Отчет В2. Рефлексивный отчет по одному уроку из запланированной серии последовательных уроков
Отчет В2. Рефлексивный отчет по одному уроку из запланированной серии последовательных уроков
Конструктивисткие представления о преподавании требуют, чтобы учитель, сосредоточенный на ученике, организовывал занятия в соответствии с задачами, способствующими развитию знаний, идей, навыков у учеников.
Для реализации основных идей Программы серию последовательных уроков я решила проводить в своем 6-м классе. Трудности были не только в составлении плана уроков, но и в ее организации, в нехватке часов на данную тему, отсутствии учебного пособия в 6-х классах. Тем более информатика в 6-м классе ведется первый год.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Отчет В2. Рефлексивный отчет по одному уроку из запланированной серии последовательных уроков »
Дарменова Жанар Артыкбаевна Портфолио учителя Отчёт В2 группа №1 3-й (базовый уровень)
г. Кызылорда, филиал «Өрлеу»
Рефлексивный отчет по одному уроку
из запланированной серии последовательных уроков
Конструктивисткие представления о преподавании требуют, чтобы учитель, сосредоточенный на ученике, организовывал занятия в соответствии с задачами, способствующими развитию знаний, идей, навыков у учеников.
Для реализации основных идей Программы серию последовательных уроков я решила проводить в своем 6-м классе. Трудности были не только в составлении плана уроков, но и в ее организации, в нехватке часов на данную тему, отсутствии учебного пособия в 6-х классах. Тем более информатика в 6-м классе ведется первый год.
В этом классе я классный руководитель первый год. Веду только уроки информатики один раз в неделю. Захожу в класс каждый день только по организационным вопросам и на классные часы. Но на классных часах о них я узнаю многое. По своей деятельности в этом классе я убедилась в следующем. Коллектив не сплоченный. Внутри класса имеются своего рода «группировки». У большинства учеников уровень мотивации к обучению ниже среднего. Соответственно и уровень успеваемости низок. Хотя когда мне давали этот класс, его хвалили. Поэтому поставила себе цель - добиться каких-либо результатов и увидеть изменения в атмосфере коллектива и отношения к обучению. В классе один отличник, двое хорошистов. Особого внимания в этом классе требует девочка А. Она нуждается в этот подростковый период. Дома и в классе всё это время её считали глупой, никчемной девочкой. Еще в первой четверти пользуясь ее отсутствием, во время классного часа «Доброта, человечность» я поговорила с детьми об их отношении к ней. Но домашних мне не переубедить. Бабушка, воспитывающую её, слишком строга к ней. Дома у девочки больше авторитарный режим. Я считаю девочку необыкновенной, так как у нее богатый внутренний мир. По сравнению с другими она читает книги. Но имея большой пробел в письме, она никак не может выразиться. Я понимала, что помощь психолога мне необходима в моей деятельности и во время всей практики. Также есть еще дети с низкой самооценкой. Но по сравнению с Анжелой они более или менее имеют свой «вес в коллективе». Очень много детей имеющих языковой барьер и выраженную дисграфию. В связи с этим выбирая модуль, я остановилась на «Новых подходах в обучении и преподавании». Потому что этот модуль находится в тесной взаимосвязи с идеей социоконструктивисткой теории и связан с другими, таких как «Критическое мышление», «Оценивание для обучения и оценивание обучения», «Преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями учеников».
Из четырех уроков я бы хотела остановиться на втором. Так как это был мой первый опыт групповой работы в этом классе, который как я считаю, на малость удался. На этом уроке были активны почти все дети. Даже Анжела, которая на обычных уроках боится даже поднять руку, смогла выйти к доске и показать свою совместную работу с А*н (ссылка на видео). Задания были спланированы, но возникал вопрос: Как организовать работу в группе задействовав компьютер максимально для каждого. Но в этом помогли мне сертифицированные учителя, отучившиеся на I-м и II-м уровне. После первого урока мы провели обсуждение с ними. С Г. М у нас даже состоялась видео-беседа. Т. Гульмира – руководитель «Сетевого сообщества» по внедрению идей Программы в нашей школе подсказала сделать групповую работу поставив 1-2 компьютера на столах. И внутри группы создать мини-группы, организовав работу для 2-3 учеников. Надо сказать это был мой промах. Ведь такую же работу мы проделывали на курсах в первом месяце «Лицом к лицу». Просто я не смогла соотнести этот метод в свой урок. Но надо сказать большое спасибо моим коллегам, активно принимавшим участие в моей практике.
Они не только давали советы по урокам, но также в течении всех уроков наблюдали за учениками А, В и С.
Тема этого урока была «Вставка таблиц, фото, картинок в слайд». Цель развивать дальнейшие знания по теме презентация Power Point. На первом уроке мы уже начали знакомиться с этой темой. Задачей является создание в течении всего урока наиболее благоприятных условий для развития творческой деятельности учеников, умение работать в паре друг с другом и в команде. На первом уроке объяснение материала было по видеоуроку, а затем моим закреплением на интерактивной доске. Тогда же на уроке я убедилась, что этот метод малоэфективен и я запланировала второй урок начинать с закрепления материала, повторив видеоурок прослушиванием и просмотром с каждого компьютера. На втором уроке дети сами изучали материал. Просто с моей стороны одной из целью было создание неких «подсказок» - подмостков. После чего, ученики сами этого не замечая освоят новую тему самостоятельно. Например, в начале урока, закрепляя прошлую тему, я показывала основные клавиши в меню Ленты. Акцентируя внимание детей на Вкладку Вставка. Задавала вопросы по вкладкам Главная, Вставка и другим. Именно во вкладке Вставка в окне Power Point дети должны были вставить рисунки, таблицу.
Целью конструктивисткого преподавания является развитие глубокого понимания предмета ученикам, обеспечив использование и применение вне класса. Перед началом практики я мотивировала детей тем, что знания которые они получат в течении всех уроков в дальнейшем откроют большие возможности для них. И что они не только хорошо запомнят эту тему, но и применят их на практике. Думаю, что если учитель свяжет обучение с повседневной какой-либо деятельностью в жизни ученика, он не только запомнит материал, но и синтегрирует их в свою жизнь. Таким образом, вооружение детей навыками и качествами, необходимыми для жизни в ХХI веке и в последующих веках, является важной и стимулирующей целью для педагогов, которая не может быть проигнорирована. На обычных уроках информатики я, в основном, делаю упор на практику за компьютером, не делая акцент на то, что интересно им. Многие задания уже даны в книгах. И даже если они соприкасались с задачами из повседневной жизни, я на этом не концентрировала свое внимание. Упор в основном был на демонстрацию уже готовых знаний. Теперь считаю для себя обязательным при планировании уроков находить знаниям применение в жизненных ситуациях.
Но были и некоторые отклонения от плана во время урока. Для создания коллаборативной среды и психологического настроя, урок я начала словами Бернарда Шоу «Единственный путь, ведущий к знанию – это деятельность». Отвечая на мной заданные вопросы и обсуждая это изречение, я считала, что войду с ними в контакт. Тем самым развивая у учеников не только разговорную речь, но и мышление. Возрастающее количество современных исследований подтверждает, что дети обучаются эффективнее, и их интеллектуальные достижения при условии активного вовлечения в обсуждения, диалог и аргументацию. (РДУ стр. 156)
Но в начале урока многие дети отмалчивались и просто сидели, делая вид что думают. После некоторой паузы Вова сказал, что здесь идет речь о труде, и что надо много работать. Нуртас же акцентировал свое внимание на пути, объяснив всем что человек не придет до пункта назначения, если ничего не будет предпринимать и делать. Но атмосфера напряжения не спадала, дети молчали. В этот момент я поняла, что нужно менять тактику и применить другой метод. Тогда я вспомнила совет Гульжахан Мусаевны – учитель всегда должен быть инициативным. В тот момент я решила провести тренинг «Круг пожеланий» (видео). Встав в круг и взявшись за руки, мы стали говорить друг другу слова пожелания. Условием было – не повторяться. Исчезло напряжение, которое было в начале урока. Дети стали улыбаться друг другу. Таким образом, я вселила в них чуть каплю добра и сплоченности. На этой нотке решила организовать групповую работу. Дети стали делиться на группы, выбрав одну из карточек, где написано три вида названий профессий. С профессиями Web-администратор, Web-дизайнер, Game-дизайнер дети не были знакомы. Поэтому им было интересно узнать значения этих слов. Обратив внимание, на приставку в словах я попросила подумать, что же это за профессии? Лидеры Нуртас и Вова не заставили себя долго ждать и тут же ответили. Аружан дополнила их, сказав, что администратор – это тот, кто следит за всем. Мне осталось лишь дополнить к словам детей. И повторив, как важна работа в группе, мы вспомнили о правилах работы.
На дом я дала задание попробовать сделать презентацию на любые из трех тем, данных в конце урока. К сожалению, домашнее задание почти никто не сделал. Наверно это было по причине отсутствия этой программы на домашних компьютерах. Но хотя это задание можно было сделать и в другое время в школе. разрешила им пользоваться компьютерами в кабинете с моего разрешения. К заданию серьезно отнеслась только одна девочка – это Гульжайна. Она сделала две презентации. По-моему, скорее всего это было для нее долгом – не подвести меня. Из всех учеников в этом классе Гульжайна очень старается угодить мне во всем. Вова же начав домашнее задание днем раньше, дорабатывал презентацию прямо во время урока. Поэтому время на задание первой части урока по проверке и закреплению прошлой темы, а также небольшого входа в тему урока было увеличено.
Урок я поделила на две части. В первой части, выбрав наиболее лучшую, группы должны были показать одну из тем презентации по домашнему заданию (Про себя, Про класс, Любимый предмет, Мой край родной). Во второй - нужно было самим распределить два задания (презентация и постер), поделив работу парами или «тройками». Параллельно в первой части было задано второе задание «Лови ошибку». Дан текст, где допущены ошибки и не только лексические, но и ошибки в действиях главного героя в тексте. Это задание (фото) было на повторение и закрепление прошлой темы.
Я наблюдала за работой в классе и убедилась в правильности рассаживания групп. Л. Выготский утверждает, что когнитивное развитие становится более эффективным в период, когда ученики работают в своей «Зоне ближайшего развития» (ЗБР). ( РДУ стр. 144) Для А*ы ЗБР являлась Аружан, поэтому я их посадила рядышком. Я заметила – они хорошо работали, создавая презентацию. Сначала А*н начала делать презентацию по эссе, но она все время отвлекалась. Но когда я сказала закругляться, они с А-й оперативно решили поменять тему, и А*а взяла инициативу на себя. Тема презентации была для них очень важная. Дело в том, что из всех предметов в школе почти весь класс считает русский язык самым интересным и важным для них. И хотя при выступлении у них был всего лишь один слайд. Он был для них очень значим, в этом слайде они выразили все свое тепло к предмету и к учителю. (видео)
Для углубления знаний во второй части урока я попросила сделать презентацию с постером на тему «О моей группе». Если в первой части мы просто рассказывали и показывали презентации, и там было всего 3 слайда. В последнем - дети должны были создать 5 слайдов. Надо было поменяться ролями в группе и защитить презентацию у доски тем, кто еще не выходил. Здесь же мы вместе с ребятами разработали критерии оценивания выступающих. Меня радовало, что ученики все же упомянули об учитывании дизайна слайдов.
«Если они могут это делать, я тоже смогу это сделать». Когда люди видят кого-то, добивающегося успеха в чем-то, их самоэффективность повышается… как опыт оно оказывает мощное влияние, когда человек не уверен в себе. (РДУ стр. 131) В течении урока к доске выходили многие, а когда рассказывали, не колеблились. Желание выступить с помощью интерактивной доски было важнее для большинства в классе, чем само выступление или важность информации с которой они будут выступать. После каждого выступления мы поощряли друг друга, хлопая в ладоши. В конце урока Яна на своем стикере написала, что тему поняла, но недовольна тем, что им никто не хлопал. Теперь, на практике я поняла важность
Однако, мне было известно не все о проведенном мной уроке. Некоторые моменты оказывается, я пропустила. Просмотрев видео урока, я сделала некоторые выводы для себя. В групповой работе Руслан (новенький с октября) никак не мог договориться с членами в группе. В самом начале он взялся за задание по домашней работе и никому не давал ноутбук. Он нервничал, потому что Аида и Камилла просили доверить это задание Дамиру. Денис – тоже с этой команды, почему то отмалчивался. После споров все-таки Дамир принялся делать задание. Руслан же с недовольным лицом взял листок бумаги и начал вникать в текст. Но позже понял, что это задание ему не выполнить одному и дал листок Камилле. Ни с кем из команды он не мог найти общий язык. Хотя на обычных уроках информатики Руслан активно работает. Аида очень хорошо сработалась с Дамиром, выполняя первое задание.
Это было видно по их выступлению. (Хотя друг для друга они были «мало знакомы») Аида принесла на флешке фото значимых мест в Кызылорде. Дамиру оставалось только вставить это фото в слайды. Их презентация отличилась от других тем, что они затронули родные места. Кратко рассказали и показали известные места в городе. (видео) Почему-то в третьей команде Вова, заняв лидирующую позицию, вышел с презентацией сам. Хотя вначале он поделил задания внутри группы (фото) и Гульжайна должна была защитить свою готовую презентацию. Думаю, Гульжайна не стала настаивать на своем. На втором задании позиции поменялись и все-таки, Гульжайна показала всем презентацию группы.
Дети очень устали и после первой части я провела физкультминутку с сопровождением видеоролика. Сейчас очень много различных видов видео в интернете. Дети, даже взрослых классов очень любят делать Физкультминутки.
Особенно мне понравилась вторая часть урока. Те, кто не выходил к доске успели показать свои постеры и презентации. Например, самой оригинальной вышла презентация у Нуртаса с Сергеем. А А-н с А* и Ангелиной должны были сделать постер как по презентации «Наша группа». Жаль, что Ангелина никак не могла проявить себя в группе. После проведения урока, просмотрев видео, я долго раздумывала над теми, кто не смог проявить себя. Их всего несколько - это А-на, Д.с, Гульжайна и Нурайым. Остальные пусть не вполную меру, но в самом процессе обучения, их работы были видны. И я думаю, что они смогут самостоятельно сделать презентацию.
Я проработала несколько вариантов работы с этими учениками. Незнаю получится ли у меня? Но это требует времени. Думаю, мне помогут в этом стратегии работы с учениками, с которыми мы знакомились и обсуждали на первом этапе «Лицом к лицу».
Оценивание за урок я предоставила самим детям на стикеры разных цветов (красный, зеленый, желтый). Для оценивания друг друга я тоже планировала стикеры. Но по времени мы уже не успевали, и пришлось внести изменения в свой план, вводя в урок пожелание «От всего сердца». Где от каждой группы требовалось написать пожелание в символическое сердце о самой лучшей работе в команде и озвучить её.
На своем уроке я считаю, что эффективно интегрировала все семь модулей. Очень хорошие плоды мне дало внедрение модуля «Использование ИКТ. Не только использование интерактивной доски, презентаций, компьютера, но и также успехом явилось обучение через интернет. Через социальные сети или по ссылкам, которые я указывала детям. Они могли еще раз просмотреть видеоуроки по темам уроков. Всё это способствует развитию у детей коммуникативных способностей.
В конце я спросила: как бы они назвали этот урок? Ведь вместо темы было многоточие. Дети отвечали по-разному. Интересный урок, урок-дружба, полезный. А когда я напомнила о презентации, Елнур вспомнил, что таблицу и рисунки они вставляли в слайд первый раз? На этой нотке я попросила вспомнить про цитату в начале урока. Ведь только в деятельности познаются знания.
Обобщая, мне хочется сказать, что основная цель достигнута. Урок закончился на позитивной ноте. И хотя мы закончили позже назначенного часа, мы забыли о времени. Для меня и для детей этот урок прошел удачно. Вместе с учениками обучалась и я сама. Также увидела своих учеников с другой стороны. Для меня, как для классного руководителя с нулевым стажем, было большим открытием обучение с некоторыми из учениками. Уже на следующий день Асель подбежала и с гордостью сказала мне, что сделала презентацию-поздравление для своей сестры. Что она была так рада этому подарку! И это был всего лишь второй урок!!! Если бы мне предложили провести этот урок заново – я бы ничего в нем не изменяла.
На будущее для себя наметила цели, что буду в дальнейшем развивать идеи Программы, постепенно вводить в свою практику интегрированные уроки.