Просмотр содержимого документа
«рабочая программа по информатике и ИКТ 3 класс»
Управление образования администрации Мариинского муниципального района
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Сусловская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрено
на заседании МО
протокол № 1
«30» августа 2016 ________________
Согласовано
на педагогическом совете МБОУ «Сусловская СОШ» протокол № 1
«31» августа 2016
Утверждена
Приказом № ____
МБОУ «Сусловская СОШ» «31» августа 2016
Рабочая программа
по информатике и ИКТ
3 класс
Составитель
Мартынова Ирина Владимировна,
учитель начальных классов
Суслово
2016
I. Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета Информатика и ИКТ составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами:
Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденным Приказом Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009 № 373,(с изменениями от 26 ноября 2010 № 1241, от 22 сентября 2011 № 2357, от 29.12.2014 № 1643, от 31.12.2015 г. № 1576), к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования и программы формирования универсальных учебных действий;
основной образовательной программой начального общего образования МБОУ «Сусловская СОШ», утвержденной приказом МБОУ «Сусловская СОШ» от 01.06.2011 № 118, с изменениями от 01.09.2012 № 186, от 24.06.2013 № 130, от 31.08.2015 № 157;
Положением о порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных предметов (курсов) в МБОУ «Сусловская СОШ», утвержденной приказом МБОУ «Сусловская СОШ» от 24.05.2016 № 120.
И на основе авторской программы А.В.Горячева «Информатика и ИКТ (Информационные и коммуникационные технологии)»
Информатика, информационные и коммуникационные технологии оказывают существенное влияние на мировоззрение и стиль жизни современного человека. Умение использовать информационные и коммуникационные технологии в качестве инструмента в профессиональной деятельности, обучении и повседневной жизни во многом определяет успешность современного человека. Учебный предмет Информатика и ИКТ предъявляет особые требования к развитию логических универсальных действий и освоению информационно-коммуникационных технологий в качестве инструмента учебной и повседневной деятельности учащихся. Освоение информационно-коммуникационных технологий предполагает личностное развитие учащихся, придаёт смысл изучению ИКТ, способствует формированию этических и правовых норм при работе с информацией.
К основным результатам изучения информатики и ИКТ относятся:
освоение учащимися системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;
овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путём освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;
приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной, деятельности.
1. Технологический компонент
Освоение информационных и коммуникационных технологий направлено на достижение следующих целей:
овладение трудовыми умениями и навыками при работе на компьютере, опытом практической деятельности по созданию информационных объектов, полезных для
человека и общества, способами планирования и организации созидательной деятельности на компьютере, умениями использовать компьютерную технику для работы с информацией;
развитие мелкой моторики рук;
развитие пространственного воображения, логического и визуального мышления;
освоение знаний о роли информационной деятельности человека в преобразовании окружающего мира;
формирование первоначальных представлений о профессиях, в которых информационные технологии играют ведущую роль;
воспитание интереса к информационной и коммуникационной деятельности;
воспитание уважительного отношения к авторским правам;
практическое применение сотрудничества в коллективной информационной деятельности.
В качестве основных задач при изучении информационных и коммуникационных технологий ставится:
начальное освоение инструментальных компьютерных сред для работы с информацией разного вида (текстами, изображениями, анимированными изображениями, схемами предметов, сочетаниями различных видов информации в одном информационном объекте);
создание завершённых проектов с использованием освоенных инструментальных компьютерных сред;
ознакомление со способами организации и поиска информации;
создание завершённых проектов, предполагающих организацию (в том числе каталогизацию) значительного объёма неупорядоченной информации;
создание завершённых проектов, предполагающих поиск необходимой информации.
2. Логико-алгоритмический компонент
Данный компонент учебного предмета Информатика и ИКТ предназначен для развития логического, алгоритмического и системного мышления, создания предпосылок успешного освоения учащимися инвариантных фундаментальных знаний и умений в областях, связанных с информатикой, которые вследствие непрерывного обновления и изменения в аппаратных и программных средствах выходят на первое место в формировании научного информационно-технологического потенциала общества.
