Рабочая программа для 9 класса по информатике (2 часа в неделю)
Рабочая программа для 9 класса по информатике (2 часа в неделю)
Рабочая программа для 9 класса по информатике (2 часа в неделю)
Данная программа составлена на основе:
федерального компонента государственного стандарта общего образования по информатике и ИКТ 2004 г.;
авторской программы Угриновича Н. Д. (Угринович Н. Д. Программа курса «Информатика и ИКТ» для основной школы (8–9 классы). – в кн. Бородин М. Н. Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений. 2-11 классы: методическое пособие. Бином 2012.);
примерной программы по информатике и ИКТ. (Сборник нормативных документов. Информатика и ИКТ. Примерные программы. Составители: Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев, М.; Дрофа, 2007.)
УМК «Информатика и ИКТ» под редакцией Угринович Н.Д. – «БИНОМ. Лаборатория знаний», 2008, 2010.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
федерального компонента государственного стандарта общего образования по информатике и ИКТ 2004 г.;
авторской программы Угриновича Н. Д. (Угринович Н. Д. Программа курса «Информатика и ИКТ» для основной школы (8–9 классы). – в кн. Бородин М. Н. Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений. 2-11 классы: методическое пособие. Бином 2012.);
примерной программы по информатике и ИКТ. (Сборник нормативных документов. Информатика и ИКТ. Примерные программы. Составители: Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев, М.; Дрофа, 2007.)
УМК «Информатика и ИКТ» под редакцией Угринович Н.Д. – «БИНОМ. Лаборатория знаний», 2008, 2010.
Цели и задачи обучения:
Изучение предмета в основной школе направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий, организовывать собственную информационную деятельность и планировать её результат;
выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов её распространения, избирательного отношения к полученной информации;
выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
Основная задача состоит в изучении общих закономерностей функционирования, создания и применения информационных систем, преимущественно автоматизированных.
Общая характеристика учебного предмета
Информатика – это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий необходимых школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.
Приоритетными объектами изучения в курсе информатики основной школы выступают информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления.
Практическая же часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов. В связи с этим, а также для повышения мотивации, эффективности всего учебного процесса, последовательность изучения и структуризация материала построены таким образом, чтобы как можно раньше начать применение возможно более широкого спектра информационных технологий для решения значимых для школьников задач.
Программой предполагается проведение непродолжительных практических работ (15-20 мин), направленных на отработку отдельных технологических приемов, и практикумов – интегрированных практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся. Содержание теоретической и практической компонент курса информатики основной школы находится в соотношении 50х50. При выполнении работ практикума предполагается использование актуального содержательного материала и заданий из других предметных областей. Как правило, такие работы рассчитаны на несколько учебных часов. Часть практической работы (прежде всего подготовительный этап, не требующий использования средств информационных и коммуникационных технологий) может быть включена в домашнюю работу учащихся, в проектную деятельность; работа может быть разбита на части и осуществляться в течение нескольких недель.
Место учебного предмета в учебном плане
В соответствии с учебным планом в 9 классе программа рассчитана на 2 часа в неделю (68 часов в год).
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения информатики и информационных технологий ученик должен
знать/понимать
виды информационных процессов;
примеры источников и приемников информации;
единицы измерения количества и скорости передачи информации;
принцип дискретного (цифрового) представления информации;
основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;
программный принцип работы компьютера;
назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;
уметь
выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы;
оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;
оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;
создавать информационные объекты, в том числе:
структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;
создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности – в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;
создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов, учебных систем автоматизированного проектирования; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;
создавать записи в базе данных;
создавать презентации на основе шаблонов;
искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;
пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе – в форме блок-схем);
проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;
создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;
передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.
Содержание курса
Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации – 15 ч.
Кодирование графической информации (пиксель, растр, кодировка цвета, видеопамять). Растровая и векторная графика. Интерфейс и основные возможности графических редакторов. Растровая и векторная анимация. Кодирование и обработка звуковой информации. Цифровое фото и видео
Практические работы:
Практическая работа № 1. Кодирование графической информации.
Практическая работа № 2. Редактирование изображений в растровом графическом редакторе.
Практическая работа № 3. Создание рисунков в векторном графическом редакторе.
Практическая работа № 4. Создание GIF и Flash-анимации.
Практическая работа № 5. Кодирование и обработка звуковой информации.
Практическая работа № 6. Захват и редактирование цифрового фото и создание слайд-шоу
Кодирование и обработка текстовой информации – 10 ч.
Кодирование текстовой информации. Создание документов в текстовых редакторах. Ввод и редактирование документа. Сохранение и печать документов. Форматирование документа. Таблицы. Компьютерные словари и системы машинного перевода текстов. Системы оптического распознавания документов.
Практические работы:
Практическая работа № 7. Кодирование текстовой информации
Практическая работа № 8. Вставка в документ формул
Практическая работа № 9. Форматирование символов и абзацев
Практическая работа № 10. Создание и форматирование списков
Практическая работа № 11. Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными
Практическая работа № 12. Перевод текста с помощью компьютерного словаря
Практическая работа № 13. Сканирование и распознавание «бумажного» текстового документа
Кодирование и обработка числовой информации – 13 ч.
Кодирование числовой информации. Представление числовой информации с помощью систем счисления: арифметические операции в позиционных системах счисления,*двоичное кодирование чисел в компьютере. Электронные таблицы: основные параметры электронных таблиц, основные типы и форматы данных, относительные, абсолютные и смешанные ссылки, встроенные функции. Построение диаграмм и графиков. Базы данных в электронных таблицах.
Практические работы:
Практическая работа № 14. Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора
Практическая работа № 15. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах
Практическая работа № 16. Создание таблиц значений функций в электронных таблицах
Практическая работа № 17. Построение диаграмм различных типов
Практическая работа № 18. Сортировка и поиск данных в электронных таблицах
Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования -21ч.
Алгоритм и его формальное исполнение: свойства алгоритма и его исполнители, блок-схемы алгоритмов, выполнение алгоритмов компьютером. Кодирование основных типов алгоритмических структур на объектно-ориентированных языках и алгоритмическом языке: следование, ветвление, цикл. Переменные: тип, имя, значение. Арифметические, строковые и логические выражения. Основы объектно-ориентированного визуального программирования. Функции в языках объектно-ориентированного и алгоритмического программирования. *Графические возможности объектно-ориентированного языка программирования Visual Basic 2005.
Практические работы:
Практическая работа № 19. Проект «Калькулятор»
Практическая работа № 20. Проект «Даты и время»
Практическая работа № 21. Проект «Отметка»
Практическая работа № 22. Проект «Коды символов»
Практическая работа № 23. Проект «Слово-перевертыш»
Практическая работа № 24. Проект «Графический редактор»
5. Формализация и моделирование - 9 ч.
Окружающий мир как иерархическая система. Моделирование, формализация, визуализация. Материальные и информационные модели. Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере. Построение и исследование физических моделей. Приближенное решение уравнений. Экспертные системы распознавания химических веществ. Информационные модели управления объектами
Практические работы:
Практическая работа № 25. Проект «Бросание мячика в площадку»
Практическая работа № 26. Проект «Графическое решение уравнения»
Практическая работа № 27. Проект «Распознавание удобрений»
Календарно-тематическое планирование
№
Тема урока
Кол-во
часов
Домашнее задание
Сроки
План
Сроки
Факт
Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации
15 ч
1
Кодирование графической информации
1
п. 1.1.1
Стр. 10
2
Пространственная дискретизация
1
п. 1.1.2
3
Растровые изображения на экране монитора
1
п. 1.1.3
Стр. 14-15
4
Палитры цветов в системах цветопередачи RGB, CMYK и HSB.
Пр. работа №1. Кодирование графической информации
1
Стр. 175-177
5
Растровая графика
1
п. 1.2
Стр. 21-22
6
Векторная графика
1
п. 1.2
Стр. 22-24
7
Интерфейс и основные возможности графических редакторов
1
8
Рисование графических примитивов в растровых графических редакторах.
Пр. работа № 2. Редактирование изображений в растровом графическом редакторе
Работа с объектами в векторных графических редакторах.
Пр. работа № 3. Создание рисунков в векторном графическом редакторе
1
п. 1.3.3
Стр. 32-35
Стр. 179-183
11
Редактирование изображений и рисунков.
1
п. 1.3.4
Стр. 35-37
Стр.177-179
12
Растровая и векторная анимация.
Пр. работа № 4. Создание GIF и Flash анимации.
1
п. 1.4
стр. 37-40
стр. 183-188
13
Кодирование и обработка звуковой информации.
Пр. работа № 5. Кодирование и обработка звуковой информации
1
п. 1.5
Стр. 40-45
Стр. 188-191
14
Цифровое фото и видео.
Пр. работа № 6. Захват цифрового фото и создание слайд-шоу
1
п. 1.6
Стр. 45-49
Стр. 191-196
15
Контрольная работа №1
1
Кодирование и обработка текстовой информации
10 ч
16
Кодирование текстовой информации.
Пр. работа № 7. Кодирование текстовой информации
1
п. 2.1
Стр. 49-52
Стр.196-199
17
Ввод и редактирование документа.
Пр. работа № 8. Вставка в документ формул
1
п. 2.2, 2.4
Стр. 52-54, 59-61
18
Сохранение и печать документов
1
п. 2.3
Стр.54-59
Стр. 199-201
19
Форматирование документа.
1
п. 2.5.1,
Стр. 61-66
20
Форматирование абзацев.
Пр. работа № 9. Форматирование символов и абзацев
1
п. 2.5.2
Стр. 201-203
21
Нумерованные и маркированные списки.
Пр. работа № 10. Создание и форматирование списков
1
п. 2.5.3
Стр. 66-67
Стр. 204-207
22
Таблицы.
Пр. работа № 11. Вставка в документ таблицы, форматирование и заполнение данными
1
п. 2.6
стр. 67-70
стр. 207-211
23
Компьютерные словари и системы машинного перевода текстов.
Пр. работа № 12. Перевод текста с помощью компьютерного словаря
1
п. 2.7
Стр. 70-71
Стр. 211-212
24
Системы оптического распознавания документов.
Пр. работа № 13. Сканирование и распознавание «бумажного» текстового документа
1
п. 2.8
Стр. 71-74
Стр. 212-213
25
Контрольная работа №2
1
Кодирование и обработка числовой информации
13 ч
26
Кодирование числовой информации
1
27
Представление числовой информации с помощью систем счисления.
1
п. 3.1.1
Стр. 75-80
Стр. 214-215
28
Арифметические операции в позиционных системах счисления
1
п. 3.1.2
Стр. 80-82
29
Двоичное кодирование чисел в компьютере.
Пр. работа № 14. Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора
1
п. 3.1.3
Стр. 82-84
30
Электронные таблицы
1
п. 3.2.1
Стр. 84-87
31
Основные типы и форматы данных
1
п. 3.2.2
Стр. 87-91
32
Относительные, абсолютные и смешанные ссылки.
Пр. работа № 15. Ссылки в электронных таблицах
1
п. 3.2.3
Стр. 216-218
33
Встроенные функции.
Пр. работа № 16. Создание таблиц значений в электронных таблицах
1
п. 3.2.4
Стр. 91-93
Стр. 218-220
34
Построение диаграмм и графиков.
Пр. работа № 17. Создание диаграмм различных типов
1
п. 3.3
Стр. 93-97
Стр. 220-228
35
Базы данных в электронных таблицах
1
п. 3.4.1
Стр. 97-100
35
Представление базы данных в виде таблицы и формы
1
36
Сортировка и поиск данных в электронных таблицах.
Пр. работа № 18. Сортировка и поиск данных в ЭТ
1
п. 3.4.2
Стр. 100-105
Стр. 228-232
37
Контрольная работа №3
1
Основы алгоритмизации и основы объектно-ориентированного программирования
21 ч
38
Алгоритм и его формальное исполнение
1
п. 4.1.1
Стр.105-108
39
Свойства алгоритма и его исполнители
1
40
Блок-схемы алгоритмов
1
п. 4.1.2
Стр. 108
41
Выполнение алгоритмов компьютером
1
п. 4.1.3
Стр. 109-113
42
Кодирование основных типов алгоритмических структур
1
43-44
Линейный алгоритм
2
п. 4.2.1,
45
Алгоритмическая структура «ветвление» и «выбор»
1
п. 4.2.2,
Стр. 113-117
46
Пр. работа № 19. Проект «Калькулятор»
1
Стр. 242-246
47
Пр. работа № 20. Проект «Даты и время»
1
Стр. 249-252
48-49
Алгоритмическая структура «цикл»
2
п. 4.2.3
Стр. 117-119
50
Переменные: тип, имя, значение.
1
п. 4..3,
Стр. 119-124
51
Пр. работа № 21. Проект «Отметка»
1
Стр. 255-257
52
Арифметические, строковые и логические выражения
1
п. 4.4
53
Пр. работа № 22. Проект «Коды символов»
1
Стр. 258-260
54
Функции в языках объектно-ориентированного и алгоритмического программирования
1
п. 4.5
Стр. 124-128
55
Пр. работа № 23. Проект «Слово-перевертыш»
1
Стр. 261-263
56
Основы объектно-ориентированного визуального программирования
1
п. 4.6
Стр. 128-133
57
Графические возможности объектно-ориентированного языка программирования Visual Basic 2008.
Пр. работа № 24. Проект «Графический редактор»
1
п. 4.7
Стр. 133-138
Стр. 263-267
58
Контрольная работа №4
1
Моделирование и формализация
9 ч
59
Окружающий мир как иерархическая система
1
п. 5.1
Стр. 138-142
60
Моделирование как метод познания.
Пр. работа № 25. Проект «Бросание мячика в площадку»
1
п. 5.2.1
Стр. 142-145
61
Материальные и информационные модели
1
п. 5.2.2
Стр. 145-148
62
Формализация и визуализация моделей
1
п. 5.2.3
Стр. 148-152
63
Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере
Пр. работа № 26. Проект «Графическое решение уравнений»
1
п. 5.3
Стр. 152-154
64
Построение и исследование физических моделей
1
п. 5.4
Стр. 154-157
Стр. 273-279
65
Приближенное решение уравнений
1
п. 5.5
Стр. 157
Стр. 279-283
66
Экспертные системы распознавания химических веществ.
Пр. работа № 27. Проект «Распознавание удобрений»
1
п. 5.6
Стр. 157-161
Стр. 283-285
67
Информационные модели управления объектами
1
п. 5.7
Стр. 161-164
Стр. 286-291
68
Итоговая контрольная работа
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ: Учебник для 9 класса – М: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008. – 295 с.:ил.;
Угринович Н.Д. Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе. – 8 – 11. Методическое пособие. - М: БИНОМ.
Лаборатория знаний, 2008. – 180 с.:ил.;
Информатика. Задачник-практикум в 2-х томах. 7 – 11 классы. Под редакцией Семакина И.Г., Хеннера Е.К. – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001. – 304 с.: ил.;
Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы
Аппаратные средства
Компьютер – универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности: видео - изображение, качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод с микрофона и др.
Проектор, подсоединяемый к компьютеру, видеомагнитофону, микроскопу и т. п.; технологический элемент новой грамотности – радикально повышает: уровень наглядности в работе учителя, возможность для учащихся представлять результаты своей работы всему классу, эффективность организационных и административных выступлений.
Принтер – позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную учащимися или учителем. Для многих школьных применений необходим или желателен цветной принтер. В некоторых ситуациях очень желательно использование бумаги и изображения большого формата.
Телекоммуникационный блок, устройства, обеспечивающие подключение к сети – дает доступ к российским и мировым информационным ресурсам, позволяет вести переписку с другими школами.
Устройства вывода звуковой информации – наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией, громкоговорители с оконечным усилителем для озвучивания всего класса.
Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами – клавиатура и мышь (и разнообразные устройства аналогичного назначения). Особую роль специальные модификации этих устройств играют для учащихся с проблемами двигательного характера, например, с ДЦП.
Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат; видеокамера; аудио и видео магнитофон – дают возможность непосредственно включать в учебный процесс информационные образы окружающего мира. В комплект с наушниками часто входит индивидуальный микрофон для ввода речи учащегося.
Программные средства
Операционная система.
Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).
Антивирусная программа.
Программа-архиватор.
Клавиатурный тренажер.
Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.
Звуковой редактор.
Простая система управления базами данных.
Программа-переводчик.
Система оптического распознавания текста.
Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).
Система программирования.
Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).
Браузер (входит в состав операционных систем или др.).
Программа интерактивного общения
Простой редактор Web-страниц
Список литературы для учителя:
Бочкин А. И. Методика преподавания информатики. Учебное пособие. – Минск: 1998. – 431 с.: ил.
Епанешников А. М., Епанешников В. А. Программирование в среде Turbo Pascal 7.0. – М: 2001. – 367 с.
Росс Г. В., Дулькин В. Н., Сысоева Л. А. Основы информатики и программирования. Пособие для учащихся 10-11 классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. – Москва: 2000. – 160 с.
Семакин И. Г., Шеина Т. Ю. Преподавание базового курса информатики в средней школе. Методическое пособие. – Москва: Лаборатория Базовых Знаний, 2000. – 496 с.: ил.
Шафрин Ю. А. Основы компьютерной технологии. Учебное пособие для 7-11 классов. – Москва: ABF, 1996. – 560 с.: ил.
Шафрин Ю. А., Ефимова О. В., Моисеева М. В. Практикум по компьютерной технологии. Упражнения, примеры и задачи. Методическое пособие. – Москва: ABF, 1997. – 560 с.: ил.
Информатика в школе. Приложение к журналу «Информатика и образование».
Информатика. Приложение к газете «Первое сентября».
Windows – CD. Угринович Н. Д. Компьютерный практикум на CD – ROM. – Москва: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.