Просмотр содержимого документа
«Разработка рабочей программы по дисциплине "Информационные технологии в профессиональной деятельности" »
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данный курс базируется на начальных представлениях об информатике и информационных технологиях, полученных студентами в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации. При этом не предполагается наличия каких-либо систематических знаний и практических умений в области информатики и программирования.
Учебная дисциплина «Информационные технологии в профессиональной деятельности» является общепрофессиональной, формирующей базовый уровень знаний для освоения других общепрофессиональных и специальных дисциплин.
Настоящая программа учебной дисциплины рассчитана на 90 часов аудиторных занятий, в том числе 52 часов отводится на лабораторные занятия.
В соответствии с государственными требованиями после изучения учебной дисциплины студент должен:
иметь представление:
о роли и месте знаний по учебной дисциплине при освоении смежных дисциплин по выбранной специальности и в сфере профессиональной деятельности;
знать:
этапы развития информационных технологий;
виды автоматизированных информационных технологий;
технологии обработки текстовой и гипертекстовой информации;
назначение и области применения текстовых процессоров и электронных таблиц;
назначение и области применения графических редакторов; основные технологии обработки мультимедийной информации;
уметь:
использовать основные виды автоматизированных информационных технологий; создавать текстовые документы;
создавать электронные таблицы;
создавать графические изображения любой сложности.
В содержании учебной дисциплины по каждой теме приведены требования к формируемым представлениям, знаниям и умениям.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Наименование разделов и тем
Количество аудиторных часов при очной форме обучения
Всего
в том числе лабор.занят.
Введение
2
Раздел 1 Информация и информационные технологии
2
Раздел 2. Текстовые процессоры
14
10
Раздел 3. Электронные таблицы
20
14
Раздел 4. Графический редактор
40
20
Раздел 5 Мультимедийные технологии
12
8
Всего по дисциплине:
90
52
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ВВЕДЕНИЕ
Студент должен:
иметь представление:
о роли и месте знаний по учебной дисциплине в процессе основной профессиональной образовательной программы по специальности.
Содержание учебной дисциплины и ее задачи, связь с другими дисциплинами. Информационная технология и этапы ее развития. Средства обработки информации. Компьютерные технологии: сферы применения, возможности, ограничения.
Раздел 1. Информация и информационные технологии
Студент должен:
иметь представление:
об информационных системах и их структуре;
об обработке сообщений и информации, кодировании;
об основных информационных процессах;
об обществе информационных технологий;
знать:
единицы измерения информации;
системы счисления: двоичную, восьмеричную, шестнадцатиричную;
принципы ввода и обработки информации.
Данные и информация. Виды данных и информации. Системы счисления и области их использования. Кодирование данных и информации. Формы представления информации и передачи данных. Информационный этап развития общества. Классификация информационных технологий по сферам производства. Текстовые, гипертекстовые, графические и иные способы хранения и представления информации.
Раздел 2. Текстовые процессоры
Студент должен:
иметь представление:
о видах текстовых редакторов и их возможностях;
знать:
назначение элементов окна текстового процессора;
правила создания, открытия и сохранения документов;
порядок работы с командами меню и инструментами;
способы форматирования символов и абзацев;
основные операции при работе с рисунками, таблицами, диаграммами;
методику выполнения операции при подготовке документа к печати;
правила задания параметров печати;
уметь:
вводить и редактировать текст;
выбирать команды меню;
выделять, копировать, перемещать и удалять фрагменты текста;
оформлять текст шрифтами, устанавливать параметры, выравнивание и междустрочные интервалы;
вставлять в документ и редактировать рисунки, таблицы и диаграммы;
задавать колонтитул, параметры и нумерацию страниц;
выполнять предварительный просмотр документа;
распечатывать документы.
Возможности текстового процессора. Основные элементы экрана. Создание, открытие и сохранение документов. Редактирование документов: копирование и перемещение фрагментов в пределах одного документа и в другой документ и их удаление. Выделение фрагментов текста. Шрифтовое оформление текста. Форматирование символов и абзацев, установка междустрочных интервалов. Вставка в документ рисунков, диаграмм и таблиц, созданных в других режимах или другими программами. Редактирование, копирование и перемещение вставленных объектов. Установка параметров страниц и разбиение текста на страницы. Колонтитулы. Предварительный просмотр. Установка параметров печати. Вывод документа на печать.
Лабораторные занятия на темы:
Лабораторная работа №1 «Основные операции с текстом»
Лабораторная работа №2 «Форматирование символов и абзацев»
Лабораторная работа №3 «Оформление страницы документов»
Лабораторная работа №4 «Работа с таблицами»
Лабораторная работа №5 «Работа с рисунками. Печать документов»
Раздел 3. Электронные таблицы
Студент должен:
иметь представление:
о видах и возможностях электронных таблиц;
знать:
назначение элементов окна изучаемой электронной таблицы; понятия и определения ячейки, адреса, блока;
правила создания, заполнения и сохранения электронной таблицы;
методику оформления электронной таблицы; порядок применения формул и стандартных функций;
методику поиска и обработки информации в электронной таблице; графические возможности электронной таблицы;
уметь:
вводить информацию и редактировать электронные таблицы;
форматировать и оформлять таблицу;
сохранять созданную или отредактированную таблицу;
работать с деловой графикой электронной таблицы;
производить расчеты и поиск информации с использованием формул, стандартных функций и запросов.
Электронные таблицы: основные понятия и способ организации. Структура электронных таблиц: ячейка, строка, столбец. Адреса ячеек. Строка меню. Панели инструментов. Ввод данных в таблицу. Типы и формат данных: числа, формулы, текст. Редактирование, копирование информации. Наглядное оформление таблицы. Расчеты с использованием формул и стандартных функций. Построение диаграмм и графиков. Форматирование готовых диаграмм. Способы поиска информации в электронной таблице.
Лабораторные занятия на темы:
Лабораторная работа № 6 «Относительная и абсолютная адресации в MS Excel»
Лабораторная работа № 7 «Вычисление суммы ряда»
Лабораторная работа № 8 «Расчет промежуточных итогов в таблицах MS Excel»
Лабораторная работа № 9 «Операторы категории Даты и Время»
Лабораторная работа № 10 «Логические операторы MS Excel»
Лабораторная работа № 11 «Работа со списками: сортировка данных, поиск информации по заданным условиям»
Лабораторная работа № 12 «Решение уравнений, построение графиков средствами Excel»
Раздел 4. Графический редактор
Студент должен:
иметь представление:
о теоретических основах построения графических изображений;
применять графический редактор для создания и редактирования изображений.
Понятие компьютерной графики. Методы представления графических изображений. Растровая и векторная графика. Цвет и методы его описания.
Графический редактор: назначение, пользовательский интерфейс, основные функции. Палитры цветов. Создание и редактирование изображений: рисование на компьютере, стандартные фигуры, работа с фрагментами, трансформация изображений; работа с текстом.