Программа дополнительного образования "ИнфоРомашка"
Программа дополнительного образования "ИнфоРомашка"
~~Актуальность настоящей дополнительной образовательной программы заключается в том, что интерес к изучению новых технологий у подрастающего поколения и у родительской общественности появляется в настоящее время уже в дошкольном и раннем школьном возрасте. Поэтому сегодня, выполняя социальный заказ общества, система дополнительного образования должна решать новую проблему - подготовить подрастающее поколение к жизни, творческой и будущей профессиональной деятельности в высокоразвитом информационном обществе.
Изучение информационных технологий в начальной школе является неотъемлемой частью современного общего образования и направлено на формирование у подрастающего поколения нового целостного миропонимания и информационного мировоззрения, понимания компьютера как современного средства обработки информации.
Направления работы.
- развитие творческих способностей;
- художественно-эстетическое развитие;
- познавательное развитие;
Новизной и отличительной особенностью программы «ИнфоРомашка» является развитие у детей творческого и исследовательского характеров, пространственных представлений, овладение компьютерной грамотностью.
Необходимость в создании данной программы существует, так как она рассматривается как многосторонний процесс, связанный с развитием у детей творческих способностей, внимания, логического мышления и усидчивости.
Дополнительная образовательная программа «ИнфоРомашка» построена для учащихся любого начального уровня развития, включая «нулевой» и реализуется за счет внеклассной деятельности. В программе осуществлен тщательный отбор и адаптация материала для формирования предварительных знаний, способствующих восприятию основных теоретических понятий в базовом курсе информатики и информационных технологий, в соответствии с возрастными особенностями учащихся, уровнем их знаний на соответствующем уровне и междисциплинарной интеграцией.
Программа «ИнфоРомашка»» рассчитана на детей младшего школьного возраста от 9 лет до 10 лет.
Основной целью дополнительной образовательной программы «ИнфоРомашка» является:
подготовка учащихся к эффективному использованию информационных технологий в учебной и практической деятельности, развитие творческого потенциала учащихся, подготовка к проектной деятельности, а также освоение знаний, составляющих начала представлений об информационной картине мира, информационных процессах и информационной культуре; овладение умением использовать компьютерную технику как практический инструмент для работы с информацией в учебной деятельности и повседневной жизни; воспитание интереса к информационной и коммуникативной деятельности, этическим нормам работы с информацией; воспитание бережного отношения к техническим устройствам.
Основные задачи общего учебного процесса дополнительной образовательной программы «Инфоромашка»:
? формирование общеучебных умений: логического, образного и алгоритмического мышления, развитие внимания и памяти, привитие навыков самообучения, коммуникативных умений и элементов информационной культуры, умений ориентироваться в пространственных отношениях предметов, умений работать с информацией (осуществлять передачу
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа дополнительного образования "ИнфоРомашка" »
МУ отдел образования администрации
МО Сакмарский район
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Никольская средняя общеобразовательная школа
Рассмотрено: Утверждено:
Директор МУДОД «ДДТ» Районным Экспертным Советом
_______ Г.В. Ульянова Протокол №_________
« »__________ 2014г.
Председатель районного
Экспертного совета:_______
Буянкина Ю.А.
ПРОГРАММА
дополнительного образования
«ИнфоРомашка» для 3-4 классов
Автор программы:
Сасина Мария Владимировна
учитель начальных классов
МБОУ Никольская СОШ
С.Никольское, Сакмарского района
Аннотация:
Данная программа предназначена для педагогов
Дополнительного образования при работе с детьми
Младшего школьного возраста (9-10 лет),
Срок реализации программы -2 года
Рассчитана на 66 часа:
33 часа – 3 класс
33 часа - 4 класс
2014год
Пояснительная записка
Актуальность. Актуальность настоящей дополнительной образовательной программы заключается в том, что интерес к изучению новых технологий у подрастающего поколения и у родительской общественности появляется в настоящее время уже в дошкольном и раннем школьном возрасте. Поэтому сегодня, выполняя социальный заказ общества, система дополнительного образования должна решать новую проблему - подготовить подрастающее поколение к жизни, творческой и будущей профессиональной деятельности в высокоразвитом информационном обществе.
Изучение информационных технологий в начальной школе является неотъемлемой частью современного общего образования и направлено на формирование у подрастающего поколения нового целостного миропонимания и информационного мировоззрения, понимания компьютера как современного средства обработки информации.
Направления работы.
- развитие творческих способностей;
- художественно-эстетическое развитие;
- познавательное развитие;
Новизной и отличительной особенностью программы «ИнфоРомашка» является развитие у детей творческого и исследовательского характеров, пространственных представлений, овладение компьютерной грамотностью.
Необходимость в создании данной программы существует, так как она рассматривается как многосторонний процесс, связанный с развитием у детей творческих способностей, внимания, логического мышления и усидчивости.
Дополнительная образовательная программа «ИнфоРомашка» построена для учащихся любого начального уровня развития, включая «нулевой» и реализуется за счет внеклассной деятельности. В программе осуществлен тщательный отбор и адаптация материала для формирования предварительных знаний, способствующих восприятию основных теоретических понятий в базовом курсе информатики и информационных технологий, в соответствии с возрастными особенностями учащихся, уровнем их знаний на соответствующем уровне и междисциплинарной интеграцией.
Программа «ИнфоРомашка»» рассчитана на детей младшего школьного возраста от 9 лет до 10 лет.
Основной целью дополнительной образовательной программы «ИнфоРомашка» является:
подготовка учащихся к эффективному использованию информационных технологий в учебной и практической деятельности, развитие творческого потенциала учащихся, подготовка к проектной деятельности, а также освоение знаний, составляющих начала представлений об информационной картине мира, информационных процессах и информационной культуре; овладение умением использовать компьютерную технику как практический инструмент для работы с информацией в учебной деятельности и повседневной жизни; воспитание интереса к информационной и коммуникативной деятельности, этическим нормам работы с информацией; воспитание бережного отношения к техническим устройствам.
Основные задачи общего учебного процесса дополнительной образовательной программы «Инфоромашка»:
формирование общеучебных умений: логического, образного и алгоритмического мышления, развитие внимания и памяти, привитие навыков самообучения, коммуникативных умений и элементов информационной культуры, умений ориентироваться в пространственных отношениях предметов, умений работать с информацией (осуществлять передачу, хранение, преобразование и поиск);
формирование умения выделять признаки одного предмета, выделять и обобщать признаки, свойственные предметам группы, выделять лишний предмет из группы предметов, выявлять закономерности в расположении предметов, использовать поворот фигуры при решении учебных задач, разделять фигуру на заданные части и конструировать фигуру из заданных частей по представлению;
формирование понятий существенных признаков предмета и группы предметов; понятия части и целого; геометрического преобразования поворота;
формирование умения представлять информацию различными способами (в виде чисел, текста, рисунка, таблицы, схемы), упорядочивать информацию по алфавиту и числовым значениям (возрастанию и убыванию), строить простейшие логические выражения с использованием связок "и", "или", "не", "найдется", "для всех";
формирование понятий "команда", "исполнитель", "алгоритм" и умений составлять алгоритмы для учебных исполнителей;
привитие ученикам необходимых навыков использования современных компьютерных и информационных технологий для решения учебных и практических задач..
Формы занятий:
Индивидуальная работа;
Групповая работа.
Индивидуальная работа учащихся во внеурочное время заключается в том, что под общим руководством педагога младшие школьники самостоятельно выполняют интересующие их задания. Тематика, содержание, сложность и трудоемкость этих заданий должны подбираться с учетом возрастных особенностей младших школьников и возможностей обеспечения их всем необходимым для успешного выполнения намеченных планов.
Групповая работа заключается в том, что под общим руководством педагога младшие школьники выполняют задания в группе.
Режим занятий
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 45 минут, количество часов по 1 часу в неделю в 3 и 4 классе, 66 часов в год.
Форма подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы «ИнфоРомашка» – игры, соревнования, конкурсы, марафон.
Прогнозируемые результаты и способы их проверки.
В результате изучения данной дополнительной программы учащиеся должны знать:
роль информации в деятельности человека;
источники информации (книги, пресса, радио и телевидение, Интернет, устные сообщения);
виды информации (текстовая, числовая, графическая, звуковая), свойства информации;
овладеть правилами поведения в компьютерном классе и элементарными действиями с компьютером (включение, выключение, сохранение информации на диске, вывод информации на печать);
понимать роль компьютера в жизни и деятельности человека;
познакомиться с названиями составных частей компьютера (монитор, клавиатура, мышь, системный блок и пр.);
познакомиться с основными аппаратными средствами создания и обработки графических и текстовых информационных объектов (мышь, клавиатура, монитор, принтер) и с назначением каждого из них;
научиться представлять информацию на экране компьютера с мощью клавиатуры и мыши: печатать простой текст в текстовом редакторе, изображать простые геометрические фигуры в цвете с помощью графического редактора;
узнать правила работы текстового редактора и освоить его возможности;
узнать правила работы графического редактора и освоить его возможности (освоить технологию обработки графических объектов);
типы информации, воспринимаемой человеком с помощью органов чувств (зрительная, звуковая, обонятельная, вкусовая и тактильная);
способы работы с информацией, заключающиеся в передаче, поиске, обработке, хранении;
понятия алгоритма, исполнителя;
назначение основных устройств компьютера (устройства ввода/вывода, хранения, передачи и обработки информации);
этические правила и нормы, применяемые при работе с информацией, и правила безопасного поведения при работе с компьютерами.
