kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методические указания для выполнения лабораторных работ по дисциплине "Информатика"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методические указания для выполнения лабораторных работ по дисциплине «Информатика» разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 09.02.07 «Информационные системы и программирование» Предназначены для студентов 1 курса.

Просмотр содержимого документа
«Методические указания для выполнения лабораторных работ по дисциплине "Информатика"»

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

Мурманской области

«Мурманский колледж экономики и информационных технологий»









Методические указания

для выполнения лабораторных работ


по дисциплине «Информатика»






для специальности

09.02.07 «Информационные системы и программирование»














Мурманск

2018 г.

Аннотация

Методические указания для выполнения лабораторных работ по дисциплине «Информатика» разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 09.02.07 «Информационные системы и программирование» Предназначены для студентов 1 курса.



Содержание

Лабораторная работа № 1 Определение истинности логического выражения……………………….5

Лабораторная работа № 2 Перевод чисел из одной системы счисления в другую. Арифметические операции в позиционных системах счисления 8

Лабораторная работа № 3 Текстовый процессор MS Word: ввод, редактирование и форматирование текста. Вставка объектов, работа с таблицами 13

Лабораторная работа № 4 Электронные таблицы: табличный процессор Microsoft Excel. 15



Лабораторная работа № 1 Определение истинности логического выражения


Цель: научиться применять законы логики для упрощения логических выражений, строить таблицы истинности


Краткие теоретические сведения

Алгебра логики является логической основой компьютера.

Алгебра логики – это раздел математики, изучающий высказывания, рассматриваемые со стороны их логических значений (истинности или ложности) и логических операций над ними.

Высказывание – это имеющее смысл языковое выражение, относительно которого можно утверждать, что оно либо истинно, либо ложно.

Логическое высказывание – это любое повествовательное предложение, в отношении которого можно однозначно сказать истинно оно или ложно.

Простое высказывание – логическое высказывание, состоящее из одного утверждения.

Сложное высказывание – логическое высказывание, состоящее из нескольких утверждений, объединенных с помощью связок "и", "или", "не", "если, то" и др.

Логические операции – связки: союзы и частицы естественного языка, которые образуют из простых высказываний сложные, представленные в формальном виде.

Логическое выражение – простое или сложное логическое высказывание, представленное в формальном виде.

Законы алгебры логики – законы, позволяющие преобразовывать логические выражения.

Логическая переменная – переменная, которая может принимать значение 1 (истина) или 0 (ложь).

Логическая функция – функция, аргументы и значение которой могут принимать значение 1 (истина) или 0 (ложь).

Таблица истинности – таблица, которая используется для описания логических функций, в частности отдельных логических операций.

Равносильные логические выражения – логические выражения, у которых последние столбцы таблиц истинности совпадают.

Логические операции


Инверсия

Конъюнкция

Дизъюнкция

Импликация

Эквивалентность

Название

отрицание


логическое умножение

логическое сложение

логическое следование

логическое равенство

НЕ

И

ИЛИ

Обозначение

!, ¬, верхнее подчеркивание переменной

&, *, ˄

˅, |, +

Таблица истинности

A

¬A

0

1

1

0


A

B

A ˄ B

0

0

0

0

1

0

1

0

0

1

1

1


A

B

A ˅ B

0

0

0

0

1

1

1

0

1

1

1

1


A

B

A B

0

0

1

0

1

1

1

0

0

1

1

1


A

B

A B

0

0

1

0

1

0

1

0

0

1

1

1


Основы алгебры логики

Закон противоречия

Если одно и то же высказывание в выражении одновременно и истинно, и ложно, то результатом выражение будет ложь:

A ˄ ¬A = 0

Закон исключённого третьего

A ˅ ¬A = 1

Закон двойного отрицания

Если одно высказывание отрицается дважды, то результатом будет исходное высказывание:

¬(¬A) = A

Переместительный закон (коммутативный закон)

A ˄ B = B ˄ A

A ˅ B = B ˅ A

Законы де Моргана (законы общей инверсии)

Отрицание конъюнкции является дизъюнкцией отрицаний:

¬(A ˄ B) = ¬A ˅ ¬B

Отрицание дизъюнкции является конъюнкцией отрицаний:

¬(A ˅ B) = ¬A ˄ ¬B

Закон ассоциативности (сочетательный закон)

При логическом умножении или логическом сложении нескольких операторов можно произвольно использовать скобки, или не использовать их вовсе:

A ˄ B ˄ C = (A ˄ B) ˄ C = A ˄ (B ˄ C)

A ˅ B ˅ C = (A ˅ B) ˅ C = A ˅ (B ˅ C)

Закон дистрибутивности (распределительный закон)

Вынос за скобки общих множителей и общих слагаемых:

(A ˅ B) ˄ (A ˅ C) = A ˅ (B ˄ C)

(A ˄ B) ˅ (A ˄ C) = A ˄ (B ˅ C)

Закон преобразования импликации

A → B = ¬A ˅ B

Закон преобразования эквивалентности

A ≡ B = (¬A ˅ B) ˄ (A ˅ ¬B) = (A ˄ B) ˅ (¬A ˄ ¬B)

Закон исключения (закон склеивания)

(A ˄ B) ˅ (¬A ˄ B) = B

(A ˅ B) ˄ (¬A ˅ B) = B

Закон поглощения

A ˅ (A ˄ B) = A

A ˄ (A ˅ B) = A

Порядок выполнения логических операций

При построении таблицы истинности необходимо учитывать порядок выполнения логических операций:

  1. Инверсия

  2. Конъюнкция

  3. Дизъюнкция

  4. Импликация

  5. Эквивалентность.

Алгоритм построения таблицы истинности:

  1. подсчитать количество переменных n в логическом выражении;

  2. определить число строк в таблице по формуле m=2n, где n – количество переменных;

  3. подсчитать количество логических операций в формуле;

  4. установить последовательность выполнения логических операций с учетом скобок и приоритетов;

  5. определить количество столбцов: число переменных + число операций;

  6. выписать наборы входных переменных;

  7. провести заполнение таблицы истинности по столбцам, выполняя логические операции в соответствии с установленной в пункте 4 последовательностью.

Пример 1

Построить таблицу истинности для логического выражения F = (A\/ B) /\ ¬С.

В данной функции три логические переменные – А, В, С, количество строк таблицы 23 = 8.

В формуле 3 логические операции.

Расставляем порядок действий

1) А\/ В;  2) ¬С; 3) (AVB) /\ ¬С 

Количество столбцов таблицы 3 + 3 = 6.

А

В

С

A\/B

¬С

(A\/B) /\ ¬С

0

0

0

0

1

0

0

0

1

0

0

0

0

1

0

1

1

1

0

1

1

1

0

0

1

0

0

1

1

1

1

0

1

1

0

0

1

1

0

1

1

1

1

1

1

1

0

0


Пример 2

Определите истинность формулы: F = ((С \/ В) =  В) /\ (А /\ В) = В.

Построим таблицу истинности этой формулы

 

Ответ: формула является тождественно истинной.


Контрольные вопросы

  1. Сформулируйте следующие понятия: алгебра логики, высказывание, логическое высказывание, простое высказывание, сложное высказывание, логические операции, логическое выражение, законы алгебры логики, логическая переменная, логическая функция, таблица истинности.

  2. Какие существуют логические операции, как они называются и обозначаются?

  3. Таблицы истинности конъюнкции, дизъюнкции, отрицания, импликации, эквивалентности.

  4. Каков порядок действий в сложных логических выражениях?

  5. Каков алгоритм построения таблицы истинности?


Порядок выполнения работы

  1. Познакомьтесь с теоретическими сведениями.

  2. Выполнить задания в соответствии с вариантом.

  3. Подготовьтесь к контрольным вопросам.

  4. Защитите лабораторную работу.

Задания для выполнения

Вариант 1

1. Символом F обозначено одно из указанных ниже логических вы­ражений от трех аргументов: X, Y, Z.

Дан фрагмент таблицы истинности выражения F:



  

X

Y

Z

F

1

0

1

0

0

1

0

1

1

1

1

0

 

 Какое выражение соответствует F? Построить таблицы истинности выражений.

1) (X ≡ Z) ∧ (¬X → Y)

2) (¬X ≡ Z) ∧ (¬X → Y)

3) (X ≡ ¬Z) ∧ (¬X → Y)

4) (X ≡ Z) ∧ (¬(Y → Z))

2. Логическая функция F задаётся выражением (¬B∨C)A∨C. Определите, какому столбцу таблицы истинности функции F соответствует каждая из переменных A, B, C.

?

?

?

F

0

0

0

0

0

0

1

1

0

1

0

1

0

1

1

1

1

0

0

0

1

0

1

0

1

1

0

1

1

1

1

1











 

В ответе напишите буквы A, B, C в том порядке, в котором идут соответствующие им столбцы.

3. Составьте таблицу истинности для функций

а) F  А  В  В  С

б) F  A  B  А  C

4. Используя законы алгебры логики, упростите логическое выражение:


Лабораторная работа № 2 Перевод чисел из одной системы счисления в другую. Арифметические операции в позиционных системах счисления


Цель: научиться переводить числа из одной системы счисления в другую; выполнять арифметические операции в позиционных системах счисления

Краткие теоретические сведения

Система счисления – это совокупность правил записи чисел с помощью определенного набора символов.

В зависимости от способа изображения чисел системы счисления делятся на позиционные и непозиционные.

В позиционной системе счисления значение каждой цифры числа зависит от того, в каком месте (позиции) она записана.

Пример: десятичная система.

В непозиционной системе счисления цифры не изменяют своего значения при изменении их расположения в числе.

Пример: римская система.

Количество (р) различных символов, используемых для изображения числа в позиционной системе счисления, называется основанием системы счисления.

