Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по информатике и ИКТ»
11 класс, Н.Д.Угринович
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Селтинская средняя общеобразовательная школа
Селтинского района Удмуртской республики
Рассмотрено на заседании
методического объединения
«25 » августа 2018 г.
протокол № 1
Принято на заседании
педагогического совета
«28 » августа 2018г.
протокол № 6
Утверждено
Руководителем ОУ
«28» августа 2018г.
приказ № 171-од
печать
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по Информатике и ИКТ (11А, 11Б)
(предмет, класс)
Комиссаров Евгений Валентинович
(ФИО)
учитель информатики, 1 квалификационной категории
(должность, категория)
2017 - 2018 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по информатике и ИКТ для базового уровня, 11 класс, составлена на основе авторской программы Н.Д. Угриновича «Преподавание базового курса «Информатика и ИКТ» на базовом уровне, с учетом учебника под редакцией Угриновича Н.Д. «Информатика и ИКТ». Данная рабочая программа рассчитана на учащихся, освоивших базовый курс информатики и ИКТ в основной школе. Программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования по информатике и информационным технологиям. Рабочая программа предусматривает изучение тем, представленных в обязательном минимуме содержания основных образовательных программ, распределяя учебные часы по разделам курса, и предполагает последовательность изучения разделов и тем учебного курса «Информатика и ИКТ» с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет количество практических работ, необходимых для формирования информационно-коммуникационной компетентности учащихся.
Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в 11 классе ориентировано на использование учебника Н.Д. Угриновича «Информатика и ИКТ» для общеобразовательных учреждений. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011г.
Авторское содержание в рабочей программе представлено без изменения, так как учебно-методический комплект является мультисистемным и практические работы могут выполняться как в операционной системе Windows, так и в операционной системе Linux.
Общая характеристика предмета
Информационные процессы являются фундаментальной составляющей современной картине мира. Они отражают феномен реальности, важность которого в развитии биологических, социальных и технических систем сегодня уже не подвергается сомнению. Собственно говоря, именно благодаря этому феномену стало возможным говорить о самой дисциплине и учебном предмете информатики.
Как и всякий феномен реальности, информационный процесс, в процессе познания из «вещи в себе» должен стать «вещью для нас». Для этого его, прежде всего, надо проанализировать этот информационный процесс на предмет выявления взаимосвязей его отдельных компонент. Во-вторых, надо каким - либо образом представить, эти взаимосвязи, т.е. отразить в некотором языке. В результате мы будем иметь информационную модель данного процесса. Процедура создания информационной модели, т.е. нахождение (или создание) некоторой формы представления информационного процесса составляет сущность формализации. Второй момент связан с тем, что найденная форма должна быть «материализована», т.е. «овеществлена» с помощью некоторого материального носителя.
Представление любого процесса, в частности информационного в некотором языке, в соответствие с классической методологией познания является моделью (соответственно, - информационной моделью). Важнейшим свойством информационной модели является ее адекватность моделируемому процессу и целям моделирования. Информационные модели чрезвычайно разнообразны, - тексты, таблицы, рисунки, алгоритмы, программы – все это информационные модели. Выбор формы представления информационного процесса, т.е. выбор языка определяется задачей, которая в данный момент решается субъектом.
Автоматизация информационного процесса, т.е возможность его реализации с помощью некоторого технического устройства, требует его представления в форме доступной данному техническому устройству, например, компьютеру. Это может быть сделано в два этапа: представление информационного процесса в виде алгоритма и использования универсального двоичного кода (языка – «0», «1»). В этом случае информационный процесс становится «информационной технологией».
Эта общая логика развития курса информатики от информационных процессов к информационных технологиям проявляется и конкретизируется в процессе решения задачи. В этом случае можно говорить об информационной технологии решения задачи.
Приоритетной задачей курса информатики основной школы является освоение информационная технология решения задачи (которую не следует смешивать с изучением конкретных программных средств). При этим следует отметить, что в основной решаются типовые задачи с использованием типовых программных средств.
Приоритетными объектами изучения информатики в старшей школе являются информационные системы, преимущественно автоматизированные информационные системы, связанные с информационными процессами, и информационные технологии, рассматриваемые с позиций системного подхода.
Это связано с тем, что базовый уровень старшей школы, ориентирован, прежде всего, на учащихся – гуманитариев. При этом, сам термин "гуманитарный" понимается как синоним широкой, "гуманитарной", культуры, а не простое противопоставление "естественнонаучному" образованию. При таком подходе важнейшая роль отводиться методологии решения нетиповых задач из различных образовательных областей. Основным моментом этой методологии является представления данных в виде информационных систем и моделей с целью последующего использования типовых программных средств.
Это позволяет:
обеспечить преемственность курса информатики основной и старшей школы (типовые задачи – типовые программные средства в основной школе; нетиповые задачи – типовые программные средства в рамках базового уровня старшей школы);
систематизировать знания в области информатики и информационных технологий, полученные в основной школе, и углубить их с учетом выбранного профиля обучения;
заложить основу для дальнейшего профессионального обучения, поскольку современная информационная деятельность носит, по преимуществу, системный характер;
сформировать необходимые знания и навыки работы с информационными моделями и технологиями, позволяющие использовать их при изучении других предметов.
Все курсы информатики основной и старшей школы строятся на основе содержательных линий представленных в общеобразовательном стандарте. Вместе с тем следует отметить, что все эти содержательные линии можно сгруппировать в три основных направления: "Информационные процессы", "Информационные модели" и "Информационные основы управления". В этих направлениях отражены обобщающие понятия, которые в явном или не явном виде присутствуют во всех современных учебниках информатики.
Основная задача базового уровня старшей школы состоит в изучении общих закономерностей функционирования, создания и применения информационных систем, преимущественно автоматизированных.
С точки зрения содержания это позволяет развить основы системного видения мира, расширить возможности информационного моделирования, обеспечив тем самым значительное расширение и углубление межпредметных связей информатики с другими дисциплинами.
С точки зрения деятельности, это дает возможность сформировать методологию использования основных автоматизированных информационных систем в решении конкретных задач, связанных с анализом и представлением основных информационных процессов:
автоматизированные информационные системы (АИС) хранения массивов информации (системы управления базами данных, информационно-поисковые системы, геоинформационные системы);
АИС обработки информации (системное программное обеспечение, инструментальное программное обеспечение, автоматизированное рабочее место, офисные пакеты);
АИС передачи информации (сети, телекоммуникации);
АИС управления (системы автоматизированного управления, автоматизированные системы управления, операционная система как система управления компьютером).
С методической точки зрения в процессе преподавания следует обратить внимание на следующие моменты.
Информационные процессы не существуют сами по себе (как не существует движение само по себе, - всегда существует “носитель” этого движения), они всегда протекают в каких-либо системах. Осуществление информационных процессов в системах может быть целенаправленным или стихийным, организованным или хаотичным, детерминированным или стохастическим, но какую бы мы не рассматривали систему, в ней всегда присутствуют информационные процессы, и какой бы информационный процесс мы не рассматривали, он всегда реализуется в рамках какой-либо системы.
Одним из важнейших понятий курса информатики является понятие информационной модели. Оно является одним из основных понятий и в информационной деятельности. При работе с информацией мы всегда имеем дело либо с готовыми информационными моделями (выступаем в роли их наблюдателя), либо разрабатываем информационные модели. Алгоритм и программа - разные виды информационных моделей. Создание базы данных требует, прежде всего, определения модели представления данных. Формирование запроса к любой информационно-справочной системе - также относится к информационному моделированию. Изучение любых процессов, происходящих в компьютере, невозможно без построения и исследования соответствующей информационной модели.
Важно подчеркнуть деятельностный характер процесса моделирования. Информационное моделирование является не только объектом изучения в информатике, но и важнейшим способом познавательной, учебной и практической деятельности. Его также можно рассматривать как метод научного исследования и как самостоятельный вид деятельности.
Принципиально важным моментом является изучение информационных основ управления, которые является неотъемлемым компонентом курса информатики. В ней речь идет, прежде всего, об управлении в технических и социотехнических системах, хотя общие закономерности управления и самоуправления справедливы для систем различной природы. Управление также носит деятельностный характер, что и должно найти отражение в методике обучения.
Информационные технологии, которые изучаются в базовом уровне – это, прежде всего, автоматизированы информационные системы. Это связано с тем, что возможности информационных систем и технологий широко используются в производственной, управленческой и финансовой деятельности.
Очень важным является следующее обстоятельство. В последнее время все большее число информационных технологий строятся по принципу "открытой автоматизированной системы", т.е. системы, способной к взаимодействию с другими системами. Характерной особенностью этих систем является возможность модификации любого функционального компонента в соответствии с решаемой задачей. Это придает особое значение таким компонентам информационное моделирование и информационные основы управления.
Изучение информатики и информационных технологий в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;
овладение умениями применять, анализировать, преобразовыватьинформационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;
приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.
Основная задача базового уровня старшей школы состоит в изучении общих закономерностей функционирования, создания и применения информационных систем, преимущественно автоматизированных. С точки зрения содержания это позволяет развить основы системного видения мира, расширить возможности информационного моделирования, обеспечив тем самым значительное расширение и углубление межпредметных связей информатики с другими дисциплинами. С точки зрения деятельности, это дает возможность сформировать методологию использования основных автоматизированных информационных систем в решении конкретных задач, связанных с анализом и представлением основных информационных процессов.
Преподавание курса ориентировано на использование учебного и программно-методического комплекса в соответствии с образовательной программой образовательного учреждения, в который входят:
учебник «Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ: учебник для 11 класса / Н.Д. Угринович. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011»;
методическое пособие для учителя «Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе.8-11 классы: методическое пособие / Н.Д. Угринович– М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011»;
комплект цифровых образовательных ресурсов.
Программа рассчитанана1 ч. в неделю, всего за год – 34 часа.
Место предмета в учебном плане
Планирование курса «Информатика и ИКТ» в старшей школе на базовом уровне в соответствии с Базисным учебным планом рассчитано на 68 часов (34 часа – 10 класс, 34 часа – 11 класс)
Содержание курса предмета «Информатика и ИКТ»
Компьютер как средство автоматизации информационных процессов – 11 часов
История развития вычислительной техники. Архитектура современного персонального компьютера.Аппаратное и программное обеспечение компьютера.Программные средства создания информационных объектов, организация личного информационного пространства, защиты информации. Программные и аппаратные средства в различных видах профессиональной деятельности. Операционные системы. Многообразие операционных систем. Основные характеристики операционных систем. Операционная система Windows. Операционная система Linux. Выбор конфигурации компьютера в зависимости от решаемой задачи. Защита от несанкционированного доступа к информации. Защита с использованием паролей. Физическая защита данных на дисках. Защита от вредоносных программ. Вредоносные и антивирусные программы. Компьютерные вирусы и защита от них. Сетевые черви и защита от них. Хакерские утилиты и защита от них. Троянские программы и защита от них.
Компьютерный практикум
Практическая работа №1. «Виртуальные компьютерные музеи»
Практическая работа №2. «Сведения об архитектуре компьютера»
Практическая работа №3. «Сведения о логических разделах дисков»
Практическая работа №4. «Настройка графического интерфейса для операционной системы»
Практическая работа №5. «Защита от компьютерных вирусов»
Практическая работа №6. «Защита от сетевых червей»
Практическая работа №7. «Защита от троянских программ»
Практическая работа №8. «Защита от хакерских атак»
Контроль знаний и умений
Контрольная работа №1 по теме «Компьютер как средство автоматизации информационных процессов»
Моделирование и формализация - 8 часов
Моделирование как метод познания. Информационные (нематериальные модели). Использование информационных моделей в учебной и познавательной деятельности. Системный подход в моделировании. Формы представления моделей. Назначение и виды информационных моделей. Формализация задач из различных предметных областей. Структурирование данных. Построение информационной модели для решения поставленной задачи. Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере. Исследование интерактивных компьютерных моделей. Исследование физических моделей. Исследование астрономических моделей. Исследования алгебраических моделей. Исследование геометрических моделей (планиметрия). Исследование геометрических моделей (стереометрия). Исследования биологических моделей. Исследование химических моделей. Оценка адекватности модели объекту и целям моделирования.
Контроль знаний и умений
Контрольная работа №2 по теме «Моделирование и формализация»
Базы данных. Системы управления базами данных (СУБД) - 8 часов
Базы данных. Табличные базы данных. Системы управления базами данных. Основные объекты СУБД: таблицы, формы, запросы, отчеты. Создание, ведение и использование баз данных при решении учебных и практических задач. Использование формы для просмотра и редактирование записей в табличной базе данных. Создание формы в табличной базе данных. Сетевые базы данных. Сортировка записей в табличной базе данных. Печать данных с помощью отчетов. Иерархические базы данных. Поиск записей в табличной базе данных с помощью фильтров и запросов.
Компьютерный практикум
Практическая работа №1. «Создание табличной базы данных»
Практическая работа №2. «Создание формы в табличной базе данных»
Практическая работа №3. «Поиск записей в табличной базе данных с помощью фильтров и запросов »
Практическая работа №4. «Сортировка записей в табличной базе данных»
Практическая работа №5. «Создание отчетов в табличной базе данных»
Практическая работа №6. «Создание генеалогического древа семьи»
Контроль знаний и умений
Контрольная работа №3 по теме «База данных. Системы управления базами данных»
Информационное общество 3 часа
Основные этапы становления информационного общества. Этические и правовые нормы информационной деятельности человека. Перспективы развития информационных и коммуникационных технологий.
Критерии и нормы оценки
Критерий оценки устного ответа
Отметка «5»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком: ответ самостоятельный.
Отметка «4»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.
Отметка «3»: ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка, или неполный, несвязный.
Критерий оценки практического задания
Отметка «5»: 1) работа выполнена полностью и правильно; сделаны правильные выводы; 2) работа выполнена по плану с учетом техники безопасности.
Отметка «4»: работа выполнена правильно с учетом 2-3 несущественных ошибок исправленных самостоятельно по требованию учителя.
Отметка «3»: работа выполнена правильно не менее чем на половину или допущена существенная ошибка.
Учебно-тематический план
Тема, раздел
Теоретические занятия
(кол-во часов)
Практические (лабораторные) занятия
(кол-во часов)
Контрольные занятия
(кол-во часов)
Общее кол-во часов
Компьютер как средство автоматизации информационных процессов
3
8
1
11
Моделирование и формализация
8
-
1
8
База данных. Система управления базами данных
2
6
1
8
Информационное общество
3
-
-
3
Повторение
4
-
1
4
Итого
20
14
4
34
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения базового курса информатики и информационных технологий ученик должен
знать/понимать
основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств информационных и коммуникационных технологий;
назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты и процессы (11 класс);
назначение и функции операционных систем (11 класс);
уметь
оперировать различными видами информационных объектов, в том числе с помощью компьютера, соотносить полученные результаты с реальными объектами;
распознавать и описывать информационные процессы в социальных, биологических и технических системах;
использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования (11 класс);
оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;
иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;
создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые документы;
просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных, получать необходимую информацию по запросу пользователя (11 класс);
наглядно представлять числовые показатели и динамику их изменения с помощью программ деловой графики;
соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ (11 класс);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности, в том числе самообразовании;
ориентации в информационном пространстве, работы с распространенными автоматизированными информационными системами;
автоматизации коммуникационной деятельности;
соблюдения этических и правовых норм при работе с информацией (11 класс);
эффективной организации индивидуального информационного пространства (11 класс).
Технологии обучения
- классно-урочная (основная форма организации образовательного процесса);
- игровые технологии;
- элементы проблемного обучения;
- здоровьесберегающие технологии;
- сингапурские технологии;
- ИКТ.
Формы организации учебного процесса
- индивидуальные;
- групповые;
- индивидуально-групповые;
- фронтальные;
- практикумы.
Единицей учебного процесса является урок. В первой части урока проводится объяснение нового материала, во второй части урока планируется компьютерный практикум в форме практических работ или компьютерных практических заданий рассчитанные, с учетом требований СанПИН, на 20-25 мин. и направлены на отработку отдельных технологических приемов.
Практические работы методически ориентированы на использование метода проектов, что позволяет дифференцировать и индивидуализировать обучение. Возможно выполнение практических занятий во внеурочное время в компьютерном школьном классе или дома.
Формы текущего контроля знаний, умений, навыков; промежуточной и итоговой аттестации учащихся
Текущий контроль осуществляется с помощью компьютерного практикума в форме практических работ и практических заданий.
Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы) в форме тестирования, выполнения зачетной практической работы.
Итоговый контроль (итоговая аттестация) осуществляется по завершении учебного материала в форме,определяемой приказом директора школы и решением педагогического совета.
Формы контроля ЗУН (ов);
наблюдение;
беседа;
фронтальный опрос;
опрос в парах;
тестирование;
практикум.
№ п/п
Тема урока
Дата проведения
Основные понятия и термины
Требования к уровню подготовки обучающихся
Домашнее задание
Примечание
По плану
По факту
Глава1. Компьютер как средство автоматизации информационных процессов (11 часов)
1.
ТБ в кабинете информатики. История развития вычислительной техники.
П/р №1.1«Виртуальные компьютерные музеи»
Организация личной информационной среды. История развития вычислительной техники.
Соблюдение правил ТБ и гигиенических рекомендаций при использовании средств ИКТ. Знать этапы развития вычислительной техники. Знать поколения ЭВМ.
п. 1.1,
вопросы на стр.15
2.
Архитектура персонального компьютера.
П/р №1.2«Сведения об архитектуре компьютера».
Архитектура современных компьютеров. Аппаратное обеспечение компьютера. Магистрально-модульный принцип построения компьютера. Программные и аппаратные средства в различных видах профессиональной деятельности
Знать архитектуру современных компьютеров. Знать преимущества, которые дает ММП. Знать виды шин и их назначение. Иметьпредставление о направлении развития архитектуры процессоров.
п. 1.2,
вопросы
на стр. 23
3.
Операционные системы.
П/р №1.3«Сведения о логических разделах дисков».
Программное обеспечение компьютера. Многообразие операционных систем, назначение. Основные характеристики операционных систем.
Знать назначение и функции операционных систем. Иметьпредставление о многообразии операционных систем.
Уметь работать в среде операционной системы на пользовательском уровне.
п. 1.3.1, 1.3.2,
вопросы
на стр. 28, 34
4.
Операционная система.
П/р №1.4«Настройка графического интерфейса для операционной системы».
Конфигурация компьютера. Выбор конфигурации компьютера в зависимости от решаемой задачи. Операционная система. Входное тестирование
Уметь осуществлять выбор конфигурации компьютера в зависимости от решаемой задачи. Знать элементы графического интерфейса операционной системы. Уметь работать в среде операционной системы на пользовательском уровне.
п. 1.3.3, вопросы на стр. 40
5.
Защита от несанкционированного доступа к информации.
Программные средства создания информационных объектов, организация личного информационного пространства, защита информации. Защита информации с использованием паролей.
Знать, как защищается информация в компьютере с использованием паролей.. Уметь идентифицировать человека по характеристикам речи.
п. 1.4,
вопросы на стр. 45, 48
6.
Физическая защита данных на дисках. Вредоносные и антивирусные программы.
Физическая защита данных на дисках. Вредоносные и антивирусные программы.
Иметьпредставление об организации физической защиты данных на дисках.
Знать типы вредоносных программ.
п. 1.5,
1.6.1,
7.
Компьютерные вирусы и защита от них.
П/р №1.5«Защита от компьютерных вирусов»
Компьютерные вирусы и защита от них.
Знать сущностные характеристики компьютерных вирусов. Знать классификацию компьютерных вирусов, принципы их распространения и способы защиты от них. Уметь лечить или удалять файловые вирусы из зараженных объектов.
п. 1.6.2,
вопросы
на стр.56
8.
Сетевые черви и защита от них.
П/р №1.6«Защита от сетевых червей».
Сетевые черви и защита от них.
Знать классификацию сетевых червей, принципы их распространения и способы защиты от них. Уметь предотвращать проникновение сетевых червей на локальный компьютер.
п. 1.6.3,
вопросы
на стр. 66
9.
Троянские программы и защита от них.
П/р №1.7«Защита от троянских программ»
Троянские программы и защита от них.
Знать классификацию троянских программ, принципы их распространения и способы защиты от них. Уметь обнаруживать и обезвреживать троянские программы.
п. 1.6.4,
вопросы на стр. 72
10.
Хакерские утилиты и защита от них.
П/р №1.8«Защита от хакерских атак»
Хакерские утилиты и защита от них.
Знать классификацию хакерских атак, принципы их распространения и способы защиты от них. Уметь обнаруживать и обезвреживать хакерские атаки.
п. 1.6.5,
вопросы
на стр. 76
11.
Контрольная работа №1 «Компьютер как средство автоматизации информационных процессов»
Глава2. Моделирование и формализация (8 часов)
12.
Моделирование как метод познания. Системный подход в моделировании.
Моделирование как метод познания. Системный подход в моделировании. Информационные (нематериальные) модели
Знать определение модели; что такое информационная модель
Знать назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты или процессы. Понимать, что такое системный подход в науке и практике
п. 2.1,
п. 2.2,
вопросы
на стр. 82, 84
13.
Формы представления моделей. Формализация. Основные этапы разработки и исследование моделей на компьютере.
Использование информационных моделей в учебной и познавательной деятельности. Формы представления моделей. Формализация задач из различных предметных областей. Основные этапы разработки и исследование моделей на компьютере.
Знать формы представления моделей.
Иметьпредставление о процессе формализации. Знать
возможности использования и этапы информационного моделирования на компьютере
п. 2.3,
п. 2.4,
п. 2.5,
вопросы
на стр. 86- 88
14.
Исследование физических моделей.
Назначение и виды информационных моделей. Построение информационной модели для решения поставленной задачи. Оценка адекватности модели объекту и целям моделирования. Исследование физических моделей.
Знать назначение и виды информационных моделей. Уметь создавать информационные модели, соответствующие целям и объекту моделирования. Уметь проводить эксперимент в виртуальной компьютерной лаборатории. Уметь использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования
п. 2.6.1,
зад. 2.1
(стр. 90)
15.
Исследование астрономических моделей.
Назначение и виды информационных моделей. Построение информационной модели для решения поставленной задачи. Оценка адекватности модели объекту и целям моделирования. Исследование астрономических моделей.
Знать назначение и виды информационных моделей. Уметь создавать информационные модели, соответствующие целям и объекту моделирования. Уметь проводить эксперимент в виртуальной компьютерной лаборатории. Уметь использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования
п. 2.6.2,
зад. 2.2
(стр. 92)
16.
Исследование алгебраических моделей.
Назначение и виды информационных моделей. Построение информационной модели для решения поставленной задачи. Оценка адекватности модели объекту и целям моделирования. Исследование алгебраических моделей.
Знать назначение и виды информационных моделей. Уметь создавать информационные модели, соответствующие целям и объекту моделирования. Уметь проводить эксперимент в виртуальной компьютерной лаборатории. Уметь использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования
п. 2.6.3,
зад. 2.3
(стр. 94)
17.
Исследование геометрических моделей.
Назначение и виды информационных моделей. Построение информационной модели для решения поставленной задачи. Оценка адекватности модели объекту и целям моделирования. Исследование геометрических моделей.
Знать назначение и виды информационных моделей. Уметь создавать информационные модели, соответствующие целям и объекту моделирования. Уметь проводить эксперимент в виртуальной компьютерной лаборатории. Уметь использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования
п. 2.6.4,
п. 2.6.5,
зад. 2.4,
зад. 2.5
(стр. 97)
18.
Исследование химических и биологических моделей.
Назначение и виды информационных моделей. Построение информационной модели для решения поставленной задачи. Оценка адекватности модели объекту и целям моделирования. Исследование химических и биологических моделей.
Знать назначение и виды информационных моделей. Уметь создавать информационные модели, соответствующие целям и объекту моделирования. Уметь проводить эксперимент в виртуальной компьютерной лаборатории. Уметь использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования
п. 2.6.6,
п. 2.6.7,
зад. 2.6
(стр. 98), зад. 2.7
(стр. 100)
19.
Контрольная работа №2
«Моделирование и формализация»
Промежуточное тестирование
Глава 3. База данных. Система управления базами данных (8 часов)
20.
Табличные базы данных. Система управления базами данных.
Базы данных. Табличные базы данных. Система управления базами данных.
Знать, что такое база данных, основные понятия реляционных БД: запись, поле, тип поля, главный ключ. Знать определение и назначение СУБД
п. 3.1,
п. 3.2.1,
вопросы на стр. 104-105
21.
П/р № 3.1«Создание табличной базы данных».
Создание табличной базы данных. Создание, ведение и использование баз данных при решении учебных и практических задач
Уметь создавать структуру табличной базы данных; вводить и редактировать данные различных типов.
п. 3.1,
п. 3.2.1
22.
Использование формы для просмотра и редактирования записей в табличной базе данных.
П/р №3.2. «Создание формы в табличной базе данных».
Использование формы для просмотра и редактирования записей в табличной БД.
Знать разницу между представлением данных с помощью таблицы и формы.
Уметь создавать формы для табличных баз данных.
п. 3.2.2
23.
Поиск записей в табличной базе данных с помощью фильтров и запросов.
П/р №3.3«Поиск записей в табличной базе данных с помощью фильтров и запросов».
Поиск записей в табличной базе данных с помощью фильтров и запросов.
Уметь осуществлять поиск информации в базе данных с помощью фильтров и запросов. Уметь формировать запросы на поиск данных.
п. 3.2.3,
вопрос
на стр. 114
24.
Сортировка записей в табличной базе данных
П/р №3.4 «Сортировка записей в табличной базе данных».
П/р №3.5 «Создание отчётов в табличной базе данных».
Сортировка записей в табличной базе данных. Создание отчётов в табличной базе данных
Уметь осуществлять сортировку записей в табличной базе данных. Уметь создавать отчеты в табличной базе данных.
п. 3.2.4
25.
Иерархическая модель данных. Сетевая модель данных.
П/р№3.6 «Создание генеалогического древа семьи».
Иерархическая модель данных. Сетевая модель данных.
Знать характерные особенности иерархической модели данных. Знать характерные особенности сетевой модели данных.
п. 3.3, п. 3.4, вопросы
на стр. 123, стр. 124
26.
Контрольная работа №3
«Базы данных. Системы управления базами данных»
Глава 4. Информационное общество (2 часа)
27.
Право в Интернете. Этика в Интернете.
Этические и правовые нормы информационной деятельности человека. Право в Интернете. Этика в Интернете.
Соблюдение этических и правовых норм при работе с информацией.
п. 4.1, п. 4.2
28.
Перспективы развития информационных и коммуникационных технологий.
Основные этапы становления информационного общества. Перспективы развития информационных и коммуникационных технологий.
Иметьпредставление о перспективах развития информационных и коммуникационных технологий. Уметь эффективно организовывать индивидуальное информационное пространство
п. 4.3
Повторение (4 часа)
29.
Повторение по теме «Информация. Кодирование информации. Устройство компьютера и программное обеспечение»
Информация. Кодирование информации. Устройство компьютера и программное обеспечение
Знать единицы измерения информации. Уметь определять количество информации. Знать принципы кодирования текстовой, графической, звуковой, числовой информации. Знать устройство компьютера. Знать виды программного обеспечения.
30.
Повторение по теме «Алгоритмизация и программирование»
Алгоритмизация и программирование
Знать основные алгоритмические структуры. Уметь формально исполнять алгоритм. Знать основы языка программирования Pascal
31.
Повторение по теме «Основы логики. Логические основы компьютера»
Повторение по теме «Информационные технологии. Коммуникационные технологии»
Информационные технологии. Коммуникационные технологии
Знать технологии обработки текстовой, графической, числовой информации. Знать способы подключения к Интернету.
33.
Итоговое тестирование за курс 11 класса
Итоговое тестирование
34.
Резерв
Перечень практических и контрольных работ
Программой предусмотрено проведение: 14 практических работ, 3 контрольные работы, 1 итоговое тестирование
№ п/п
Практическая работа
Практическая работа №1.1 «Виртуальные компьютерные музеи»
Практическая работа №1.2 «Сведения об архитектуре компьютера»
Практическая работа №1.3 «Сведения о логических разделах диска»
Практическая работа №1.4 «Настройка графического интерфейса для операционной системы»
Практическая работа №1.5 «Защита от компьютерных вирусов»
Практическая работа №1.6 «Защита от сетевых червей»
Практическая работа №1.7 «Защита от троянских программ»
Практическая работа №1.8 «Защита от хакерских атак»
Практическая работа №3.1 «Создание табличной базы данных»
Практическая работа №3.2 «Создание формы в табличной базе данных»
Практическая работа №3.3 «Поиск записей в табличной базе данных с помощью фильтров и запросов»
Практическая работа №3.4 «Сортировка записей в табличной базе данных»
Практическая работа №3.5 «Создание отчетов в табличной базе данных»
Практическая работа №3.6 «Создание генеалогического древа семьи»
№ п/п
Контрольная работа
Контрольная работа №1 «Компьютер как средство автоматизации информационных процессов»
Контрольная работа №2 «Моделирование и формализация»
Контрольная работа №3 «База данных. Система управления базами данных»
Итоговое тестирование за курс 11 класса
Учебно-методическое и информационное обеспечение курса
Учебник «Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ: учебник для 11 класса / Н.Д. Угринович. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011»;
Методическое пособие для учителя «Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе.8-11 классы: методическое пособие / Н.Д. Угринович– М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011»;
Список литературы
Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 11 класса / Н.Д. Угринович. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.
Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе.8-11 классы: методическое пособие / Н.Д. Угринович – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.
Демонстрационный вариант ЕГЭ по информатике (2014 и 2015 г.г.).
Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Базовый уровень. Учебник для 11 класса. – М.: Бином, 2010.
Угринович Н.Д. Преподавание курса Информатика и ИКТ в основной и старшей школе. – М.: Бином, 2010.
Угринович Н.Д. Босова Л.Л., Михайлова Н.И. Практикум по информатике и информационным технологиям. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. – М.: Бином, 2013
Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы
Аппаратные средства
Компьютер
Проектор
Принтер
Модем
Устройства вывода звуковой информации — наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией
Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами — клавиатура и мышь.
Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат; видеокамера; диктофон, микрофон.
Программные средства
Операционная система Alt Linux.
Пакет офисных приложений OpenOffice.
Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).
Антивирусная программа.
Программа-архиватор.
Клавиатурный тренажер.
Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.
Простая система управления базами данных.
Простая геоинформационная система.
Система автоматизированного проектирования.
Виртуальные компьютерные лаборатории.
Программа-переводчик.
Система оптического распознавания текста.
Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).
Система программирования.
Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).
Браузер (входит в состав операционных систем или др.).