Организационный момент | Цель этапа: Мобилизовать обучающихся для работы на уроке. Дидактическая задача: настрой обучающихся на работу Метод: слово учителя Форма организации деятельности: фронтальная | Приветствие, фиксация отсутствующих, проверка состояния класса и готовности учеников к уроку, организация внимания. | Рапортичка старосты об отсутствующих учениках на столе учителя, приветствуют учителя, стоя и молча. |
Опрос учащихся по заданному на дом материалу | Цель: 1) Установить правильность и осознанность выполнения всеми учащимися домашнего задания; 2) устранить обнаруженные пробелы в знаниях, совершенствуя навыки построения блок-схем для конструкций ветвления, следование, цикл Дидактическая задача: контроль уровня усвоения изученного ранее материала, исправление и комментирование ошибок. Метод: беседа, демонстрация Форма организации деятельности: фронтальная | До начала урока проверить домашнее задание у двоих обучающихся, запланированных ранее. В начале урока мотивировать обучающихся работать по образцу. Опрос обучающихся по домашнему заданию. При проверке акцентировать внимание на типах числовых данных, порядке расположения элементов блок-схем для конструкций ветвления, следование, цикл. Подведение итога по домашнему заданию. Проведение письменного опроса по теоретическому материалу темы «Линейные алгоритмы и величины» (5 вопросов), чтение и демонстрация вопросов. Опрос: Знание элементов блок-схем, типов данных Какой фигурой обозначается начало и конец алгоритма? Какие два типа числовых данных вы знаете? Как обозначается команда присваивания? Какие ограничения есть для задания имен переменным? Какой фигурой обозначается команда ввода/вывода данных? Контроль знаний, предложить взаимопроверку выполненных работ по образцу. | До начала урока двое обучающихся набирают на учительском компьютере блок-схемы из домашней работы. Во время демонстрации заданий домашней работы, с помощью проектора, обучающиеся выполняют самоконтроль выполненного домашнего задания. Анализируют ошибки. Подведение итога домашней работы. Письменно отвечают на вопросы, демонстрируемые на экране. Обмениваются листочками с соседом и проводят взаимоконтроль выполненной работы по образцу (слайд с ответами). Выставляют отметки. Сдают листочки учителю. |
Изучение нового учебного материала | Цель: 1) Получение представления об алгоритмических для конструкциях ветвления, следование, цикл, , а так же правилах работы изучаемых алгоритмических для конструкциях ветвления, следование, цикл алгоритмической структуры; 2) на основе приобретаемых знаний выработать умение строить алгоритмических для конструкциях ветвления, следование, цикл Дидактическая задача: уметь видеть признаки алгоритмических для конструкциях ветвления, следование, цикл, уметь выбирать тип алгоритма для решения конкретной задачи, уметь строить блок-схемы алгоритмических для конструкцияхветвления, следование, цикл Метод: проблемный, мини-лекция, практическая работа Форма организации деятельности: индивидуальная, фронтальная | Организация внимания. Предлагает выполнение практического задания на построение алгоритма (задание на слайде), при составлении которого учащиеся сталкиваются с проблемой, нехватки знаний для решения поставленной задачи. 1) Предлагаю составить словесный и графический алгоритм решения следующей задачи: В прямоугольном треугольнике известны длины катетов a и b. Определите длину гипотенузы c. Начало дано (ввести) a и b вывести c конец - Что мы можем сказать про данный алгоритм? Как в нем сменяются действия? | Акцентируют внимание на учителе Выполняют практическое задание за компьютером, составляя блок-схему с помощью ЦОР «Конструктор блок-схем», и проверяют блок-схему для трех наборов данных. Обращают внимание на то, что в ходе проверки возникает проблема: алгоритм не работает для 3 случая (работа блок-схемы прерывается или выдается неверный ответ). |
Помогает учащимся сформулировать вывод. Формулирует тему урока: «Алгоритмические конструкции :ветвления, следование, цикл» | Вывод: с помощью линейной алгоритмической конструкции задачи такого типа решать неудобно или невозможно. Выдвигают гипотезу, что есть возможность организации решения таких задач другим способом. |
Объясняет новый материал по теме урока с использованием презентации «Алгоритмические конструкции :ветвления, следование, цикл» | Слушают объяснение учителя, составляют конспект мини-лекции учителя. |
Алгоритмическая конструкция следование – это конструкция, в которой действия сменяются последовательно одно за другим. 2) Даны два числа a и b. Определите большее из них. Начало ввести a и b если ab то вывести a иначе вывести b конец - Что мы можем сказать про данный алгоритм? Как в нем сменяются действия? Алгоритмическая конструкция ветвление – это конструкция, в которой действия сменяются в зависимости от выполнения поставленного условия. 3) Изобразить в графическом редакторе paint клетчатое поле размером 4*4. Начало запустить графический редактор выбрать инструмент прямоугольник на панели инструментов изобразить квадрат скопировать квадрат вставить копию присоединить к имеющемуся повторить пункты 5 и 6 еще 2 раза конец - Что мы можем сказать про данный алгоритм? Как в нем сменяются действия? Алгоритмическая конструкция цикл – это конструкция, в которой имеется участок с повторением действий. Различают: Цикл с параметром (конечное количество повторений) Цикл с предусловием (команды повторяются пока выполняется какое-либо условие) Цикл с постусловием (команды повторяются пока условие имеет значение ложь). | Контроль работы учеников в классе: низкий уровень: записывают информацию с компьютера и доски в тетрадь; средний уровень: участвуют в объяснении учителя новой темы, отвечая на элементарные вопросы по новой теме; высокий уровень: участвуют в объяснении учителя новой темы, предлагая свои варианты решения предложенных задач . |
Закрепление учебного материала | Цель: 1) закрепление полученных на III этапе урока знаний обучающимися, выработка умения составлять блок-схемы для решения задач на для конструкциях ветвления, следование, цикл 2) научиться применять знания в сходной ситуации. Дидактическая задача: выявить уровень усвоения объясненного материала Метод: частично-поисковый, работа с ЦОР, беседа Форма организации деятельности: работа в парах | Предлагает для решения задачи № 1, 2 с Листа «Ветвление». Предлагает ученикам (Ф.И.) выполнить работу на учительском компьютере с последующее демонстрацией на экране. Консультирование обучающихся, пояснения по организации каждой формы ветвления. Предупреждает, что решения задач (блок-схемы) обучающиеся записали в тетрадь. | Решают задачи № 1,2 с использованием ЦОР «Конструктор блок-схем». Ученики выполняют построение блок-схем на учительском компьютере (отметка за выполнение работы). При необходимости обращаются за помощью. Блок-схемы двух первых задач записывают в тетрадь. |
Предлагает обучающимся прочитать оставшиеся тексты задач с Листа «Ветвление» и классифицировать их по формам ветвления (полное и неполное), чтобы определить уровень понимания условия задачи и осознанного выбора формы ветвления при составлении алгоритма. Опрос ранее запланированного ученика о классификации задач. | Работа с Листом «Ветвление» по классификации текстов задач. Запись классификации номеров задач по формам ветвления в тетрадь. Ученик (Ф.И.) зачитывает свой вариант классификации, при необходимости остальные обучающиеся вносят поправки и дополнения. Обучающийся (Ф.И.) получает отметку за правильную классификацию. |
| Для закрепления изученного материала предлагается парная практическая работа. Определяет консультантов из числа учеников, быстро усвоивших материал. Контроль знаний: правильное выполнение задания парой (сверка с листом ответов, который прикреплен на доске). Подведение итогов урока. На экране демонстрируется блок-схема задачи предложенной в начале урока, предлагается найти ошибки и способы отладки блок-схемы. Объявление отметок за урок. | Выполняют парную практическую работу по решению задач (2 задачи) по составлению блок-схем и отладка программы. При необходимости используется помощь консультантов или учителя. На Контрольных листах пары запись полученных ответов. Определяют ошибки в показанной блок-схеме, и предлагают способы их устранения. |
Задание на дом | Цель: Получение обучающимися домашнего задания и методики его выполнения, подведение итогов урока. Дидактическая задача: закрепление знаний полученных на уроке, формирование умений по составлению блок-схем для решения задач содержащих алгоритмические конструкции ветвления, следование, цикл Метод: слово учителя Форма организации деятельности: фронтальная | Дает индивидуальное домашнее задание 2-х уровней сложности (уровень учащийся выбирает самостоятельно). | Закрывают программу. Записывают д/з в дневниках (прикрепляют листы с индивидуальными заданиями в тетрадь). |