kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Применение игровых и инновационных методов обучения для мотивации учащихся на уроках информатики и ИКТ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Применение игровых и инновационных методов обучения для мотивации учащихся на уроках информатики и ИКТ

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Применение игровых и инновационных методов обучения для мотивации учащихся на уроках информатики и ИКТ»


         

Применение игровых и инновационных методов обучения для мотивации учащихся на уроках информатики и ИКТ


Обоснование актуальности опыта, его практическое значение.

Одной из главных проблем в образовании является низкая мотивация учащихся. Известно множество причин снижения интереса школьников к учёбе: лень получать знания; не желание трудиться; большая учебная нагрузка; скучная школьная жизнь; неинтересное преподавание предмета и т. д.

Если в начальной школе дети стремятся быть лучшими перед родителями, учителями, друг перед другом, то в среднем звене ученики постепенно уходят от этого.

Школу в среднем звене ученики посещают в основном ради общения друг с другом. У старшего школьника притупляется чувство ожидания новизны, связанное с обучением в школе. Со школой теперь соперничают многие средства массовой информации: радио, ТВ, Интернет и т.д., из которых выросшие школьники выбирают именно то, что лежит в сфере их познавательных интересов.

Возникает вопрос: можно ли помочь ученику приобрести интерес к знаниям и школе? Наверно, можно, если заинтересовать и увлечь детей увлекательными  школьными  мероприятиями,  конкурсами, играми, где каждый  ученик  будет  замечен  и  оценён  по  достоинству.


Основная идея опыта, его инновационная значимость.

Основная идея опыта заключается в применении потенциала игровых методик обучения для мотивации детей.

В процессе формирования интересов в обучении особую сложность представляют ученики, которые испытывают неудачи в учении. Эти неудачи являются психологическим барьером к становлению интереса, активности и самостоятельности.

Исследования последних лет показывают, что использование интереса как средства обучения можно осуществлять с различной силой его влияния на обучение и воспитание:

Занимательность. Связана с использованием таких средств, которые обладают объективно броскими свойствами, вызывающими у школьников ориентировочные действия непосредственно. Сила этого средства особенно сказывается в коллективах, не приученных к интенсивной умственной деятельности.

Игровые процессы. В обучении можно также считать средством интереса к обучению, но их потенциал более значителен по сравнению с занимательностью, так как ученик сам включается в деятельность, накапливает познавательный опыт, решая игровые задачи.

Наглядные приёмы обучения. Вызывающие интерес учащихся также можно отнести к использованию познавательного интереса как средства обучения. Наглядные приёмы могут осуществлять своё влияние на мотивацию интереса.

Причины снижения интереса

Неоспорим тот факт, что отношение к учителю в школе у старшеклассника становится не столь ревностным, каким мы его видим у младших школьников и подростков. Естественно, это доставляет немало огорчений и учителям и родителям. У старшего школьника притупляется чувство ожидания новизны, связанное с обучением в школе. Со школой теперь соперничают многие средства массовой информации: радио, ТВ, пресса, Интернет и т.д., из которых выросшие школьники выбирают именно то, что лежит в сфере их познавательных интересов.

Только постоянный поиск нового, систематическое совершенствование процесса обучения, передового опыта, анализ причин недостатков в избранных путях – есть единственно правильный выход в теории обучения и деятельности учителя.

Старшеклассники выражают своё отношение к этой проблеме так:

- «Неинтересно заниматься, когда задают много на дом»

- «Учителя думают каждый только о своём предмете» и т.д.

Учителя делают это не из злого умысла, а из добрых побуждений, а у учеников эти побуждения, преломляясь, вызывают множество негативных характеристик: верхоглядство, безответственность, равнодушие, негативизм. И кроме этого формируется психологический барьер между учеником и учителем.

Чтобы школьник, отстающий в учении, внутренне мотивировано решал выдвинутые перед ним задачи, необходимо поставить его в позицию активного участника коллективного учебного труда. В процессе разрешения этой задачи активная позиция слабоуспевающего ученика обеспечивается: вариативностью заданий, работой по предложенному плану, привлечением этих учащихся к ответам на более лёгкие, наводящие вопросы, тактичным исправлением ошибочных высказываний, ободрением, поддержкой, поощрением.

Стремление школьников к успеху является огромным переживанием и очень сильной мотивационной тенденцией. Это стремление характеризует каждого школьника независимо от того, успевает он или нет. Для поддержания стремления к достижениям на уроках необходимы ситуации успеха. А, обращаясь к слабоуспевающим, надо стараться выбирать такие моменты, когда учитель уверен в положительном результате деятельности ученика.

Важным средством коррекции взаимоотношений слабоуспевающих и учителей, стимулом развития познавательного интереса является поощрение. Отстающие в учении подростки привыкли за результаты своей деятельности чаще всего выслушивать наставления и нарекания учителей. Но слабоуспевающие дети в большинстве своём чувствительны к доброму слову, оно укрепляет в них веру в свои силы, вызывает старание и эмоциональный подъём. Очень важно для такого подростка услышать похвалу в начале и в процессе выполнения задания, так как одобрение стимулирует умственные усилия, вселяет уверенность в свои возможности. Учителям необходимо помнить, что слабоуспевающему ученику не сразу даются его усилия, необходимы терпение, настойчивость и такт. Даже малейшие сдвиги в учении таких учащихся надо замечать и отмечать.

Происходит все больше попыток внести в процесс образования элементы игры. Если раньше считалось, что игры отвлекают от занятий, то теперь педагоги склоняются к мнению, что игровые элементы могут пробудить интерес к учёбе у детей. 
Популярностью пользуются обучающие приложения для развития навыков письма, научного мышления и программирования. Популярность игровых методов обучения обуславливается тем, что игра позволяет дополнительно мотивировать детей. Зарабатывая игровые бонусы и награды, ученики получают дополнительный стимул для усердной учёбы, а ведь поддержание интереса к учёбе является основополагающим фактором для успешного обучения. В пример можно привести эксперимент, где несколько тысяч китайских студентов выучили английский язык, играя в видеоигры. При этом преподаватели, наблюдающие за этим исследованием, признали, что такая форма обучения повысила мотивацию учеников.


Научные концепции и теории, на которых основывается работа.

Опыт основывается на умозаключениях разных учёных. Учёные пришли к заключению, что успешное применение игровых методик обучения зависит от правильной мотивации и вовлечения учащихся в образовательный процесс. В целом успешное внедрение элементов игры в процесс учёбы может быть эффективным инструментов педагогики. Неудивительно, что на протяжении XX века игра стала предметом рассмотрения различных наук: культурологии, психологии, педагогики, неврологии, биологии и т.д. И если сначала вопросы крутились вокруг проблемы значения игры в жизни каждого человека (Герберт Спенсер рассматривал игру как способ расходовать излишки энергии, Карл Гросс видел в игре подсознательную подготовку к взрослой жизни, Фрейд узрел в игре подсознательную потребность выражать запретные импульсы разрешённым способом, а Жан Пиаже относился к игре как к форме творчества и т.д.), то поздние теории обратились к рассмотрению социологических и культурологических аспектов значения игры в развитии человечества в целом. «Игра – это больше, чем забава, это жизненная необходимость».

Сегодня образовательная система переживает кризис по всей планете. Окружающий мир диктует новые требования к обучению детей. Педагоги всего мира ищут методики обучения, которые смогут мотивировать детей к учёбе. Возможно, использование игровых методов учёбы помогут молодому поколению вновь почувствовать интерес к обучению.


Технология реализации ведущей педагогической идеи и ее составляющих.

Изучение научных трудов даёт основание сделать выводы, что сущность инновационного игрового подхода заключается в ориентировании образовательного процесса на формирование и развитие мотивации у учащихся посредством вовлечения их в игру.

Обучающая роль интеллектуальных игр заключается в том, что позволяет в игровой ситуации интенсифицировать процесс усвоения новых знаний, а положительные эмоции, возникающие у детей в процессе разгадывания кроссвордов, способствуют предупреждению их перегрузки, обеспечивают формирование коммуникативных и интеллектуальных умений.

Развивающая и организующая роль интеллектуальных игр состоит в том, что при их решении учащимся приходится без всякого принуждения работать с учебниками, пособиями, справочниками, словарями, энциклопедиями и т.д. Посещение библиотеки становится любимым и привычным занятием. Спрашивая значения непонятных и неразгаданных слов в кроссвордах, учащиеся непроизвольно заставляют учителей и других окружающих задуматься и включиться в учебную деятельность детей. Таким образом, создаются условия для полезной организации свободного времени детей и родителей.

Также важную роль в повышении мотивации школьника играет обстановка, в которой работает ученик. Создать комфортную обстановку для работы ученика при помощи урока можно, если применять различные инновационные дидактические модели. Эти модели помогают усовершенствовать систему обучения, повышают эффективность обучения и делают обучение интересным доступным для каждого ученика. Таким образом, при помощи созданных комфортных условий образовательной среды, учитель может помочь учащимся приобрести интерес к учёбе и школе. Необходимо только проявить желание и усилие, и тогда ученики будут идти в школу не только ради общения друг с другом, но и для сотрудничества с учителем.

Так что же может сделать учитель? Создать комфортную обстановку для работы ученика, применяя различные инновационные дидактические модели. Эти модели помогают усовершенствовать систему обучения, повышают эффективность обучения и делают его интересным и доступным для каждого ученика, тем самым прививая интерес к учёбе и школе.

«Создание условий, при которых дети работают с наибольшей эффективностью и наименьшим напряжением».

1. Занимательная ситуация.

2. Познавательная игра.

3. Использование элементов соревнования.

4. Концентрация внимания на промежуточных успехах учащегося.

5. Креативная минутка.

Я, учитель информатики, преподаю совсем недавно, поэтому, наряду с тем, что я должна донести им определённые знания, мне нужно завоевать их авторитет и добиться заинтересованности предметом.

Сделать это можно, лишь заинтересовав детей. Ни для кого не секрет, что дети очень любят играть. Мне очень нравится любой урок начинать не со слов

”Здравствуйте, садитесь”, а ”давайте поиграем”, ”давайте проверим Ваше настроение”, и т.д. На уроках информатики игры, направленные на сплочение коллектива, очень нравятся ученикам и после них учебный материал воспринимается легче. У меня все ученики заходя в класс сразу спрашивают “А сегодня играть будем?”.

Игровые процессы в обучении можно считать средством интереса к обучению, но их потенциал более значителен по сравнению с занимательностью и наглядными приёмами обучения, так как ученик сам включается в деятельность, накапливает познавательный опыт, решая игровые задачи.

Я работаю в 5-11 классах, поэтому методы и приёмы повышения мотивации отличаются в зависимости от ступени обучения. В 5-9 классах применяю игровые формы уроков для обобщающего повторения, кроссворды, тесты, мини-проекты, тренажёры.

. Ребята широко используют Интернет для поиска информации при создании сообщений в виде презентаций, буклетов. Я также использую элементы соревнования, например конкурс на лучшую графическую открытку на 9 мая (лучшие работы выставляю на сайт), задания практического характера, работу в парах и группах, креативные минутки. Совместно с ребятами создаём интерактивные кроссворды в сервисе LearningsApps.

В 10-11 классах использую работу над долгосрочными проектами, стараюсь познакомить старшеклассников с различными сервисами Интернет. Особый интерес вызывает деятельность по созданию сайтов, онлайн-тестирование, видео-уроки из коллекции ЦОР.

Подробнее хочу рассказать Вам про сервис LearningsApps. Этот сервис предоставляет учителям широкий набор инструментов для создания занимательных мультимедийных уроков. Здесь есть и кроссворды, и игры, и викторины, и сортировка картинок, и пазлы и многое другое. А кто из ребят не любит разгадывать кроссворды? Они с удовольствием отгадывают слова, дискуссируя и соперничая друг с другом. А игры? Ребята могут поиграть с компьютером или друг с другом, разбившись на пары. Кто первый правильно ответит на все тематические вопросы, тот придёт к финишу победителем. Дух азарта и соперничества до конца урока не отпускает детей. Ребята с удовольствием, играя, усваивают и закрепляют учебный материал.

Еще хочу обратить Ваше внимание на интереснейшую игру «Час КОДА». В 2014 году в России стартовала акция «Час Кода», которая была посвящена Дню программиста.

Целью этой акции стало заразить новое поколение любовью к программированию. Главная задача игры – составить алгоритм из набора шагов и поворотов, с помощью которого человечек пройдёт к сундуку за оптимальное число шагов. При успешном выполнении задачи блок-схема переводится в язык программирования СИ, а игрок получает возможность перейти к следующему уровню. С каждым уровнем задача усложняется. Переходя от простого линейного алгоритма к алгоритмам с ветвлением и циклическим. Количество используемых блоков строго ограничено. У ребят есть возможность посмотреть работу любого (даже неправильного) алгоритма и устранить свои ошибки. Если ребята пройдут все уровни, то они могут получить именной сертификат о прохождении игры «Час Кода». В ходе игры у ребят развивается логическое мышление, они с удовольствием осваивают алгоритмические конструкции, выстраивая с их помощью правильную стратегию.

Есть масса различных приложений для создания мультимедийных уроков, позволяющих сделать Ваши уроки не только поучительными, но и очень интересными. Пользуйтесь ими, делайте свои уроки зрелищными и интересными. И не забывайте, что для поддержания мотивации к обучению на уроках необходимы ситуации успеха и ВСЕГДА ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ ЭМОЦИИ УЧИТЕЛЯ и тогда ученики будут идти в школу не только ради общения друг с другом, но и для получения новых знаний и сотрудничества с учителем.

Ведь нет лучшей награды для учителя, чем заинтересованные глаза и счастливые улыбки учащихся!


Результативность внедрения опыта.

предопределяет такие достижения учащихся в учебно-познавательной деятельности :

• ребята заинтересовались информатикой и ИКТ, с удовольствием вступают в дискуссии и обсуждения проблемных ситуаций;

•У ребят появилось чувство ответственности за результаты своего труда; формирование установки на позитивную социальную деятельность в информационном обществе, на недопустимости действий, нарушающих правовые, этические нормы работы с информацией;

• формируется гибкость и высокий уровень обобщения, что способствует интегративному использованию знаний, приобретению умений перенос методов одной науки в другую, что лежит в основе творческой деятельности человека (до 56% учащихся 10-х классов);

• ребята заинтересовались программированием, с удовольствием обсуждают проблемные ситуации;

• растёт уровень потребности в достижениях;

• возрастает коммуникативная и организаторская направленность;

• растёт уровень творческих способностей, ребятам стало интересно создавать презентации, буклеты и т.д.;

• развивается личная активность, познавательная и интеллектуальная инициатива.

Учащиеся активно участвуют в олимпиадах по программированию и ИКТ. В следующем году планируют поучаствовать в работе МАН.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Информатика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Джуплий Евгения Анатольевна

Дата: 17.01.2017

Номер свидетельства: 380656

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "Использование ИКТ на уроках географии "
    ["seo_title"] => string(42) "ispol-zovaniie-ikt-na-urokakh-ghieoghrafii"
    ["file_id"] => string(6) "235274"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1443637440"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(174) "Статья "Универсальные учебные действия как средство обеспечения математического образования""
    ["seo_title"] => string(80) "stat_ia_univiersal_nyie_uchiebnyie_dieistviia_kak_sriedstvo_obiespiechieniia_mat"
    ["file_id"] => string(6) "398784"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1489081178"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(44) "Конкурсы по информатике"
    ["seo_title"] => string(24) "konkursy-po-informatikie"
    ["file_id"] => string(6) "265484"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1449946635"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства