kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Развитие навыков смыслового чтения на уроках информатики

Нажмите, чтобы узнать подробности

Как хорошо уметь читать.Особое значение имеет данное качество для обучающихся основной и средней ступеней общего образования. Важно не просто уметь читать, читать быстро, без ошибок – важно понимать значение прочитанного, уметь воспроизвести, выполнить по инструкции. Анализ результатов экзаменационных работ по информатике и ИКТ показывает, что часть ошибок допущена только потому, что ученик «не увидел…», «невнимательно прочитал», «не понял смысла …». Уделять внимание развитию навыков смыслового чтения на уроках информатики и ИКТ возможно на таких темах, изучение которых не вызывают  особых затруднений у школьников.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Развитие навыков смыслового чтения на уроках информатики»

РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ

«Как хорошо уметь читать…» В последние годы эта фраза приобретает все большую актуальность и значение. В современном обществе умение школьников это не только и не столько овладение техникой чтения. Чтение – это постоянно развивающаяся совокупность знаний, навыков и умений, т.е. такое качество человека, которое должно совершенствоваться на протяжении всей его жизни в разных ситуациях деятельности и общения.

Особое значение имеет данное качество для обучающихся основной и средней ступеней общего образования. Важно не просто уметь читать, читать быстро, без ошибок – важно понимать значение прочитанного, уметь воспроизвести, выполнить по инструкции. Анализ результатов экзаменационных работ по информатике и ИКТ показывает, что часть ошибок допущена только потому, что ученик «не увидел…», «невнимательно прочитал», «не понял смысла …». Уделять внимание развитию навыков смыслового чтения на уроках информатики и ИКТ возможно на таких темах, изучение которых не вызывают  особых затруднений у школьников.

Тема «Компьютерная графика» изучается в школьной информатике, начиная с 5 класса.   Обучающиеся знакомятся с технологиями создания и обработки графической информации в различных графических редакторах от самых простейших до профессиональных.  Это тема – «благодатная почва» для развития детской фантазии и творчества, проявления интереса учащихся к изучению информатики. На уроках повторения и закрепления целесообразно уделить внимание развитию навыков смыслового чтения.

Например, в профильном 11 классе информатика изучается по учебнику К. Ю. Полякова и Е. А. Еремина «Информатика и ИКТ» 4 часа в неделю. В рабочей программе отведено 12 часов для изучения темы «2D компьютерная графика». Изучение данной темы завершаю циклом уроков (от 4 – до 6) на создание коллажа и сопроводительной инструкции для пользователя

Цели: совершенствование у обучающихся умений создавать графические изображения; развитие способностей к грамотному описанию алгоритма своих действий в изучаемой программе (создание инструкций); развитие навыков смыслового чтения.

На предыдущих уроках обучающиеся познакомились с графическим редактором GIMP, изучили инструменты редактора, кадрирование, коррекцию, фильтры. Повторили способы создания и редактирования изображений.

1 этап. На шестом/восьмом уроке изучаемой темы (первом уроке описываемого цикла) учащимся предлагается создать коллаж на свободную тему.

Требования к созданию коллажа:

  • продумать тематику будущего изображения (как правило, это приближающиеся праздники, значимые события в классе, в школе, в жизни самих ребят);

  • скачать необходимые файлы исходных рисунков;

  • создать подробную инструкцию для младших школьников (рекомендую учащимся делать инструкцию параллельно с создаваемым коллажем).

Все документы предлагается сохранить в личной папке учащегося в папке Коллаж. Состав папки: исходные файлы 1.jpg, 2.jpg, 3.jpg (не менее трех исходников); файл проекта: коллаж.xcf, файл созданного изображения: коллаж.jpg; инструкция.doc.

2 этап. Через 1 – 2 урока работу над своим изображением ребята должны закончить. Файлы с готовым коллажем убираю с сети, оставляя в личной папке каждого обучающегося только исходные файлы и инструкцию.

На уроке предлагаю выбрать папку для проверки. Это может быть работа сидящего слева учащегося. Определить объект проверки можно по номеру компьютера. Главное, чтобы обмен был сделан для каждого ученика. Задание: создать изображение по инструкции, используя имеющиеся исходные заготовки. Требования к работе по проверке качества написанной инструкции: действовать строго по инструкции, написанной товарищем; не задавать ему никаких вопросов для уточнения и т.п.; создать и сохранить проект задуманного изображения, а также файл проверки – уточнения написанной инструкции. Все документы проверки сохранить в папку проверяемого ученика под своей фамилией. Для удобства выполнения задания и наглядности проверки самим экспертом, автором, создавшим инструкцию, и учителем предлагаю учащимся заполнять следующую таблицу:

№ пункта инструкции

Результат проверки: + (понятно, выполнено),   — имеются недочеты, непонятно и т.п. *Четко сформулировать суть проблемы для возможности исправления данного пункта

 В результате работы ребят в качестве экспертов у каждого в личной папке появляется папка «Проверка_ФИО_эксперта», в состав которой входят: проект полученного изображения (иногда разительно отличающийся от задуманного), созданное изображение в формате jpg (может отсутствовать, если в инструкции не описан пункт сохранения документа), файл проверки инструкции, сохраненный под фамилией проверяющего.

3 этап. На четвертом уроке сравниваем созданное автором изображение с изображением эксперта. Варианты проверки могут быть различны и зависят от добросовестности эксперта и психологического климата в классе. В дружелюбном коллективе можно проверять выполненное задание публично с демонстрацией  на экране, для стеснительных и гиперчувствительных детей целесообразно только назвать общие проблемы при работе на первом этапе. Задачи этапа проверки и обсуждения выполненных заданий  – обозначить непонятные, непроработанные места инструкций, указать возможные варианты исправления, обменяться мнениями по вопросам создания инструкций, их детальной проработке и умении внимательно следовать написанному.

4 этап. Доработка инструкции и коллажа (1 урок).

В результате работы получены качественные изображения, и полноценные инструкции для их создания. Учащиеся заметили и исправили свои недоработки, неточности в формулировках, недоделки. Основные ошибки при создании инструкции: неточности и пропуски действий, которые для данного учащегося являются простыми и понятными. Так, например, в инструкции отсутствует пункт сохранения изображения. Такая «мелочь» для учащегося 11 класса вызовет у обучающихся младших классов непонимание и вопросы. Подобные задания вырабатывают алгоритмичность мышления, внимание, вдумчивое отношение к процессу обучения.

Данный подход к изучению материала позволяет ребятам взглянуть на себя и свои работы глазами будущих пользователей создаваемых продуктов. На простом и доступном материале учащиеся получают возможность увидеть свою работу глазами другого ученика. Услышать другое видение и понимание описанного задания в инструкции. Посредством смыслового чтения  школьники учатся добывать, понимать и преобразовывать учебную информацию, представленную в различных формах. Так смысловое чтение вначале выступает как предмет обучения, а затем становится результатом и средством обучения и развития детей.

Федеральные государственные образовательные стандарты основного общего образования включают в метапредметные результаты освоения основной образовательной программы в качестве обязательного компонента «8) смысловое чтение»[1. С.6] Поэтому продуманная и целенаправленная работа с текстом направленная на развитие навыков смыслового чтения, является немаловажной задачей в работе учителя информатики.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Электронный ресурс]. https://минобрнауки.рф/документы/543/приказ Об утверждении 413.rtf




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Информатика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Развитие навыков смыслового чтения на уроках информатики

Автор: Короткова Светлана Викторовна

Дата: 21.12.2018

Номер свидетельства: 491973

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "Урок информатики "Обработка информации" "
    ["seo_title"] => string(38) "urok-informatiki-obrabotka-informatsii"
    ["file_id"] => string(6) "170318"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423543029"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(174) "Статья "Универсальные учебные действия как средство обеспечения математического образования""
    ["seo_title"] => string(80) "stat_ia_univiersal_nyie_uchiebnyie_dieistviia_kak_sriedstvo_obiespiechieniia_mat"
    ["file_id"] => string(6) "398784"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1489081178"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(172) "Конспект урока русского языка на тему:«Подготовка к сочинению-описанию домашнего животного» "
    ["seo_title"] => string(103) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-podghotovka-k-sochinieniiu-opisaniiu-domashniegho-zhivotnogho"
    ["file_id"] => string(6) "216855"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1433165420"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства