой информации с клавиатуры компьютера.

Присмотритесь внимательно к клавиатуре. С первого взгляда там так много клавиш, что их предназначение вам никогда в жизни нельзя твердо запомнить. Но здесь можно сказать словами Козьмы Пруткова: "Не верь глазам своим!". Через два-три занятия их назначение перестанет быть для вас тайной. Любому приличному студенту клавиатура компьютера по зубам.

Всю клавиатуру можно разделить на несколько зон, в соответствии с функциями отдельных групп клавиш. Вообще-то вначале мы разобьем все клавиши клавиатуры на две большие группы:

- символьные клавиши, символы которых выводятся на экран монитора. В основном это светлые клавиши на клавиатуре компьютера;

- вспомогательные клавиши, т.е. те клавиши, которые предназначены для изменения выводимых на экран символов, при нажатии клавиш первой группы (клавиши серого цвета). Вспомогательные клавиши также помогают выполнять некоторые дополнительные операции по вводу-выводу и обработке информации.

Символьные клавиши

Рассмотрим вначале символьные клавиши. Их, в свою очередь, разобьем на две подгруппы:

* алфавитно-символьные клавиши;

* знако-цифровые клавиши.

Однако, для более полного изучения символьных клавиш нам необходимо знать хотя бы несколько вспомогательных клавиш.

Так, по обе стороны от нижнего ряда символьных клавиш расположены две одинаковые клавиши: SHIFT ( - замена). Наличие двух клавиш связано с тем, что левая клавиша SHIFT используется людьми, называемыми "правшами", а правая - "левшами". Эту клавишу, при работе с символьными клавишами, можно удерживать в нажатом состоянии, но при этом будет изменяться вид выводимых на экран символов. Так, каждая символьная клавиша клавиатуры позволяет вводить два разных символа. Для букв нажатие клавиши вместе с клавишей SHIFT обеспечивает ввод прописных букв, а без клавиши SHIFT — ввод строчных букв.

Если мы набираем текст, состоящий только из прописных символов, то вместо клавиши SHIFT можно использовать клавишу, фиксирующую вывод на экран монитора прописных символов: CAPSLOCK ( - прописные символы). Эта клавиша работает как переключатель с ввода строчных на ввод прописных букв. Для включения или выключения режима ввода прописных символов достаточно просто кратко нажать на эту клавишу. Индикация режима прописных символов находится в зоне блока индикаторов, находящегося в правом верхнем углу клавиатуры. Эта клавиша влияет только на алфавитно-символьные клавиши: для набора других символов по-прежнему используют клавишу SHIFT.

Переход с латинского алфавита на кириллицу и наоборот осуществляется различными клавишами, в зависимости от подключенной программы-русификатора клавиатуры. Все дело в том, что компьютер по-русски ничего не понимает и, только с помощью специальной программы, мы можем заменить в оперативной памяти компьютера набор латинских символов на русские. Нам для переключения с латинского алфавита на кириллицу необходимо, удерживая клавишу правый CTRL (Control - управление) кратко нажать на клавишу SHIFT. При этом произойдет переключение с латиницы на кириллицу или же обратная операция: переключение с кириллицы на латиницу.

А теперь перейдем к более детальному рассмотрению символьных клавиш клавиатуры.

Алфавитно-символьные клавиши

К алфавитно-символьным клавишам относятся клавиши с символами латиницы и кириллицы (рис. 6).



Рис. 6 Алфавитно-символьные клавиши

Эти клавиши занимают почти полностью три нижних горизонтальных ряда светлых клавиш. К ним же относится и клавиша пробела, так как пробел, при работе на компьютере, считается таким же символом, как и любой другой. В верхней части алфавитно-символьной клавиши принято указывать символ латиницы, а в нижней части – символ кириллицы (на рисунке для удобства просмотра указаны только символы кириллицы).

Знако-цифровые клавиши

З
нако-цифровые клавиши занимают верхний горизонтальный ряд и несколько правых вертикальных рядов светлых клавиш (рис. 7).

Рис. 7 Знако-цифровые клавиши

Среди знаков, представленных на клавиатуре, есть такие, которые нам неизвестны, либо применяются здесь по другому назначению. К ним относятся знаки арифметических действий:

\ - целочисленное деление ("обратный" слэш) {7\2=3}

/ - знак деления ("прямой" слэш) {7/2=3.5}

* - знак умножения (звездочка) {3*2=6}

^ - возведение в степень {3^2=9}

а также специальные знаки:

& - знак присоединения (амперсэнд или союз "и");

@ - знак направления (название: собачка);

# - знак номера, аналогичный № (название: решетка);

$ - знак доллара;

: - двоеточие (как знак деления не применяется),

При работе со знако-цифровыми клавишами имеется ряд отличий, которые мы сейчас рассмотрим.

Во-первых, обратим внимание на то, что количество знаков на каждой из знако-цифровых клавиш больше, чем на алфавитно-символьных. Причем, если мы просто нажмем знако-цифровую клавишу, то на экран выводится цифра или знак находящиеся в нижней части клавиши (рис. 8 а). А если дополнительно удерживать клавишу SHIFT, то выводится знак, расположенный в верхней части клавиши.




Рис. 8 Примеры знако-цифровых клавиш

а) знако-цифровая клавиша;

в) совмещенная клавиша (в латинице выводятся

знаки, а в кириллице - алфавитный символ Б).



Во-вторых, при включенном русификаторе, на чисто знако-цифровых клавишах, при удержании клавиши SHIFT, выводится знак находящийся в правой части клавиши. Кроме того, часть знако-цифровых клавиш имеют в качестве выводимых символов буквы кириллицы. Такие клавиши носят название совмещенных клавиш (рис. 8 б). Совмещенные клавиши, при включенном русификаторе, из знако-цифровых преобразуются в алфавитно-символьные клавиши.

.

Вспомогательные клавиши

Если уже нет проблем с символьными клавишами, то давайте перейдем к изучению следующей группы клавиш - вспомогательным клавишам.

Вспомогательные клавиши также разбиваются на ряд подгрупп:

- функциональные клавиши;

- управляющие клавиши;

- клавиши редактирования;

- регистровые клавиши;

- специальные клавиши.

Рассмотрим каждую из этих подгрупп клавиш в отдельности.


Функциональные клавиши

В
самом верхнем горизонтальном ряду клавиатуры имеется набор клавиш, названия которых начинается с латинского символа "F". Такая подгруппа клавиш носит название функциональных клавиш (рис. 9). Под функциональной клавишей мы будем понимать такую клавишу, нажатие на которую дает команду компьютеру на выполнение определенной операции.

Рис. 9 Функциональные клавиши

Для каждой функциональной клавиши в оперативной памяти компьютера выделяется так называемая буферная память, предназначенная для хранения названия команды. Для идентификации, хранящихся в буферной памяти команд, в нижней строке экрана могут располагаться названия этих команд для каждой из функциональных клавиш. Такая строка носит название панели управления. Иногда, для расширения возможностей функциональных клавиш, эти клавиши применяют совместно с регистровыми клавишами, которые мы изучим несколько позже.

Клавиши с F1 по F10 являются рабочими, а клавиши F11 и F12, введенные несколько позже, пока используются крайне редко.

Управляющие клавиши

У
правляющими
клавишами будем называть клавиши, изменяющие положение курсора на экране монитора (рис. 10).

Рис. 10 Управляющие клавиши

Нам уже известна одна из управляющих клавиш. Это клавиша ввода команд ENTER ( - ввод). Кроме нее у компьютера имеется целый набор управляющих клавиш, позволяющих переместить текстовый курсор в любую строку и позицию на экране. К ним относятся клавиши управления курсором, находящиеся в правой нижней части основной клавиатуры. Стрелки, нарисованные на клавишах, указывают направление смещения текстового курсора при нажатии данных клавиш.

К управляющим клавишам также относится клавиша TAB (Tabulate - организовать таблицу). Она используется для перемещения текстового курсора сразу через несколько позиций и, следовательно, позволяет вводить информацию, начиная с определенной позиции в строке. В некоторых программах ее применяют и по другому назначению. Например, в программном приложении Нортон-Коммандер с её помощью можно переводить планку файлового указателя из одного окна в другое и обратно.

Над клавишами управления курсором расположены еще четыре управляющих клавиши:

END (End - конец) - клавиша перевода курсора в конец строки. Курсор устанавливается в следующей позиции за последним символом в текущей строке.

HOME (Home - домой) - клавиша перевода курсора в начало строки. Курсор устанавливается перед первым символом в текущей строке.

PAGE UP (Page up - страница вверх) - перемещает курсор на одну экранную страницу вверх. Эта клавиша позволяет передвинуть текст на одну экранную страницу вверх так, что строка, которая была самой верхней, становится самой нижней.

PAGE DOWN (Page down - страница вниз) - перемещает курсор на одну экранную страницу вниз. Как видно из определения этой клавиши она работает прямо противоположно клавише PAGE UP.



Клавиши редактирования

К
лавишами редактирования мы будем называть такие клавиши, с помощью которых производится корректировка вводимой в компьютер информации (рис. 11). Изучение клавиш редактирования будем проводить совместно с рассмотрением режимов редактирования информации.


Рис. 11 Клавиши редактирования

При корректировке вводимой в компьютер информации поддерживаются следующие режимы редактирования текста:

- вставки символов;

- замещения одного символа другим;

- удаления ненужных символов.

Рассмотрим каждый из представленных режимов редактирования.

При добавлении символов в середину слова используется клавиша редактирования INSERT (Insert - добавлять), называемая клавишей вставки символов.

Для работы в режиме вставки символов необходимо соблюдать следующие правила:

  1. Необходимо установить курсор впереди символа, перед которым необходимо осуществить вставку.

  2. Проверить, включен ли режим вставки. Включение и отключение режима вставки как раз и производится путем двойного щелчка по индикатору ЗАМ,. расположенному в нижней строке редактора WORD. Если надпись ЗАМ на индикаторе матового цвета, то режим вставка подключен.

  3. Произвести вставку необходимых символов. Если мы ошиблись, ничего страшного, удалять символы с помощью клавиши BACKSPACE можно и при включенном режиме вставки.

При включенном индикаторе ЗАМ происходит не вставка символов, а их замещение. В режиме замены вводимый символ пишется поверх символа в позиции курсора, как бы затирая этот символ.

Для поддержки режима удаления символов используется две клавиши: BACKSPACE и DELETE

Клавиша BACKSPACE (Back Space - пробел назад) называется клавишей удаления предыдущего символа. Она расположена справа от светлых клавиш, прямо над клавишей ввода команд ENTER. Иногда на ней нет названия, а всего лишь нарисована стрелка, направленная влево. При использовании клавиши BACKSPACE будут удалены символы слева от курсора.

Удаление символов можно выполнять и с помощью клавиши редактирования DELETE (Delete - удалять). Эта клавиша называется просто клавишей удаления символов. При использовании клавиши DELETE будут удаляться символы, находящиеся справа от курсора. При этом оставшаяся часть текста смещается влево, чтобы занять освободившееся место.

Регистровые клавиши

Каждая из алфавитно-символьных или знако-цифровых клавиш может выводить на экран монитора по 2-3 символа и даже отдавать команду на выполнение определенной операции. В этом им помогает специальная подгруппа клавиш, называемых регистровыми клавишами (рис. 12).

Р
ис. 12 Регистровые клавиши

Будем считать, что клавиши SHIFT и CAPSLOCK наши старые знакомые. Тогда нам останется разобраться с оставшимися двумя клавишами.

Клавиши CTRL (Control - управление) и ALT (Alternative ) - альтернатива) предназначены для перевода алфавитно-символьных клавиш в режим выполнения вспомогательных операций. Для правильного применения данных клавиш необходимо нажать и удерживая регистровую клавишу кратко нажать нужную символьную клавишу.

Характер выполняемых регистровыми клавишами ALT и CTRL операций вообще-то зависит от того, в рабочей среде какого приложения мы находимся. В случае перехода в новое приложение происходит изменение типа операций, производимых при использовании этих клавиш. Кроме того, эти клавиши, а также клавишу SHIFT, можно применять совместно с функциональными клавишами. Одновременное нажатие клавиши SHIFT (CTRL, ALT) и какой-либо из функциональных клавиш может производить разные действия и операции.

Теперь нам осталась научиться пользоваться последней из регистровых клавиш, клавишей NUMLOCK (Number Lock - включение цифр). Эта клавиша находится в правой части клавиатуры на малой цифровой клавиатуре и служит для изменения значений светлых клавиш, расположенных на данной клавиатуре.

Малая цифровая клавиатура может работать в двух режимах:

  • цифровом (включена индикация клавиши NUMLOCK на блоке световой индикация режимов, показанного на рисунке 13);

  • управления курсором (отключена индикация клавиши NUMLOCK).


Р
ис. 13 Блок световой индикации режимов работы клавиатуры

Регистровая клавиша NUMLOCK действует как переключатель с одного режима работы цифровой клавиатуры на другой и обратно.

Если мы хорошенько присмотримся к малой цифровой клавиатуре, то с удивлением заметим, что все символы, которые находятся на ней, уже есть на основной клавиатуре. И все же со временем поймете удобство дублирования этих символов. Ведь оно позволяет вводить числовые данные практически не глядя на клавиатуру. Если же на нашей клавиатуре, не дай бог, перестанет действовать какая-либо клавиша, то мы можем воспользоваться ее дублером на малой цифровой клавиатуре.

Специальные клавиши

С
лева от блока световой индикации режимов работы компьютера расположены три специальные клавиши (рис. 14).

Рис. 14 Специальные клавиши

Первая клавиша PRINT SCREEN (Print screen - печатать экран) позволяет распечатывать информацию, находящуюся в данный момент на экране монитора. Но эта операция будет выполняться при двух условиях. Во-первых, принтер должен быть подготовлен к работе. Во-вторых, программа, в рабочей среде которой мы находимся, должна поддерживать режим распечатки экранной информации.

Клавиша SCROLL LOCK (Scroll Lock - прокрутка [текста] включена) предназначена для прокрутки (скроллинга) информации на экране монитора. Данная клавиша должна действовать также как и нажатие, в данной рабочей среде, комбинации клавиш CTRL+U. Но, к сожалению, в большинстве приложений эту клавишу редко используют по назначению.

С помощью клавиши PAUSE/BREAK можно выполнять две операции:

- по команде PAUSE (Pause - пауза) приостанавливается

выполнение программы или просмотра текста. Возобновление

работы компьютера происходит после нажатия любой

другой клавиши.

По команде BREAK ( Break - прекратить) прерывается

выполнение программы. Для перехода в режим аварийного

прерывания работы программы нажатие клавиши

производится при удержании клавиши CTRL.

Специальные клавиши предназначены для выполнения дополнительных операций, поэтому их подключают программным образом при работе в некоторых приложениях. В данный момент эти клавиши находятся в отключенном состоянии.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Информатика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Архитектура и состав ЭВМ.

Автор: Шатило Валентина Анатольевна

Дата: 27.09.2017

Номер свидетельства: 429869

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "Конспект урока: «С кого изобретатели «списали» компьютер» "
    ["seo_title"] => string(58) "konspiekt-uroka-s-kogho-izobrietatieli-spisali-komp-iutier"
    ["file_id"] => string(6) "208631"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1430851019"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Современные тенденции развития архитектуры ПК. "
    ["seo_title"] => string(54) "sovriemiennyie-tiendientsii-razvitiia-arkhitiektury-pk"
    ["file_id"] => string(6) "209802"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1431321755"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "Архитектура ЭВМ Джона фон Неймана. Принципы формирования ЭВМ. "
    ["seo_title"] => string(65) "arkhitiektura-evm-dzhona-fon-nieimana-printsipy-formirovaniia-evm"
    ["file_id"] => string(6) "154690"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1421178452"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(95) "Назначение и архитектура персонального компьютера "
    ["seo_title"] => string(58) "naznachieniie-i-arkhitiektura-piersonal-nogho-komp-iutiera"
    ["file_id"] => string(6) "145564"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1418938001"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(137) "Конспект урока информатики в 8 классе "Назначение и устройство компьютера" "
    ["seo_title"] => string(79) "konspiekt-uroka-informatiki-v-8-klassie-naznachieniie-i-ustroistvo-komp-iutiera"
    ["file_id"] => string(6) "234203"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1443370718"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства