kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа дополнительного образования "ИнфоРомашка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

~~Актуальность настоящей дополнительной образовательной программы заключается в том, что интерес к изучению новых технологий у подрастающего поколения и у родительской общественности появляется в настоящее время уже в дошкольном и раннем школьном возрасте. Поэтому сегодня, выполняя социальный заказ общества, система дополнительного образования должна решать новую проблему - подготовить подрастающее поколение к жизни, творческой и будущей профессиональной деятельности в высокоразвитом информационном обществе.
Изучение информационных технологий в начальной школе является неотъемлемой частью современного общего образования и направлено на формирование у подрастающего поколения нового целостного миропонимания и информационного мировоззрения, понимания компьютера как современного средства обработки информации.
        Направления работы.
- развитие творческих способностей;
- художественно-эстетическое развитие;
- познавательное развитие;
Новизной и отличительной особенностью программы «ИнфоРомашка» является развитие у детей творческого и исследовательского характеров, пространственных представлений, овладение компьютерной грамотностью.
Необходимость в создании данной программы существует, так как она рассматривается как многосторонний процесс, связанный с развитием у детей творческих способностей, внимания, логического мышления и усидчивости.
Дополнительная образовательная программа «ИнфоРомашка» построена для учащихся любого начального уровня развития, включая «нулевой» и реализуется за счет внеклассной деятельности. В программе осуществлен тщательный отбор и адаптация материала для формирования предварительных знаний, способствующих восприятию основных теоретических понятий в базовом курсе информатики и информационных технологий, в соответствии с возрастными особенностями учащихся, уровнем их знаний на соответствующем уровне  и междисциплинарной интеграцией.
Программа «ИнфоРомашка»» рассчитана на детей младшего школьного возраста от 9 лет до 10 лет.
Основной целью дополнительной образовательной программы «ИнфоРомашка» является:
подготовка учащихся к эффективному использованию информационных технологий в учебной и практической деятельности, развитие творческого потенциала учащихся, подготовка к проектной деятельности, а также освоение знаний, составляющих начала представлений об информационной картине мира, информационных процессах и информационной культуре; овладение умением использовать компьютерную технику как практический инструмент для работы с информацией в учебной деятельности и повседневной жизни; воспитание интереса к информационной и коммуникативной деятельности, этическим нормам работы с информацией; воспитание бережного отношения к техническим устройствам.

Основные задачи общего учебного процесса дополнительной образовательной программы «Инфоромашка»:
? формирование общеучебных умений: логического, образного и алгоритмического мышления, развитие внимания и памяти, привитие навыков самообучения, коммуникативных умений и элементов информационной культуры, умений ориентироваться в пространственных отношениях предметов, умений работать с информацией (осуществлять передачу

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа дополнительного образования "ИнфоРомашка" »

МУ отдел образования администрации

МО Сакмарский район

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Никольская средняя общеобразовательная школа


Рассмотрено: Утверждено:

Директор МУДОД «ДДТ» Районным Экспертным Советом

_______ Г.В. Ульянова Протокол №_________

« »__________ 2014г.

Председатель районного

Экспертного совета:_______

Буянкина Ю.А.



ПРОГРАММА

дополнительного образования

«ИнфоРомашка» для 3-4 классов






Автор программы:

Сасина Мария Владимировна

учитель начальных классов

МБОУ Никольская СОШ

С.Никольское, Сакмарского района

Аннотация:

Данная программа предназначена для педагогов

Дополнительного образования при работе с детьми

Младшего школьного возраста (9-10 лет),

Срок реализации программы -2 года

Рассчитана на 66 часа:

33 часа – 3 класс

33 часа - 4 класс


2014год


Пояснительная записка

Актуальность. Актуальность настоящей дополнительной образовательной программы заключается в том, что интерес к изучению новых технологий у подрастающего поколения и у родительской общественности появляется в настоящее время уже в дошкольном и раннем школьном возрасте. Поэтому сегодня, выполняя социальный заказ общества, система дополнительного образования должна решать новую проблему - подготовить подрастающее поколение к жизни, творческой и будущей профессиональной деятельности в высокоразвитом информационном обществе.

Изучение информационных технологий в начальной школе является неотъемлемой частью современного общего образования и направлено на формирование у подрастающего поколения нового целостного миропонимания и информационного мировоззрения, понимания компьютера как современного средства обработки информации.

Направления работы.

- развитие творческих способностей;

- художественно-эстетическое развитие;

- познавательное развитие;

Новизной и отличительной особенностью программы «ИнфоРомашка» является развитие у детей творческого и исследовательского характеров, пространственных представлений, овладение компьютерной грамотностью.

Необходимость в создании данной программы существует, так как она рассматривается как многосторонний процесс, связанный с развитием у детей творческих способностей, внимания, логического мышления и усидчивости.

Дополнительная образовательная программа «ИнфоРомашка» построена для учащихся любого начального уровня развития, включая «нулевой» и реализуется за счет внеклассной деятельности. В программе осуществлен тщательный отбор и адаптация материала для формирования предварительных знаний, способствующих восприятию основных теоретических понятий в базовом курсе информатики и информационных технологий, в соответствии с возрастными особенностями учащихся, уровнем их знаний на соответствующем уровне и междисциплинарной интеграцией.

Программа «ИнфоРомашка»» рассчитана на детей младшего школьного возраста от 9 лет до 10 лет.

Основной целью дополнительной образовательной программы «ИнфоРомашка» является:

подготовка учащихся к эффективному использованию информационных технологий в учебной и практической деятельности, развитие творческого потенциала учащихся, подготовка к проектной деятельности, а также освоение знаний, составляющих начала представлений об информационной картине мира, информационных процессах и информационной культуре; овладение умением использовать компьютерную технику как практический инструмент для работы с информацией в учебной деятельности и повседневной жизни; воспитание интереса к информационной и коммуникативной деятельности, этическим нормам работы с информацией; воспитание бережного отношения к техническим устройствам.


Основные задачи общего учебного процесса дополнительной образовательной программы «Инфоромашка»:

  • формирование общеучебных умений: логического, образного и алгоритмического мышления, развитие внимания и памяти, привитие навыков самообучения, коммуникативных умений и элементов информационной культуры, умений ориентироваться в пространственных отношениях предметов, умений работать с информацией (осуществлять передачу, хранение, преобразование и поиск);

  • формирование умения выделять признаки одного предмета, выделять и обобщать признаки, свойственные предметам группы, выделять лишний предмет из группы предметов, выявлять закономерности в расположении предметов, использовать поворот фигуры при решении учебных задач, разделять фигуру на заданные части и конструировать фигуру из заданных частей по представлению;

  • формирование понятий существенных признаков предмета и группы предметов; понятия части и целого; геометрического преобразования поворота;

  • формирование умения представлять информацию различными способами (в виде чисел, текста, рисунка, таблицы, схемы), упорядочивать информацию по алфавиту и числовым значениям (возрастанию и убыванию), строить простейшие логические выражения с использованием связок "и", "или", "не", "найдется", "для всех";

  • формирование понятий "команда", "исполнитель", "алгоритм" и умений составлять алгоритмы для учебных исполнителей;

  • привитие ученикам необходимых навыков использования современных компьютерных и информационных технологий для решения учебных и практических задач..

Формы занятий:

  • Индивидуальная работа;

  • Групповая работа.

Индивидуальная работа учащихся во внеурочное время заключается в том, что под общим руководством педагога младшие школьники самостоятельно выполняют интересующие их задания. Тематика, содержание, сложность и трудоемкость этих заданий должны подбираться с учетом возрастных особенностей младших школьников и возможностей обеспечения их всем необходимым для успешного выполнения намеченных планов.

Групповая работа заключается в том, что под общим руководством педагога младшие школьники выполняют задания в группе.

Режим занятий

Занятия проводятся 1 раз в неделю по 45 минут, количество часов по 1 часу в неделю в 3 и 4 классе, 66 часов в год.

Форма подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы «ИнфоРомашка» – игры, соревнования, конкурсы, марафон.

Прогнозируемые результаты и способы их проверки.

В результате изучения данной дополнительной программы учащиеся должны знать:

  • роль информации в деятельности человека;

  • источники информации (книги, пресса, радио и телевидение, Интернет, устные сообщения);

  • виды информации (текстовая, числовая, графическая, звуковая), свойства информации;

  • овладеть правилами поведения в компьютерном классе и элементарными действиями с компьютером (включение, выключение, сохранение информации на диске, вывод информации на печать);

  • понимать роль компьютера в жизни и деятельности человека;

  • познакомиться с названиями составных частей компьютера (монитор, клавиатура, мышь, системный блок и пр.);

  • познакомиться с основными аппаратными средствами создания и обработки графических и текстовых информационных объектов (мышь, клавиатура, монитор, принтер) и с назначением каждого из них;

  • научиться представлять информацию на экране компьютера с мощью клавиатуры и мыши: печатать простой текст в текстовом редакторе, изображать простые геометрические фигуры в цвете с помощью графического редактора;

  • узнать правила работы текстового редактора и освоить его возможности;

  • узнать правила работы графического редактора и освоить его возможности (освоить технологию обработки графических объектов);

  • типы информации, воспринимаемой человеком с помощью органов чувств (зрительная, звуковая, обонятельная, вкусовая и тактильная);

  • способы работы с информацией, заключающиеся в передаче, поиске, обработке, хранении;

  • понятия алгоритма, исполнителя;

  • назначение основных устройств компьютера (устройства ввода/вывода, хранения, передачи и обработки информации);

  • этические правила и нормы, применяемые при работе с информацией, и правила безопасного поведения при работе с компьютерами.

Учащиеся должны уметь:

  • ориентироваться в пространственных отношениях предметов;

  • выделять признак, по которому произведена классификация предметов; находить закономерность в ряду предметов или чисел и продолжать этот ряд с учетом выявленной закономерности;

  • выявлять причинно-следственные связи и решать задачи, связанные
    с анализом исходных данных;

  • решать логические задачи;

  • решать задачи, связанные с построением симметричных изображений несложных геометрических фигур;

  • осуществлять поиск информации в словарях, справочниках, энциклопедиях, каталогах; использовать ссылки, научиться понимать «Справку» в различном ПО;

  • организовать одну и ту же информацию различными способами: в виде текста, рисунка, схемы, таблицы в пределах изученного материала;

  • выделять истинные и ложные высказывания, делать выводы из пары посылок; выделять элементарные и сложные высказывания, строить простейшие логические выражения с использованием связок "и", "или", "не", "найдется", "для всех";

  • исполнять и составлять несложные алгоритмы для изученных исполнителей;

  • вводить текст, используя клавиатуру компьютера.

  • использовать информацию для построения умозаключений;

  • понимать и создавать самостоятельно точные и понятные инструкции при решении учебных задач и в повседневной жизни

  • работать с наглядно представленными на экране информационными объектами, применяя мышь и клавиатуру;

  • уверенно вводить текст с помощью клавиатуры;

  • создавать и преобразовывать информацию, представленную в виде текста и таблиц;

  • производить поиск по заданному условию;

  • готовить к защите и защищать небольшие проекты по заданной теме.



Учащиеся должны уметь использовать приобретенные знания и умения
в учебной деятельности и повседневной жизни:

  • готовить сообщения с использованием различных источников информации: книг, прессы, радио, телевидения, устных сообщений и др.;

  • применять точную и понятную инструкцию при решении учебных задач и в повседневной жизни;

  • придерживаться этических правил и норм, применяемых при работе с информацией, применять правила безопасного поведения при работе с компьютерами.

  • Способами проверки ожидаемых результатов служат: текущий контроль (опрос, проверка заданий на ПК), игры. Система оценивания – безотметочная. Используется только словесная оценка достижений учащихся.



Учебно-тематический план
3 класс



Наименование
разделов и тем

общее количество учебных часов

в том числе

теоретичес-ких

практичес-ких

1

Вводный раздел. Компьютерная грамотность

9

5

1.1

Правила поведения и техника безопасности в кабинете ИВТ

1

1

 

1.2

Некоторые устройства и возможности персональных компьютеров — сказка "Компьютерная школа" Что умеет делать компьютер? Из чего состоит компьютер?

2

1

1

1.3

Понятие и назначение курсора.
Управление мышью.

1

0,5

0,5

1.4

Клавиатура.
Упражнения из серии «Ловкие ручки»

2

0,5

1,5

1.5

Знакомство с графическим редактором Paint. Интерфейс графического редактора, инструменты, палитра цветов, графические примитивы.

3

1

2

2

Формальное описание предметов

9

 6

2.1

Выделение существенных признаков предмета

1

 

1

2.2

Выделение существенных признаков группы предметов: общее и особенное

2

1

1

2.3

Выявление закономерностей в расположении предметов

2


2

2.4

Понятие множества

1

1

 

2.5

Вложенность и пересечение множеств

3

1

2

3

Введение в логику

16

 8

 8

3.1

Упражнения на развитие внимания

2

1

1

3.2

Логика и конструирование

2

1

1

3.3

Симметрия

2

1

1

3.4

Пропедевтика отрицания

2

1

1

3.5


2

1

1

3.6

Закономерность в ряду предметов или чисел.

2

1

1

3.7

Выявление причинно-следственных связей.

2

1

1

3.8

Решение логических задач

1


1

Итого


33

14

19



Учебно-тематический план

4 класс

Наименование
разделов и тем

общее количество учебных часов

в том числе

теоретических

практических

1

Компьютерная грамотность

13

5

7

1.1

Правила ТБ. Краткая история создания ПК. Назначение и принципы работы..

Загрузка ОС и порядок завершения работы. Удобства графического интерфейса. Рабочий стол. Панель задач.

1

1


1.2

1


1

1.3

Окно — как основное понятие. Режим работы окна.

2

1

1

1.4

Представление о файловой системе. Каталоги. Папки.

3

1

2

1.5

Поиск, копирование, перемещение, удаление файлов и папок.


3

1

2

1.6

Буфер обмена. Работа с группой объектов.


2


1


1

2

Логика и информация. Информация.

10

 4

2.1

Что такое информация?
Виды информации

2

1

1

2.2

Способы передачи и получения информации

1

 

2.3

Кодирование и декодирование информации

2

1

1

2.4

Логические концовки

2

1

1

2.5

Истинные и ложные высказывания, выводы из пары посылок; простейшие логические выражения с использованием связок "и", "или", "не", "найдется", "для всех"

3

1

2

3

Алгоритмы и исполнители

11

 5

3.1

Понятие алгоритма и исполнителя.
Примеры алгоритмов

2

1

1

3.2

Алгоритмы в математике и русском языке

2

1

1

3.3

Способы записи алгоритмов

1

1

 

3.4

Работа в алгоритмической среде

6

2

4

Итого

33

14

19


Содержание программы:
3 класс -33 часа

Вводный раздел . Компьютерная грамотность. (9ч)
Правила поведения и техника безопасности в кабинете ИВТ. Что умеет делать компьютер? Из чего состоит компьютер? Понятие и назначение курсора.  Управление мышью. Клавиатура. Упражнения из серии «Ловкие ручки»
Формальное описание предметов (9 ч)
Выделение существенных признаков предмета. Выделение существенных признаков группы предметов: общее и особенное. Выявление закономерностей в расположении предметов. Понятие множества. Вложенность и пересечение множеств
Введение в логику (15 ч)
Упражнения на развитие внимания. Логика и конструирование. Симметрия. Пропедевтика отрицания
Решение логических задач

4 класс -33 ч

Компьютерная грамотность (12 ч).
Краткая история создания. Назначение и принципы работы. Загрузка и порядок завершения работы. Удобства графического интерфейса. Рабочий стол. Панель задач. Окно — как основное понятие. Режимы работы окон. Типы окон. Структура окон различных типов. Представление о файловой системе. Каталоги. Папки. Поиск, копирование, перемещение, удаление файлов и папок. Буфер обмена. Работа с группой объектов.

