Методическая разработка "Развитие критического мышления на уроках информатики"
Методическая разработка "Развитие критического мышления на уроках информатики"
В методической разработке «Развитие критического мышления на уроках информатики» даётся теоретическое обоснование технологии развития критического мышления, указываются цель, задачи и преимущества её использования, а, также рассматривается применение различных видов ТРКМ на основных этапах урока.
В методической разработке кратко изложен опыт работы по применению технологии развития критического мышления на уроках информатики.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Развитие критического мышления на уроках информатики
Автор: Кузнецова Л.В.
с. Кинель - Черкассы
Рассмотрено
на заседании цикловой комиссии
общеобразовательных дисциплин.
Протокол № ______ от «____»________ 2016 г.
Председатель: ______________/___________
Утверждено
На заседании методического Совета
ГБПОУ «КЧСХТ»
Председатель: _________________
«_____»___________ 201 6 г.
Автор: Кузнецова Л.В., преподаватель высшей квалификационной категории ГБПОУ «КЧСХТ».
Рецензент: Бутусова В.Н., преподаватель высшей квалификационной категории, методист ГБПОУ «КЧСХТ».
План
Аннотация
Вступление
Содержание:
Технологии критического мышления: определение, цель и задачи, преимущества.
Основные этапы урока при использовании ТРКМ (технологии развития критического мышления).
Правила, способствующие развитию критического мышления.
Некоторые приёмы технологии развития критического мышления.
Применение технологии критического мышления на уроках информатики (из опыта работы).
Заключение
Список используемых источников информации
Рецензия
I. Аннотация
В методической разработке «Развитие критического мышления на уроках информатики» даётся теоретическое обоснование технологии развития критического мышления, указываются цель, задачи и преимущества её использования, а, также рассматривается применение различных видов ТРКМ на основных этапах урока.
В методической разработке кратко изложен опыт работы по применению технологии развития критического мышления на уроках информатики.
Данная методическая разработка поможет преподавателям разобраться в различных приёмах технологии развития критического мышления и выбрать для своих уроков наиболее интересные и приемлемые, что позволит им разнообразить, проводимые занятия, и создаст благоприятные условия для активизации и развития мыслительных способностей обучающихся.
II. Вступление
Одной из основных целей современного образования является разностороннее и своевременное развитие обучающихся, направленное на формирование и развитие у обучающихся умений осмыслить, оценить, проанализировать и синтезировать информацию, полученную в результате наблюдения, опыта, размышления или рассуждения. Этой цели можно добиться, применяя в процессе обучения технологии критического мышления.
Технологии критического мышления позволяют развивать мыслительные навыки обучающихся, необходимые не только в учебе, но и обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и др., т.е. коммуникативные и рефлексивные умения и действия). Применение технологии критического мышления на уроках информатики позволяет создать благоприятные условия для активизации и развития мыслительных способностей обучающихся. Целью написания методической разработки является обобщение педагогического опыта использования приёмов технологии развития критического мышления на уроках информатики. А, задачами, - раскрытие сущности технологии развития критического мышления и иллюстрация на примере конкретных занятий, возможности использования технологии развития критического мышления.
III. Содержание
1. Технологии критического мышления: определение, цель и задачи, преимущества.
Критическое мышление – это что – то заведомо хорошее, некий навык, который позволит нам успешно справляться с требованиями 21 века, поможет глубже понять то, что мы изучаем и делаем. Но всё – таки, что такое критическое мышление? В литературе встречается много определений этого термина. Рассмотрю некоторые из них. Критическое мышление - это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю. Критическое мышление это такой тип мышления – о любом предмете, содержании или проблеме, в котором думающий улучшает качество его мышления при помощи умелого использования структур и интеллектуальных стандартов, присущих мышлению. Критическое мышление – это целенаправленная самостоятельная деятельность индивида, в процессе которой происходит постановка вопросов и уяснение проблем, формулировка гипотез, их проверка, убедительная аргументация недостатков и достоинств содержания, повергнутого критике, поиск компромиссных решений. Проанализировав эти и другие определения можно сформулировать следующее обобщённое понятие критического мышления, состоящее из пяти пунктов:
Во – первых, критическое мышление есть мышление самостоятельное. Когда занятие строится на принципах критического мышления, каждый формулирует свои идеи, оценки и убеждения независимо от остальных. Никто не может думать критически за нас, мы делаем это исключительно для самих себя. Следовательно, мышление может быть критическим только тогда, когда оно носит индивидуальный характер. Обучающиеся должны иметь достаточно свободы, чтобы думать собственной головой и самостоятельно решать даже самые сложные вопросы.
Во – вторых, информация является отправным, а не конечным пунктом критического мышления. Знание создает мотивировку, без которой человек не может мыслить критически. Чтобы породить сложную мысль, нужно переработать гору «сырья» - фактов, идей, текстов, теорий, данных, концепций.
В - третьих, критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить. Мы замечаем что – то новое и хотим узнать, что это такое. Мы видим некую достопримечательность и – нам уже хочется проникнуть внутрь. Это наше любопытство, которое является неотъемлемым свойством всего живого. Познавательный процесс на любом его этапе характеризуется стремлением познающего решать проблемы и отвечать на вопросы, возникающие из его собственных интересов и потребностей.
В – четвёртых, критическое мышление стремится к убедительной аргументации. Критически мыслящий человек находит собственное решение проблемы и подкрепляет это решение разумными, обоснованными доводами. Он также сознаёт, что возможны иные решения той же проблемы, и старается доказать, что выбранное им решение логичнее и рациональнее прочих.
В – пятых, критическое мышление есть мышление социальное. Всякая мысль проверяется и оттачивается, когда ею делятся с другими. Когда мы спорим, читаем, обсуждаем, возражаем и обмениваемся мнениями с другими людьми, мы уточняем и углубляем свою позицию. Поэтому педагоги, использующие на занятиях технологии критического мышления, всегда стараются использовать на уроках всевозможные виды парной и групповой работы, включая проведение дебатов и дискуссий.
Цели и задачи технологии критического мышления:
Формирование нового стиля мышления, для которого характерны открытость, гибкость, осознание внутренней многозначности позиции и точек зрения, альтернативности принимаемых решений.
Развитие таких базовых качеств личности, как критическое мышление, коммуникативность, креативность, мобильность, самостоятельность, толерантность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности.
Развитие аналитического, критического мышления. Научить обучающихся: - выделять причинно-следственные связи; - рассматривать новые идеи и знания в контексте уже имеющихся; - отвергать ненужную или неверную информацию; - понимать, как различные части информации связаны между собой; - выделять ошибки в рассуждениях; - определять ложные стереотипы, ведущие к неправильным выводам; - отделять главное от существенного в тексте или в речи и уметь акцентировать на первом.
Формирование культуры чтения, включающей в себя умение ориентироваться в источниках информации, пользоваться разными стратегиями чтения, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, «отсеивать» второстепенную, критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения.
Стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности, запуск механизмов самообразования и самоорганизации.
Преимущества применения технологии критического мышления
Для обучающихся:
- повышение эффективности восприятия информации; - повышение интереса, как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения; - умение критически мыслить;
- умение ответственно относиться к собственному образованию; - умение работать в сотрудничестве с другими; - повышение качества образования; - желание и умение стать человеком, который учится в течение всей жизни.
2) Для преподавателей:
- умение создать на занятии атмосферу открытости и ответственного сотрудничества; - возможность использовать модель обучения и систему эффективных методик, которые способствуют развитию критического мышления и самостоятельности в процессе обучения; - стать практиками, которые умеют грамотно анализировать свою деятельность; - стать источником ценной профессиональной информации для других преподавателей.
2. Основные этапы урока при использовании технологии развития критического мышления
В технологии критического мышления используются 3 последовательные стадии: «Вызов – Осмысление новой информации – Размышление (Рефлексия)».
1) Стадия «Вызов».На этой стадии происходит актуализация знаний, которые имеются у обучающихся, возникает интерес к обсуждаемому вопросу. Для пробуждения вызова можно использовать рисунок, вопрос, задачу, проблему, ситуацию, мозговой штурм, работу с ключевыми терминами, перевернутые логические цепочки, свободное письмо, разбивку на кластеры и т.д.
Эта стадия имеет две цели: первая - осуществление нескольких важных познавательных видов деятельности. Во-первых, обучающиеся активно участвуют в вызове того, что они уже знают по данной тематике. Это заставляет их анализировать собственные знания и начинать думать о теме, которую они скоро начнут разбирать во всех подробностях. Огромное значение имеет то обстоятельство, что через эту деятельность обучающиеся определяют уровень собственных знаний, к которым могут быть добавлены новые. Это очень важно знание становится прочным, если оно приобретается в контексте того, что человек уже знает и понимает.
Процесс учения – это процесс увязывания нового с уже известным. Таким образом, помогая обучающимся реконструировать предыдущие знания и представления можно заложить самые широкие основы для того, чтобы достичь долгосрочного понимания новой информации. Это также помогает осветить неправильное понимание, путаницу или ошибки в знаниях, которые никогда не проявились, если бы не состоялось активное рассмотрение уже существующих знаний и представлений.
Вторая цель – активизация обучающихся. Учение – активная, а не пассивная деятельность. Слишком часто обучающиеся пассивно сидят на занятии, слушая своих преподавателей, которые все время мыслят. Тогда как обучающиеся просто сидят или думают о чем – то своем. Для того чтобы обучаемые сознательно, основательно и критически подходили к пониманию новой информации, они должны принимать активное участие в процессе учения.
Задачами 1стадии являются:
самостоятельная актуализация имеющихся знаний по теме и пробуждение познавательной активности;
самостоятельное определение обучающимися направлений в изучении темы, тех ее аспектов, которые хотелось бы обсудить и осмыслить;
на этой фазе работы с информацией обучающийся определяет для себя смысл: «Что это значит для меня?», «Зачем это мне нужно?».
На стадии вызова можно использовать такие методы, как:
Составление кластеров.
Работа с таблицами.
Работа с «тонкими» и «толстыми» вопросами.
Корзина идей.
Перевёрнутые логические цепочки.
Верные и неверные утверждения и т.д.
2) Стадия «Осмысление новой информации». Преподаватель предлагает обучающимся новую информацию, которую они должны отработать.
На данной стадии обучающийся вступает в контакт с новой информацией, который может принимать форму чтения текста, просмотра фильма, прослушивания выступлений или выполнения опытов. Это также стадия обучения, во время которой преподаватели оказывают наименьшее влияние на обучающихся и во время которой они должны самостоятельно и активно участвовать в данной работе. Главная задача стадии осмысления состоит в том, чтобы поддерживать активность, интерес и инерцию движения, созданную во время стадии вызова – это первое. Второе это поддержание усилий обучающихся по отслеживанию собственного понимания, когда они отслеживают собственное понимание, соотносят новую информацию со своими устоявшимися представлениями, сознательно увязывают новое с уже известным. Таким образом обучающиеся строят мосты между старыми и новыми знаниями, для того чтобы создать новое понимание.
На стадии осмысления возможно использование таких методов, как:
Нахождение информации.
Информационное домино.
Отбор нужной информации с использованием сети Интернет.
Поиск нового решения задачи.
Шесть шляп.
Составление синквейна и т.п.
3) Стадия «Рефлексия (Размышление)». Происходит осмысление всей информации, полученной на 2 стадии.
Задачи фазы рефлексии:
Помочь обучающимся самостоятельно обобщить изучаемый материал.
Помочь самостоятельно определить направления в дальнейшем изучении материала.
Во время этой стадии обучающиеся закрепляют новые знания, активно пересматривают свои представления и делают новые знания своими. На этой стадии запланировано достижение нескольких важных целей. В первую очередь обучающиеся должны выразить новые идеи и информацию собственными словами. Обучающиеся лучше всего помнят то, что они поняли в собственном контексте, выражая это собственными словами. Такое понимание носит долгосрочный характер. Когда человек активно переформирует понимание с использование собственного словаря, то создает личный осмысленный текст. Второй целью этой стадии является живой обмен идеями между обучающимися, что дает им возможность расширить свой выразительный словарь, а также познакомиться с различными представлениями. Тогда они могут строить собственные представления с их учетом.
Функции трех стадий ТРКМ
Вызов
Осмысление
Рефлексия
Мотивационная (побуждение к работе с новой информацией, пробуждение интереса к теме)
Информационная (получение новой информации по теме)
Коммуникационная (обмен мнениями о новой информации)
Информационная (вызов «на поверхность» имеющихся знании по теме)
Систематизационная (класси - фикация полученной информации по категориям знания)
Информационная (приобретение нового знания)
Коммуникационная (бесконфликтный обмен мнениями)
Мотивационная (побуждение к дальнейшему расширению информационного поля)
Оценочная (соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса)
3. Правила, способствующие развитию критического мышления
Основные правила, способствующие критическому мышлению
Задайте вопрос и только потом назовите обучающегося, который на него будет отвечать.
Дайте обучающемуся адекватное время для обдумывания вопроса, который вы ему задали.
Задавайте один вопрос за один раз.
Давайте возможность всем обучающимся отвечать на вопросы (т.е. не выделяйте обучающихся, которым вы предпочитаете их задавать).
Перефразируйте вопрос, который вы задали, если чувствуете, что у обучающегося возникли трудности с ответом.
Задавайте интересные вопросы, которые, по возможности, апеллируют к личному опыту обучающихся.
Если позволяет содержание урока, градируйте вопросы от простого к сложному.
Задавайте вопросы, которые помогают обучающимся прояснить или расширить их ответы.
Задавайте вопросы, которые заставляют обучающихся задуматься над ответом, данным другим обучающимся, чтобы они могли расширить, дополнить ответ одногруппника.
Передвигайтесь по кабинету, когда задаете вопросы и встречайтесь глазами с разными обучающимися.
Создавайте в группе атмосферу, когда обучающиеся могут отвечать, не боясь быть высмеянными.
Задавайте вопросы, которые будут давать обучающимся возможность пережить успех.
4. Некоторые приёмы технологии развития критического мышления
Всё приёмы ТРКМ привести просто невозможно, из – за их большого количества, поэтому остановлюсь лишь на некоторых.
1. Приём «Групповая дискуссия». Групповая дискуссия может использоваться как на стадии вызова, так и на стадии рефлексии. При этом в первом случае её задача – обмен первичной информацией, выявление противоречий, а, во – втором – это возможность переосмысления полученных сведений, сравнение собственного видения проблемы с другими взглядами и позициями. Форма групповой дискуссии способствует развитию диалогичности общения, становлению самостоятельности мышления.
2. Прием «Корзина идей».Это прием организации индивидуальной и групповой работы на начальной стадии урока, когда идет актуализация знаний и опыта. Этот прием позволяет выяснить все, что знают обучающиеся по обсуждаемой теме урока. На доске прикрепляется значок корзины, в которую условно собирается то, что обучающиеся знают об изучаемой теме.
Алгоритм работы:
Каждый обучающийся вспоминает и записывает в тетради все, что знает по теме (индивидуальная работа продолжается 1-2 минуты).
Обмен информацией в парах или группах.
Далее каждая группа называет какое-то одно сведение или факт, не повторяя ранее сказанного.
Все сведения кратко записываются в «корзине идей», даже если они ошибочны.
Все ошибки исправляются по мере освоения новой информации.
3. Прием «Составление кластера».Смысл приема заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания. Он связан с приемом «Корзина идей». Правила построения кластера очень простые. Рисуем модель Солнечной системы: звезду, планеты и их спутники. В центре располагается звезда – это наша тема. Вокруг нее планеты – крупные смысловые единицы. Соединяем их прямой линией со звездой. У каждой планеты свои спутники, у спутников свои. Система кластеров охватывает большее количество информации. Кластеры можно использовать на различных стадиях урока.
4. Прием «Верные и неверные утверждения». Этот прием может быть началом урока. Преподаватель предлагает ряд утверждений по определенной теме. Обучающиеся выбирают «верные» утверждения, полагаясь на собственный опыт или интуицию. В любом случае они настраиваются на изучение темы, выделяют ключевые моменты, а элемент соревнования позволяет удерживать внимание до конца урока. На стадии рефлексии возвращаемся к этому приему, чтобы выяснить, какие из утверждений были верными.
5. Прием «Знаю – Хочу узнать – узнал». Одиниз способов графической организации и логико – смыслового структурирования материала.
Алгоритм работы:
До знакомства с текстом обучающиеся самостоятельно или группе заполняют первый и второй столбцы таблицы «Знаю» и «Хочу узнать».
По ходу знакомства с текстом или же в процессе обсуждения прочитанного, обучающиеся заполняют столбец «Узнал».
Подведение итогов, сопоставление содержания граф.
Знаю
(вызов)
Хочу узнать
(вызов)
Узнал
(реализация смысла или рефлексия)
Что я знаю по теме урока?
Формулирование целей
Соотношение старой и новой информации
6. Приём «Инсерт», «Условные значки» или «Пометки на полях». «Инсерт» с англ. дословно переводится: интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления.
Алгоритм работы:
1 этап. Предлагается система маркировки текста, чтобы подразделить заключённую в нём информацию следующим образом:
«галочкой» - помечается то, что уже известно обучающимся
- знаком минус помечается то, что противоречит их представлению
+ знаком плюс помечается то, что является для них интересным и неожиданным
? ставится, если что – то неясно и возникло желание узнать больше.
2 этап. Читая текст, обучающиеся помечают соответствующим значком на полях отдельные абзацы и предложения.
3 этап. Обучающимся предлагается систематизировать информацию, расположив её в соответствии со своими пометками в следующую таблицу:
+
-
?
4 этап. Последовательное обсуждение каждой графы таблицы.
7. Прием «Синквейн». Синквейн - самая легкая форма стихотворений по алгоритму.
В переводе «синквейн» означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам.
Алгоритм работы:
На первой строчке записывается одно слово – существительное. Это тема синквейна.
На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.
На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.
На четвертой строчке размещается фраза, состоящая из нескольких слов, с помощью которых обучающийся выражает свое отношение к теме.
Пятая строчка – это слово – резюме, которое позволяет выразить личное отношение к теме, дает ее новую интерпретацию.
Например,
Компьютер
Красивый, серебристый…
Работает, помогает, управляет.
Вот радость для подростка!
Работяга.
8. Прием «Толстые и тонкие вопросы». Данный приём может быть использован на любой стадии урока: на стадии вызова – это вопросы до изучения темы; на стадии осмысления – вопросы по ходу чтения, слушания; на стадии рефлексии (размышления) – демонстрация понимания пройденного. «Толстые и тонкие вопросы» могут быть оформлены в виде таблицы.
Тонкие вопросы
Толстые вопросы
Кто...? Что...?
Когда...? Может...?
Будет...? Могли...?
Как звать...?
Было ли...?
Согласны ли вы...?
Верно ли...?
Дайте три объяснения: почему?
Объясните: почему...?
Почему вы думаете...?
Почему вы считаете...?
В чем различие...?
Предположите: что будет, если...?
Что, если...?
По ходу работы с таблицей в правую колонку записываются вопросы, требующие простого, односложного ответа. В левой колонке - вопросы, требующие подробного, развернутого ответа. Таблицы толстых и тонких вопросов могут стать основой для исследований, дискуссий, эссе.
9. Прием «Ключевые слова». Стадию вызова на уроке можно осуществить многими методами, в том числе и хорошо известными, например, «ключевые слова», по которым можно придумать рассказ или расставить их в определенной последовательности, а затем, на стадии осмысления искать подтверждение своим предположениям, расширяя материал.
10. Прием «Лови ошибку». Преподаватель заранее подготавливает текст, содержащий ошибочную информацию, и предлагает обучающимся выявить допущенные ошибки. Важно, чтобы задание содержало в себе ошибки 2 уровней:
явные, которые достаточно легко выявляются обучающимися, исходя из их личного опыта и знаний;
скрытые, которые можно установить, только изучив новый материал.
Обучающиеся анализируют предложенный текст, пытаются выявить ошибки, аргументируют свои выводы. Затем изучают новый материал, после чего возвращаются к тексту и исправляют те ошибки, которые не удалось выявить в начале урока.
11. Прием «Нарисуйте счастье». Приемы психорисунка дают возможность выразить понимание абстрактных понятий, внутренний мир через зрительные образы. Можно дать задание нарисовать совесть, месть, добро, зло и затем объяснить свои рисунки.
12. Прием «Письмо по кругу». Данный приём предполагает групповую форму работы. У каждого обучающегося должен быть лист бумаги. Обучающимся нужно не только поразмышлять на заданную тему, но и согласовывать свое мнение с членами группы. Каждый член группы записывает несколько предложений на заданную тему, затем передает свой листок соседу. Получив листок, сосед продолжает его размышления. Листочки двигаются до тех пор, пока к каждому не вернется листок, в котором были написаны его первые предложения.
13. Приём «Дерево предсказаний». Этот приём подходит для развития умения аргументировать, обосновывать свои прогнозы. «Ствол дерева» - это тема, «листочки» - прогнозы, «веточки» - аргументы.
14. Приём «Мозговая атака». Её цель состоит в том, чтобы развивать креативность мышления обучающихся, их коммуникативные качества. Мозговая атака используется для создания банка идей, из которых можно выбрать лучшую.
15. Приём «Перепутанные логические цепочки».
Модификация приема «Ключевые слова». Дополнительным моментом является расположение на доске ключевых слов в специально «перепутанной» логической последовательности. После знакомства с текстом, на стадии «рефлексии» обучающимся предлагается восстановить нарушенную последовательность.
На отдельные листы выписываются 5-6 событий из текста и демонстрируются перед классом в заведомо нарушенной последовательности. Обучающимся предлагается восстановить правильный порядок хронологической или причинно-следственной цепи. После заслушивания различных мнений и придя к более или менее единому решению, преподаватель предлагает обучающимся познакомиться с исходным текстом и определить: верны ли были их предположения.
16. Прием «Эссе». Очень эффективная художественная форма письменной рефлексии - эссе. Это свободное письмо на заданную тему. Эссе - это произведение небольшого объема, раскрывающее конкретную тему и имеющее подчеркнуто субъективную трактовку, свободную композицию, ориентацию на разговорную речь, склонность к парадоксам. Если работа проходит на уроке, заранее оговариваются временные границы ее выполнения. В зависимости от цели написания отбирается автором и содержание. В любом случае эссе - художественная форма размышления, подталкивающая обучающегося обратиться к собственному, может быть и противоречивому, опыту.
Модель написания эссе.
Предварительный этап (инвентаризация): вычленение наиболее важных фактов, понятий и т.д.
Работа над черновиком.
Правка. Может осуществляться в паре.
Редактирование. Исправление замечаний, сделанных в ходе правки.
Публикация, т.е. чтение перед аудиторией.
Возможный алгоритм написания эссе.
Обсуждаемая тема (проблема).
Собственная позиция.
Краткое обоснование.
Возможные возражения, выдвигаемые слушателями.
Причина, по которой заявленная позиция остается прежней, объявляется правильной.
Заключение.
17. Приём «Fishbone». Обучающимся предлагается информация (текст, видеофильм, лекция) проблемного содержания и схема Fishbone для систематизации этого материала. На верхней «косточке» записывается формулировка проблемы, а на нижней - факты, подтверждающие, что данная проблема существует. Работа (исследование) может проводиться индивидуально или по группам. Важным этапом станет презентация заполненной схемы, которая продемонстрирует взаимосвязь проблем, их комплексный характер. Ход дальнейшей работы определяет преподаватель: это может быть выход на дальнейшее исследование или попытка решить описанные проблемы.
18. Приём «Взаимоопрос». Один из способов работы в парах. Используется на стадии «осмысления». Обучающиеся в парах читают текст, останавливаясь после каждого абзаца, и задают друг другу вопросы разного уровня по содержанию прочитанного.
19. Приём «Продвинутая лекция». Суть предлагаемого приёма состоит в особой организации лекции с применением активной учебной модели вызов – осмысление – рефлексия.
Алгоритм действий (возможны варианты):
Вызов. Подготовительная деятельность. Представление темы. Проблемный вопрос по содержанию лекции. (Работа в парах: обсуждение и запись имеющихся соображений для ответа, информационный прогноз, выступления от пар, фиксирование на доске высказанных идей).
Анонс содержания первой части лекции. Задание для обучающихся (до начала лекции): по ходу лекции один человек в паре кратко записывает новую информацию по проблемному вопросу, другой отмечает в первичных записях совпадения + и расхождения - услышанной в лекции информации со сделанным ранее прогнозом (аудированный вариант приема «Инсерт.»)
Осмысление. Преподаватель зачитывает первую часть лекции.
Рефлексия. Предварительное подведение итогов. (Индивидуальное задание: выделение главного – письменный ответ. Работа в парах: обсуждение прогноза с услышанным материалом, обсуждение в паре, формулировка общего ответа, выступления от пар).
Повторный вызов. Анонс содержания второй части лекции. Проблемный вопрос. (Работа в парах: обсуждение и запись имеющихся соображений для ответа, информационный прогноз, выступления от пар, фиксирование на доске высказанных идей). Задание для обучающихся (аналогичное пункту - 2).
Осмысление. Преподаватель зачитывает вторую часть лекции.
Рефлексия. Подведение итогов. (Работа в парах: обсуждение прогноза с услышанным материалом, выступления от пар).
Итоговая рефлексия. Задание для всех: индивидуальная самостоятельная работа – письменный ответ на общий глобальный вопрос по материалу лекции. Форма – 10-минутное эссе.
Работы сдаются преподавателю.
20. Приём «Бортовые журналы». Бортовые журналы – обобщающее название различных приемов, согласно которым, обучающиеся во время изучения темы записывают свои мысли. В простейшем варианте обучающиеся записывают в бортовой журнал ответы на следующие вопросы:
Что я знаю по данной теме?
Что я узнал нового из текста по данной теме?
21. Приём «РАФТ». Социо-игровое задание: Р(оль) А(удитория) Ф(орма) Т(ема). Основной задачей для выполняющих является описание, повествование или рассуждение от имени выбранного персонажа. Сложность задачи в том, что этот персонаж должен учитывать аудиторию, к которой обращается.
Роль
Аудитория
Форма
Тема
От чьего имени вы будете писать?
Кому вы будете писать? (Выяснение, кому может предназначаться данный текст).
Выбор жанра, формы повествования (рассказ, диалог, эссе, анекдот).
На чём будет сосредоточен ваш текст? Какова основная идея? (Выбор тематики, определение, о чем будет текст, какие основные идеи будут раскрыты в нем).
22. Прием «Шесть шляп критического мышления». Это задание обычно используется на стадии рефлексии. Суть приема состоит в следующем: группа делится на шесть групп, каждая группа «примеряет свою шляпу», высказывается шесть точек зрения на одну и ту же проблему.
«Белая шляпа» (учёный) - Факты (констатируются факты по проблеме, без их обсуждения).
«Желтая шляпа» (оптимист) - Возможности (высказываются положительные моменты).
«Синяя шляпа» (руководитель) - Смысл (проводится анализ, группа отвечает на вопросы: Почему? Зачем? Связи?).
«Зеленая шляпа» (креативщик) - Креатив (можно высказывать самые «бредовые идеи и предположения»).
«Красная шляпа» (художник) - Эмоции (группа формулирует свои эмоции, которые они испытывали при работе с материалом).
5. Применение технологии критического мышления на уроках информатики (из опыта работы)
1. Занятие № 2. Тема: «Основные этапы развития информационного общества. Этапы развития технических средств и информационных ресурсов».
Технологии развития критического мышления: ЗХУ; схема «Граф»; резюме.
Ход занятия
1. Стадия Вызова. Преподаватель: «Сегодняшнее занятие мне хотелось бы начать с высказывания Козьмы Пруткова: «Глядя на мир, нельзя не удивляться!». И, действительно, нельзя не удивляться какими быстрыми темпами идет развитие ВТ, ее возможностей, областей применения. В любой деятельности человек всегда придумывал и создавал самые разнообразные средства, приспособления, орудия труда. Всё это облегчало труд, делало его производительнее, расширяло возможности людей. Известно, что история материального производства и мировой науки тесно связана с историей развития орудий труда. Первые вспомогательные средства для работы с информацией появились много позже первых орудий материального труда. Историки утверждают, что расстояние во времени между появлением первых инструментов для физического труда (топор, ловушка для охоты) и инструментов для регистрации информационных образов (на камне, кости) составляет около миллиона лет! Следовательно, большую часть времени существования человека на Земле труд носил только материальный характер. Информационную деятельность человека можно разделить на три составляющие: хранение, передачу и обработку. Долгое время средства информационного труда развивались отдельно по этим трём направлениям».
Преподаватель объявляет тему урока и просит обучающихся вспомнить всё, что им известно о средствах хранения, обработки и передачи информации, и записать эти сведения в первую графу таблицы «Знаю – Хочу узнать – Узнал (ЗХУ)»:
Знаю
Хочу знать
Узнал
Студенты в парах знакомят друг друга с содержанием своих записей. 2-3 человека по вызову преподавателя сообщают известные им сведения о средствах хранения, передачи и обработки информации всем присутствующим, остальные при необходимости вносят дополнения и уточнения. Преподаватель фиксирует основные сведения на доске.
Преподаватель предлагает студентам заполнить вторую колонку таблицы, а для этого сформулировать вопросы о средствах хранения, обработки и передачи информации, на которые они не знают ответов. В качестве опоры им предлагается список вопросительных слов: что, какие, как, сколько, где, почему, когда?
После индивидуального выполнения задания студенты обсуждают вопросы в парах и выбирают наиболее интересные и наиболее важные для понимания данной темы вопросы. Преподаватель их также записывает на доске. Вопросы, которые чаще всего задают студенты:
Какие средства хранения информации были первыми?
Когда и где появилось книгопечатание, кто его изобретатель?
Какие средства хранения информации были на Руси, а в последствии и в России?
Какими средствами хранения информации пользовались люди в 17-19 веках?
Как передавали информацию люди в древних государствах?
Какие приборы были изобретены учёными и использовались для передачи информации 18-21 веках?
Какие средства обработки информации применяли люди разных эпох?
Кто из учёных внёс наибольший вклад в изобретение приборов, для обработки информации? И др.
Какой вклад внесли русские и российские учёные в изобретение средств передачи и обработки информации?
2. Стадия Содержания.
1. Найти ответы на поставленные вопросы, можно по-разному. Студенты перечисляют источники и способы поиска: можно обратиться к учебнику, к какой-либо поисковой системе Интернета. Преподаватель предлагает посетить один из виртуальных музеев. Электронные адреса виртуальных музеев:
http://computerhistory.narod.ru/
http://www.museum.ru/M2744item
Студенты садятся за компьютеры, выходят в Интернет, «посещают» виртуальные музеи, изучают материал. Студенты обращаются к списку вопросов и выделяют пометками те из них, на которые были найдены ответы при посещении виртуальных музеев, затем формулируют и записывают новые вопросы, информацию по которым также можно найти при посещении виртуальных музеев. Преподаватель предлагает студентам обменяться информацией по найденным вопросам, т.е. организует закрепление полученных знаний.
Расскажите о том, что вам уже было известно….
Что нового узнали, посетив виртуальные музеи?
Что в этой информации вас особенно удивило, привлекло внимание?
3. Стадия Рефлексии. Преподаватель предлагает студентам вернуться к списку вопросов, составленному в начале занятия, и выяснить, на все ли вопросы найдены ответы, а также задать новые вопросы, которые возникли в процессе работы с информацией. Если у них имеются вопросы без ответов, преподаватель знакомит их со списком литературы, которая содержит дополнительную информацию по данной теме. В конце занятия студенты пишут небольшое резюме, начиная со слова: «Оказывается,…».
2. Занятие № 6. Тема: «Представление информации в двоичной системе счисления».
Технологии развития критического мышления: Верные и неверные утверждения, Инсерт, резюме.
1. Стадия Вызова. Преподаватель объявляет тему занятия и предлагает на основе имеющихся знаний оценить истинность и ложность утверждений, которые записаны в виде таблицы на доске (или на слайде в презентации):
Верно ли, что
В начале занятия
В конце занятия
Ей было тысяча сто лет,
Она в сто первый класс ходила,
В портфеле по сто книг носила – всё это правда, а не бред.
Когда, пыля десятком ног, она шагала по дороге,
За ней всегда бежал щенок с одним хвостом, зато стоногий.
Она ловила каждый звук своими десятью ушами,
И десять загорелых рук портфель и поводок держали.
И десять тёмно-синих глаз рассматривали мир привычно,
Но станет всё совсем обычным, когда поймёте наш рассказ.
Ответ:
Ей было тысяча сто лет (13),
Она в сто первый класс ходила (6),
В портфеле по сто книг носила – всё это правда, а не бред (4).
Когда пыля, десятком ног, она шагала по дороге (2),
За ней всегда бежал щенок с одним хвостом, зато стоногий (4).
Она ловила каждый звук своими десятью ушами (2),
И десять загорелых рук портфель и поводок держали (2)
И десять тёмно-синих глаз рассматривали мир привычно (2),
Но станет всё совсем обычным, когда поймёте наш рассказ
Студенты заполняют второй столбец таблицы, проставляя в каждой ячейке буквы «В» или «Н» в зависимости от того, как они оценивают то или иное утверждение: как «истина» или «ложь». Студенты сравнивают результаты своих размышлений друг с другом в парах. Преподаватель просит студентов из 2 – 3 пар поделиться результатами своей работы. Выясняется, что их мнения относительно истинности некоторых утверждений не совпали. Таким образом, возникла ситуация сомнения: прав ли я, кто из нас прав? Преподаватель предлагает студентам разрешить возникшую проблемную ситуацию, а для этого сформулировать вопросы, на которые нужно получить ответы, и способы приобретения новых знаний. Студентам предлагается обратиться к учебнику Цветковой М.С. и Великович Л.С. «Информатика и ИКТ: учебник для студентов учреждений сред. проф. образования».
2. Стадия Содержания. Студенты изучают материал текста, делая на полях пометки: «V» - уже знал, «+» - новое, «?» - не понял, «!» - интересно, удивительно.
Преподаватель организует беседу по пометкам:
Расскажите о том, что вам уже было известно о системах счисления.
Что нового узнали из текста?
Что в этой информации вас особенно удивило, привлекло внимание?
Что оказалось непонятным, трудным?
Если у студентов возникли проблемы с пониманием каких-либо вопросов темы, преподаватель даёт им дополнительные разъяснения. Студенты возвращаются к таблице верных и неверных утверждений и заполняют третий столбец, затем обсуждают, что совпало, что и почему не совпало. Преподаватель предлагает им разработать алгоритм перевода чисел из двоичной системы счисления в десятичную.
3. Стадия Рефлексии.
1. Преподаватель предлагает студентам (в парах) обменяться информацией, полученной при разработке алгоритма перевода чисел из двоичной системы счисления в десятичную систему счисления, а, затем, презентовать алгоритм группе. Преподаватель корректирует, дополняет при необходимости алгоритм перевода, все записывают его в тетрадь.
2. Проверка понимания новой информации. Для проверки понимания полученных знаний выполняются письменные упражнения на карточках.
3. В конце занятия студенты пишут резюме, начиная со слова: «Оказывается, …».
3. Занятие № 19. Тема: «Многообразие внешних устройств, подключаемых к компьютеру. Виды программного обеспечения компьютеров».
Технологии развития критического мышления: Кластер.
При изучении темы «Многообразие внешних устройств, подключаемых к компьютеру. Виды программного обеспечения компьютеров» данный метод применяется на стадии Вызов. Студентам предлагается составить кластер, помогающий понять иерархическую структуру групп устройств компьютера.
Задание: составьте схему устройств компьютера. Поставьте рядом с названием каждого компонента компьютера его изображение.
КОМПЬЮТЕР
4. Занятие № 1. Тема: «Роль информационной деятельности в современном обществе. Значение информатики при освоении специальностей среднего профессионального образования».
Технологии развития критического мышления: Эссе.
Данный приёмприменяется на стадии Рефлексия. Организация рефлексии:
Все студенты получает задание написать эссе на тему «Я в мире информации». В котором нужно собрать в единое целое все известные свойства информации, но так, чтобы получился связный рассказ.
Оценка эссе – учитывается количество примеров, качество истолкования свойств информации в каждом случае, и то, как они «вписаны» в рассказ.
5. Занятие № 24. Тема: «Объединение компьютеров в локальную сеть. Организация работы пользователей в локальных компьютерных сетях».
Технологии развития критического мышления: Перепутанная логическая цепочка. Данный приём используется на этапе осмысления нового материала. Студентам предлагается восстановить иерархическую последовательность топологий компьютерной сети: от простой топологии к комбинации топологий.
Задание: расставьте картинки, изображающие различные топологии КС, от самой простой топологии до сложной, и запишите названия топологий сети.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
6. Занятие № 47. Тема: «Возможности сетевого программного обеспечения для организации коллективной деятельности в глобальных и локальных компьютерных сетях: электронная почта, чат, видеоконференция, интернет - телефония. Социальные сети. Этические нормы коммуникаций в Интернете. Интернет – журналы и СМИ».
Технологии развития критического мышления: Фишбоун.
Данный приём используется на стадии Вызов. В ходе решения проблемы «Почему социальные сети привлекают людей?» получается следующая схема:
Причины
возможность свободного общения
можно найти единомышленников
можно найти друзей
Почему социальные сети привлекают людей?
Люди получают заряд положительной энергии, общаясь в сетях
59 % Интернет – пользователей посещают социальные сети
143 минуты в день! проводят россияне в социальных сетях
Факты
7. Занятие № 39. Тема: «Представления о технических и программных средствах телекоммуникационных технологий. Интернет-технологии, способы и скоростные характеристики подключения, провайдер».
Технологии развития критического мышления: Взаимообучение.
Целями применения данного метода является совершенствование способов работы в микро – группах, воспитание умения работать в коллективе и привитие интереса к изучаемой дисциплине.
Характерной чертой занятий подобного вида является работа в микро - группах над материалом, усвоение его на уроке, взаимопомощь и взаимоответственность студентов. А ещё, легче всего научиться, обучая других!
Материалы и оборудование: 1) ПК с выходом в Интернет; 2) теоретический материал по теме «Представления о технических и программных средствах телекоммуникационных технологий»; 3) памятка по составлению карт – памяти; 4) таблица для учёта оценок командирами микро – групп (5 шт.); 5) чистые листы А4 - 5 шт.; 6) карандаши цветные, фломастеры, маркеры; 7) текст самостоятельной работы; 8) жетоны – жребии.
Организация урока взаимообучения.
Из студентов группы формируются группы из 4-5 человек; выбирается командир (наиболее сильный студент) и один его «заместитель».
Преподаватель ставит перед группами цель: изучить новый материал«Представления о технических и программных средствах телекоммуникационных технологий».Для этого надо: 1) ознакомиться с новым материалом и составить по нему опорный конспект; 2) создать и защитить карту памяти по изученному материалу.
Действия студентов: 1) изучают новый материал; 2) вместе с командиром составляют опорный конспект; 3) совместно с командиром создают карту памяти по теме «Представления о технических и программных средствах телекоммуникационных технологий»; 4)командир делает обобщение по изученному материалу и принимает зачёт у своего «заместителя» по основным вопросам изученного материала; 5) командир и «заместитель» опрашивают остальных студентов, выставляют им оценки. После этого студенты групп готовы к защите составленной карты памяти по теме «Представления о технических и программных средствах телекоммуникационных технологий».
Защита карт памяти (с места или у доски). Командир вытягивает жетон – жребий, от которого зависти процедура защиты: «Выбор» - отвечающего выбирает преподаватель; «Делегат» - микро - группа сама определяет отвечающего; «Все» - отвечает каждый член микро – группы.
В конце занятия проводится самостоятельная работа по изученному материалу. Если за самостоятельную работу студент получит оценку, ниже, чем заслужил в микро – группе, то оценки всех её членов снижаются на 1-2 балла.
IV. Заключение
Цель современного образования – подготовка обучающихся к жизни в мире, характеризующимся большим объёмом информации. Всё более актуальными становятся такие требования современной действительности как, умение пользоваться информацией, добывать, воспринимать, анализировать, транслировать, находить критерии её оценки. Научиться работать с информацией – сложная задача, стоящая пред современными обучающимися. Следовательно, ОУ должно организовать образовательную среду таким образом, чтобы обучающиеся овладевали информационной культурой и социальным опытом, развивали социальные навыки, формировали жизненные ценности.
Достижение данных задач может осуществляться с помощью особых методов обучения, отличных от традиционных, в частности с помощью технологии развития критического мышления. ТРКМ позволяет добиться позитивных результатов формирования мыслительной деятельности обучающихся. Её особенность заключается в том, что обучающийся строит процесс обучения исходя из реальных и конкретных целей, отслеживает направления своего развития и определяет конечный результат. С другой стороны, использование ТРКМ ориентировано на развитие навыков вдумчивой работы с информацией.
ТРКМ не отвергает традиций классического образования и требований образовательных стандартов. Напротив, она опирается на них и гармонично включается в учебный процесс, позволяя преподавателю реализовывать новые цели образования, связанные с формированием универсальных учебных действий у обучающихся.
Работая по ТРКМ преподавателям удаётся значительно приблизить учебный процесс к реальной жизни, протекающей за пределами учебного кабинета, а, использование ТРКМ на уроках информатики повышает у обучающихся мотивацию к учению и интерес к дисциплине, способствует более эффективному овладению приёмами мыслительной деятельности в сфере информационных технологий.
V. Список используемых источников информации (книги онлайн)
Загашев И.О., Заир – Бек С.И., Муштавинская И.В. «Учим детей мыслить критически». - http://nashol.com/2015022482779/razvitie-kriticheskogo-mishleniya-na-uroke-posobie-dlya-uchitelei-zair-bek-s-i-mushtavinskaya-i-v-2011.html
Клустер Д. «Что такое критическое мышление?» - http://rus.1september.ru/article.php?ID=200202902
Муштавинская И.В. «Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя: Учебно – методическое пособие». - http://fictionbook.ru/author/i_v_mushtavinskaya/tehnologiya_razvitiya_kriticheskogo_myis/read_online.html
Халперн Д. «Психология критического мышления». - http://e-libra.ru/read/226630-psixologiya-kriticheskogo-myshleniya.html
Интернет-ресурсы:
http://cito-web.yspu.org/link1/metod/met49/node22.html - технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо»
http://lingvist.ucoz.ru/publ/18-1-0-17 - развитие критического мышления через чтение и письмо: стадии и приемы