kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ПРЕПОДА-ВАНИИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИНФОРМАТИКА»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Компетентностный подход предполагает комплексное овладение знаний и умений, устанавливает подчиненность знаний умениям. Информатика как наука и учебный предмет играет в этом процессе важную роль, так как компетентности, формируемые на уроках информатики, могут быть перенесены на изучение других предметов. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ПРЕПОДА-ВАНИИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИНФОРМАТИКА»»

РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ПРЕПОДАВАНИИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИНФОРМАТИКА»


В настоящее время происходит переход от индустриального общества к информационному. В этом обществе открываются возможности для развития человека, более эффективного решения профессиональных, экономических, социальных и бытовых проблем. Однако использовать эти возможности смогут лишь те члены общества, которые будут обладать необходимыми знаниями и умениями, позволяющими им ориентироваться в новом информационном пространстве. Именно поэтому в современном образовании появилась идея компетентностного подхода.

Компетентностный подход позволяет согласовать цели обучения, поставленные педагогами, с собственными целями учащихся, облегчить труд учителя за счет постепенного повышения самостоятельности и ответственности учащихся в учении, разгрузить учащихся за счет повышения доли самообразования, не в теории, а на практике обеспечить единство учебного и воспитательного процессов.

Внутри компетентностного подхода выделяются два базовых понятия: «компетенция» и «компетентность».

Компетенция – это обобщенный способ действий, обеспечивающих продуктивное выполнение профессиональной деятельности, это способность человека реализовывать на практике свою компетентность. 

Компетентность – обладание человеком соответствующей компетенцией, готовность к выполнению определенных функций, а компетентностный подход в образовании - это ориентация учебного процесса на формирование определенных компетенций.

Классификация ключевых компетенций ученого А.В. Хуторского [5]

Компетентностный подход предполагает комплексное овладение знаний и умений, устанавливает подчиненность знаний умениям. Информатика как наука и учебный предмет играет в этом процессе важную роль, так как компетентности, формируемые на уроках информатики, могут быть перенесены на изучение других предметов. Одной из основных целей изучения учебного предмета «Информатика» является формирование информационно-коммуникационной компетентности обучающихся. Эту компетентность можно рассматривать как комплексное умение самостоятельно искать, отбирать нужную информацию, анализировать, организовывать, представлять, передавать ее, моделировать и проектировать объекты и процессы, реализовывать проекты.

В рамках существующих учебных программ можно вести обучение информатике на основе компетентностного подхода, разработав задачи, содержащие большой объем текстовой информации, и информации, представленной в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков, схем; задачи, в которых неясно, к какой области знаний надо обратиться, чтобы определить способ действия или информацию; задачи, содержащие избыточную информацию или «лишние» данные; задачи, с большим числом заданий разной тематики и разных форматов, требующих разных форм записи ответа; задачи на оптимизацию решений.

Урок информатики отличается от других учебных дисциплин наличием специальных технических средств – персонального компьютера, оргтехники, мультимедийных устройств; каждый учащийся имеет, с одной стороны, индивидуальное рабочее место, а с другой – доступ к общим ресурсам; ответы у доски практикуются значительно реже, чем на других уроках. Это создает особые условия для развития коммуникативных компетентностей. На уроках информатики активная самостоятельная деятельность, создание собственного, личностно-значимого продукта могут быть естественным образом организованы педагогом.

Рассмотрим какие виды деятельности учитель может организовать в рамках учебного предмета «Информатика» для развития ключевых компетенций.

Коммуникативная компетенция

Устный диалог

Постановка вопросов собеседнику; конструирование ответа на вопрос

Диалог в письменной форме

Использование электронной почты для переписки

Коллективная дискуссия

Работа с помощью чат-технологий

Диалог «человек» - «техническая система»

Понимание принципов построения интерфейса, работа с диалоговыми окнами, настройка параметров среды

Языковая, лингвистическая компетенции

Понимание факта многообразия языков (формальных языков, систем кодирования); владение языками программирования

Владение стилевыми приемами оформления текста

Создание текстовых документов по шаблону, использование правил подачи информации в презентации

Работа в группе

Работа над совместным проектом, взаимодействие в Сети, совместная работа приложений и т.д.

Толерантность

Существование в сетевом сообществе, телекоммуникации с удаленными собеседниками

Информационная компетенция

Поиск информации

Поиск в каталогах, поисковых системах, иерархических структурах

Систематизация, анализ и отбор информации

Проектирование баз данных; работа с разными видами сортировки; использование фильтров и запросов; структурирование файловой системы

Преобразование информации

Преобразование информации из графической в текстовую, из аналоговой – в цифровую и т.п.

Работа с различными устройствами информации

Владение навыками работы с мультимедийными справочниками, электронными учебниками, Интернет-ресурсами, и т.п.

Выделение главного, оценивание степени достоверности информации.

Оценивание релевантности запроса

Применение информационных и телекоммуникационных технологий

Применение информационных и телекоммуникационных технологий для решения широкого класса учебных задач

Преобразование информации

Преобразование информации: из графической в текстовую, из аналоговой – в цифровую и т.п

Социально-трудовая компетенция

Осознание наличия определенных требований к продукту своей деятельности

Требование к программному обеспечению, функциональность базы данных и т.п

Анализ достоинств и недостатков аналогов собственного продукта

Проектирование разного типа, обучение офисным технологиям

Этика трудовых и гражданских отношений

Виды лицензирования программного обеспечения, информационная безопасность, правовая ответственность за нарушение законодательства, авторские права т. д.

Ценностно-смысловая компетенция

Формулировка собственной учебной цели

Формулирование цели изучения информатики, изучения темы, создании проекта, выборе темы доклада

Принятие решения, ответственности на себя

Лидерство в групповом проекте, принятие решения в случае нестандартной ситуации

Общекультурная компетенция

Владение элементами художественно-творческих компетенций читателя, слушателя, исполнителя

Проектирование дизайна сайта и приложения, создание макетов полиграфической продукции, коллажей

Понимание места данной науки в системе других наук, еe истории и путей развития

Тенденции развития языков программирования, эволюция вычислительной техники, адекватная оценка состояния единиц техники, уровня продукта и другое

Компетенция личностного совершенствования

Создание комфортной здоровьесберегающей среды

Знание правил техники безопасности, адекватная оценка пользы и вреда от работы за компьютером, умение организовать свое рабочее время

Создание условий для самопознания и самореализации

Компьютер как средство самопознания - тестирование в режиме on-line, тренажеры, публикация работ, получение авторитета в сетевом сообществе и другое

Создание условий для получения знаний и навыков, выходящих за рамки преподаваемой темы

Выбор литературы, курсов, использование форумов поддержки, обращение за помощью в сетевые сообщества и так далее

Наличие способности действовать в собственных интересах, получать признание в некоторой области

Участие в предметных олимпиадах и конкурсах, завоевание авторитета в глазах одноклассников с помощью уникальных результатов своей деятельности

Учебно-познавательная компетенция

Умение осуществлять планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей деятельности

Планирование собственной деятельности по разработке приложения, владение технологией решения задач с помощью компьютера, компьютерным моделированием

Умение работать со справочной литературой, инструкциями

Знакомство с новыми видами ПО, устройствами, анализ ошибок в программе

Умение оформить результат своей деятельности, представить их на современном уровне

Построение диаграмм и графиков, использование средств создания презентаций

Умение выдвигать гипотезы, ставить вопросы к наблюдаемым фактам и явлениям, оценивать начальные данные и планируемый результат

Моделирование и формализация, численные методы решения задач, компьютерный эксперимент и другое

Компетентностный подход делает акцент на применении знаний и умений во внеучебных, жизненных ситуациях. К наиболее типичным методам формирования и развития ключевых компетенций, пригодных к использованию на учебных занятиях и во внеурочной деятельности, относятся: обращение к прошлому опыту учащихся, обсуждение новых знаний, решение проблемных задач и обсуждение проблемных ситуаций, дискуссии, игровая деятельность, проектная деятельность.

Компетентностный подход позволяет направить педагогическую деятельность на вовлечение учащихся в активную, осознанную деятельность, на развитие информационных, коммуникативных, учебно-познавательных компетенций и развитие личностного потенциала, позволяет добиваться лучших результатов в образовательном процессе.

Список использованных источников

  1. Босова Л. Л. Цели и содержание подготовки школьников в области информатики и информационных технологий в аспекте компетентностного подхода // Педагогическая информатика. 2005. - № 2.

  2. Сергеев И.С., Блинов В.И. Как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности: Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2007. – 132 с. (Школьное образование)

  3. Скрипкина Ю. В. Уроки информатики как среда формирования ключевых компетенций. // Интернет-журнал "Эйдос". - 2007. - 30 сентября. http://www.eidos.ru/journal/2007/0930-14.htm

  4. Степина С. Н. Компетентностный подход в обучении информатики [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы междунар. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2011. — С. 192-197.

  5. Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Интернет-журнал “Эйдос”. – 2002. – 23 апреля. http://www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Информатика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ПРЕПОДА-ВАНИИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИНФОРМАТИКА»

Автор: Челочева Ольга Дмитриевна

Дата: 08.11.2016

Номер свидетельства: 356593

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(196) "Исследовательская тема: "Использование инновационных технологий при преподавании физики в средней школе" "
    ["seo_title"] => string(116) "issliedovatiel-skaia-tiema-ispol-zovaniie-innovatsionnykh-tiekhnologhii-pri-priepodavanii-fiziki-v-sriedniei-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "161301"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1422199945"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(137) "«Реализация требований ФГОС ООО по изобразительному искусству в 5 классе» "
    ["seo_title"] => string(77) "riealizatsiia-triebovanii-fgos-ooo-po-izobrazitiel-nomu-iskusstvu-v-5-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "105702"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1402904421"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства