Дистанционное обучение (ДО) - взаимодействие учителя и учащихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) и реализуемое специфичными средствами Интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность
Дистанционное обучение - это самостоятельная форма обучения, информационные технологии в дистанционном обучении являются ведущим средством.
Технологии:
Современное дистанционное обучение строится на использовании следующих основных элементов:
· среды передачи информации (почта, телевидение, радио, информационные коммуникационные сети),
· методов, зависимых от технической среды обмена информацией.
В настоящее время перспективным является интерактивное взаимодействие с учащимся посредством информационных коммуникационных сетей, из которых массово выделяется среда интернет-пользователей. В 2003 году инициативная группа ADL начала разработку стандарта дистанционного интерактивного обучения SCORM, который предполагает широкое применение интернет-технологий. Введение стандартов способствует как углублению требований к составу дистанционного обучения, так и требований к программному обеспечению.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Роль учителя в интернет обучении »
Реферат
На тему: Роль учителя в интернет обучении
Выполнил:
Рожнов А.В.
Дистанционное обучение (ДО) - взаимодействие учителя и учащихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) и реализуемое специфичными средствами Интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность
Дистанционное обучение - это самостоятельная форма обучения, информационные технологии в дистанционном обучении являются ведущим средством.
Технологии:
Современное дистанционное обучение строится на использовании следующих основных элементов:
среды передачи информации (почта, телевидение, радио, информационные коммуникационные сети),
методов, зависимых от технической среды обмена информацией.
В настоящее время перспективным является интерактивное взаимодействие с учащимся посредством информационных коммуникационных сетей, из которых массово выделяется среда интернет-пользователей. В 2003 году инициативная группа ADL начала разработку стандарта дистанционного интерактивного обучения SCORM, который предполагает широкое применение интернет-технологий. Введение стандартов способствует как углублению требований к составу дистанционного обучения, так и требований к программному обеспечению.
Преимущества:
Дистанционное обучение позволяет:
снизить затраты на проведение обучения (не требуется затрат на аренду помещений, поездок к месту учёбы, как учащихся, так и преподавателей и т. п.);
проводить обучение большого количества человек;
повысить качество обучения за счет применения современных средств, объёмных электронных библиотек и т. д.
создать единую образовательную среду (особенно актуально для корпоративного обучения).
Применение:
Дистанционные образовательные технологии с использованием Интернета применяются как для освоения отдельных курсов повышения квалификации пользователей, так и для получения высшего образования. Можно выделить следующие основные формы дистанционного обучения: в режиме онлайн и в режиме оффлайн. Обучение через интернет обладает рядом существенных преимуществ:
Гибкость - студенты могут получать образование в подходящее им время и в удобном месте;
Дальнодействие - обучающиеся не ограничены расстоянием и могут учиться в независимости от места проживания;
Экономичность - значительно сокращаются расходы на дальние поездки к месту обучения.
Формы:
Чат-занятия - учебные занятия, осуществляемые с использованием чат-технологий. Чат-занятия проводятся синхронно, то есть все участники имеют одновременный доступ к чату. В рамках многих дистанционных учебных заведений действует чат-школа, в которой с помощью чат-кабинетов организуется деятельность дистанционных педагогов и учеников.
Веб-занятия - дистанционные уроки, конференции, семинары, деловые игры, лабораторные работы, практикумы и другие формы учебных занятий, проводимых с помощью средств телекоммуникаций и других возможностей «Всемирной паутины».
Для веб-занятий используются специализированные образовательные веб-форумы - форма работы пользователей по определённой теме или проблеме с помощью записей, оставляемых на одном из сайтов с установленной на нём соответствующей программой.
От чат-занятий веб-форумы отличаются возможностью более длительной (многодневной) работы и асинхронным характером взаимодействия учеников и педагогов.
Телеконференция - проводится, как правило, на основе списков рассылки с использованием электронной почты. Для учебных телеконференций характерно достижение образовательных задач. Также существуют формы дистанционного обучения, при котором учебные материалы высылаются почтой в регионы.
В основе такой системы заложен метод обучения, который получил название «Природный процесс обучения» (англ. naturallearningmanner). Дистанционное обучение - это демократичная простая и свободная система обучения. Сейчас активно используется жителями Европы для получения дополнительного образования. Студент, постоянно выполняя практические задания, приобретает устойчивые автоматизированные навыки. Теоретические знания усваиваются без дополнительных усилий, органично вплетаясь в тренировочные упражнения. Формирование теоретических и практических навыков достигается в процессе систематического изучения материалов и прослушивания и повторения за диктором упражнений на аудио и видеоносителях (при наличии)…
Телеприсутствие. Существует много различных способов дистанционного обучения. Например, дистанционное присутствие с помощью робота R.Bot 100. Сейчас в Москве, в одной из школ, идёт эксперимент по такому виду дистанционного обучения. Мальчик-инвалид, находясь дома за компьютером, слышит, видит, разговаривает при помощи робота. Учитель задаёт ему вопросы, он отвечает. При этом и учитель видит ученика, потому что на роботе находится монитор. При этом у мальчика создаётся почти полное впечатление, что он находится в классе вместе со своими сверстниками на уроке. На переменах он может также общаться со своими одноклассниками. Если эксперимент станет удачным, он может открыть дорогу большому проекту по внедрению такого метода дистанционного обучения по всей России.
Роль учител в дистанционном обучении
Дистанционное обучение, зародившись в конце 20-го столетия, входит, по мнению экспертов, в 21 век как одна из наиболее эффективных и перспективных систем подготовки специалистов. Общепризнано, что дистанционное обучение является одной из самых важных образовательных инноваций в наши дни, использует самые эффективные принципы и методы образования и считается важнейшим компонентом системы образования. Программы обучения разрабатываются специально для определённой целевой группы, определяя общие и индивидуальные цели, анализируя среду обучения, выбирая методы и средства, разрабатывая мультимедийные материалы для самообразования и оценочные инструменты. Хотя в России и некоторых других странах дистанционное обучение до сих пор не применялось в широком масштабе из-за ряда объективных причин - в основном, из-за недостаточно высокого уровня развития средств телекоммуникации, в последнее время ситуация начала меняться к лучшему. Широкое развитие средств компьютерной телекоммуникации в нашей стране привело к формированию региональных и глобальных телекоммуникационных сетей, напрямую сориентированных на систему образования.
При дистанционном обучении, где преподаватель и студент разделены значительным расстоянием, а сам процесс обучения осуществляется при помощи почты, телевидения, Интернета и т. п. встаёт вопрос о роли преподавателя. В отличие от традиционной системы образования преподаватели больше сконцентрированы на студенте. Они обеспечивают типовые и индивидуальные учебные материалы для студентов сопровождаемые личными встречами и консультациями. Одна из самых важных функций обучающего персонала – разрабатывать, проверять и претворять в жизнь программные наборы средств обучения, включая материалы для самоподготовки.
Существует растущее признание того факта, что преподаватель дистанционного обучения должен быть специализированным профессионалом, обладающим разнообразными навыками и качествами. Для этого преподавателю дистанционного обучения понадобится освоить новейшие подходы и методы для взаимодействия со студентами и быть в курсе современных направлений и изменений в преподаваемой дисциплине. Быть в курсе последних новостей и достижений становится его главной обязанностью. Поэтому можно сказать, что преподаватель дистанционного обучения проявляет следующие отличительные черты: знание предмета, способности, компетентность, приспособляемость и гибкость, взаимопомощь, терпение и терпимость, способность к творчеству, новаторство, взгляд в будущее, энергичный и динамичный подход , мотивация и преданность построению карьеры в дистанционном обучении.
Владение компьютером и аудиовизуальными материалами считается важным в век информационных технологий, так как электронная почта, Интернет, радиовещание и телевидение стали значимыми в связи с быстрыми изменениями в природе общения.
И наконец, способность к руководящей работе и координации действий необходимые для решения разнообразных задач в дистанционной системе обучения указывают на непременное наличие этих навыков у преподавателя дистанционного обучения.
В последние годы университеты разных стран мира обратили внимание на возможности использования компьютерных телекоммуникационных технологий для целей обучения на расстоянии иностранным языкам. В настоящее время в сети Интернет можно увидеть большое количество таких курсов. Очевидно, что успешность и качество дистанционного обучения иностранному языку в большой степени зависят от эффективности организации и методического качества используемых материалов, а также руководства, квалификации преподавателей, участвующих в процессе обучения.
Технически решать проблему дистанционного обучения в настоящее время можно по-разному. Современные информационные технологии предоставляют практически неограниченные возможности в размещении, хранении, обработке и доставке информации любого объема и содержания на любые расстояния. В этих условиях на первый план в системе дистанционного обучения иностранному языку выходит педагогическая и содержательная организация процесса. Это не только отбор содержания для усвоения, но и структурная организация учебного материала, а также методы обучения. Выбирая среду обучения, преподавателям дистанционного обучения следует ответить на следующие вопросы:
- Каковы мои ожидания от этой системы преподавания?
- На что я могу рассчитывать, чтобы остаться прежним и что станет иным при дистанционной системе обучения?
- Можно ли в достаточной мере достичь поставленных этим курсом целей?
- Каковы положительные и отрицательные воздействия на обучение в такой обстановке?
- Как я могу максимально выгодно использовать эту среду, сводя к минимуму её ограничения?
Размышляя о своих студентах, задайте себе следующие вопросы:
- Каковы потребности студентов и чего они ожидают от данного курса?
- Что я знаю об умениях студентов, когнитивном стиле и исходных данных (и как я могу это выяснить)?
- Какие задания студенты считают стимулирующими?
- Как я могу основываться на их опыте и обеспечить инструкцию, которая важна и применима на практике?
- Как я могу руководить и поддерживать студентов в их обучении?
- Как я обеспечиваю студентам качественный опыт обучения?
Так как успешные методы обучения иностранному языку лицом к лицу не переносятся с готовностью на режим дистанционного обучения, становится особенно важным для будущих преподавателей исследовать альтернативные стратегии преподавания иностранного языка в рамках дистанционного обучения. Планируя указания для студентов, задайте себе следующие вопросы:
- Я учитываю удобные и знакомые методы?
- Используют ли выбранные мною методы данную среду обучения наилучшим образом или они представляют собой попытку воспроизвести указания при обучении лицом к лицу?
- Какие стратегии достигли бы ожиданий оптимально, учитывая разнообразие студентов, содержания и контекста?
- Какие корректировки требуются, чтобы приспособить инструктаж и видеоматериал для дистанционной доставки?
- Побудят ли выбранные методы и приёмы к участию и взаимодействию?
Попробуйте ответить на эти вопросы, чтобы понять готовы ли вы лично внедрять информационные технологии в учебный процесс. Ответы на выше поставленные вопросы являются основой для разработки курса, который предвидит и решает вопросы дистанционного обучения.