Как известно, дифференцированное обучение - это работа по одной программе, но на разном уровне сложности в рамках классно-урочной системы с целью развития личности каждого учащегося.
Чаще всего преподавателю приходится работать в группе, где собраны подростки с разным уровнем подготовленности, разными способностями. Студенты по-разному усваивают материал, по-разному относятся к тому, что надо узнать, понять, усвоить, запомнить. Поэтому даже самый методически совершенный урок не обязательно будет успешным.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Технология поуровневой дифференциации обучения »
КГБПОУ «Минусинский сельскохозяйственный колледж»
Технология поуровневой дифференциации обучения
Выполнила: преподаватель Информатики и ИКТ
Солдатова С.А.
Минусинск, 2015
Как известно, дифференцированное обучение - это работа по одной программе, но на разном уровне сложности в рамках классно-урочной системы с целью развития личности каждого учащегося.
Чаще всего преподавателю приходится работать в группе, где собраны подростки с разным уровнем подготовленности, разными способностями. Студенты по-разному усваивают материал, по-разному относятся к тому, что надо узнать, понять, усвоить, запомнить. Поэтому даже самый методически совершенный урок не обязательно будет успешным.
Сущность проблемы дифференциации содержания обучения в общем виде можно выразить в создании равных начальных условий и возможностей для развития каждого студента на протяжении всего процесса непрерывного образования, с учетом его задатков, индивидуальных склонностей и способностей. Дифференциация обеспечивает свободу личности учащегося, дает ему возможность иметь дополнительные занятия со специалистами разных областей науки, культуры и искусства, обеспечивая право на выбор предметов и углубления в изучении отдельных предметов. Цель дифференциации содержания обучения - подготовить студента к социальной и профессиональной деятельности в современных условиях, исходя из его задатков.
Уровневая дифференциация обучения. Этапы:
Определение критериев на основе которых осуществляется дифференциация на группы.
2. Проведение диагностики.
3. Распределение студентов по группам с учётом диагностики.
4. Выбор способов дифференциации , разработка разноуровневых заданий.
5. Реализация данного подхода на всех этапах урока.
6. Диагностический контроль, в соответствии с которым может измениться состав группы.
Положительные аспекты дифференциации:
появляется уровень мотивации учения;
появляется возможность помогать и сильному и слабому студенту;
появляется возможность более эффективно работать с учащимися, плохо ориентированными к процессу обучения;
реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании;
повышается уровень Я – концепции: сильные утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, избавиться от комплекса неполноценности;
повышается уровень мотивации учения в сильных группах;
в группе, где собраны одинаковые подростки, студенту легче учиться;
- исключается уравниловка и усреднение учащихся.
Отрицательные аспекты дифференциации:
деление подростков по уровню развития негуманно;
высвечивается социально – экономическое
неравенство;
слабые лишаются возможности тянуться за более сильными;
перевод в слабые группы воспринимается подростками как унижение их достоинства;
несовершенство диагностики приводит порой к тому, что в разряд слабых переводятся неординарные учащиеся;
понижается уровень Я – концепции, в одних группах - возникает иллюзия исключительности, эгоистический комплекс (звёздная болезнь), в других группах – снижается уровень самооценки;
понижается уровень мотивации учения в слабых группах;
изучение интеллектуальных и психологических особенностей каждого студента;
умение составлять с учётом индивидуальных особенностей учащихся задания, чтобы они были интересными и не повторяли материал предыдущих занятий;
умение анализировать учебный материал, выделять возможные проблемы, с которыми встретятся разные группы учащихся;
умение «спрограммировать» обучение разных групп учащихся (в идеале каждого студента);
умение держать в поле зрения всех студентов;
умение осуществлять оперативную обратную связь;
умение развивать способность студентов свободно выражать свои мысли в любой ситуации.
Формы организации дифференцированной работы учащихся на занятии
Этап проверки и оценки знаний и умений:
тесты;
творческие работы;
зачёт;
взаимоконтроль;
самоконтроль
разноуровневые карточки.
Направление изучения курса информатики
В последние годы в методике информатики происходит осознание того, что курс информатики не может быть связан только с задачей формирования компьютерной грамотности. А.А.Кузнецов [36] указывает, что задачи курса информатики не ограничиваются только задачами подготовки школьников к практической деятельности, труду. Перед курсом основ информатики, как общеобразовательным учебным предметом, стоит комплекс учебно-воспитательных задач, выходящих за рамки прикладных задач формирования компьютерной грамотности.
Информатика, как учебный предмет, предоставляет особенно большие возможности для реализации дифференциации обучения, которые обусловлены:
во-первых, потенциалом информационных технологий, принесенных в учебный процесс информатикой;
во-вторых, широкими межпредметными связями этой учебной дисциплины
в-третьих, значительной прикладной составляющей содержания обучения - средства информационных технологий и методы их использования в различных областях деятельности человека, которая предоставляет собой естественную сферу дифференциации содержания обучения.
Кроме того, при обучении информатике возникает необходимость дифференциации по умениям работы с компьютером: у учащихся разный уровень знаний по информатике, разные возможности доступа к компьютеру для выполнения домашних заданий и удовлетворения своих интересов, связанных с использованием современных компьютерных технологий (работа с текстовыми и графическими редакторами, использование ресурсов Интернета и т.д.).
Каждая группа поделена на 3 подгруппы, что позволяет достичь следующих целей:
1 подгруппа - пробудить интерес к предмету путем использования посильных задач, учебных программных средств, позволяющих ученику работать в соответствии с его индивидуальными способностями; ликвидировать пробелы в знаниях и умениях; сформировать умение осуществлять самостоятельную деятельность пообразцу;
2 подгруппа - развить устойчивый интерес к предмету; закрепить и повторить имеющиеся знания и способы действий, актуализировать имеющиеся знания для успешного изучения нового материала; сформировать умение самостоятельно работать над задачей или с учебным программным средством;
3 подгруппа - развить устойчивый интерес к предмету; сформировать новые способы действий, умение решать задачи повышенной сложности, нестандартные задачи; развить умение самостоятельно работать над составлением алгоритма или учебным программным средством.
Приведем примеры.
1. Дается задача по теме «Алгоритмизация». Слабый (начинающий студент из 1-2 подгруппы) может сдать в качестве выполненного задания алгоритм решения задачи, записанный в тетради. От сильного студента преподаватель требует работающую программу на языке программирования Турбо Паскаль, реализующую алгоритм решения задачи.
2. Доклад по заданной теме студент может сделать ручкой в тетради, в знакомом ему текстовом редакторе или с использованием Power Point.
3. Тема «Перевод чисел в позиционных системах счисления»:
1 подгруппа – могут сдать только перевод из десятичной системы счисления в различные;
2 подгруппа – студенты могут сдать перевод из десятичной системы счисления в различные и обратно;
3 подгруппа – все что для 1и2 подгруппы + сложение и умножение систем счисления.