Учащиеся должны уметь:
ориентироваться в пространственных отношениях предметов;
выделять признак, по которому произведена классификация предметов; находить закономерность в ряду предметов или чисел и продолжать этот ряд с учетом выявленной закономерности;
выявлять причинно-следственные связи и решать задачи, связанные с анализом исходных данных;
решать логические задачи;
решать задачи, связанные с построением симметричных изображений несложных геометрических фигур;
осуществлять поиск информации в словарях, справочниках, энциклопедиях, каталогах; использовать ссылки, научиться понимать «Справку» в различном ПО;
организовать одну и ту же информацию различными способами: в виде текста, рисунка, схемы, таблицы в пределах изученного материала;
выделять истинные и ложные высказывания, делать выводы из пары посылок; выделять элементарные и сложные высказывания, строить простейшие логические выражения с использованием связок "и", "или", "не", "найдется", "для всех";
исполнять и составлять несложные алгоритмы для изученных исполнителей;
вводить текст, используя клавиатуру компьютера.
использовать информацию для построения умозаключений;
понимать и создавать самостоятельно точные и понятные инструкции при решении учебных задач и в повседневной жизни
работать с наглядно представленными на экране информационными объектами, применяя мышь и клавиатуру;
уверенно вводить текст с помощью клавиатуры;
создавать и преобразовывать информацию, представленную в виде текста и таблиц;
производить поиск по заданному условию;
готовить к защите и защищать небольшие проекты по заданной теме.
Учащиеся должны уметь использовать приобретенные знания и умения в учебной деятельности и повседневной жизни:
готовить сообщения с использованием различных источников информации: книг, прессы, радио, телевидения, устных сообщений и др.;
применять точную и понятную инструкцию при решении учебных задач и в повседневной жизни;
придерживаться этических правил и норм, применяемых при работе с информацией, применять правила безопасного поведения при работе с компьютерами.
Способами проверки ожидаемых результатов служат: текущий контроль (опрос, проверка заданий на ПК), игры. Система оценивания – безотметочная. Используется только словесная оценка достижений учащихся.
Учебно-тематический план 3 класс
№
Наименование разделов и тем
общее количество учебных часов
в том числе
теоретичес-ких
практичес-ких
1
Вводный раздел. Компьютерная грамотность
9
4
5
1.1
Правила поведения и техника безопасности в кабинете ИВТ
1
1
1.2
Некоторые устройства и возможности персональных компьютеров — сказка "Компьютерная школа" Что умеет делать компьютер? Из чего состоит компьютер?
2
1
1
1.3
Понятие и назначение курсора. Управление мышью.
1
0,5
0,5
1.4
Клавиатура. Упражнения из серии «Ловкие ручки»
2
0,5
1,5
1.5
Знакомство с графическим редактором Paint. Интерфейс графического редактора, инструменты, палитра цветов, графические примитивы.
3
1
2
2
Формальное описание предметов
9
3
6
2.1
Выделение существенных признаков предмета
1
1
2.2
Выделение существенных признаков группы предметов: общее и особенное
2
1
1
2.3
Выявление закономерностей в расположении предметов
2
2
2.4
Понятие множества
1
1
2.5
Вложенность и пересечение множеств
3
1
2
3
Введение в логику
16
8
8
3.1
Упражнения на развитие внимания
2
1
1
3.2
Логика и конструирование
2
1
1
3.3
Симметрия
2
1
1
3.4
Пропедевтика отрицания
2
1
1
3.5
2
1
1
3.6
Закономерность в ряду предметов или чисел.
2
1
1
3.7
Выявление причинно-следственных связей.
2
1
1
3.8
Решение логических задач
1
1
Итого
33
14
19
Учебно-тематический план
4 класс
№
Наименование разделов и тем
общее количество учебных часов
в том числе
теоретических
практических
1
Компьютерная грамотность
13
5
7
1.1
Правила ТБ. Краткая история создания ПК. Назначение и принципы работы..
Загрузка ОС и порядок завершения работы. Удобства графического интерфейса. Рабочий стол. Панель задач.
1
1
1.2
1
1
1.3
Окно — как основное понятие. Режим работы окна.
2
1
1
1.4
Представление о файловой системе. Каталоги. Папки.
3
1
2
1.5
Поиск, копирование, перемещение, удаление файлов и папок.
3
1
2
1.6
Буфер обмена. Работа с группой объектов.
2
1
1
2
Логика и информация. Информация.
10
4
6
2.1
Что такое информация? Виды информации
2
1
1
2.2
Способы передачи и получения информации
1
1
2.3
Кодирование и декодирование информации
2
1
1
2.4
Логические концовки
2
1
1
2.5
Истинные и ложные высказывания, выводы из пары посылок; простейшие логические выражения с использованием связок "и", "или", "не", "найдется", "для всех"
3
1
2
3
Алгоритмы и исполнители
11
5
6
3.1
Понятие алгоритма и исполнителя. Примеры алгоритмов
2
1
1
3.2
Алгоритмы в математике и русском языке
2
1
1
3.3
Способы записи алгоритмов
1
1
3.4
Работа в алгоритмической среде
6
2
4
Итого
33
14
19
Содержание программы: 3 класс -33 часа
Вводный раздел . Компьютерная грамотность. (9ч) Правила поведения и техника безопасности в кабинете ИВТ. Что умеет делать компьютер? Из чего состоит компьютер? Понятие и назначение курсора. Управление мышью. Клавиатура. Упражнения из серии «Ловкие ручки» Формальное описание предметов (9 ч) Выделение существенных признаков предмета. Выделение существенных признаков группы предметов: общее и особенное. Выявление закономерностей в расположении предметов. Понятие множества. Вложенность и пересечение множеств Введение в логику (15 ч) Упражнения на развитие внимания. Логика и конструирование. Симметрия. Пропедевтика отрицания Решение логических задач
4 класс -33 ч
Компьютерная грамотность(12 ч). Краткая история создания. Назначение и принципы работы. Загрузка и порядок завершения работы. Удобства графического интерфейса. Рабочий стол. Панель задач. Окно — как основное понятие. Режимы работы окон. Типы окон. Структура окон различных типов. Представление о файловой системе. Каталоги. Папки. Поиск, копирование, перемещение, удаление файлов и папок. Буфер обмена. Работа с группой объектов.
Логика и информация . Информация. (10 ч) Что такое информация? Виды информации. Способы передачи и получения информации. Логические концовки. Истинные и ложные высказывания, выводы из пары посылок; простейшие логические выражения с использованием связок "и", "или", "не", "найдется", "для всех". Кодирование и декодирование информации. Алгоритмы и исполнители (11 ч) Понятие алгоритма и исполнителя. Примеры алгоритмов. Алгоритмы в математике и русском языке. Способы записи алгоритмов. Работа в алгоритмической среде.
Ресурсное обеспечение
Занятия кружка «ИнфоРомашка » проводятся один раз в неделю в компьютерном классе. Форма занятий – групповая и индивидуальная.
Занятия кружка проводит педагог дополнительного образования Сасиной Марии Владимировны. Она 2 года работает учителем информатики в профильном физико-математическом классе. Имеет высшее педагогическое образование.
В целях лучшего зрительного восприятия прослушанного материала по темам, в работе кружка используются:
плакаты по рассматриваемой теме;
дидактические пособия;
книги;
CD: «Мир информатики» 1-й год обучения. Кирилл и Мефодий;
CD: «Мир информатики» 2-й год обучения. Кирилл и Мефодий.
Программа обеспечена такими методическими видами продукции как: разработки игр, бесед, конкурсов.
Литература для учителя
С.Н.Тур, Т.П.Бокучава «Первые шаги в мире информатики». Методическое пособие для учителей 1-4 классов. Санкт-Петербург, 2009 год
И.Л.Никольская, Л.И.Тигранова «Гимнастика для ума», Москва, «Просвещение. Учебная литература», 1997 год
Гольцман М., Дуванов А., Зайдельман Я., Первин Ю. Арифметические исполнители // Информатика и образование. № 6, 1990, с. 3—12.
Гольцман М., Дуванов А., Зайдельман Я., Первин Ю. Информация вокруг нас // Информатика и образование. № 1, 1990, с. 29—38.
Гольцман М., Дуванов А., Зайдельман Я., Первин Ю. Исполнители // Информатика и образование. № 4, 1990, с. 17—25.
Литература для учащихся и родителей
Сборник «Задачи для развития логики».
«Компьютер для детей», Москва, АСТ-Пресс, 2009 год
Примерный комплекс упражнений для глаз:
1. Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1-4, затем раскрыть глаза, расслабить мышцы глаз, посмотреть вдаль а счет 1-6. Повторить 4-5 раз. 2. Посмотреть на переносицу и задержать взгляд на счет 1-4. До усталости глаза не доводить. Затем посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз. 3. Не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд на счет 1-4, затем посмотреть вдаль прямо на счет 1-С. Аналогичным образом проводятся упражнения с фиксацией взгляда плево, вверх и вниз. Повторить 3-4 раза. 4. Перевести взгляд быстро по диагонали: направо вверх — налево вниз, потом прямо вдаль на счет 1-6, затем налево вверх — направо вниз и посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз. Проведение гимнастики для глаз не исключает проведение физкультминутки. Регулярное проведение упражнений для глаз и физкультминуток эффективно снижает зрительное и статическое напряжение.
Приложение.
Календарно-тематическое планирование
3 класс
№
п/п
Тема занятия
Всего
Теория
Практика
Характеристика деятельности учащихся
Дата проведения
Вводный раздел. Компьютерная грамотность
9
4
5
1
Правила поведения и техника безопасности в кабинете ИВТ
1
1
Работа с презентацией, подготовленной учителем
2-3
Некоторые устройства и возможности персональных компьютеров — сказка "Компьютерная школа" Что умеет делать компьютер? Из чего состоит компьютер?
2
1
1
Просмотр презентации, подготовленной педагогом. Пакет «Фантазия», программа "Демонстрация"
4
Понятие и назначение курсора. Управление мышью.
1
0,5
0,5
Знакомство с клавиатурой, мышкой, работа за компьютером
5-6
Клавиатура. Упражнения из серии «Ловкие ручки»
2
0,5
1,5
Работа с программой «Клавиатурный тренажер»
7-9
Знакомство с графическим редактором Paint. Интерфейс графического редактора, инструменты, палитра цветов, графические примитивы.
3
1
2
Работа в среде графического редактора Paint
Формальное описание предметов
9
3
6
10
Выделение существенных признаков предмета
1
1
Пакет «Winter», программ «Кто с нами»
11-12
Выделение существенных признаков группы предметов: общее и особенное
2
1
1
Пакет «Фантазия», программа «Третий лишний»
13-14
Выявление закономерностей в расположении предметов
2
2
Пакет «Фантазия», программа «Игры со словами»
15
Понятие множества
1
1
Пакет «Фантазия», программа «Множества»
16-18
Вложенность и пересечение множеств
3
1
2
Пакет «Фантазия», программа «Множества»
Введение в логику
16
8
8
19-20
Упражнения на развитие внимания
2
1
1
Пакет «Фантазия», программа «Внимание»
21-22
Логика и конструирование
2
1
1
Пакет «Фантазия», программа «Россыпь»
23-24
Симметрия
2
1
1
Пакет «Фантазия», программа «Зазеркалье»
25-26
Использование аналогии в обучении
2
1
1
Пакет «Фантазия», программа «Внимание», рисование по образцу
27-28
Пропедевтика отрицания
2
1
1
29-30
Закономерность в ряду предметов или чисел.
2
1
1
Пакет «Фантазия», программа «Алгоритмы», выбор алгоритма для ряда чисел, выбор чисел для алгоритма
31-32
Выявление причинно-следственных связей.
2
1
1
Пакет «Фантазия», программа «Логика», истинные и ложные высказывания
33
Решение логических задач
1
1
Пакет «Фантазия», программа «Логика», выводы из пары утверждений
Календарно-тематическое планирование
4 класс
№
п/п
Тема занятия
Всего
Теория
Практика
Характеристика деятельности учащихся
Дата проведения
Компьютерная грамотность
13
5
7
1-
2
Правила ТБ. Краткая история создания ПК. Назначение и принципы работы. Загрузка ОС и порядок завершения работы.
Удобства графического интерфейса. Рабочий стол. Панель задач.
2
1
1
Работа с презентацией, подготовленной педагогом
Дублирование учителя, работа за компьютером
3-4
Окно — как основное понятие. Режим работы окна.
2
1
1
Дублирование учителя, работа за компьютером
5-7
Представление о файловой системе. Каталоги. Папки.
3
1
2
Дублирование учителя, работа за компьютером
8-10
Поиск, копирование, перемещение, удаление файлов и папок.
Истинные и ложные высказывания, выводы из пары посылок; простейшие логические выражения с использованием связок "и", "или", "не", "найдется", "для всех"
3
1
2
программа «Логика»
Алгоритмы и исполнители
11
5
6
23-24
Понятие алгоритма и исполнителя. Примеры алгоритмов
2
1
1
25-26
Алгоритмы в математике и русском языке
2
1
1
27
Способы записи алгоритмов
1
1
Пакет «Информатика», знакомство со способами записи алгоритмов