Право на образование является конституционным социально-экономическим правом гражданина России, однако в отношении осужденных к лишению свободы механизм его реализации имеет свои особенности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Система образования в пенитенциарной системе»
Система образования и пенитенциарная система
Рассматривая организацию учебного процесса в местах лишения свободы, нельзя не остановиться на общих специфических моментах, которые в той или иной мере влияют на обучение. Одной из основных особенностей является специальный контингент учащихся. Это осужденные за различные составы преступлений, в большинстве своем за тяжкие или особо тяжкие преступления, такие как убийство, тяжкие телесные повреждения, изнасилование, преступления против собственности. По возрастному составу это в основном молодые люди, многие из которых начали свой преступный путь с детского возраста, имеющие девиантное и делинквентное поведение.
К особенностям поведения учащихся следует отнести: низкий уровень самокритичности, отсутствие всесторонней оценки обстоятельств, повышенная эмоциональная возбудимость, импульсивность, двигательная и вербальная активность, внушаемость, подражательность, обостренное чувство независимости, стремление к престижу в группе, негативизм, неуравновешенность возбуждения и торможения
Современный человек живет в мире, сложном по своему содержанию и тенденциям социализации. Это связано, во-первых, с темпом и ритмом технико-технологических преобразований, предъявляющих к растущим людям новые требования. Во-вторых, с насыщенным характером информации, которая создает массу «шумов», глубинно воздействующих на подростка, у которого еще не выработано четкой жизненной позиции. В-третьих, с экологическими и экономическими кризисами, поразившими наше общество, что вызывает у детей чувства безнадежности и раздражения (при отсутствии чувства личной ответственности) из-за того, что старшие поколения оставляют им такое наследство. Напряженная, неустойчивая социальная, экономическая, экологическая, идеологическая обстановка, сложившаяся в настоящее время в нашем обществе, обусловливает рост различных отклонений в личностном развитии и поведении растущих людей.
Уголовно-правовое предупреждение делинквентного поведения обеспечивает механизмы общей и частной превенции с помощью устрашения уголовной ответственностью и практикой ее осуществления; лишение лица физической возможности совершать правонарушение (преступление) с помощью изоляции; исправительное и воспитательное воздействие в ходе отбывания наказания.
Как показывают статистические данные, многие осужденные не имеют образования, либо учились в коррекционных школах. Согласно уголовно-исполнительному законодательству они обязаны учиться, а администрация учреждения обязана направить их в школу и принимать меры принудительного воздействия. Здесь большую роль играет воспитательная работа, как сотрудников учреждения, так и учителей. Необходимо убедить осужденного в получении им образования.
Обучение – это целенаправленный процесс, направленный на формирование личности посредством передачи научных знаний и усвоение культурного опыта общества.
Виды учреждений и органов, исполняющих наказания, определяются Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации в статье 16. Согласно ему учреждениями уголовно-исполнительной системы являются: уголовно-исполнительные инспекции, арестные дома, колонии-поселения, воспитательные колонии, лечебные исправительные учреждения, исправительные колонии общего, строгого или особого режима, тюрьмы, а также следственные изоляторы, в которых оставлены осуждённые к лишению свободы для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию При таком диапазоне учреждений невозможно поставить в один ряд получение среднего образования для осужденных, находящихся в различных видах учреждений, например, в воспитательной колонии и в исправительной колонии, т.к. их возрастные и психолого-педагогические характеристики принципиально различны.
Вполне закономерно, что отношения внутри пенитенциарной системы регулируются уголовно-исполнительным правом. В документах определяются цели уголовно-исполнительного права:
‒ исправление осужденных;
‒ предупреждение совершения новых преступлений.
Исходя из обозначенных целей, конкретизируются и задачи уголовно-исполнительного права:
‒ регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказаний;
‒ определение средств исправления осуждённых;
‒ охрана прав, свобод и законных интересов осуждённых;
‒ оказание осуждённым помощи в социальной адаптации.
Для решения большинства из указанных задач и одним из основных средств исправления осужденных является получение общего образования.
В соответствии с уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации в исправительных учреждениях организуется обязательное получение осужденными к лишению свободы, не достигшими возраста 30 лет, общего образования. Осужденные старше 30 лет и осужденные, являющиеся инвалидами первой или второй группы, получают основное общее или среднее общее образование по их желанию.
Среднее образование в уголовно-исполнительной системе предоставляется лицам, отбывающим наказание в возрасте до 18 лет в воспитательных колониях и в возрасте от 18 до 30 лет и старше в исправительных колониях.
При этом практика показывает, что в этой ситуации не возможны одинаковые подходы к обучению и воспитанию. В воспитательной колонии еще могут работать принципы педагогики. В исправительных колониях необходимо применять идеи андрагогики, которая раскрывает специфические закономерности освоения знаний и умений взрослым субъектом учебной деятельности, а также особенности руководства этой деятельностью со стороны педагога.
При наличии общих точек соприкосновения существуют противоречия в методах достижения целей. Уголовно-исполнительная система в качестве базового метода использует запрет, карательный метод, метод власти и подчинения. Система образования, обучения строится на методах убеждения, поощрения, самостоятельной работы, принципах гуманизации, связи теории с практикой. Колония – самое неблагоприятное место для воспитательной работы, поскольку принципы педагогики трудно применять, одновременно и непрерывно карая.
На наш взгляд, еще не разработана содержательная составляющая образовательного процесса для лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы. На сегодняшний день нет учебных пособий для учащихся, учебно-методических пособий для учителей вечерних школ. В перечне учебников рекомендованных Минобрнауки не нашлось отдельного раздела учебных пособий для вечерних школ, несмотря на выделение учащихся пенитенциарной системы во многих документах в отдельную категорию.
Практика взаимодействия с органами управления и контроля в сфере образования показывает, что зачастую вечерние школы при исправительных учреждениях ставятся в один ряд с другими образовательными учреждениями. Все большее внимание уделяется материально-технической базе, соответствие ГОСТам, безопасности, показателям обученности и качества обучения, но при этом теряется ключевая фигура системы образования – ученик.
Большинство учащихся образовательных учреждений пенитенциарной системы, люди, которые утратили интерес к школьному обучению, многие из них давно порвали со школой, нигде не работали, и их круг общения, характер поведения определяется нравами криминальной среды. Следовательно, необходимо выстраивание с такими учащимися индивидуальной программы обучения или индивидуального образовательного маршрута.
Список литературы
Всеобщая декларация прав человека // Права человека: Сб. междунар. док. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990.
Конституция Российской Федерации. М.: Юридическая литература, 1993.
ФГОС, утвержденному приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897;
Изменений в Законе «Об образовании» (Федеральный закон от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ);
Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации [Текст] от 8 января 1997 года № 1-ФЗ // Российская газета. – 16 января 1997. – № 9.
Личко А.Е., Иванова И.П. Патохарактерологические исследования у подростков. – М.: МГУ, 2003.
Андреев А. А. Введение в дистанционное обучение. Учебно-методическое
пособие. — М.: ВУ, 1997
Каймин В.А. Информатика и дистанционное обучение. М., ВАК, 1995.
Каймин В.А. Информатика и дистанционное образование. М., WDU, 1998.
Каймин В.А. Информатика. Учебник для студентов. М., ИНФРАМ, 2009.
Каймин В.А. Информатика. Учебник для школьников. М., Проспект, 2009.
Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы: Закон РФ от 21 июля 1993 года № 5473-1 [Текст] // Ведомости СНД и ВС РФ. – 19 августа 1993. – № 33.
Об утверждении перечня видов предприятий, учреждений и организаций, входящих в уголовно-исполнительную систему: Постановление Правительства РФ от 1 февраля 2000 года № 89 [Текст] // Собрание законодательства РФ. – 7 февраля 2000. – № 6.
Обухова Л.Ф. Детская психология: Теория, факты, проблемы. – М., 2005. - 360 с.
Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности. – М.: Академия, 2007.
Общая психология / Состав. Е.И. Рогов. – М.: Владос, 2005. Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология) / И.В. Шаповаленко. – М.: Гардарики, 2005. – 345с.
Полат Е.С, Моисеева М.В., Петров А.Е. Педагогические технологии дистанционного обучения — М.,"Академия", 2006.
О Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 14.10.2010 № 1772-р [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс: официальный сайт. – Режим доступа: http://www.consultant.ru.
Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений: Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 03.11.2005 № 205 [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс: официальный сайт. – Режим доступа: http://www.consultant.ru.
Об организации получения осужденными основного общего и среднего (полного) общего образования в вечерней (сменной) общеобразовательной школе воспитательной колонии уголовно-исполнительной системы: Приказ Минюста РФ от 21.11.2005 № 223 [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс: официальный сайт. – Режим доступа: http://www.consultant.ru.
Об образовании в Российской Федерации: Закон РФ от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс: официальный сайт. – Режим доступа: http://www.consultant.ru.
Об утверждении Типового положения о вечернем (сменном) общеобразовательном учреждении: Постановление Правительства РФ от 3 ноября
1994 года № 1237 (ред. от 18.08 2008 года) [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс: официальный сайт. – Режим доступа: www.consultant.ru.
Об утверждении Положения о формах и порядке проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования: Приказ Минобрнауки РФ от 28 ноября 2008 года № 362 (ред. от 19.12.2011)
[Электронный ресурс] // КонсультантПлюс: официальный сайт. – Режим доступа: http://www.consultant.ru.
Об утверждении Порядка проведения государственного выпускного экзамена: Приказ Минобрнауки РФ от 3 марта 2009 года № 70 (ред. От 19.12.2011) [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс: официальный сайт. –
Режим доступа: http://www.consultant.ru.
Проект базисного учебного плана основного общего образования для ОУ с русским языком обучения, с родным (нерусским) языком обучения и варианты БУПов для вечерних (сменных) общеобразовательных учреждений [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://standart.edu.ru/catalog. aspx?CatalogId=621.
Об утверждении Положения об организации получения основного общего и среднего (полного) общего образования лицами, отбывающими наказание в виде лишения свободы в исправительных колониях и тюрьмах уголовно-исполнительной системы: Приказ Минюста РФ и Министерства образования и науки РФ от 27 марта 2006 года № 61/70 [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс: официальный сайт. – Режим доступа: www.consultant.ru.
О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с установлением обязательности общего образования: Федеральный закон от 21 июля 2007 года № 194-ФЗ (ред. от 24.04.2008) [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс: официальный сайт. – Режим доступа: http://www.consultant.ru.