kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Проектные технологии в дополнительном образовании

Нажмите, чтобы узнать подробности

Введение в педагогические технологии элементов исследовательской деятельности учащихся позволяет педагогу не только и не столько учить, сколько помогать обучающимся учиться, направлять его познавательную деятельность. Одним из наиболее распространенных видов исследовательского труда обучающихся  в процессе учения сегодня является метод проектов. Основное предназначение метода проектов состоит в предоставлении учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, требующего интеграции знаний из различных предметных областей.

Просмотр содержимого документа
«Проектные технологии в дополнительном образовании »

13



Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Центр технического творчества «Интеграл» городского округа Самара




УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ ДОД ЦТТ «Интеграл» г.о.Самара


_____________ Г.П.Железников

16.05. 2015 г.


Методическая разработка с применением новых образовательных технологий,

ЭОР в образовательном процессе


Тема






Возраст детей 13-17 лет






Автор-составитель: Миронова Валентина Ивановна

Педагог дополнительного образования




Самара, 2015 г.




Введение

Применение проектной технологии

в образовательном процессе с использованием ЭОР

на уроках объединения «Компьютерные технологии»

Введение в педагогические технологии элементов исследовательской деятельности учащихся позволяет педагогу не только и не столько учить, сколько помогать обучающимся учиться, направлять его познавательную деятельность. Одним из наиболее распространенных видов исследовательского труда обучающихся  в процессе учения сегодня является метод проектов. Основное предназначение метода проектов состоит в предоставлении учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, требующего интеграции знаний из различных предметных областей.

Актуальность метода проекта

  • Учащиеся несут ответственность за результаты своего труда.

  • Умение ставить и решать проблему.

  • Адаптивность.

  • Развиваются коммуникативные умения детей.

  • Проявляется любознательность и творческие способности учащихся.

  • Умение работать с информацией.

  • Развитие познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;

  • Формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);

  • Развитие самостоятельности, инициативы.

Эффективность метода проекта

  • Используют в своём проекте новые идеи и доводят их до других людей;

  • происходит развитие критического и системного мышления;

  • делают обоснованный выбор;

  • развиваются межличностные отношения;

  • проявляется направленность на саморазвитие - осознание своих потребностей, мониторинг собственного понимания;

  • социальная ответственность

Теоретическая часть

Что такое метод проектов?


В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Это путь познания, способ организации процесса познания. Проект – специально организованный учителем и самостоятельно выполненный учеником, комплекс действий по решению значимой проблемы, завершающихся созданием продукта. Метод проектов – это совокупность приёмов, действий учащихся в их определённой последовательности для достижения поставленной задачи и оформленной в виде конечного продукта.

Основной задачей обучения по методу проектов является исследование детьми вместе с учителем окружающей жизни. Все, что ребята делают, они должны делать сами (один, с группой, с педагогом, с другими людьми): спланировать, выполнить, проанализировать, оценить и, естественно, понимать, зачем они это сделали.

Структура проекта


  1. Актуальность. Проблема – противоречие.

  2. Цель, задачи.

  3. Гипотеза.

  4. Методы.

  5. Источники информации.

  6. Критерии оценки результата деятельности.

  7. Этапы работы по проекту с указанием исполнителей и результатов по каждому этапу.

  8. Предполагаемый результат.

  9. Перспектива проекта.

Цель метода проектов

  1. Развитие критического и творческого мышления.

  2. Принятие самостоятельного решения.

  3. Научиться работать в команде.

Критическое мышление предполагает:


    • Аналитическое мышление (анализ информации, отбор необходимых фактов, сравнение) .

    • Ассоциативное мышление (установление ассоциации с ранее изученными, знакомыми фактами).

    • Логическое мышление (умение выстраивать логику доказательности принимаемого мышления).

    • Системное мышление (умение рассматривать изучаемый объект, проблему в целостности их связей и характеристик).

Творческое мышление предполагает следующие умения:

    • Мысленного экспериментирования, пространственного воображения.

    • Самостоятельного переноса знаний для решения новой задачи, проблемы, поиска новых решений.

    • Комбинированные умения – способность комбинировать ранее известные методы.

    • Прогностические – способность предвидеть возможные последствия принимаемых решений.

Преимущества этой технологии: энтузиазм в работе, заинтересованность детей, связь с реальной жизнью, научная пытливость, умение работать в группе, самоконтроль, дисциплинированность.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных, творческих навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.

Основные требования к использованию

метода проектов


  1. Наличие значимой проблемы в исследовательско - творческом плане.

  2. Практическое применение.

  3. Самостоятельная деятельность учащегося на уроке.

  4. Структуирование содержательной части проекта с указанием этапов.

  5. Использование исследовательских методов, что предполагает:

  • Определение проблемы

  • Выдвижение гипотезы

  • Обсуждение методов исследования

  • Анализ

  • Подведение итогов и получение выводов


Сущность метода проектов

Проблема






Исследователь-ско-поисковая деятельность

Поиск способов решения

Проблемная ситуация







Прогнозирование новых проблем


Защита проекта

Оформление результата





Виды проектной деятельности



Проектная деятельность






Внеурочная деятельность


На уроке








Общешколь-ный проект

Социальный проект

Учебный проект









Совокупность методов, применяемых

в проектных технологиях



Проектная деятельность







Исследователь - ский метод

Поисковый метод


Научный метод







Мозговые атаки

Ролевые игры

Дискуссии, беседы





Этапы проектной технологии

Чтобы получить результат выделяют 4 главных этапа:

  1. Поиск и анализ проблемы.

  2. Выбор темы проекта.

  3. Планирование проектной деятельности по этапам.

  4. Сбор информации.

По длительности исполнения проекты бывают краткосрочные и долгосрочные.


Роль педагога

  • Организует деятельность детей.

  • На этапе реализации педагог выступает в качестве помощника, консультанта.

  • На заключительном этапе - контрольно-оценочная деятельность.






Описание практического опыта использования проектных технологий на уроках в объединении «Компьютерные технологии» МБОУ ДОД ЦТТ «Интеграл»

  1. Программа в методе проектов строится как серия взаимосвязанных моментов, вытекающих из тех или иных задач. Ребята должны научиться строить свою деятельность совместно с другими ребятами. Найти, добыть знания, необходимые для выполнения того или иного проекта. Таким образом, разрешая свои жизненные задачи, строя отношения друг с другом, познавая жизнь, ребята получают необходимые для этой жизни знания. Причем самостоятельно, или совместно с другими в группе, концентрируясь на живом и жизненном материале, учась разбираться путем проб и ошибок в реальной жизни.

На занятиях в своём объединении я реализую свою авторскую программу 3-х лет обучения «Компьютерные технологии», которая

1. по уровню содержания является для:

- первого года обучения - базовой;

- второго года обучения - углублённой;

- третьего года обучения - учебно–исследовательской.

  1. Форма организации детских учреждений – групповая.

  2. Возрастная категория детей – старшее звено.

  3. По степени профессиализации – допрофессионально–ориентированная программа.

  4. Приоритетное целеполагание: профессионально – ориентированная программа.

  5. По срокам реализации программа является долгосрочной – 3года.

Второй год обучения - углублённый, когда получен определённый уровень знаний в области компьютерных технологий, поэтому предполагает использование метода проектов в образовательном процессе. Проекты делаем краткосрочные, долгосрочные, групповые и личностные.

Приведу примеры. Традиционно уже много лет в учреждении дополнительного образования ежегодно проходит районный, а с 2014 года он же открытый городской конкурс компьютерного творчества: «Писатель моего детства». Каждый год темы были разные и приурочены к знаменательным датам писателей: А.С.Пушкин, И.С.Крылов, К.И.Чуковский, С.В.Михалков Н.Н.Носов и др. Учащиеся примерно за 2 месяца получают задание и начинают работать над проектом.

Схема проекта

1. Тема проекта. «Писатель моего детства»

2. Возрастная категория: 12-15 лет

  1. Решаемая программа: сделать проект на занятиях в объединении по произведению предложенного писателя. Сделать к определённой дате мультимедийную презентацю, фильм или рисунок по рассказам предложенного писателя. Стихи, басни, рассказы обучаемые выбирают каждый себе самостоятельно.

  2. Цель: 1. Создать проект на тему «Писатель моего детства, посвящённого творчеству Н.Н.Носова».

Задача: Участвовать с ним в конкурсе и занять призовое место.

  1. Планируемый результат: Сделать мультимедийную презентацию в Power Point, создать фильм в Make Mover, создать анимационную картинку или нарисовать рисунок в одном из графических редакторах по рассказам детского писателяН.Н. Носова. Среда, в которой будет работать ученик и произведение он выбирает сам.

  2. Информационные ресурсы: литература по данному писателю, рассказы, рисунки, фото, ресурсы Интернет.

  3. Возможные социальные партнёры: Родители, художественная школа.

  4. Сроки реализации:1- 2 месяца.

Объектом исследования данной работы является  использование новых образовательных технологий, электронных образовательных ресурсов и информационных технологий в образовательном процессе. Проекты могут быть личностные, а также групповые. В данном случае были личностные проекты.

Основные требования к использованию

метода проектов


  1. Наличие значимой проблемы в исследовательско - творческом плане.

  2. Практическое применение - участие в конкурсе компьютерного творчества

  3. Самостоятельная деятельность учащегося на уроке.

  4. Структуирование содержательной части проекта с указанием этапов.

  5. Использование исследовательских методов, что предполагает:

  • Определение проблемы

  • Выдвижение гипотезы

  • Обсуждение методов исследования

  • Анализ

  • Подведение итогов и получение выводов

Учащиеся самостоятельно работают с информацией, используют исследовательский метод, поисковый и др. Определяют этапы создания проекта. Каждый для себя определяет:

  • выбор темы проекта;

  • среду, в которой будет создавать свой продукт;

  • находит источники информации;

  • планирует проектную деятельность по этапам.

  • оформляет результат;

  • защита проекта – участие в конкурсе;

  • анализ проделанной работы.

Педагог выступает в роли консультанта. Советуемся по выбору темы и среды, в которой ученик будет делать свой проект. Задействован весь класс, но на конкурс будут отобраны лучшие работы. Учащиеся получают мотивацию –участие в конкурсе, хотят быть лучшими, стараются, советуются, корректируют свой продукт . Продукт - это рисунок в графическом редакторе Photoshop, мультимедийная презентация в Power Point, фильм, созданный в среде Movie Maker, анимационные картинки. По окончанию конкурса, лучшие работы, которые заняли призовые места размещают на стенд с указанием автора. Учитель анализирует проект учащихся и даёт оценку.

Характеристика учителя

  1. Тип проекта.

  2. Актуальность проекта.

  3. Степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над проектом.

  4. Степень включённости каждого в групповую работу и чёткость выполнения отведённой роли.

  5. Практическое использование предметных и общешкольных ЗУН.

  6. Количество новой информации для выполнения проекта.

  7. Степень осмысления использованной информации.

  8. Уровень сложности и степень владения использованными методами.

  9. Оригинальность идеи способа решения проблемы.

  10. Осмысление проблемы проекта и формирование цели проекта или исследования.

  11. Уровень организации и проведения презентации: устного общения, письменного отчёта, обеспечение объектами наглядности.

  12. Владение рефлексией.

  13. Творческий подход в подготовке объектов наглядности- презентации.

  14. Социальное и прикладное значение полученных результатов.

Результат: 8 учеников из класса завоёвывают призовые места в конкурсе компьютерного творчества. 4 ученика сделали мультимедийные презентации и 4 ученика нарисовали иллюстрацию в графическом редакторе Photoshop. Получают заслуженное поощрение - грамоты, дипломы, подарки, похвалу от учителя, родителей. Всё это стимулирует учащихся для участия в следующем проекте для участия в конкурсах различного уровня.

  1. Приведу другой пример групповой работы из 5 - ти человек в долгосрочном проекте. Это подготовка учащихся к городскому конкурсу компьютерного творчества «Компьютерные эрудиты». В конкурсе участвуют учащиеся 6-8 классов общеобразовательных школ города, по одной команде от каждого района города и учреждения дополнительного образования. А ранее проходит районный заочный конкурс «Компьютер наш друг», как отборочный тур городского этапа. Моя задача: подготовить команду для участия в отборочном районном туре. Занимая призовое место в первом этапе мы продолжаем готовиться к очному городскому конкурсу компьютерного творчества «Компьютерные эрудиты». Команда из 5-ти человек «Интеграл» , учащиеся второго и третьего года обучения должны представлять наше учреждение в городском конкурсе компьютерного творчества «Компьютерные эрудиты». Учащиеся выступают активными участниками процесса.

Схема проекта

  1. Тема проекта: «Компьютерные эрудиты»

  2. Возрастная категория: 6-8 классы

  3. Решаемая программа: Подготовиться к конкурсу компьютерного творчества «Компьютерные эрудиты». Конкурс состоит из трёх номинаций:

1. Эрудиты 2. Операторы 3. Художники

При подготовке к конкурсу учащиеся должны повторить весь изученный теоретический и практический материал. Решать новые олимпиадные задачи любой сложности, освоить технологию работы в текстовом редакторе Word, освоить технологию работы в графическом редакторе. Применить на практике все ЗУН, полученные за время учёбы в объединение «Компьютерные технологии».

  1. Цели: Подготовит учащихся к городскому конкурсу «Компьютерные эрудиты»

  2. Планируемый результат: Создать команду учащихся, достойную участвовать в конкурсе «Компьютерные эрудиты».

  3. Информационные ресурсы: Лекции, практические задания на ПК, олимпиадные задания из Интернета «Инфознайка» и др. Адрес сайта: WWW.infoznaika.ru

WWW.aij.cap.ru

  1. Возможные социальные партнёры: Родители, общеобразовательная школа, художественная школа.

  2. Сроки реализации: 6 месяцев

 Тип проекта исследовательский.

Конкурс проходит так: команды из 5-ти человек сначала участвует в конкурсе эрудитов, потом один или два ученика работают в текстовом редакторе Word, другой работает в графическом редакторе. Получают баллы за выполненное задание в каждой номинации. Есть критерии оценок, жюри проверяют работы, ставят баллы в каждой номинации. Баллы суммируются, подводится итог и определяется победитель.

Педагог является на данном этапе консультантом. Прорабатываются различные задания по текстовому редактору: заливка страниц, вставка рисунка, вставка подложки, номера страниц, колонтитула, смайликов, даты, времени, таблицы и др. Необходимо уметь пользоваться шрифтами, абзацами, делать интервал, цвет и многое другое. Художник самостоятельно ищет пути решения задач графического редактора, его возможности и отрабатывает ЗУН практически. Делает тренировочные зарисовки на различные темы.

Результат: I командное место в первом этапе городского конкурса (отборочный тур) «Компьютерные эрудиты». I командное место в городском конкурсе и I место в личном конкурсе среди художников.

Используются все требования к методу проектов, указанные в первом примере. Контрольно-оценочная деятельность педагога в конце проекта. Он анализирует проект учащихся и даёт оценку.

Работая в команде, участники несут повышенную ответственность за результат своего труда, развиваются межличностные отношения,

проявляется направленность на саморазвитие - осознание своих потребностей, мониторинг собственного понимания. Мотивация у детей была высокая, поэтому они достигли высоких результатов. Двое детей за достигнутые успехи в данном проекте и систематическое участие во всех мероприятиях награждены поездкой на теплоходе по Волге с 8-12 июня 2015 года. Это Князев Александр 7 кл, Малкин Михаил 6кл.- учащиеся объединения «Компьютерные технологии». Педагог Долнительного Образования Миронова В.И.

Метод проектов - педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых. Активное включение школьника в создание тех или иных проектов дает ему возможность осваивать новые способы человеческой деятельности в социокультурной среде и быть успешным гражданином XXI века.

Выводы

Из всего выше написанного можно сделать следующие выводы. В современный образовательный  процесс внедряются новые методы обучения, которые возрождают достижения экспериментальной педагогики прошедшего столетия, которые построены на принципе саморазвития, активности личности. В первую очередь к такому методу относят проектное обучение, использование ЭОР и мультимедийные технологии при оформлении конечного продукта. Проектное обучение помогает сформировать так называемый проектировочный стиль мышления, который соединяет в единую систему теоретические и практические составляющие деятельности человека, позволяет раскрыть, развить, реализовать творческий потенциал личности.

Информационные ресурсы

  1. Иванова И.А. Информатика 9 кл., Практикум, Саратов, 2002 г

  2. Березина Г.Н. Организация проектной деятельности по предмету «Информатика и ИКТ». http:// www.metod-kopilka.ru

  3. Бойкова Л.В. Уроки информатики с элементами метода проектов. www.eidos.ru

  4. Миронова В.И. Методическая разработка по теме: «Метод проектов». «Продлёнка» www.prodlenka.org.

  5. WWW.infoznaika.ru, WWW.aio.cap.ru Игра – конкурс по информатике «Инфознайка» для 5-7 кл, 8-9 кл, 10-11 кл.

  6. Научно – методический журнал «Информатика и образование» № 11 2011 год. Реализация метода проектов в процессе обучения информатике. Автор статьи С.В.Чарыкова.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Информатика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Проектные технологии в дополнительном образовании

Автор: Миронова Валентина Ивановна

Дата: 05.10.2015

Номер свидетельства: 236390

Похожие файлы

object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "ЛЕГО-ТЕХНОЛОГИЯ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДОУ "
    ["seo_title"] => string(67) "liego-tiekhnologiia-v-sistiemie-dopolnitiel-nogo-obrazovaniia-v-dou"
    ["file_id"] => string(6) "234705"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1443513879"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(165) "Организация и использование проектной деятельности в сфере дополнительного образования "
    ["seo_title"] => string(99) "orghanizatsiia-i-ispol-zovaniie-proiektnoi-dieiatiel-nosti-v-sfierie-dopolnitiel-nogho-obrazovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "117998"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1413003572"
  }
}
object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(147) "статья по теме: Творческий рост учащихся в системе дополнительного образования "
    ["seo_title"] => string(93) "stat-ia-po-tiemie-tvorchieskii-rost-uchashchikhsia-v-sistiemie-dopolnitiel-nogho-obrazovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "145366"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1418905196"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(192) "Проектные технологии как средство духовно-нравственного воспитания на уроках истории и обществознания "
    ["seo_title"] => string(117) "proiektnyie-tiekhnologhii-kak-sriedstvo-dukhovno-nravstviennogho-vospitaniia-na-urokakh-istorii-i-obshchiestvoznaniia"
    ["file_id"] => string(6) "233736"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1443200547"
  }
}
object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "Программа дополнительного образования "ИнфоРомашка" "
    ["seo_title"] => string(54) "proghramma-dopolnitiel-nogho-obrazovaniia-inforomashka"
    ["file_id"] => string(6) "129636"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1415730095"
  }
}

ПОЛУЧИТЕ БЕСПЛАТНО!!!
Личный сайт учителя
Получите в подарок сайт учителя


Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства