Введение в педагогические технологии элементов исследовательской деятельности учащихся позволяет педагогу не только и не столько учить, сколько помогать обучающимся учиться, направлять его познавательную деятельность. Одним из наиболее распространенных видов исследовательского труда обучающихся в процессе учения сегодня является метод проектов. Основное предназначение метода проектов состоит в предоставлении учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, требующего интеграции знаний из различных предметных областей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Проектные технологии в дополнительном образовании »
13
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
Центр технического творчества «Интеграл» городского округа Самара
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ ДОД ЦТТ «Интеграл» г.о.Самара
_____________ Г.П.Железников
16.05. 2015 г.
Методическая разработка с применением новых образовательных технологий,
ЭОР в образовательном процессе
Тема
Возраст детей 13-17 лет
Автор-составитель: Миронова Валентина Ивановна
Педагог дополнительного образования
Самара, 2015 г.
Введение
Применение проектной технологии
в образовательном процессес использованием ЭОР
на уроках объединения «Компьютерные технологии»
Введение в педагогические технологии элементов исследовательской деятельности учащихся позволяет педагогу не только и не столько учить, сколько помогать обучающимся учиться, направлять его познавательную деятельность. Одним из наиболее распространенных видов исследовательского труда обучающихся в процессе учения сегодня является метод проектов. Основное предназначение метода проектов состоит в предоставлении учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, требующего интеграции знаний из различных предметных областей.
Актуальность метода проекта
Учащиеся несут ответственность за результаты своего труда.
Умение ставить и решать проблему.
Адаптивность.
Развиваются коммуникативные умения детей.
Проявляется любознательность и творческие способности учащихся.
Умение работать с информацией.
Развитие познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;
Формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);
Развитие самостоятельности, инициативы.
Эффективность метода проекта
Используют в своём проекте новые идеи и доводят их до других людей;
происходит развитие критического и системного мышления;
делают обоснованный выбор;
развиваются межличностные отношения;
проявляется направленность на саморазвитие - осознание своих потребностей, мониторинг собственного понимания;
социальная ответственность
Теоретическая часть
Что такое метод проектов?
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Это путь познания, способ организации процесса познания. Проект – специально организованный учителем и самостоятельно выполненный учеником, комплекс действий по решению значимой проблемы, завершающихся созданием продукта. Метод проектов – это совокупность приёмов, действий учащихся в их определённой последовательности для достижения поставленной задачи и оформленной в виде конечного продукта.
Основной задачейобучения по методу проектов является исследование детьми вместе с учителем окружающей жизни. Все, что ребята делают, они должны делать сами (один, с группой, с педагогом, с другими людьми): спланировать, выполнить, проанализировать, оценить и, естественно, понимать, зачем они это сделали.
Структура проекта
Актуальность. Проблема – противоречие.
Цель, задачи.
Гипотеза.
Методы.
Источники информации.
Критерии оценки результата деятельности.
Этапы работы по проекту с указанием исполнителей и результатов по каждому этапу.
Предполагаемый результат.
Перспектива проекта.
Цель метода проектов
Развитие критического и творческого мышления.
Принятие самостоятельного решения.
Научиться работать в команде.
Критическое мышление предполагает:
Аналитическое мышление (анализ информации, отбор необходимых фактов, сравнение) .
Ассоциативное мышление (установление ассоциации с ранее изученными, знакомыми фактами).
Самостоятельного переноса знаний для решения новой задачи, проблемы, поиска новых решений.
Комбинированные умения – способность комбинировать ранее известные методы.
Прогностические – способность предвидеть возможные последствия принимаемых решений.
Преимущества этой технологии: энтузиазм в работе, заинтересованность детей, связь с реальной жизнью, научная пытливость, умение работать в группе, самоконтроль, дисциплинированность.
В основе метода проектов лежит развитие познавательных, творческих навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.
Основные требования к использованию
метода проектов
Наличие значимой проблемы в исследовательско - творческом плане.
Практическое применение.
Самостоятельная деятельность учащегося на уроке.
Структуирование содержательной части проекта с указанием этапов.
Использование исследовательских методов, что предполагает:
Определение проблемы
Выдвижение гипотезы
Обсуждение методов исследования
Анализ
Подведение итогов и получение выводов
Сущность метода проектов
Проблема
Исследователь-ско-поисковая деятельность
Поиск способов решения
Проблемная ситуация
Прогнозирование новых проблем
Защита проекта
Оформление результата
Виды проектной деятельности
Проектная деятельность
Внеурочная деятельность
На уроке
Общешколь-ный проект
Социальный проект
Учебный проект
Совокупность методов, применяемых
в проектных технологиях
Проектная деятельность
Исследователь - ский метод
Поисковый метод
Научный метод
Мозговые атаки
Ролевые игры
Дискуссии, беседы
Этапы проектной технологии
Чтобы получить результат выделяют 4 главных этапа:
Поиск и анализ проблемы.
Выбор темы проекта.
Планирование проектной деятельности по этапам.
Сбор информации.
По длительности исполнения проекты бывают краткосрочные и долгосрочные.
Роль педагога
Организует деятельность детей.
На этапе реализации педагог выступает в качестве помощника, консультанта.
На заключительном этапе - контрольно-оценочная деятельность.
Описание практического опыта использования проектных технологий на уроках в объединении «Компьютерные технологии» МБОУ ДОД ЦТТ «Интеграл»
Программа в методе проектов строится как серия взаимосвязанных моментов, вытекающих из тех или иных задач. Ребята должны научиться строить свою деятельность совместно с другими ребятами. Найти, добыть знания, необходимые для выполнения того или иного проекта. Таким образом, разрешая свои жизненные задачи, строя отношения друг с другом, познавая жизнь, ребята получают необходимые для этой жизни знания. Причем самостоятельно, или совместно с другими в группе, концентрируясь на живом и жизненном материале, учась разбираться путем проб и ошибок в реальной жизни.
На занятиях в своём объединении я реализую свою авторскую программу 3-х лет обучения «Компьютерные технологии», которая
1. по уровню содержания является для:
- первого года обучения - базовой;
- второго года обучения - углублённой;
- третьего года обучения - учебно–исследовательской.
Форма организации детских учреждений – групповая.
Возрастная категория детей – старшее звено.
По степени профессиализации – допрофессионально–ориентированная программа.
По срокам реализации программа является долгосрочной – 3года.
Второй год обучения - углублённый, когда получен определённый уровень знаний в области компьютерных технологий, поэтому предполагает использование метода проектов в образовательном процессе. Проекты делаем краткосрочные, долгосрочные, групповые и личностные.
Приведу примеры. Традиционно уже много лет в учреждении дополнительного образования ежегодно проходит районный, а с 2014 года он же открытый городской конкурс компьютерного творчества: «Писатель моего детства». Каждый год темы были разные и приурочены к знаменательным датам писателей: А.С.Пушкин, И.С.Крылов, К.И.Чуковский, С.В.Михалков Н.Н.Носов и др. Учащиеся примерно за 2 месяца получают задание и начинают работать над проектом.
Схема проекта
1. Тема проекта. «Писатель моего детства»
2. Возрастная категория: 12-15 лет
Решаемая программа: сделать проект на занятиях в объединении по произведению предложенного писателя. Сделать к определённой дате мультимедийную презентацю, фильм или рисунок по рассказам предложенного писателя. Стихи, басни, рассказы обучаемые выбирают каждый себе самостоятельно.
Цель: 1. Создать проект на тему «Писатель моего детства, посвящённого творчеству Н.Н.Носова».
Задача: Участвовать с ним в конкурсе и занять призовое место.
Планируемый результат: Сделать мультимедийную презентацию в Power Point, создать фильм в Make Mover, создать анимационную картинку или нарисовать рисунок в одном из графических редакторах по рассказам детского писателяН.Н. Носова. Среда, в которой будет работать ученик и произведение он выбирает сам.
Информационные ресурсы: литература по данному писателю, рассказы, рисунки, фото, ресурсы Интернет.
Возможные социальные партнёры: Родители, художественная школа.
Сроки реализации:1- 2 месяца.
Объектом исследования данной работы является использование новых образовательных технологий, электронных образовательных ресурсов и информационных технологий в образовательном процессе. Проекты могут быть личностные, а также групповые. В данном случае были личностные проекты.
Основные требования к использованию
метода проектов
Наличие значимой проблемы в исследовательско - творческом плане.
Практическое применение - участие в конкурсе компьютерного творчества
Самостоятельная деятельность учащегося на уроке.
Структуирование содержательной части проекта с указанием этапов.
Использование исследовательских методов, что предполагает:
Определение проблемы
Выдвижение гипотезы
Обсуждение методов исследования
Анализ
Подведение итогов и получение выводов
Учащиеся самостоятельно работают с информацией, используют исследовательский метод, поисковый и др. Определяют этапы создания проекта. Каждый для себя определяет:
выбор темы проекта;
среду, в которой будет создавать свой продукт;
находит источники информации;
планирует проектную деятельность по этапам.
оформляет результат;
защита проекта – участие в конкурсе;
анализ проделанной работы.
Педагог выступает в роли консультанта. Советуемся по выбору темы и среды, в которой ученик будет делать свой проект. Задействован весь класс, но на конкурс будут отобраны лучшие работы. Учащиеся получают мотивацию –участие в конкурсе, хотят быть лучшими, стараются, советуются, корректируют свой продукт . Продукт - это рисунок в графическом редакторе Photoshop, мультимедийная презентация в Power Point, фильм, созданный в среде Movie Maker, анимационные картинки. По окончанию конкурса, лучшие работы, которые заняли призовые места размещают на стенд с указанием автора. Учитель анализирует проект учащихся и даёт оценку.
Характеристика учителя
Тип проекта.
Актуальность проекта.
Степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над проектом.
Степень включённости каждого в групповую работу и чёткость выполнения отведённой роли.
Практическое использование предметных и общешкольных ЗУН.
Количество новой информации для выполнения проекта.
Степень осмысления использованной информации.
Уровень сложности и степень владения использованными методами.
Оригинальность идеи способа решения проблемы.
Осмысление проблемы проекта и формирование цели проекта или исследования.
Уровень организации и проведения презентации: устного общения, письменного отчёта, обеспечение объектами наглядности.
Владение рефлексией.
Творческий подход в подготовке объектов наглядности- презентации.
Социальное и прикладное значение полученных результатов.
Результат: 8 учеников из класса завоёвывают призовые места в конкурсе компьютерного творчества. 4 ученика сделали мультимедийные презентации и 4 ученика нарисовали иллюстрацию в графическом редакторе Photoshop. Получают заслуженное поощрение - грамоты, дипломы, подарки, похвалу от учителя, родителей. Всё это стимулирует учащихся для участия в следующем проекте для участия в конкурсах различного уровня.
Приведу другой пример групповой работы из 5 - ти человек в долгосрочном проекте. Это подготовка учащихся к городскому конкурсу компьютерного творчества «Компьютерные эрудиты». В конкурсе участвуют учащиеся 6-8 классов общеобразовательных школ города, по одной команде от каждого района города и учреждения дополнительного образования. А ранее проходит районный заочный конкурс «Компьютер наш друг», как отборочный тур городского этапа. Моя задача: подготовить команду для участия в отборочном районном туре. Занимая призовое место в первом этапе мы продолжаем готовиться к очному городскому конкурсу компьютерного творчества «Компьютерные эрудиты». Команда из 5-ти человек «Интеграл» , учащиеся второго и третьего года обучения должны представлять наше учреждение в городском конкурсе компьютерного творчества «Компьютерные эрудиты». Учащиеся выступают активными участниками процесса.
Схема проекта
Тема проекта: «Компьютерные эрудиты»
Возрастная категория: 6-8 классы
Решаемая программа: Подготовиться к конкурсу компьютерного творчества «Компьютерные эрудиты». Конкурс состоит из трёх номинаций:
1. Эрудиты 2. Операторы 3. Художники
При подготовке к конкурсу учащиеся должны повторить весь изученный теоретический и практический материал. Решать новые олимпиадные задачи любой сложности, освоить технологию работы в текстовом редакторе Word, освоить технологию работы в графическом редакторе. Применить на практике все ЗУН, полученные за время учёбы в объединение «Компьютерные технологии».
Цели: Подготовит учащихся к городскому конкурсу «Компьютерные эрудиты»
Планируемый результат: Создать команду учащихся, достойную участвовать в конкурсе «Компьютерные эрудиты».
Информационные ресурсы: Лекции, практические задания на ПК, олимпиадные задания из Интернета «Инфознайка» и др. Адрес сайта: WWW.infoznaika.ru
WWW.aij.cap.ru
Возможные социальные партнёры: Родители, общеобразовательная школа, художественная школа.
Сроки реализации: 6 месяцев
Тип проекта исследовательский.
Конкурс проходит так: команды из 5-ти человек сначала участвует в конкурсе эрудитов, потом один или два ученика работают в текстовом редакторе Word, другой работает в графическом редакторе. Получают баллы за выполненное задание в каждой номинации. Есть критерии оценок, жюри проверяют работы, ставят баллы в каждой номинации. Баллы суммируются, подводится итог и определяется победитель.
Педагог является на данном этапе консультантом. Прорабатываются различные задания по текстовому редактору: заливка страниц, вставка рисунка, вставка подложки, номера страниц, колонтитула, смайликов, даты, времени, таблицы и др. Необходимо уметь пользоваться шрифтами, абзацами, делать интервал, цвет и многое другое. Художник самостоятельно ищет пути решения задач графического редактора, его возможности и отрабатывает ЗУН практически. Делает тренировочные зарисовки на различные темы.
Результат: I командное место в первом этапе городского конкурса (отборочный тур) «Компьютерные эрудиты». I командное место в городском конкурсе и I место в личном конкурсе среди художников.
Используются все требования к методу проектов, указанные в первом примере.Контрольно-оценочная деятельность педагога в конце проекта. Он анализирует проект учащихся и даёт оценку.
Работая в команде, участники несут повышенную ответственность за результат своего труда, развиваются межличностные отношения,
проявляется направленность на саморазвитие - осознание своих потребностей, мониторинг собственного понимания. Мотивация у детей была высокая, поэтому они достигли высоких результатов. Двое детей за достигнутые успехи в данном проекте и систематическое участие во всех мероприятиях награждены поездкой на теплоходе по Волге с 8-12 июня 2015 года. Это Князев Александр 7 кл, Малкин Михаил 6кл.- учащиеся объединения «Компьютерные технологии». Педагог Долнительного Образования Миронова В.И.
Метод проектов - педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых. Активное включение школьника в создание тех или иных проектов дает ему возможность осваивать новые способы человеческой деятельности в социокультурной среде и быть успешным гражданином XXI века.
Выводы
Из всего выше написанного можно сделать следующие выводы. В современный образовательный процесс внедряются новые методы обучения, которые возрождают достижения экспериментальной педагогики прошедшего столетия, которые построены на принципе саморазвития, активности личности. В первую очередь к такому методу относят проектное обучение, использование ЭОР и мультимедийные технологии при оформлении конечного продукта. Проектное обучение помогает сформировать так называемый проектировочный стиль мышления, который соединяет в единую систему теоретические и практические составляющие деятельности человека, позволяет раскрыть, развить, реализовать творческий потенциал личности.
Информационные ресурсы
Иванова И.А. Информатика 9 кл., Практикум, Саратов, 2002 г
Березина Г.Н. Организация проектной деятельности по предмету «Информатика и ИКТ». http:// www.metod-kopilka.ru
Бойкова Л.В. Уроки информатики с элементами метода проектов. www.eidos.ru
Миронова В.И. Методическая разработка по теме: «Метод проектов». «Продлёнка» www.prodlenka.org.
WWW.infoznaika.ru, WWW.aio.cap.ruИгра – конкурс по информатике «Инфознайка» для 5-7 кл, 8-9 кл, 10-11 кл.
Научно – методический журнал «Информатика и образование» № 11 2011 год. Реализация метода проектов в процессе обучения информатике. Автор статьи С.В.Чарыкова.