РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ПРЕПОДАВАНИИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИНФОРМАТИКА»
В настоящее время происходит переход от индустриального общества к информационному. В этом обществе открываются возможности для развития человека, более эффективного решения профессиональных, экономических, социальных и бытовых проблем. Однако использовать эти возможности смогут лишь те члены общества, которые будут обладать необходимыми знаниями и умениями, позволяющими им ориентироваться в новом информационном пространстве. Именно поэтому в современном образовании появилась идея компетентностного подхода.
Компетентностный подход позволяет согласовать цели обучения, поставленные педагогами, с собственными целями учащихся, облегчить труд учителя за счет постепенного повышения самостоятельности и ответственности учащихся в учении, разгрузить учащихся за счет повышения доли самообразования, не в теории, а на практике обеспечить единство учебного и воспитательного процессов.
Внутри компетентностного подхода выделяются два базовых понятия: «компетенция» и «компетентность».
Компетенция – это обобщенный способ действий, обеспечивающих продуктивное выполнение профессиональной деятельности, это способность человека реализовывать на практике свою компетентность.
Компетентность – обладание человеком соответствующей компетенцией, готовность к выполнению определенных функций, а компетентностный подход в образовании - это ориентация учебного процесса на формирование определенных компетенций.
Классификация ключевых компетенций ученого А.В. Хуторского [5]
Компетентностный подход предполагает комплексное овладение знаний и умений, устанавливает подчиненность знаний умениям. Информатика как наука и учебный предмет играет в этом процессе важную роль, так как компетентности, формируемые на уроках информатики, могут быть перенесены на изучение других предметов. Одной из основных целей изучения учебного предмета «Информатика» является формирование информационно-коммуникационной компетентности обучающихся. Эту компетентность можно рассматривать как комплексное умение самостоятельно искать, отбирать нужную информацию, анализировать, организовывать, представлять, передавать ее, моделировать и проектировать объекты и процессы, реализовывать проекты.
В рамках существующих учебных программ можно вести обучение информатике на основе компетентностного подхода, разработав задачи, содержащие большой объем текстовой информации, и информации, представленной в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков, схем; задачи, в которых неясно, к какой области знаний надо обратиться, чтобы определить способ действия или информацию; задачи, содержащие избыточную информацию или «лишние» данные; задачи, с большим числом заданий разной тематики и разных форматов, требующих разных форм записи ответа; задачи на оптимизацию решений.
Урок информатики отличается от других учебных дисциплин наличием специальных технических средств – персонального компьютера, оргтехники, мультимедийных устройств; каждый учащийся имеет, с одной стороны, индивидуальное рабочее место, а с другой – доступ к общим ресурсам; ответы у доски практикуются значительно реже, чем на других уроках. Это создает особые условия для развития коммуникативных компетентностей. На уроках информатики активная самостоятельная деятельность, создание собственного, личностно-значимого продукта могут быть естественным образом организованы педагогом.
Рассмотрим какие виды деятельности учитель может организовать в рамках учебного предмета «Информатика» для развития ключевых компетенций.
Коммуникативная компетенция |
Устный диалог | Постановка вопросов собеседнику; конструирование ответа на вопрос |
Диалог в письменной форме | Использование электронной почты для переписки |
Коллективная дискуссия | Работа с помощью чат-технологий |
Диалог «человек» - «техническая система» | Понимание принципов построения интерфейса, работа с диалоговыми окнами, настройка параметров среды |
Языковая, лингвистическая компетенции | Понимание факта многообразия языков (формальных языков, систем кодирования); владение языками программирования |
Владение стилевыми приемами оформления текста | Создание текстовых документов по шаблону, использование правил подачи информации в презентации |
Работа в группе | Работа над совместным проектом, взаимодействие в Сети, совместная работа приложений и т.д. |
Толерантность
| Существование в сетевом сообществе, телекоммуникации с удаленными собеседниками |
Информационная компетенция |
Поиск информации | Поиск в каталогах, поисковых системах, иерархических структурах |
Систематизация, анализ и отбор информации | Проектирование баз данных; работа с разными видами сортировки; использование фильтров и запросов; структурирование файловой системы |
Преобразование информации | Преобразование информации из графической в текстовую, из аналоговой – в цифровую и т.п. |
Работа с различными устройствами информации | Владение навыками работы с мультимедийными справочниками, электронными учебниками, Интернет-ресурсами, и т.п. |
Выделение главного, оценивание степени достоверности информации.
| Оценивание релевантности запроса |
Применение информационных и телекоммуникационных технологий | Применение информационных и телекоммуникационных технологий для решения широкого класса учебных задач |
Преобразование информации | Преобразование информации: из графической в текстовую, из аналоговой – в цифровую и т.п |
Социально-трудовая компетенция |
Осознание наличия определенных требований к продукту своей деятельности | Требование к программному обеспечению, функциональность базы данных и т.п |
Анализ достоинств и недостатков аналогов собственного продукта | Проектирование разного типа, обучение офисным технологиям |
Этика трудовых и гражданских отношений | Виды лицензирования программного обеспечения, информационная безопасность, правовая ответственность за нарушение законодательства, авторские права т. д. |
Ценностно-смысловая компетенция |
Формулировка собственной учебной цели | Формулирование цели изучения информатики, изучения темы, создании проекта, выборе темы доклада |
Принятие решения, ответственности на себя
| Лидерство в групповом проекте, принятие решения в случае нестандартной ситуации |
Общекультурная компетенция |
Владение элементами художественно-творческих компетенций читателя, слушателя, исполнителя | Проектирование дизайна сайта и приложения, создание макетов полиграфической продукции, коллажей |
Понимание места данной науки в системе других наук, еe истории и путей развития | Тенденции развития языков программирования, эволюция вычислительной техники, адекватная оценка состояния единиц техники, уровня продукта и другое |
Компетенция личностного совершенствования |
Создание комфортной здоровьесберегающей среды | Знание правил техники безопасности, адекватная оценка пользы и вреда от работы за компьютером, умение организовать свое рабочее время |
Создание условий для самопознания и самореализации | Компьютер как средство самопознания - тестирование в режиме on-line, тренажеры, публикация работ, получение авторитета в сетевом сообществе и другое |
Создание условий для получения знаний и навыков, выходящих за рамки преподаваемой темы | Выбор литературы, курсов, использование форумов поддержки, обращение за помощью в сетевые сообщества и так далее |
Наличие способности действовать в собственных интересах, получать признание в некоторой области | Участие в предметных олимпиадах и конкурсах, завоевание авторитета в глазах одноклассников с помощью уникальных результатов своей деятельности |
Учебно-познавательная компетенция |
Умение осуществлять планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей деятельности | Планирование собственной деятельности по разработке приложения, владение технологией решения задач с помощью компьютера, компьютерным моделированием |
Умение работать со справочной литературой, инструкциями | Знакомство с новыми видами ПО, устройствами, анализ ошибок в программе |
Умение оформить результат своей деятельности, представить их на современном уровне | Построение диаграмм и графиков, использование средств создания презентаций |
Умение выдвигать гипотезы, ставить вопросы к наблюдаемым фактам и явлениям, оценивать начальные данные и планируемый результат | Моделирование и формализация, численные методы решения задач, компьютерный эксперимент и другое |
Компетентностный подход делает акцент на применении знаний и умений во внеучебных, жизненных ситуациях. К наиболее типичным методам формирования и развития ключевых компетенций, пригодных к использованию на учебных занятиях и во внеурочной деятельности, относятся: обращение к прошлому опыту учащихся, обсуждение новых знаний, решение проблемных задач и обсуждение проблемных ситуаций, дискуссии, игровая деятельность, проектная деятельность.
Компетентностный подход позволяет направить педагогическую деятельность на вовлечение учащихся в активную, осознанную деятельность, на развитие информационных, коммуникативных, учебно-познавательных компетенций и развитие личностного потенциала, позволяет добиваться лучших результатов в образовательном процессе.