Развитие навыков смыслового чтения на уроках информатики
Развитие навыков смыслового чтения на уроках информатики
Как хорошо уметь читать.Особое значение имеет данное качество для обучающихся основной и средней ступеней общего образования. Важно не просто уметь читать, читать быстро, без ошибок – важно понимать значение прочитанного, уметь воспроизвести, выполнить по инструкции. Анализ результатов экзаменационных работ по информатике и ИКТ показывает, что часть ошибок допущена только потому, что ученик «не увидел…», «невнимательно прочитал», «не понял смысла …». Уделять внимание развитию навыков смыслового чтения на уроках информатики и ИКТ возможно на таких темах, изучение которых не вызывают особых затруднений у школьников.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Развитие навыков смыслового чтения на уроках информатики»
РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ
«Как хорошо уметь читать…» В последние годы эта фраза приобретает все большую актуальность и значение. В современном обществе умение школьников это не только и не столько овладение техникой чтения. Чтение – это постоянно развивающаяся совокупность знаний, навыков и умений, т.е. такое качество человека, которое должно совершенствоваться на протяжении всей его жизни в разных ситуациях деятельности и общения.
Особое значение имеет данное качество для обучающихся основной и средней ступеней общего образования. Важно не просто уметь читать, читать быстро, без ошибок – важно понимать значение прочитанного, уметь воспроизвести, выполнить по инструкции. Анализ результатов экзаменационных работ по информатике и ИКТ показывает, что часть ошибок допущена только потому, что ученик «не увидел…», «невнимательно прочитал», «не понял смысла …». Уделять внимание развитию навыков смыслового чтения на уроках информатики и ИКТ возможно на таких темах, изучение которых не вызывают особых затруднений у школьников.
Тема «Компьютерная графика» изучается в школьной информатике, начиная с 5 класса. Обучающиеся знакомятся с технологиями создания и обработки графической информации в различных графических редакторах от самых простейших до профессиональных. Это тема – «благодатная почва» для развития детской фантазии и творчества, проявления интереса учащихся к изучению информатики. На уроках повторения и закрепления целесообразно уделить внимание развитию навыков смыслового чтения.
Например, в профильном 11 классе информатика изучается по учебнику К. Ю. Полякова и Е. А. Еремина «Информатика и ИКТ» 4 часа в неделю. В рабочей программе отведено 12 часов для изучения темы «2D компьютерная графика». Изучение данной темы завершаю циклом уроков (от 4 – до 6) на создание коллажа и сопроводительной инструкции для пользователя
Цели: совершенствование у обучающихся умений создавать графические изображения; развитие способностей к грамотному описанию алгоритма своих действий в изучаемой программе (создание инструкций); развитие навыков смыслового чтения.
На предыдущих уроках обучающиеся познакомились с графическим редактором GIMP, изучили инструменты редактора, кадрирование, коррекцию, фильтры. Повторили способы создания и редактирования изображений.
1 этап. На шестом/восьмом уроке изучаемой темы (первом уроке описываемого цикла) учащимся предлагается создать коллаж на свободную тему.
Требования к созданию коллажа:
продумать тематику будущего изображения (как правило, это приближающиеся праздники, значимые события в классе, в школе, в жизни самих ребят);
скачать необходимые файлы исходных рисунков;
создать подробную инструкцию для младших школьников (рекомендую учащимся делать инструкцию параллельно с создаваемым коллажем).
Все документы предлагается сохранить в личной папке учащегося в папке Коллаж. Состав папки: исходные файлы 1.jpg, 2.jpg, 3.jpg (не менее трех исходников); файл проекта: коллаж.xcf, файл созданного изображения: коллаж.jpg; инструкция.doc.
2 этап. Через 1 – 2 урока работу над своим изображением ребята должны закончить. Файлы с готовым коллажем убираю с сети, оставляя в личной папке каждого обучающегося только исходные файлы и инструкцию.
На уроке предлагаю выбрать папку для проверки. Это может быть работа сидящего слева учащегося. Определить объект проверки можно по номеру компьютера. Главное, чтобы обмен был сделан для каждого ученика. Задание: создать изображение по инструкции, используя имеющиеся исходные заготовки. Требования к работе по проверке качества написанной инструкции: действовать строго по инструкции, написанной товарищем; не задавать ему никаких вопросов для уточнения и т.п.; создать и сохранить проект задуманного изображения, а также файл проверки – уточнения написанной инструкции. Все документы проверки сохранить в папку проверяемого ученика под своей фамилией. Для удобства выполнения задания и наглядности проверки самим экспертом, автором, создавшим инструкцию, и учителем предлагаю учащимся заполнять следующую таблицу:
№ пункта инструкции
Результат проверки: + (понятно, выполнено), — имеются недочеты, непонятно и т.п. *Четко сформулировать суть проблемы для возможности исправления данного пункта
В результате работы ребят в качестве экспертов у каждого в личной папке появляется папка «Проверка_ФИО_эксперта», в состав которой входят: проект полученного изображения (иногда разительно отличающийся от задуманного), созданное изображение в формате jpg (может отсутствовать, если в инструкции не описан пункт сохранения документа), файл проверки инструкции, сохраненный под фамилией проверяющего.
3 этап. На четвертом уроке сравниваем созданное автором изображение с изображением эксперта. Варианты проверки могут быть различны и зависят от добросовестности эксперта и психологического климата в классе. В дружелюбном коллективе можно проверять выполненное задание публично с демонстрацией на экране, для стеснительных и гиперчувствительных детей целесообразно только назвать общие проблемы при работе на первом этапе. Задачи этапа проверки и обсуждения выполненных заданий – обозначить непонятные, непроработанные места инструкций, указать возможные варианты исправления, обменяться мнениями по вопросам создания инструкций, их детальной проработке и умении внимательно следовать написанному.
4 этап. Доработка инструкции и коллажа (1 урок).
В результате работы получены качественные изображения, и полноценные инструкции для их создания. Учащиеся заметили и исправили свои недоработки, неточности в формулировках, недоделки. Основные ошибки при создании инструкции: неточности и пропуски действий, которые для данного учащегося являются простыми и понятными. Так, например, в инструкции отсутствует пункт сохранения изображения. Такая «мелочь» для учащегося 11 класса вызовет у обучающихся младших классов непонимание и вопросы. Подобные задания вырабатывают алгоритмичность мышления, внимание, вдумчивое отношение к процессу обучения.
Данный подход к изучению материала позволяет ребятам взглянуть на себя и свои работы глазами будущих пользователей создаваемых продуктов. На простом и доступном материале учащиеся получают возможность увидеть свою работу глазами другого ученика. Услышать другое видение и понимание описанного задания в инструкции. Посредством смыслового чтения школьники учатся добывать, понимать и преобразовывать учебную информацию, представленную в различных формах. Так смысловое чтение вначале выступает как предмет обучения, а затем становится результатом и средством обучения и развития детей.
Федеральные государственные образовательные стандарты основного общего образования включают в метапредметные результаты освоения основной образовательной программы в качестве обязательного компонента «8) смысловое чтение»[1. С.6] Поэтому продуманная и целенаправленная работа с текстом направленная на развитие навыков смыслового чтения, является немаловажной задачей в работе учителя информатики.
ЛИТЕРАТУРА:
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Электронный ресурс]. https://минобрнауки.рф/документы/543/приказ Об утверждении 413.rtf