Цели изучения логико-алгоритмических основ информатики:
развитие у учащихся навыков решения задач с применением таких подходов к решению, которые наиболее типичны и распространены в областях деятельности, традиционно относящихся к информатике:
применение формальной логики при решении задач – построение выводов путём применения к известным утверждениям логических операций «если …, то …», «и», «или», «не» и их комбинаций – «если ... и ..., то ...»;
алгоритмический подход к решению задач – умение планировать последовательность действий для достижения какой-либо цели, а также решать широкий класс задач, для которых ответом является не число или утверждение, а описание последовательности действий;
системный подход – рассмотрение сложных объектов и явлений в виде набора более простых составных частей, каждая из которых выполняет свою роль для функционирования объекта в целом; рассмотрение влияния изменения в одной составной части на поведение всей системы;
объектно-ориентированный подход – постановка во главу угла объектов, а не действий, умение объединять отдельные предметы в группу с общим названием, выделять общие признаки предметов этой группы и действия, выполняемые над этими предметами; умение описывать предмет по принципу «из чего состоит и что делает (можно с ним делать)»;
расширение кругозора в областях знаний, тесно связанных с информатикой: знакомство с графами, комбинаторными задачами, логическими играми с выигрышной стратегией («начинают и выигрывают») и некоторыми другими. Несмотря на ознакомительный подход к данным понятиям и методам, по отношению к каждому из них предполагается обучение решению простейших типовых задач, включаемых в контрольный материал, т. е. акцент делается на развитии умения приложения даже самых скромных знаний;
создание у учащихся навыков решения логических задач и ознакомление с общими приёмами решения задач – «как решать задачу, которую раньше не решали» – с ориентацией на проблемы формализации и создания моделей (поиск закономерностей, рассуждения по аналогии, по индукции, правдоподобные догадки, развитие творческого воображения и др.).
В учебном предмете выделяются следующие разделы:
описание объектов – атрибуты, структуры, классы;
описание поведения объектов – процессы и алгоритмы;
описание логических рассуждений – высказывания и схемы логического вывода;
применение моделей (структурных и функциональных схем) для решения разного рода задач.
В учебном плане начального общего образования учебный предмет Информатика и ИКТ относится к предметной области математика и информатика и изучается в третьем классе 1 час в неделю (34 учебных недели в год), за счет части учебного плана, формируемой участниками образовательной деятельности. Общий объем учебного времени составляет 34 часа в учебный год.
II. Планируемые результаты освоения учебного предмета информатика и ИКТ
Учащийся научится:
называть признаки (цвет, форма, размер, названия) предметов и состав предметов;
ориентироваться в пространстве;
выявлять закономерности в чередовании фигур различных цветов, форм, размеров;
обобщать и классифицировать предметы по общему признаку;
описывать и определять предметы через их признаки, составные части и действия;
разбивать предложенное множество на два подмножества по значениям разных при-знаков;
называть последовательность простых действий;
находить пропущенное действие в заданной последовательности;
выделять истинные и ложные высказывания;
решать некоторые задачи с помощью графов.
Учащийся получит возможность научиться:
находить общее в составных частях и действиях у всех предметов из одного класса (группы однородных предметов);
называть общие признаки предметов из одного класса (группы однородных предметов) и значения признаков у разных предметов из этого класса;
понимать построчную запись алгоритмов и запись с помощью блок-схем;
выполнять простые алгоритмы и составлять свои по аналогии;
находить на рисунке область пересечения двух множеств и называть элементы из этой области.
Личностные результаты
К личностным результатам освоения информационных и коммуникационных технологий как инструмента в учёбе и повседневной жизни можно отнести:
критическое отношение к информации и избирательность её восприятия;
уважение к информации о частной жизни и информационным результатам других людей;
осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями;
начало профессионального самоопределения, ознакомление с миром профессий, связанных с информационными и коммуникационными технологиями.
использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
Метапредметные результаты 1. Технологический компонент
Регулятивные универсальные учебные действия:
освоение способов решения проблем творческого характера в жизненных ситуациях;
формирование умений ставить цель – создание творческой работы, планировать достижение этой цели, создавать вспомогательные эскизы в процессе работы;
оценивание получающегося творческого продукта и соотнесение его с изначальным замыслом, выполнение по необходимости коррекции либо продукта, либо замысла;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
Познавательные универсальные учебные действия:
поиск информации в индивидуальных информационных архивах учащегося, информационной среде образовательного учреждения, в федеральных хранилищах информационных образовательных ресурсов;
использование средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных, познавательных и творческих задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
создание гипермедиа сообщений, включающих текст, набираемый на клавиатуре, цифровые данные, неподвижные и движущиеся, записанные и созданные изображения и звуки, ссылки между элементами сообщения;
подготовка выступления с аудиовизуальной поддержкой;
определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
2. Логико-алгоритмический компонент
Регулятивные универсальные учебные действия:
планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели;
поиск ошибок в плане действий и внесение в него изменений.
Познавательные универсальные учебные действия:
моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);
анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
подведение под понятие;
установление причинно-следственных связей;
построение логической цепи рассуждений.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
аргументирование своей точки зрения на выбор оснований и критериев при выделении признаков, сравнении и классификации объектов;
выслушивание собеседника и ведение диалога;
признавание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою.
Предметные результаты 1. Технологический компонент
В результате изучения данного компонента учащиеся должны:
Знать и уметь:
как правильно и безопасно вести себя в компьютерном классе;
для чего нужны основные устройства компьютера;
пользоваться мышью и клавиатурой;
запускать компьютерные программы и завершать работу с ними.
выполнять основные операции при рисовании с помощью одной из компьютерных программ;
сохранять созданные рисунки и вносить в них изменения.
что такое полное имя файла;
создавать папки (каталоги);
удалять файлы и папки (каталоги);
копировать файлы и папки (каталоги);
перемещать файлы и папки (каталоги).
набирать текст на клавиатуре;
сохранять набранные тексты, открывать ранее сохранённые текстовые документы и редактировать их;
копировать, вставлять и удалять фрагменты текста;
устанавливать шрифт текста, цвет, размер и начертание букв.
вставлять изображения в печатную публикацию;
создавать схемы и включать их в печатную публикацию;
создавать таблицы и включать их в печатную публикацию.
2. Логико-алгоритмический компонент
В результате изучения материала учащиеся должны уметь:
находить общее в составных частях и действиях у всех предметов из одного класса (группы однородных предметов);
называть общие признаки предметов из одного класса (группы однородных предметов) и значения признаков у разных предметов из этого класса;
понимать построчную запись алгоритмов и запись с помощью блок-схем;
выполнять простые алгоритмы и составлять свои по аналогии;
находить на рисунке область пересечения двух множеств и называть элементы из этой области.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения учебной программы:
Контроль уровня достижений является важнейшим этапом образовательной деятельности и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции.
Формы контроля: устный опрос, контрольный работа, комбинированный опрос, проверка самостоятельной работы, тестовый опрос, проверка домашнего задания, проверка практического задания.
Программой предусмотрено 4 контрольные работы (1 работа в четверть).
III. Содержание учебного предмета Информатика и ИКТ 1. Технологический компонент
Модуль «Знакомство с компьютером». Компьютеры вокруг нас. Новые профессии. Компьютеры в школе. Правила поведения в компьютерном классе. Основные устройства компьютера. Компьютерные программы. Операционная система. Рабочий стол. Компьютерная мышь. Клавиатура. Включение и выключение компьютера. Запуск программы. Завершение выполнения программы.
Модуль «Создание рисунков». Компьютерная графика. Примеры графических редакторов. Панель инструментов графического редактора. Основные операции при рисовании: рисование и стирание точек, линий, фигур. Заливка цветом. Другие операции.
Модуль «Знакомство с компьютером: файлы и папки (каталоги)». Файлы. Папки (каталоги). Имя файла. Размер файла. Сменные носители. Полное имя файла. Операции над файлами и папками (каталогами): создание папок (каталогов), копирование файлов и папок (каталогов), перемещение файлов и папок (каталогов), удаление файлов и папок (каталогов). Примеры программ для выполнения действий с файлами и папками (каталогами)
Модуль «Создание текстов». Компьютерное письмо. Клавиатурные тренажёры. Текстовые редакторы. Примеры клавиатурных тренажеров и текстовых редакторов. Правила клавиатурного письма. Основные операции при создании текстов: набор текста, перемещение курсора, ввод прописных букв, ввод букв латинского алфавита, сохранение текстового документа, открытие документа, создание нового документа, выделение текста, вырезание, копирование и вставка текста. Оформление текста. Выбор шрифта, размера, цвета и начертания символов. Организация текста. Заголовок, подзаголовок, основной текст. Выравнивание абзацев.
Модуль «Создание печатных публикаций». Печатные публикации. Виды печатных публикаций. Текстовые редакторы. Настольные издательские системы. Примеры текстовых редакторов и настольных издательских систем. Иллюстрации в публикациях. Схемы в публикациях. Некоторые виды схем: схемы отношений; схемы, отражающие расположение и соединение предметов; схемы, отражающие происходящие изменения, порядок действий. Таблицы в публикациях. Столбцы и строки.
Модуль «Поиск информации». Источники информации для компьютерного поиска: компакт-диски CD («си-ди») или DVD («ди-ви-ди»), сеть Интернет, постоянная память компьютера. Способы компьютерного поиска информации: просмотр подобранной по теме информации, поиск файлов с помощью файловых менеджеров, использование средств поиска в электронных изданиях, использование специальных поисковых систем. Поисковые системы. Примеры программ для локального поиска. Поисковые системы в сети Интернет. Поисковые запросы. Уточнение запросов на поиск информации. Сохранение результатов поиска. Поиск изображений. Сохранение найденных изображений.
2. Логико-алгоритмический компонент
Алгоритмы. Алгоритм как план действий, приводящих к заданной цели. Формы записи алгоритмов: блок-схема, построчная запись. Выполнение алгоритма. Составление алгоритма. Поиск ошибок в алгоритме. Линейные, ветвящиеся, циклические алгоритмы.
Группы (классы) объектов. Общие названия и отдельные объекты. Разные объекты с общим названием. Разные общие названия одного отдельного объекта. Состав и действия объектов с одним общим названием. Отличительные признаки. Значения отличительных признаков (атрибутов) у разных объектов в группе. Имена объектов.
Логические рассуждения. Высказывания со словами «все», «не все», «никакие». Отношения между множествами (объединение, пересечение, вложенность). Графы и их табличное описание. Пути в графах. Деревья.
Применение моделей (схем) для решения задач. Игры. Анализ игры с выигрышной стратегией. Решение задач по аналогии. Решение задач на закономерности. Аналогичные закономерности.
IV. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности учащихся
№
п/п
Наименование раздела
Количество часов
Основные виды учебной деятельности учащихся
Всего
Теоретических
Практических
Контрольных
1
Алгоритм. Техника безопасности и правила поведения в кабинете информатики
1
1
Определять этапы (шаги) действия. Определять правильный порядок выполнения шагов. Выполнять простые алгоритмы и составлять свои по аналогии. Находить и исправлять ошибки в алгоритмах. Выполнять, составлять и записывать в виде схем алгоритмы с ветвлениями и циклами. Формулировать условия ветвления и условия выхода из цикла.
Описывать предмет (существо, явление), называя его составные части и действия.
Находить общее в составных частях и действиях у всех предметов из одного класса (группы однородных предметов).
Именовать группы однородных предметов и отдельные предметы из таких групп.
Определять общие признаки предметов из одного класса (группы однородных предметов) и значения признаков у разных предметов из этого класса, записывать значения этих признаков в виде таблицы.
Описывать особенные свойства предметов из подгруппы.
Определять принадлежность элементов заданной совокупности (множеству) и части совокупности (подмножеству). Определять принадлежность элементов пересечению и объединению совокупностей (множеств).
Отличать высказывания от других предложений, приводить примеры высказываний, определять истинные и ложные высказывания. Строить высказывания, с использованием связок «И», «ИЛИ», «НЕ». Определять истинность составных высказываний.
Выбирать граф, правильно изображающий предложенную ситуацию; составлять граф по словесному описанию отношений между предметами или существами.
Находить пары предметов с аналогичным составом, действиями, признаками.
Находить закономерность и восстанавливать пропущенные элементы цепочки или таблицы.
Располагать предметы в цепочке или таблице, соблюдая закономерность, аналогичную заданной.
Находить закономерность в ходе игры, формулировать и применять выигрышную стратегию.
Искать сходство и различия в материальных и информационных технологиях. Рассуждать об изменении в жизни людей и о новых профессиях, появившихся с изобретением компьютера.
Выполнять заданные действия с мышью и клавиатурой. Запускать программы, выполнять в них действия и завершать работу программ.
Выполнять операции на компьютере, относящиеся к изучаемой технологии Выполнять итоговую творческую работу, используя освоенные операции.
Создавать папки (каталоги). Удалять, копировать и перемещать файлы и папки (каталоги).
Выполнять операции на компьютере, относящиеся к изучаемой технологии (например, набор текста, перемещение курсора, вырезание, копирование и вставка текста, выбор шрифта, размера и начертания символов, организация текста, сохранение и редактирование текстовых документов).
2
Схема алгоритма. Компьютеры вокруг нас.
1
1
3
Ветвление в алгоритме.
1
1
4
Цикл в алгоритме.
Основные устройства компьютера.
1
1
5
Алгоритмы с ветвлениями и циклами.
1
1
6
Подготовка к контрольной работе.
1
1
7
Контрольная работа по теме «Алгоритм»
1
1
8
Работа над ошибками в контрольной работе.
Компьютерные программы
1
1
9
Состав и действия объекта. Операционная система
1
1
10
Группа объектов. Общее название.
Рабочий стол на экране компьютера.
1
1
11
Общие свойства объектов группы
1
1
12
Единичное имя объекта. Компьютерная мышь.
1
1
13
Подготовка к контрольной работе
1
1
14
Контрольная работа по теме «Состав и действия объекта»
1
1
15
Работа над ошибками в контрольной работе.
1
1
16
Повторение. Клавиатура.
1
1
17
Множество. Число элементов множества. Подмножество.
Включение и выключение компьютера
1
1
18
Элементы, не принадлежащие множеству. Пересечение множеств. Техника безопасности и правила поведения в кабинете информатики
1
1
19
Пересечение и объединение множеств.
Запуск программы.
1
1
20
Истинность высказывания. Отрицание.
Завершение выполнения программы.
1
1
21
Истинность высказывания со словами И, ИЛИ.
Запуск программы.
1
1
22
Граф. Вершины и ребра графа.
1
1
23
Граф с направленными ребрами
1
1
24
Подготовка к контрольной работе.
1
1
25
Контрольная работа по теме «Множество»
1
1
26
Работа над ошибками в контрольной работе.
Графические редакторы.
1
1
27
Аналогии. Основные операции при рисовании.
1
1
28
Закономерность
1
1
29-30
Аналогичная закономерность. Задания в ситуациях
2
2
31
Подготовка к контрольной работе
1
1
32
Контрольная работа по теме «Аналогия. Закономерность»
1
1
33
Работа над ошибками в контрольной работе Задания в ситуациях
1
1
34
Выигрышная стратегия
1
1
Итого
34
30
4
VI. Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, осуществляемой по учебному предмету Информатика и ИКТ
При работе по учебному предмету Информатика и ИКТ главную роль играют средства обучения, включающиеся в себя:
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов Электронный ресурс. - Режим доступа: http://school-collection.edu.ru/- свободный
Комплект наглядных пособий. 3-й класс. Информатика в играх и задачах. В 2-х частях. / Составители В.В.Горячев, Т.О.Волкова, К.И.Горина-М.: Баласс. 2009. илл.
Образовательная система школа 2100 Электронный ресурс. - Режим доступа: www.school2100.ru/- свободный
Российское образование. Федеральный портал Электронный ресурс. - Режим доступа: www.edu.ru/- свободный
Технические средства обучения: мультимедийный проектор, экран, 11 ПК.
Рабочая программа учебного предмета Информатика и ИКТ ориентирована на использование учебно-методического комплекта:
Горячев, А.В. Информатика и ИКТ (Мой инструмент компьютер). Учебник для учащихся 3 класса. [Текст]/В.В.горячев. –Баласс, 2011.
Горячев, В.В., Информатика в играх и задачах. 3 класс. Методические рекомендации для учителя [Текст] В.В.Горячев,Т.О.Волкова, К.И.Горина.-. – «Баласс», 2013.
Горячев, В.В., Учебник «Информатика в играх и задачах» 3 класс[Текст], 1 и 2 части. /В.В.Горячев,Т.О.Волкова, К.И.Горина. – «Баласс», 2013;
Комплект наглядных пособий издательства Баласс. Информатика 3класс. В двух частях.
Программа отдельных предметов (курсов) для начальной школы / Под научной редакцией Д.И.Фильдштейна. изд. 2-е, испр. – М.: Баласс, 2011.
Список литературы для учителя
Горячев, А.В. Информатика и ИКТ (Мой инструмент компьютер). Учебник для 3 класса. [Текст]/В.В.горячев. –Баласс, 2011
Горячев, В.В., Учебник «Информатика в играх и задачах» 3 класс[Текст], 1 и 2 части. /В.В.Горячев,Т.О.Волкова, К.И.Горина. – «Баласс», 2013;
Горячев, В.В., Информатика в играх и задачах. 3 класс. Методические рекомендации для учителя [Текст] В.В.Горячев, Т.О.Волкова, К.И.Горина. -. – «Баласс», 2013.
Федеральный государственный образовательный стандарт. Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах. Книга 2. Программы отдельных предметов (курсов) для начальной школы/ Под науч. ред. Д.И.Фильдштейна. - Изд. 2-е, испр. - М.: Баласс, 2011. - 416 с.
Федеральный государственный образовательный стандарт. Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах. Книга 1. Начальная школа. Дошкольное образование/ Под науч. ред. Д.И.Фильдштейна. - М.: Баласс, 2011. - 192 с.
Список литературы для учащихся
Горячев, А.В. Информатика и ИКТ (Мой инструмент компьютер). Учебник для учащихся 3 класса. [Текст]/В.В.горячев. –Баласс, 2011
Горячев, В.В., Учебник «Информатика в играх и задачах» 3 класс[Текст], 1 и 2 части. /В.В.Горячев, Т.О.Волкова, К.И.Горина. – «Баласс», 2013;