Логика и информация . Информация. (10 ч)
Что такое информация? Виды информации. Способы передачи и получения информации. Логические концовки. Истинные и ложные высказывания, выводы из пары посылок; простейшие логические выражения с использованием связок "и", "или", "не", "найдется", "для всех". Кодирование и декодирование информации.
Алгоритмы и исполнители (11 ч)
Понятие алгоритма и исполнителя. Примеры алгоритмов. Алгоритмы в математике и русском языке. Способы записи алгоритмов. Работа в алгоритмической среде.


Ресурсное обеспечение

Занятия кружка «ИнфоРомашка » проводятся один раз в неделю в компьютерном классе. Форма занятий – групповая и индивидуальная.

Занятия кружка проводит педагог дополнительного образования Сасиной Марии Владимировны. Она 2 года работает учителем информатики в профильном физико-математическом классе. Имеет высшее педагогическое образование.

Материально-техническое обеспечение:

Компьютеры, мультимедиа, колонки, web-камера, микрофон, интерактивная доска.

В целях лучшего зрительного восприятия прослушанного материала по темам, в работе кружка используются:

  • плакаты по рассматриваемой теме;

  • дидактические пособия;

  • книги;

  • CD: «Мир информатики» 1-й год обучения. Кирилл и Мефодий;

  • CD: «Мир информатики» 2-й год обучения. Кирилл и Мефодий.


Программа обеспечена такими методическими видами продукции как: разработки игр, бесед, конкурсов.



Литература для учителя

  1. С.Н.Тур, Т.П.Бокучава «Первые шаги в мире информатики». Методическое пособие для учителей 1-4 классов. Санкт-Петербург, 2009 год

  2. И.Л.Никольская, Л.И.Тигранова «Гимнастика для ума», Москва, «Просвещение. Учебная литература», 1997 год

  3. Гольцман М., Дуванов А., Зайдельман Я., Первин Ю. Арифметические исполнители // Информатика и образование. № 6, 1990, с. 3—12. 

  4. Гольцман М., Дуванов А., Зайдельман Я., Первин Ю. Информация вокруг нас // Информатика и образование. № 1, 1990, с. 29—38. 

  5. Гольцман М., Дуванов А., Зайдельман Я., Первин Ю. Исполнители // Информатика и образование. № 4, 1990, с. 17—25. 

Литература для учащихся и родителей

  1. Сборник «Задачи для развития логики».

  2. «Компьютер для детей», Москва, АСТ-Пресс, 2009 год



Примерный комплекс упражнений для глаз:

1. Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1-4, затем раскрыть глаза, расслабить мышцы глаз, посмотреть вдаль а счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
2. Посмотреть на переносицу и задержать взгляд на счет 1-4. До усталости глаза не доводить. Затем посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
3. Не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд на счет 1-4, затем посмотреть вдаль прямо на счет 1-С. Аналогичным образом проводятся упражнения с фиксацией взгляда плево, вверх и вниз. Повторить 3-4 раза.
4. Перевести взгляд быстро по диагонали: направо вверх — налево вниз, потом прямо вдаль на счет 1-6, затем налево вверх — направо вниз и посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
Проведение гимнастики для глаз не исключает проведение физкультминутки. Регулярное проведение упражнений для глаз и физкультминуток эффективно снижает зрительное и статическое напряжение.





Приложение.

Календарно-тематическое планирование

3 класс

п/п

Тема занятия

Всего

Теория

Практика

Характеристика деятельности учащихся

Дата проведения


Вводный раздел. Компьютерная грамотность

9

5



1

Правила поведения и техника безопасности в кабинете ИВТ

1

1

 

Работа с презентацией, подготовленной учителем


2-3

Некоторые устройства и возможности персональных компьютеров — сказка "Компьютерная школа" Что умеет делать компьютер? Из чего состоит компьютер?

2

1

1

Просмотр презентации, подготовленной педагогом. Пакет «Фантазия», программа "Демонстрация"


4

Понятие и назначение курсора.
Управление мышью.

1

0,5

0,5

Знакомство с клавиатурой, мышкой, работа за компьютером


5-6

Клавиатура.
Упражнения из серии «Ловкие ручки»

2

0,5

1,5

Работа с программой «Клавиатурный тренажер»


7-9

Знакомство с графическим редактором Paint. Интерфейс графического редактора, инструменты, палитра цветов, графические примитивы.

3

1

2

Работа в среде графического редактора Paint



Формальное описание предметов

9

 6



10

Выделение существенных признаков предмета

1

 

1

Пакет «Winter», программ «Кто с нами»


11-12

Выделение существенных признаков группы предметов: общее и особенное

2

1

1

Пакет «Фантазия», программа «Третий лишний»


13-14

Выявление закономерностей в расположении предметов

2


2

Пакет «Фантазия», программа «Игры со словами»


15

Понятие множества

1

1

 

Пакет «Фантазия», программа «Множества»


16-18

Вложенность и пересечение множеств

3

1

2

Пакет «Фантазия», программа «Множества»



Введение в логику

16

 8

 8



19-20

Упражнения на развитие внимания

2

1

1

Пакет «Фантазия», программа «Внимание»


21-22

Логика и конструирование

2

1

1

Пакет «Фантазия», программа «Россыпь»


23-24

Симметрия

2

1

1

Пакет «Фантазия», программа «Зазеркалье»


25-26

Использование аналогии в обучении

2

1

1

Пакет «Фантазия», программа «Внимание», рисование по образцу


27-28

Пропедевтика отрицания

2

1

1



29-30

Закономерность в ряду предметов или чисел.

2

1

1

Пакет «Фантазия», программа «Алгоритмы», выбор алгоритма для ряда чисел, выбор чисел для алгоритма


31-32

Выявление причинно-следственных связей.

2

1

1

Пакет «Фантазия», программа «Логика», истинные и ложные высказывания


33

Решение логических задач

1


1

Пакет «Фантазия», программа «Логика», выводы из пары утверждений








Календарно-тематическое планирование

4 класс

п/п

Тема занятия

Всего

Теория

Практика

Характеристика деятельности учащихся

Дата проведения


Компьютерная грамотность

13

5

7



1-

2

Правила ТБ. Краткая история создания ПК. Назначение и принципы работы. Загрузка ОС и порядок завершения работы.

Удобства графического интерфейса. Рабочий стол. Панель задач.


2


1


1

Работа с презентацией, подготовленной педагогом

Дублирование учителя, работа за компьютером



3-4

Окно — как основное понятие. Режим работы окна.

2

1

1

Дублирование учителя, работа за компьютером


5-7

Представление о файловой системе. Каталоги. Папки.

3

1

2

Дублирование учителя, работа за компьютером


8-10

Поиск, копирование, перемещение, удаление файлов и папок.

3

1

2

Выполнение работы


11-12

Примеры графических редакторов. Рисование, стирание, точек, линий, фигур. Заливка цветом.


2


1


1

Творческая работа в графическом редакторе Paint



Логика и информация. Информация.

10

 4



13-14

Что такое информация?
Виды информации

2

1

1

Работа с презентацией, подготовленной педагогом


15

Способы передачи и получения информации

1

 

Работа с информацией


16-17

Кодирование и декодирование информации

2

1

1

Пает «Фантазия», программа «Криптограммы»


18-19

Логические концовки

2

1

1

программа «Логика»


20-22

Истинные и ложные высказывания, выводы из пары посылок; простейшие логические выражения с использованием связок "и", "или", "не", "найдется", "для всех"

3

1

2

программа «Логика»



Алгоритмы и исполнители

11

 5



23-24

Понятие алгоритма и исполнителя.
Примеры алгоритмов

2

1

1



25-26

Алгоритмы в математике и русском языке

2

1

1



27

Способы записи алгоритмов

1

1

 

Пакет «Информатика», знакомство со способами записи алгоритмов


28-33

Работа в алгоритмической среде

6

2

4














Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Информатика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Программа дополнительного образования "ИнфоРомашка"

Автор: Сасина Мария Владимировна

Дата: 11.11.2014

Номер свидетельства: 129636


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства