Просмотр содержимого документа
«Проектная деятельность как условие повышения мотивации обучающихся.»
Проектная деятельность как условие повышения мотивации обучающихся.
Детство – это пора радости, веселья, беззаботности. Однако в это время начинается учеба, и необходимо сделать так, чтобы для обучающегося она была не нудным и утомительным делом, а захватывающим и интересным процессом. Что может побудить ученика учиться? Это авторитет родителей, учителя, оценки, интерес к предмету. Так же доброжелательность педагога, его заинтересованность в успехе обучающихся, стимулирует его активность на занятиях. Создание ситуации успеха, умение хвалить на каждом занятии даже за малые достижения мотивирует его.
Вопрос о мотивации учения так же может быть назван центральным, так как мотив является источником деятельности и выполняет функцию побуждения. Школьный возраст благоприятен для того, чтобы заложить основу для умения, желания учиться, так как ученые считают, что результаты деятельности человека на 20-30 % зависят от интеллекта, и на 70-80 % - от мотивов. Что же такое мотивация? От чего она зависит? Почему один ребенок учится с радостью, а другой - с безразличием?
Мотивация - это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, задают границы и формы деятельности и придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение определенных целей.
Тысячекратно цитируется применительно к школе древняя мудрость: «можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя». Да, можно усадить детей за парты, добиться идеальной дисциплины. Но без пробуждения интереса, без внутренней мотивации освоения знаний не произойдёт, это будет лишь видимость учебной деятельности. Как же пробудить у ребят желание "напиться" из источника знаний? В чем сущность потребности в знаниях? Как она возникает? Как она развивается? Какие педагогические средства можно использовать для формирования у учащихся мотивации к получению знаний? На эти вопросы я и попытался сегодня ответить.
Формирование и повышение учебной мотивации я использую в своей деятельности через проектный метод.
Среди инновационных педагогических технологий, проектная деятельность занимает особое место, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие их критического и творческого мышления, умение увидеть, сформулировать и решить проблему.
Проектная деятельность обучающихся, способствует:
развитию творческих способностей и активности учащихся;
формированию проектного мировоззрения и мышления,
формированию познавательных мотивов учения, так как учащиеся видят конечный результат своей деятельности, который возвышает их в собственных глазах и вызывает желание учиться и совершенствовать свои знания, умения и личностные качества
Однако, в ходе проектной деятельности возникают определенные проблемы:
Работа над проектом объемная, кропотливая, поэтому возникает проблема перегрузки учащихся.
Дети работу начинают с желанием, энтузиазмом, но сталкиваясь с трудностями, могут бросить работу над проектом.
Не всегда хватает умений и навыков работы на компьютере.
Самая большая проблема для педагога – не диктовать свое мнение, или взвалить на себя всю работу, оставив детям самый минимум.
Как же их разрешить? Я использую такой вариант:
Четко определяю объем и временные рамки мини проекта, даю возможность выбрать тему, защиту проектов проводить не часто.
Терпеливо анализирую причины неудач вместе с детьми.
Оказываю помощь в работе с компьютером, помогаю с оформлением работы.
Предоставить учащимся возможность работать максимально самостоятельно.
Мотивация является незатухающим источником энергии для самостоятельной деятельности и творческой активности. Для этого нужно еще на старте педагогически грамотно сделать погружение в проект, заинтересовать проблемой.
Проектная деятельность в нашем классе строится по традиционным этапам: определение темы, целей, задач проекта, формы работы (индивидуально или групповой), продукта деятельности (доклад, реферат, оформление стенда или презентация), а также объёма работы, который выполнит каждый ученик.
Сначала учащиеся выполняют краткосрочные проекты, рассчитанные на занятие. Они позволяют обучающим не потерять мотивацию и интерес к работе. Так, как опыт работы у меня не большой долгосрочные проекты планируются на следующий год.
Первым проектом обучающихся стал «новогодний калейдоскоп».
Учащиеся видят реальное применение своих знаний, понимают, как много, оказывается, они еще не знают и им предстоит узнать. Кроме того, они видят, что жизненные проблемы не имеют только однозначного решения, вариантов может быть несколько, и в этом случае проявляются творческие способности ребят.
I Этап. Погружение в проект.
Все дети верят в сказку. И ежегодно она оживает в чудесные дни предновогодних приготовлений. Именно в это время у них возникают многочисленные вопросы к взрослым, а ответы на них порой не могут дать даже они. Ведь большинство из них имеет лишь поверхностное представление об истории символов и атрибутов этого праздника, связанных с традициями русского народа и семейными традициями. Данный проект был составлен в соответствии с нашими интересами. В ходе работы проводили совместное обсуждение. Разрабатывали план выполнения проекта, определяли способы совместной деятельности и сроки выполнения работы.
II Этап. Работа над проектом.
Групповая форма проекта - путешествие по странам. Для этого все обучающиеся класса разбиваются на группы, каждой из которых предстоит найти информацию, предложенных стран: Вьетнаме, Италии, Англии, Франции, Германии и конечно же в России. Затем следовала самостоятельная работа: дети собирали материал в интернете, работали с литературой и другими источниками, фиксировали материал и готовили к использованию в проектах. Я, консультировал их по мере необходимости: какую информацию исключить или, наоборот, добавить. Контролировал, наблюдал, помогал группам в целом . Я оказывал помощь учащимся при подготовке презентации работы. Дети во внеурочное время готовились к выступлению. Затем зачитывают свой мини проект.
Мы вместе принимаем отчёт о проделанной работе, обобщаем результаты работы групп.
Стало очевидным, что совместная работа педагога и детей является ценнейшим инструментом, позволяющим составить для каждого ученика свой воспитательный маршрут, подобрать оптимальный вариант индивидуальной работы. Кроме того, совместная работа взаимно обогащает знаниями каждого из её участников.
В результате совместной проектной деятельности дети узнают много нового.
III Этап Итоговый.
Когда у нас были собраны все выступления каждой группы, тогда я создал видео фильм «Новый год шагает по планете». Презентация видеофильма проходила в канун нового года. Все получили огромное удовольствие, а дети смотрели на себя как на настоящих артистов. После этого ученики долго обсуждали свою работу, оценивали её, радовались. Первый совместный мини проект показал, что за период работы над ним дети стали ближе друг к другу. Это был наш первый опыт в создании фильма. Коллективная проектная работа организует учеников, помогает решить проблему лидерства, учит терпимости, формирует понимание того, что итогом деятельности должен стать готовый продукт. В целом это маленькая подготовка к взрослой жизни.
Таким образом:
У воспитанников повышается учебная и познавательная мотивация;
В группе выше обучаемость, эффективность усвоения и актуализации знаний;