Рабочая тетрадь является сборником контролирующих ПЗ по работе с информацией на персональном компьютере и применению приложений Microsoft Office, таких как MS Word, MS Excel, MS Power Point, Ms Access, MS Internet Explorer.
Рабочая тетрадь содержит практические задания по основным разделам учебного предмета «Информатика». Задания снабжены указаниями для исполнения, контролирующими вопросами. Для закрепления и проверки полученных навыков в неё включены дополнительные задания.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Рабочая тетрадь является сборником контролирующих ПЗ по работе с информацией на персональном компьютере и применению приложений Microsoft Office, таких как MS Word, MS Excel, MS Power Point, Ms Access, MS Internet Explorer.
Рабочая тетрадь содержит практические задания по основным разделам учебного предмета «Информатика». Задания снабжены указаниями для исполнения, контролирующими вопросами. Для закрепления и проверки полученных навыков в неё включены дополнительные задания.
Рабочая тетрадь может быть использована для проведения практических занятий (основных и факультативных).
Изучив теоретический материал на лекциях, и выполнив практические задания предлагаемой тетради, пользователь будет обладать устойчивыми начальными навыками работы в среде Windows.
Практическое занятие № 1.
Дата:________________ Тема: «Знакомство с операционной системой».
Цель занятия:знакомство с ОС и изучение технологии работы с файлами и папками.
Ответьте на вопросы или закончите предложения.
1. Операционная система - это________________________________________________
2. Какие компоненты входят в состав операционной системы?_____________________
Задание: выполнить работу в соответствии с установленным порядком.
Порядок выполнения работы:
Включить компьютер.
Проследить за загрузкой ОС самостоятельно, выделив этапы загрузки. Приостановить отчёт о тестировании программы BIOS (для этого надо нажать клавишу Pause/Break) и выписать характеристики компьютера, полученные из отчёта (заполнить таблицу):
Тип процессора
Тактовая частота
Сколько жёстких дисков и их объём
Имеются ли дисководы гибких дисков и каковы их параметры
Тип монитора
Объём ОЗУ
Отработка приёмов работы с мышью. Заполните таблицу по ходу выполнения работы:
Прием
Назначение
Зависание
Щелчок
Двойной щелчок
Щелчок правой кнопкой
Перетаскивание
Протягивание
Специальное перетаскивание
Найти в справочной системе ОС информацию об установке драйверов. Выписать информацию об устройстве PlugandPlay.
3. Что значит «редактирование» документа?____________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 4. Что называется абзацем в компьютерных документах ?________________________
Задание: выполнить работу в соответствии с установленным порядком.
Порядок выполнения работы:
1. Включить компьютер. Дождаться окончания загрузки ОС Windows. Запустить текстовый редактор MicrosoftWord или MicrosoftOffice .
2. Набрать текст. Установить гарнитуру шрифта Times New Roman, размер шрифта 14.
3. Установить в первом абзаце напечатанного текста различные размеры шрифта: первое слово – 22 пт, второе – 18 пт, третье – 14 пт, четвёртое – 10 пт.
4. Оформить во втором абзаце в первой строке каждые два слова разным цветом.
5. Произвести во втором абзаце следующие преобразования, выделяя нужные слова:
Первые два слова оформить полужирным шрифтом;
Вторые два слова – курсивом;
Третьи два слова – подчёркиванием;
Следующие два слова – курсивом + полужирным + подчёркиванием.
6. Набрать слово «текст». Скопировать его 3 раза и наложить следующие видоизменения:
текст (зачёркнутый)
текст (верхний индекс)
текст (нижний индекс)
текст (малые прописные)
(применение WordArt).
7. Выделить второй абзац текста и изменить гарнитуру шрифта на Arial.
8. Скопировать первый абзац текста 3 раза, установить следующие параметры абзаца: а) для первой копии: первая строка – отступ стандартный;
межстрочный интервал – полуторный;
выравнивание - по левому краю.
б) для второй копии: первая строка – отступ на 2,5 см;
межстрочный интервал – двойной;
выравнивание – по центру.
в) для третьей копии: первая строка – отступ на 1,5 см;
отступ справа – 3 см;
отступ слева - 6 см;
межстрочный интервал – 2,5;
выравнивание - по ширине.
9. Выделить абзацы текста, установить следующие параметры заливки: первый абзац – светло – жёлтый цвет; второй – зелёный цвет; третий – красный цвет.
10. Выделить абзацы текста, установить следующие параметры рамки.
Первый абзац.
тип линии – обычная линия;
цвет – авто;
ширина – 0,5 пт;
применить – к абзацу;
тип обрамления – рамка.
Второй абзац.
тип линии – обычная линия;
цвет – синий;
ширина – 2, 25 пт;
применить – к абзацу;
тип обрамления – линии слева и снизу.
Третий абзац.
тип линии – пунктирная линия;
цвет – красный;
ширина – 1,5 пт;
применить – к абзацу;
тип обрамления – линии слева и справа.
Структурные типы данных.
Сегодня в программировании нужны средства для группировки разнородных данных. Пусть в программе необходимо хранить параметры прямоугольника (ширину и высоту). Если использовать отдельные переменные (например, width и height), то формально нельзя утверждать, что эти переменные описывают свойства одного и того же объекта. В сложных программах это может привести к путанице и ошибкам.
Для обработки разных данных, описывающих один и тот же объект, их объединяют в структуру (или запись). Запись – это сложный тип данных. Такие сложные типы данных используются во всех современных языках программирования.
Простые типы данных входят в стандарты языков программирования. Они одинаково реализуются во всех программах. Простые типы данных можно использовать сразу, без предварительного описания. Сложные типы данных специфичны для разных языков программирования и для разных программ. Их необходимо предварительно описать. Имя нового типа данных строится по тем же правилам, что и идентификатор переменной.
Практическое занятие № 3.
Дата: _________________ Тема: «Работа с текстовым редактором: создание таблиц, ввод данных, оформление».
Цель занятия:изучение информационной технологии создания и форматирования таблиц в текстовом редакторе.
1. Ответьте на вопросы.
1. Что называется таблицей?________________________________________________
Технология HP PhotoREt II с многослойным наложением цвета 600 х 600: чёрная с технологией улучшения разрешения HP (KYt) 600 х 600; цветная с технологией HP PhotoREt II.
Принтер/сканер/копир типа «всё в одном»
С6693А
HP OffisYet R65
С6692А
HP OffisYet R45
Метод печати
Термальная по запросу струйная печать.
Кабели
Язык управления принтером
P PC Level 3 или PCL3 GUI
С2946А
Параллельный кабель IEEE 1235A-С, 3 м
Нагрузка
3000 страниц в месяц (в среднем)
С2947А
Параллельный кабель IEEE 1235A-С, 10 м
Скорость печати (с/мин)
Чёрная
Цветная
Струйные принтерные картриджи
Быстрая
Обычная
Наилучшая
11
5,1
4,4
8,5
3,6
1
51645А
Большой чёрный картридж HP
С1876G
Цветной картридж
C1879D
Большой трёхцветный картридж HP
54389G
Чёрный картридж
Разрешение принтера
Чёрная
Цветная
Быстрое
Обычное
Наилучшее
600 х 300
600 х 300
600 х 600
300 х 300
600 х 600
600 х 600
Встроенные шрифты
Courier, Courier Italic; CG Times, CG Times Italic; Letter Gothic
4) Оформить календарь и внести в соответствующие ячейки дни рождения друзей и наиболее важные дела на предстоящий месяц.
ДЕКАБРЬ
Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
5) Сохранить таблицы под именем «Таблица 1».
Практическое занятие № 4.
Дата: ________________ Тема: «Работа с графическим редактором: создание графических изображений».
Цель занятия:изучение информационной технологии создания графических изображений.
1. Ответьте на вопросы.
1. Для чего предназначен графический редактор? ______________________________
Задание: выполнить работу в соответствии с установленным порядком.
Порядок выполнения работы:
1. Включить компьютер. Дождаться окончания загрузки ОС Windows. Запустить графический редактор Paint.
2.
Нарисовать картинку в стиле «фэнтези».
Ввести текстовую надпись на цветном фоне и фоне рисунка.
Сделать копию картинки.
3. Сохранить рисунок в своей папке с именем «Фэнтези».
Практическое занятие № 5.
Дата: ______________ Тема: «Работа с фрагментами изображений».
Цель занятия:выработка навыков работы с фрагментами изображений.
1. Ответьте на вопросы.
1. Какие выделяющие инструменты в ГР вы знаете? ____________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Для чего предназначены инструменты редактирования рисунка? _______________
Задание: выполнить работу в соответствии с установленным порядком.
Порядок выполнения работы:
1. Включить компьютер. Дождаться окончания загрузки ОС Windows. Запустить графический редактор Paint.
2. Нарисовать кораблик на половине рабочего листа, используя только геометрические фигуры и следующие инструменты:
- «Кисть» - для волн и очертания палубы;
- прямоугольник – для трубы, рубки и флажков;
- окружность – для иллюминаторов;
- линии различной ширины – для мачты и верёвок;
- «Аэрозольный баллончик» – для дыма.
Раскрасить кораблик и сделать на нем надпись «Смелый».
3. Из частей кораблика «построить» домик с крыльцом, забором и нарисовать солнышко (использовать операции: Выделить, Вырезать, Копировать, Вставить и др.)
4. Сохранить рисунок на диске.
Практическое занятие № 6.
Дата: ________________ Тема: «Работа с электронной таблицей: решение расчётных задач».
Цель занятия:изучение информационной технологии организации расчётов в электронных таблицах.
1. Ответьте на вопросы.
1. Дайте определение электронной таблицы.__________________________________
Задание: выполнить работу в соответствии с установленным порядком.
Порядок выполнения работы:
1. Запустить редактор электронных таблиц MicrosoftExcel (или др.)
2. Создать электронную таблицу.
Расчёт заработной платы.
№
Ф.И.О.
Оклад.
Премия
(25 %)
Удержано.
Сумма к выдаче
Подоходный налог (13 %)
Профсоюзный взнос
( 1 %).
Пенсионный фонд (1 %).
1.
Иванов О.С.
13280
2.
Ивлева О.А
10500
3.
Коренев Н.С.
13750
4.
Литвинов В.В
15300
5.
Петрова Л.Н.
11670
6.
Матвеев И.Н.
17450
3. Подсчитать подоходный налог, премию, профсоюзный взнос, отчисления в пенсионный фонд и сумму к выдаче.
Практическое занятие № 7.
Дата: _______________ Тема: «Работа с электронной таблицей: построение графиков и диаграмм».
Цель занятия: изучение информационной технологии организации расчётов с использованием встроенных функций и построение диаграмм в электронных таблицах.
1. Ответьте на вопросы.
1. Дайте определение диаграммы.___________________________________________
2. Столбец таблицы, содержащий значения определённого свойства называется -__
________________________________________________________________________3. Строка таблицы, содержащая набор значений свойств называется - ________________________________________________________________________
4. Ключевое поле – это_____________________________________________________
наименование товара______________________________________________________
срок реализации продуктов_________________________________________________
2. Выполните самостоятельно.
Задание: выполнить работу в соответствии с установленным порядком.
Порядок выполнения работы:
1. Запустите программу СУБД MicrosoftAccess и откройте «Пустая база данных».
2. В окне БД выберите в качестве объекта «Таблицы». Создайте таблицу с помощью мастера.
3. В открывшемся диалоговом окне Создание таблиц в качестве образца таблицы выберите «Студенты». Из образцов полей выберите поля в указанной последовательности: Имя, Отчество, Фамилия, Должность, Адрес, Номер телефона, Специализация. Нажмите кнопку Далее.
4. Задайте имя таблицы – «Студенты». Переключатель установите в положение «Автоматическое определение ключа». Нажмите кнопку Далее. В следующем окне Мастер в «Дальнейших действиях после создания таблицы» выберите Непосредственный ввод данных в таблицу. Нажмите кнопку Готово.
5. Мастер автоматически создаст ключевое поле, при этом будет создано новое поле Код студента с типом данных «Счётчик». Откройте таблицу «Студенты» в Конструкторе и убедитесь, что слева от имени поля «Код» появился значок ключа.
6. Перейдите в режим таблицы. Перенесите поле Фамилия левее поля Имя. Для перемещения поля выделите его щелчком мыши по названию и мышью за название перетащите поле на новое место.
7. Введите в таблицу «Студенты» восемь записей (строк) по образцу.
Код студента
Фамилия
Имя
Отчество
Адрес
Телефон
Специализация
1
Сергеев
Андрей
Львович
г. Москва
466796
технолог
2
Проскурин
Андрей
Петрович
г. Люберцы
7458962
технолог
3
Смирнова
Ольга
Юрьевна
г. Самара
3698521
бухгалтер
4
Орлов
Игорь
Иванович
г. Долгопрудный
952967
технолог
5
Иванова
Инна
Олеговна
г. Москва
8625471
бухгалтер
6
Берёзкина
Анна
Романовна
г. Долгопрудный
748596
бухгалтер
7
Говорова
Дина
Сергеевна
г. Самара
919597
бухгалтер
8
Семёнова
Ольга
Ивановна
г. Москва
9191954
бухгалтер
(Счетчик)
8. В той же БД создайте таблицу «Студенты и задания» в режиме таблицы.
Код
Фамилия
Описание задания
Начальная дата
Конечная дата
1
Сергеев
Электронная почта
12.03.08
15.05.08
2
Проскурин
Телеконференция
10.02.08
20.05.08
3
Смирнова
Браузер
20.01.08
15.04.08
4
Орлов
Служба FTP
15.01.08
25.04.08
5
Иванова
Поисковые системы Интернет
30.01.08
10.05.08
6
Берёзкина
Интернет 2
25.02.08
30.05.08
7
Говорова
IP- телефония
25.02.08
12.05.08
8
Семёнова
Подключение к Интернету
10.03.08
30.05.08
(Счетчик)
9. В той же БД создайте таблицу «Итоги сессии».
10. В той же БД создайте таблицу «Контакты».
11. Сохраните таблицу.
Практическое занятие № 9.
Дата: ________________ Тема: «Работа с СУБД: сортировка и поиск записей, создание запросов и отчётов».
Цель занятия: изучение информационной технологии модификации таблиц БД и создания запросов и отчётов СУБД Access.
1. Ответьте на вопросы или закончите предложения.
1. Какое расширение имеют БД?_____________________________________________
2. Таблица – это __________________________________________________________
________________________________________________________________________3. Объект, предназначенный для облегчения ввода данных, называется____________ ________________________________________________________________________
4. Объект, позволяющий получить нужные данные из одной или нескольких таблиц, называется_______________________________________________________________
5. Объект, предназначенный для печати данных, называется_____________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________6. Для чего служат макросы?________________________________________________
Задание: выполнить работу в соответствии с установленным порядком.
Порядок выполнения работы:
Запустите программу СУБД MicrosoftAccess и откройте созданную вами БД «Студенты».
Выберите из таблицы «Студенты» фамилии, имена и телефоны всех студентов, у которых фамилия начинается на букву «С». Для этого выберите объект базы – Запросы. В режиме Конструктор создайте запрос на выборку. Добавьте таблицу «Студенты». Выберите из списка полей таблицы поля Фамилия, Имя, Телефон. В строке «Условие отбора» поля Фамилия бланка запроса наберите условие -«С*». Задайте сортировку по полю Имя. После запуска запроса на исполнение командой Запрос/Запуск или кнопкой Запуск панели инструментов («!») произойдёт отбор по условию. Сохраните запрос под именем «Фамилия С».
Выберите всех студентов со специализацией «Технолог».
Выберите всех студентов со специализацией «Бухгалтер».
Задайте сортировку по Начальной дате по возрастанию (=01.05.08 AND
Выведите в запросе всех студентов с сортировкой по фамилиям, обучающихся по специализации «бухгалтер» и проживающих в Москве. Сохраните запрос под именем «Бухгалтер – Москва».
Создайте отчёт по таблице «Студенты и задания» с помощью мастера создания отчётов.
Практическое занятие № 10.
Дата: _________________ Тема: «Создание электронного документа с помощью технологии мультимедиа».
Цели занятия: изучение информационной технологии создания электронного документа с помощью технологии мультимедиа и изучение технологии разработки и создания презентации в MS Power Point.
1. Ответьте на вопросы.
1. Как переводится термин «мультимедиа»?__________________________________
Задание: выполнить работу в соответствии с установленным порядком.
Порядок выполнения работы:
1. Разработайте проект открытия «своего» предприятия (ООО, ОАО или др.) и продумайте, с какой продукцией выйдете на «рынок». Успех работы вашего предприятия зависит от умелой саморекламы. Создайте презентацию и покажите «товар лицом»!
2. Этапы создания презентации:
Сформулировать тему будущей презентации.
Определить количество слайдов (6-7 слайдов).
Разработать структуру слайдов:
1 – й слайд – титульный лист;
2, 3,4, 5, 6-й слайды – посвящены раскрытию темы;
7-й слайд – резюме.
В резюме отразить:
последовательность изложения
возможность использования официальных шпаргалок
мультимедийных эффекты
транспортабельность.
3. Запустите программу MicrosoftPowerPoint. В открывшемся окне Power Point в группе полей выбора Создать презентацию, используя выберите Пустую презентацию и нажмите кнопку ОК. Теперь можно приступать к работе!
Практическое занятие № 11.
Дата: _________________ Тема: «Поиск информации в сети Internet».
Цель занятия: изучение информационной технологии организации поиска информации в сети Internet.
2. Система обмена информацией между различными компьютерами называется____ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Сервер – это ___________________________________________________________
4. Объединение двух или более сетей между собой называется___________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________5. Internet- это ____________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. E – mail – это __________________________________________________________
Задание: выполнить работу в соответствии с установленным порядком.
Порядок выполнения работы:
Запустите программу InternetExplorer. Изучите интерфейс программы.
Введите в адресную строку адрес русскоязычной поисковой системы Яndex – www.yandex.ru и нажмите клавишу Enter. Подождите, пока загрузится страница.
С помощью поисковой системы найдите ответы на вопросы и запишите их с указанием адреса.
1) Год основания с. Кинель – Черкассы, численность населения, площадь. ______________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________2) Что означает термин «мультимедиа»?___________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3) В каком году изобрели компьютерную мышь? ____________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________4) Что такое Википедия ? ________________________________________________
Отработка навыков ввода информации с помощью клавиатуры.
Задание: наберите текст по образцу.
Форматирование документа.
ШРИФТЫ.
Когда текст пишут на пишущей машинке, то вопрос о выборе шрифта не возникает, так как в пишущих машинках используется один и тот же шрифт.
Выделения возможны только тремя способами: написать выделяемый фрагмент прописными (БОЛЬШИМИ) буквами, подчеркнуть выделяемое место или написать его в разрядку, т.е. с увеличенными интервалами между буквами. Возможности Wordзначительно шире.
То, чем данные строки отличаются друг от друга, называется гарнитурой шрифта.
1) Первая строка написана шрифтом, который называется Times New Roman.
2) Шрифт второй строки называется Tahoma.
3) Шрифт, похожий на рукописный, имеет имяMonotypeCorsiva.
4) Буквы четвёртой строки очень напоминает шрифт пишущей машинки. Это шрифт Courier.
5) Пятая строка написана шрифтом Impact.
6) Для шестой строки выбран шрифт ComicSans .
Буквы одного и того же шрифта могут отличаться друг от друга размером.
Размер шрифта (другое название «кегль») измеряется в специальных единицах – пунктах.
Чем больше пунктов, тем больше размер шрифта.
8 пунктов.
12 пунктов.
20 пунктов.
36 пунктов.
Лучше всего читаются слова, написанные буквами 12 пунктов (4,23 мм). Более крупные буквы, как правило, используются для оформления заголовков.
Кроме изменения гарнитуры и кегля для выделения фрагментов текста можно использовать различные начертания шрифта: полужирный, курсив, подчёркнутый и их различные сочетания. Также можно использовать различные видоизменения шрифта:
зачёркнутый
с тенью
двойное зачёркивание
утопленный.
В текст можно вставлять картинки
Или использовать возможности шрифта Webdings .
К ПЗ № 3.
Отработка навыков работы по созданию таблиц в текстовом редакторе.
Задание №1.
1. Включить компьютер. Дождаться окончания загрузки ОС Windows. Запустить текстовый редактор Microsoft Word или Microsoft Office (или др.).
3. Составить таблицу «Каталог книг» (в столбцах указать – название книги, наименование издательства, год выпуска, стоимость в руб., в строках – Ф.И. автора в алфавитном порядке).
4. С помощью Калькулятора выразить стоимость книг в условных единицах (евро) по курсу 1є = 34, 67 руб. (результат округлить до десятых).
1. Угринович Н. «Практикум по информатике и информационным технологиям» - М.: Лаборатория Базовых знаний, 2021. /436 руб./
2. Журин А. «Учимся работать на компьютере» - М.: Лист Нью, 2019. /363 руб./
3. Фигурнов В. «IBM PC для пользователя» - М.: Инфра · М, 2018. /240 руб./
4. Семакин И. « Информатика. Базовый курс» - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015. /341 руб./
5. Ефимова О. «Курс компьютерной технологии» - М.: ABF, 2020. /121 руб./
6. Угринович Н. «Информатика и информационные технологии» - М.: М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2020. /331 руб./
7. Шафрин Ю. «Информационные технологии» - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2018. /529 руб./
8. Евсеев Г. «Информатика. Экзамен на 5» - М.: АСТ – ПРЕСС ШКОЛА, 2017. /145 руб./
9. Угринович Н. «Экзаменационные билеты и ответы» - М.: Дрофа, 2018.
/123 руб./
Задание № 3.
1. Включить компьютер. Дождаться окончания загрузки ОС Windows. Запустить текстовый редактор Microsoft Word или Microsoft Office (или др.).