Методические указания для студентов по внеаудиторной самостоятельной работе - написанию реферата
Методические указания для студентов по внеаудиторной самостоятельной работе - написанию реферата
Методические указания для студентов по внеаудиторной самостоятельной работе - написанию реферата содержат инструкции по написанию реферата на определенную тему, подготовки презентации, доклада, примерные темы рефератов, перечень литературы и интернет-источников.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Методические указания для студентов по внеаудиторной самостоятельной работе - написанию реферата
для специальности
23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам) (для морского транспорта)
Владивосток
2016
Содержание
Написать реферат на определенную тему
3
Подготовить презентацию на тему
9
Подготовить доклад
14
Примерные темы рефератов
17
Перечень литературы, Интернет-ресурсов
18
Общие методические рекомендации по видам работ
Вид работы: Написать реферат на определенную тему
Инструкция по выполнению самостоятельной работы
Реферат – краткое изложение в письменном виде или в форме публичного доклада содержания научного труда или трудов, обзор литературы по теме. Изложение материала носит проблемно-тематический характер, показываются различные точки зрения, а также собственные взгляды на проблему. Содержание реферата должно быть логичным. Объём реферата, как правило, от 7 до 20 машинописных страниц. Перед началом работы над рефератом следует наметить план и подобрать литературу. Прежде всего, следует пользоваться литературой, рекомендованной учебной программой, а затем расширить список источников, включая и использование специальных журналов, где имеется новейшая научная информация.
Структура реферата:
Титульный лист.
Оглавление.
Введение (дается постановка вопроса, объясняется выбор темы, её значимость и актуальность, указываются цель (перефразированная тема) и задачи реферата (равные количеству параграфов реферата), даётся характеристика используемой литературы).
Основная часть (состоит из параграфов, которые раскрывают отдельную проблему или одну из её сторон и логически являются продолжением друг друга).
Заключение (подводятся итоги и даются обобщённые основные выводы по теме реферата, делаются рекомендации).
Список литературы.
В списке литературы должно быть не менее 8–10 различных источников.
Допускается включение таблиц, графиков, схем, как в основном тексте, так и в качестве приложений.
Рефераты могут быть представлены на теоретических занятиях в виде выступлений.
Работа над введением
Введение – одна из составных и важных частей реферата. При работе над введением необходимо опираться на навыки, приобретенные при написании изложений и сочинений. В объеме реферата введение, как правило, составляет 1-2 машинописные страницы. Введение обычно содержит вступление, обоснование актуальности выбранной темы, формулировку цели и задач реферата, краткий обзор литературы и источников по проблеме, историю вопроса и вывод.
Можно предложить два варианта формулирования цели:
1. Формулирование цели при помощи глаголов: исследовать, изучить, проанализировать, систематизировать, осветить, изложить (представления, сведения), создать, рассмотреть, обобщить и т.д.
2. Формулирование цели с помощью вопросов. Цель разбивается на задачи – ступеньки в достижении цели. Задача – то, что требует исполнения, разрешения. (Напр.: поставить задачу).
Вступление – это 1-2 абзаца, необходимые для начала. Желательно, чтобы вступление было ярким, интригующим, проблемным, а, возможно, тема реферата потребует того, чтобы начать, например, с изложения какого-то определения, типа «информационные технологии – это…».
Обоснование актуальности выбранной темы - это, прежде всего, ответ на вопрос: «почему я выбрал(а) эту тему реферата, чем она меня заинтересовала?». Можно и нужно связать тему реферата с современностью.
Краткий обзор литературы и источников по проблеме – в этой части работы над введением необходимо охарактеризовать основные источники и литературу, с которой автор работал, оценить ее полезность, доступность, высказать отношение к этим книгам.
История вопроса – это краткое освещение того круга представлений, которые сложились в науке по данной проблеме и стали автору известны.
Вывод – это обобщение, которое необходимо делать при завершении работы над введением.
Работа над заключением
Заключение – самостоятельная часть реферата. Оно не должно быть переложением содержания работы. Заключение должно содержать:
Выполненные задачи, поставленные во введении;
основные выводы в сжатой форме.
Объем 1-2 машинописных или компьютерных листа формата А4.
Требования к содержанию реферата
Содержание реферата должно соответствовать теме, полно ее раскрывать. Все рассуждения нужно аргументировать. Реферат показывает личное отношение автора к излагаемому. Следует стремиться к тому, чтобы изложение было ясным, простым, точным и при этом выразительным. При изложении материала необходимо соблюдать общепринятые правила:
не рекомендуется вести повествование от первого лица единственного числа (такие утверждения лучше выражать в безличной форме);
при упоминании в тексте фамилий обязательно ставить инициалы перед фамилией;
каждая глава (параграф) начинается с новой строки;
при изложении различных точек зрения и научных положений, цитат, выдержек из литературы, необходимо указывать источники, т.е. приводить ссылки.
Требования к оформлению реферата
Реферат должен быть оформлен на стандартных листах формата А4 (210х297) по ГОСТ 2.105-95, без рамок, соблюдая следующие размеры полей: левое – 30 мм, остальные – 20 мм.
Шрифт основного текста: Times New Roman, размер 14 пт, начертание -обычный, выравнивание по ширине.
Шрифт заголовков разделов: полужирный, выравнивание по центру. Шрифт заголовков подразделов: полужирный, выравнивание по центру.
Межстрочный интервал: одинарный.
Отступ первой строки: 1,25 см.
Отступ перед, после абзаца – 0 см.
Все страницы нумеруются, начиная с титульного листа; цифру номера страницы ставят внизу справа; на титульном листе номер страницы не ставится. Каждый новый раздел начинается с новой страницы.
Рисунки и таблицы нумеруются. Под каждым рисунком подпись «Рис.1. Заголовок рисунка».
Каждая таблица тоже должна быть пронумерована. Над таблицей текст:
Таблица 1
Заголовок таблицы
Образец оформления титульного листа к реферату
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА
В реферате сведения об использованной литературе приводятся чаще всего в скобках после слов, к которым относятся. В скобках сначала указывается номер книги в списке литературы, а затем через запятую страница. Если ссылка оформляется на цитату из многотомного сочинения, то после номера книги римской цифрой указывается номер тома, а потом номер страницы. Примеры: [1,145[; [4,II,38].
Оформление приложения
Приложение помещается после заключения и включает материалы, дополняющие основной текст реферата. Это могут быть таблицы, схемы, фрагменты источников, иллюстрации, фотоматериалы, словарь терминов, афоризмы, изречения, рисунки и т.д.
Примеры оформления:
Приложение 1. Нормы отчислений на амортизацию и текущий ремонт, %.
Приложение 2. Характеристики аккумуляторных батарей к электропогрузчикам.
В тексте реферата необходимо делать примечания. Пример: (см. приложение 1). Приложение является желательным, но не обязательным элементом реферата.
Правила оформления библиографических списков
Список литературы помещается в конце реферата и пронумеровывается.
Для оформления используется ГОСТ Р 7.05–2008 «Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления», ГОСТ 7.1–2.2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание: Общие требования и правила составления».
Примеры оформления:
Издание с несколькими авторами
Винников В.В. Системы технологий на морском транспорте (перевозка и перегрузка): учеб. пособие / В.В. Винников, Е.Д. Крушкин, Е.Д. Быкова. - 2-е изд., перераб. и дополн. - Одесса, Феникс: 2010. - 576 с.
Издание с одним автором
Поршкевич Н.Ю. Информационное обеспечение предприятия. Методы исследования и анализа информационных потоков: учебное пособие. -Владивосток: МГУ им.адм.Г.И.Невельского, 2011.-115с. - Рекомендовано ДВ РУМЦ.
Переводное издание
Хаулз, Д Д. Морские грузовые работы и операции: практ. пособие / пер. Д. Д. Соколова. - М.: Моркнига, 2010. - 238 с.
Отдельный том многотомного издания
Маликова Т.Е. Исследование операций в управлении на морском транспорте: Уч.пос.:В 2 ч.. -Владивосток: Дальрыбвтуз Ч.1:., 2007.-133с.
Монография
Маликова Т.Е. Методологические основы разработки новых технологий крепления смещающихся грузов на морских судах: Монография /Т.Е.Маликова. -Владивосток:МГУ им. адм. Г.И. Невельского, 2013.-220 с.
Статья из сборника
Актуальные проблемы экономики и управления на транспорте:сборник материалов 12-й Всероссийской (4-й международной) научно-практической конференции. (23 мая 2014 г.). -Владивосток: МГУ им.адм. Г.И.Невельского, 2014.-80с.
Статья из журнала
Полякова, И. От Владивостока до Лиссабона: обеспечить преодоление этого пути может только скоординированное транспортное сообщение /И.Полякова. //Транспорт России: еженед.инф.-ан.газ.-2014.-N 51. - С. 3: фото.
Прохоренков, А. Сыпучие грузы в порту: обработка по ситуации /А.Прохоренков, Р. Истратов. //Мир транспорта: теория, история, конструирование будущего.-2014.-N 1. - С. 112-125: рис. 8, табл. 3.
Законодательные материалы
Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации от 7 марта 2001 г. N 24-ФЗ.
Стандарты
ГОСТ Р 7.0.5-2008. Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления - Введен 2009-01-01. -М.:Стандартинформ, 2008.-19 с.
Правила
Правила по оборудованию морских судов. Правила по грузоподъемным устройствам морских судов. Правила о грузовой марке морских судов /Российский Морской Регистр судоходства. -СПб.:РМРС, 2013.-447 с.
Электронный ресурс
Российская государственная библиотека [Электронный ресурс] / Центр информ. технологий РГБ ; ред. Власенко Т. В. ; Web-мастер Козлова Н. В. – Электрон. дан. – М. : Рос. гос. б-ка, 1997. – Режим доступа: http://www.rsl.ru, свободный. – Загл. с экрана. – Яз. рус., англ.
Форма контроля и критерии оценки реферата.
Рефераты выполняются на листах формата А4 в соответствии с представленными в методических рекомендациях требованиями.
Рефераты могут быть представлены на теоретических занятиях в виде выступлений.
Критерии оценки реферата:
соответствие теме;
глубина проработки материала;
правильность и полнота использования источников;
владение терминологией и культурой речи;
оформление реферата.
«Отлично» выставляется в случае, когда текст напечатан аккуратно, в соответствии с требованиями, полностью раскрыта тема реферата, отражена точка зрении автора на рассматриваемую проблему, реферат написан грамотно, без ошибок. При защите реферата студент продемонстрировал отличное знание материала работы, приводил соответствующие доводы, давал полные развернутые ответы на вопросы и аргументировал их.
«Хорошо» выставляется в случае, когда текст напечатан аккуратно, в соответствии с требованиями, встречаются небольшие опечатки, полностью раскрыта тема реферата, отражена точка зрения автора на рассматриваемую проблему, реферат написан грамотно. При защите реферата студент продемонстрировал хорошее знание материала работы, приводил соответствующие доводы, но не смог дать полные развернутые ответы на вопросы и привести соответствующие аргументы.
«Удовлетворительно» - в случае, когда текст напечатан неаккуратно, много опечаток, тема реферата раскрыта не полностью, не отражена точка зрения автора на рассматриваемую проблему, реферат написан с ошибками. При защите реферата студент продемонстрировал слабое знание материала работы, не смог привести соответствующие доводы и аргументировать на свои ответы.
«Неудовлетворительно» - в случае, когда объем реферата недостаточный, текст напечатан неаккуратно, много опечаток, тема реферата не раскрыта, не отражена точка зрения автора на рассматриваемую проблему, много ошибок в построении предложений. При защите реферата студент продемонстрировал слабое знание материала работы, не смог раскрыть тему не отвечал на вопросы.
Вид работы: Подготовить презентацию на тему
Инструкция по выполнению самостоятельной работы
Требования к оформлению:
единый стиль оформления;
на одном слайде рекомендуется использовать не более трех цветов: один для фона, один для заголовков, один для текста;
для фона и текста используйте контрастные цвета;
шрифты:
для заголовков – размер не менее 24;
для информации – размер не менее 18;
нельзя смешивать разные типы шрифтов в одной презентации;
для выделения информации следует использовать жирный шрифт, курсив. Подчеркивание – только для гиперссылки;
нельзя злоупотреблять прописными буквами (можно только для заголовков)
для выделения информации используйте:
рамки, границы, заливку;
разные цвета шрифтов, штриховку, стрелки;
рисунки, диаграммы, схемы для иллюстрации наиболее важных фактов;
точка в конце заголовка и подзаголовках не ставится;
желательно избегать в презентации рисунков, не несущих смысловой нагрузки, если они не являются частью стилевого оформления;
не стоит заполнять один слайд слишком большим объемом информации: люди могут единовременно запомнить не более трех фактов, выводов, определений.
Для правильной работы презентации все вложенные файлы (документы, видео, звук и пр.) размещайте в ту же папку, что и презентацию.
Рекомендации к содержанию презентации.
По содержанию
На слайдах презентации не пишется весь тот текст, который произносит докладчик (во-первых, в этом случае сам факт произнесения доклада теряет смысл, так как аудитория обычно умеет читать, а во-вторых, длинный текст на слайде плохо воспринимается и только мешает слушанию и пониманию смысла).
Текст на слайде должен содержать только ключевые фразы (слова), которые докладчик развивает и комментирует устно.
Если презентация является основой устного доклада, то по европейским и американским правилам второй слайд должен содержать краткое перечисление всех основных вопросов, которые будут рассмотрены в докладе. Это нечасто встречается у нас даже на «взрослых» конференциях, но практика показывает, что правило – чрезвычайно полезное: дисциплинирует докладчика, концентрирует внимание слушателей, а, кроме того, во время создания такого слайда от автора требуется очень четко выделить и сформулировать ключевые проблемы доклада.
Если презентация имеет характер игры, викторины, или какой-либо другой, который требует активного участия аудитории, то на каждом слайде должен быть текст только одного шага, или эти «шаги» должны появляться на экране постепенно.
Примерное оформление слайдов:
1) Титульный слайд:
2) план презентации:
вступление (яркий пример, интересные статистические данные, краткая основная мысль презентации и т. п.);
определение, назначение программы;
примеры программ данной группы;
описание программы …;
системные требования к программе …;
интерфейс программы …;
принцип работы программы …;
практическое применение (в каких ситуациях).
Эмблему можно взять из документа «Руководство по использованию фирменного стиля МГУ им. адм. Г.И. Невельского», расположенного на сайте МГУ www.msun.ru, вкладка Об университете › Документы › Устав, свидетельство, лицензия, сертификат качества, образцы дипломов
3) – 10) основная часть (пример оформления слайдов):
Пример вступления
В виде списка
В виде таблицы
В виде таблицы
Рисунок
В виде схемы
В виде схемы
11)-12) заключение (выводы) (в заключении перечислите преимущества и недостатки программы, рейтинг популярности программы (рекомендуется продемонстрировать в виде диаграммы), обобщите материал.
14) список источников.
13) спасибо за внимание (подпись).
Форма контроля и критерии оценки
Презентацию необходимо предоставить преподавателю для проверки в электронном виде.
«Отлично» выставляется в случае, если презентация выполнена аккуратно, примеры проиллюстрированы, полностью освещены все обозначенные вопросы.
«Хорошо» выставляется в случае, если работа содержит небольшие неточности .
«Удовлетворительно» - в случае, если презентация выполнена неаккуратно, не полностью освещены заданные вопросы.
«Неудовлетворительно» - работа выполнена небрежно, не соблюдена структура, отсутствуют иллюстрации.
Вид работы: Подготовить доклад.
Инструкция по выполнению самостоятельной работы
Доклад – это устное выступление на заданную тему. В учебных заведениях время доклада, как правило, составляет 5-15 минут.
Цели доклада:
Научиться убедительно и кратко излагать свои мысли в устной форме. (Эффективно продавать свой интеллектуальный продукт).
Донести информацию до слушателя, установить контакт с аудиторией и получить обратную связь.
План и содержание доклада
Важно при подготовке доклада учитывать три его фазы: мотивацию, убеждение, побуждение.
В первой фазе доклада рекомендуется использовать:
· риторические вопросы;
· актуальные местные события;
· личные происшествия;
· истории, вызывающие шок;
· цитаты, пословицы;
· возбуждение воображения;
· оптический или акустический эффект;
·неожиданное для слушателей начало доклада.
Как правило, используется один из перечисленных приёмов. Главная цель фазы открытия (мотивации) – привлечь внимание слушателей к докладчику, поэтому длительность её минимальна.
Ядром хорошего доклада является информация. Она должна быть новой и понятной. Важно в процессе доклада не только сообщить информацию, но и убедить слушателей в правильности своей точки зрения.
Для убеждения следует использовать:
сообщение о себе кто?
обоснование необходимости доклада почему? доказательство кто? когда? где? сколько? пример берём пример с … сравнение это так же, как… проблемы что мешает?
Третья фаза доклада должна способствовать положительной реакции слушателей. В заключении могут быть использованы: обобщение; прогноз; цитата; пожелания; объявление о продолжении дискуссии; - просьба о предложениях по улучшению; благодарность за внимание.
Обратная связь
При общении следует помнить о правильной реакции (реплике) на задаваемые вам вопросы. Правильная реакция на вопрос:
· Да.
· Хорошо.
· Спасибо, что вы мне сказали.
· Это является совсем новой точкой зрения.
· Это можно реализовать.
· Вы попали в точку.
· Именно это я имею в виду.
· Прекрасная идея.
· Это можно делать и так.
· Вы правы.
· Спасибо за Ваши указания.
· Это именно и является основным вопросом проблемы.
Составляющие воздействия докладчика на слушателей
Выделяют три составляющих воздействия докладчика на слушателей (табл.1).
Таблица 1.
Составляющие воздействия на слушателей
Составляющие воздействия
Средства достижения воздействия
Язык доклада
Короткие предложения.
Выделение главных предложений.
Выбор слов.
Иностранные слова и сокращения.
Образность языка.
Голос
Выразительность.
Вариации громкости.
Темп речи.
Внешнее общение
Зрительный контакт.
Обратная связь.
Доверительность.
Жестикуляция.
Советы студенту при защите реферата:
На всю защиту реферата отводится чаще всего 10-15 минут. При защите постарайтесь соблюсти приведенные ниже рекомендации.
Вы должны вспомнить материал максимально подробно, и это должно найти отражение в схеме Вашего ответа. Но тут, же необходимо выделить главное, что наиболее важно для понимания материала в целом, иначе Вы сможете проговорить все 10-15 минут и не раскрыть существа вопроса. Особенно строго следует отбирать примеры и иллюстрации.
Вступление должно быть очень кратким. Строго следите за точностью своих выражений и правильностью употребления терминов.
Не пытайтесь рассказать побольше за счет ускорения темпа, но и не мямлите.
Не демонстрируйте излишнего волнения и не напрашивайтесь на сочувствие.
Будьте особенно внимательны ко всем вопросам преподавателя, не бойтесь дополнительных вопросов – чаще всего преподаватель использует их как один из способов помочь Вам или сэкономить время.
Прежде чем отвечать на дополнительный вопрос, необходимо сначала правильно его понять. Для этого нужно хотя бы немного подумать, иногда переспросить, уточнить: правильно ли Вы поняли поставленный вопрос. И при ответе следует соблюдать тот же принцип экономности мышления, а не высказывать без разбора все, что Вы можете сказать.
Будьте доброжелательны и тактичны.
Формы контроля и критерии оценок
Доклады выполняются на листах формата А4 в соответствии с представленными в методических рекомендациях требованиями.
«Отлично» выставляется в случае, когда студент продемонстрировал отличное знание материала работы, приводил соответствующие доводы, давал полные развернутые ответы на вопросы и аргументировал их.
«Хорошо» выставляется в случае, когда студент продемонстрировал хорошее знание материала работы, приводил соответствующие доводы, но не смог дать полные развернутые ответы на вопросы и привести соответствующие аргументы.
«Удовлетворительно» - в случае, когда студент продемонстрировал слабое знание материала работы, не смог привести соответствующие доводы и аргументировать свои ответы.
«Неудовлетворительно» - в случае, когда студент продемонстрировал слабое знание материала работы, не смог раскрыть тему не отвечал на вопросы.
Примерные темы рефератов
Система управления портом INPLAN.
Автоматизированная информационная система ПОРТ.
Система безопасности SecurOs Enterprise.
Система технического обслуживания морского терминала Маринер- TPMS.
Системы электронного документооборота (на примере одного ПО).
Экспертные системы в транспортной логистике (на примере одного ПО).
Системы мониторинга транспортных средств (на примере одного ПО).
Справочные правовые системы -Гарант.
Мультимедиа-технологии (на примере одного ПО).
Спутниковая система связи INMARSAT.
Транспортно-экспедиторские программы PC*Miler.
Информационно-экспертная система Экспедитор-Вагон-Журнал.
Информационная система Галактика.
Информационно-коммуникативная система порталов для транспорта и внешней торговли «Грузовой дом».
ПО компьютерных сетей (на примере одного ПО).
Серверные операционные системы (на примере одного ПО).
Локальные сети. Организация и использование локальных сетей.
Гибридные системы поиска информации.
Онлайновые справочники.
Электронная коммерция.
ИТ организационного управления.
Система автоматизированного проектирования КОМПАС-3D.
Web-сервис «Департамент логистики».
CASE-технологии.
Технологии искусственного интеллекта.
Системы управления проектами.
Информационная система регистрации заходов и отходов судов в морских портах РФ (PortCall)
Требования к содержанию:
Введение (актуальность темы, цель написания).
Назначение ПО.
Разработчик ПО, системные требования к ПО.
Возможности ПО.
Интерфейс программы.
Принцип работы в программе.
Практическое применение ПО (указать опыт внедрения ПО в каком-либо предприятии).
Заключение.
Список источников.
Перечень литературы, Интернет-ресурсов
Основные источники (библиотека колледжа):
Михеева Е.В., Титова О.И., Информационные технологии в профессиональной деятельности, Технические специальности. Москва: Академия, 2014. - http://nashol.com/2015101186923/informacionnie-tehnologii-v-professionalnoi-deyatelnosti-tehnicheskie-specialnosti-miheeva-e-v-titova-o-i-2014.html
Михеева Е.В. Практикум по информационным технологиям в профессиональной деятельности. - Москва: Академия, 2014. - http://nashol.com/2015100486801/praktikum-po-informacionnim-tehnologiyam-v-professionalnoi-deyatelnosti-miheeva-e-v-2014.html
Поршкевич Н.Ю. Реализация информационных технологий в системах управления: Учеб.пособие для студ. по направ. "Менеджмент" /Н.Ю.Поршкевич.- Владивосток: МГУ им.адм.Г.И.Невельского, 2012.-136 с.- http://old.msun.ru/div/subdiv/ntic/catalogs/elib.asp
Создание документа В MS EXCEL: метод. указания по практическим работам для студ. всех спец. / Сост.: О.Я. Янина, Н.Ю. Поршкевич. -Владивосток: МГУ им. адм. Г.И. Невельского, 2013. -25 c.- сервер.-
Блюмин А.М., Феоктистов Н.А. Мировые информационные ресурсы: Учебное пособие для бакалавров/ А.М. Блюмин, Н.А. Феоктистов.-М.:ИТК "Дашков и К", 2015.-384 с.
Жеретинцева Н.Н., Константинова Е.А. Практикум по компьютерным сетям: Учеб.пособие/ Н.Н. Жеретинцева, Е.А. Константинова. -Владивосток: МГУ им.адм. Г.И.Невельского, 2012.-301 с. - Рекомендовано методической комиссией факультета ФЭИТ.
Информационные технологии в управлении персоналом: Учебник и практикум для прикладного бакалавриата/Ю.Д. Романова,Т.А. Винтова, П.Е. Коваль, П.А. Музычкин. -М:Юрайт, 2015.-291 с.
Информационные технологии: Метод. указан. к выпол. практич. работ для студ. тех. спец. -Находка:МГУ им.адм. Г.И. Невельского, 2012.-46 с.
Лабораторные работы по курсу "Информационные системы": Методические указания для студентов специальности 032001.65 "Документоведение и документационное обеспечение управления" /Сост.: А.А.Набиуллин, Е.Б.Осипова, Е.Н.Сливаева. -Владивосток: МГУ им.адм. Г.И.Невельского Ч.1:., 2011.-61с.
Левченко Н.Г. Модель информационной системы управления транспортно-логистическим процессом на морском транспорте с применением нечетких нейросетевых технологий: автореферат. -Владивосток: МГУ им.адм. Г.И. Невельского, 2014.-17 с.
Мельников В.П., Схиртладзе А.Г. Исследование систем управления: Учебник для академического бакалавриата /В.П. Мельников, А.Г. Схиртладзе. -М:Юрайт, 2015.-447 с.
Пафнутьева Я.В. Компьютерная обработка экспериментальных данных специальными средствами MS Exsel: учебно-методическое пособие/ Я.В. Пафнутьева. -Владивосток: МГУ им.адм.Г.И.Невельского, 2015.-108 с.
Поршкевич Н.Ю. Информационное обеспечение предприятия. Методы исследования и анализа информационных потоков: учебное пособие. -Владивосток: МГУ им.адм.Г.И.Невельского, 2011.-115с. - Рекомендовано ДВ РУМЦ.
Применение АИС в информационных технологиях: методические указания к выполнению лабораторных работ по информационным технологиям для студентов всех специальностей/ Сост. Я.В. Пафнутьева. -Владивосток: МГУ им.адм. Г.И.Невельского, 2015.-137 с.
Системы управления базами данных: методические указания/ Сост. Я.В. Пафнутьева. -Владивосток: МГУ им.адм.Г.И.Невельского, 2015.-102 с.
Советов Б.Я., Цехановский В.В. Информационные технологии: учебник для бакалавров/ Б.Я. Советов, В.В.Цехановский.-М.:Юрайт, 2013.-263 с.
Создание и обработка баз данных в СУБД ACCESS: Метод.указ.и варианты заданий к вып. практич. работ по дисциплине "Информац.технологии в управлении" для студ. всех спец. ИЭУТ /Сост.Н.Ю.Поршкевич, Е.П.Чинчукова. -Владивосток: МГУ им.адм.Г.И.Невельского, 2011.-28 с.
Хорев П.Б. Программно-аппаратная защита информации: учебное пособие для студентов вузов/П.Б. Хорев. -М.:Форум, 2013.-252 с.
Цыпленкова М.В., Шпак А.С. Организация документопроизводства: учебное пособие. -Владивосток: МГУ им.адм. Г.И.Невельского, 2011.-134с.
Шаньгин В.Ф. Комплексная защита информации в корпоративных системах: учебное пособие/В.Ф. Шаньгин. -М.:ИНФРА-М, 2013.-592 с.
Щербинина И.А., Буров Д.В. Лекции по базам данных:Учебное пособие/ И.А. Щербинина, Д.В. Буров. -Владивосток: МГУ им.адм. Г.И. Невельского, 2015.-291 с. 18.
Интернет-ресурсы:
Руководящие Документы по правилам безопасной морской перевозки грузов. - http://deckofficer.ru/titul/study/category/rds
Библиотека Московского института инженеров транспорта/- http://miit.ru/
Электронно-библиотечная система «КнигаФонд», обеспечивающая он-лайн доступ к учебной, учебно-методической и специальной литературе посредством использования инновационных технологий.- http://www.knigafund.ru
Электронная Интернет библиотека IQlib.ru – электронные учебники и учебные пособия.- http://www.iqlib.ru
Международная ассоциация пользователей и разработчиков электронных библиотек и новых информационных технологий.- http://www.elnit.org/