В двоичной системе счисления р = 2, используется 2 цифры: 0, 1.

В десятичной системе счисления р = 10, используется 10 цифр: 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9.

В восьмеричной системе счисления р = 8, используется 8 цифр: 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7.

В шестнадцатеричной системе счисления р = 16, используются цифры: 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 и буквы A, B, C, D, E, F.

Алфавит – набор символов, используемый для обозначения цифр.

В общем случае любое число N в позиционной системе счисления можно представить в следующем виде:

,

где р – основание системы счисления; k+1 –количество разрядов в целой части числа; n – количество разрядов в дробной части числа.

Нижние индексы определяют местоположение цифры в числе:

  • положительные значения индексов – для целой части;

  • отрицательные значения индексов – для дробной части числа.

Правила перевода чисел из одной системы счисления в другую

1. Для перевода двоичного числа в десятичное необходимо его записать в виде многочлена, состоящего из произведений цифр числа и соответствующей степени числа 2, и вычислить по правилам десятичной арифметики:

При переводе удобно пользоваться таблицей степеней двойки:

Степени числа 2

n (степень)

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

2

4

8

16

32

64

128

256

512

1024


Пример. Число  перевести в десятичную систему счисления.

2. Для перевода восьмеричного числа в десятичное необходимо его записать в виде многочлена, состоящего из произведений цифр числа и соответствующей степени числа 8, и вычислить по правилам десятичной арифметики:

При переводе удобно пользоваться таблицей степеней восьмерки:

Степени числа 8

n (степень)

0

1

2

3

4

5

6

1

8

64

512

4096

32768

262144

Пример . Число  перевести в десятичную систему счисления.

3. Для перевода шестнадцатеричного числа в десятичное необходимо его записать в виде многочлена, состоящего из произведений цифр числа и соответствующей степени числа 16, и вычислить по правилам десятичной арифметики:

При переводе удобно пользоваться таблицей степеней числа 16:

Степени числа 16

n (степень)

0

1

2

3

4

5

6

1

16

256

4096

65536

1048576

16777216

Пример . Число  перевести в десятичную систему счисления.

4. Для перевода десятичного числа в двоичную систему его необходимо последовательно делить на 2 до тех пор, пока не останется остаток, меньший или равный 1. Число в двоичной системе записывается как последовательность последнего результата деления и остатков от деления в обратном порядке.

Пример. Число  перевести в двоичную систему счисления.

 

5. Для перевода десятичного числа в восьмеричную систему его необходимо последовательно делить на 8 до тех пор, пока не останется остаток, меньший или равный 7. Число в восьмеричной системе записывается как последовательность цифр последнего результата деления и остатков от деления в обратном порядке.

Пример. Число перевести в восьмеричную систему счисления.

 



6. Для перевода десятичного числа в шестнадцатеричную систему его необходимо последовательно делить на 16 до тех пор, пока не останется остаток, меньший или равный 15. Число в шестнадцатеричной системе записывается как последовательность цифр последнего результата деления и остатков от деления в обратном порядке.

Пример. Число перевести в шестнадцатеричную систему счисления.

7. Чтобы перевести число из двоичной системы в восьмеричную, его нужно разбить на триады (тройки цифр), начиная с младшего разряда, в случае необходимости дополнив старшую триаду нулями, и каждую триаду заменить соответствующей восьмеричной цифрой (табл. 3).

Пример. Число перевести в восьмеричную систему счисления.

8. Чтобы перевести число из двоичной системы в шестнадцатеричную, его нужно разбить на тетрады (четверки цифр), начиная с младшего разряда, в случае необходимости дополнив старшую тетраду нулями, и каждую тетраду заменить соответствующей восьмеричной цифрой.

Пример. Число  перевести в шестнадцатеричную систему счисления.

9. Для перевода восьмеричного числа в двоичное необходимо каждую цифру заменить эквивалентной ей двоичной триадой.

Пример. Число  перевести в двоичную систему счисления.

10. Для перевода шестнадцатеричного числа в двоичное необходимо каждую цифру заменить эквивалентной ей двоичной тетрадой.

Пример. Число  перевести в двоичную систему счисления.

11. При переходе из восьмеричной системы счисления в шестнадцатеричную и обратно, необходим промежуточный перевод чисел в двоичную систему.

Пример 1. Число  перевести в восьмеричную систему счисления.

Пример 2. Число  перевести в шестнадцатеричную систему счисления.

Операции над двоичными числами

Сложение

Сложение одноразрядных двоичных чисел выполняется по следующим правилам:

0 + 0 = 0

1 + 0 = 1

0 + 1 = 1

1 + 1 = 10

Вычитание

Вычитание одноразрядных двоичных чисел выполняется по следующим правилам:

0 - 0 = 0

1 - 0 = 1

0 - 1 = (заем из старшего разряда) 1

1 - 1 = 0

Умножение

Умножение одноразрядных двоичных чисел выполняется по следующим правилам:

0 * 0 = 0

1 * 0 = 0

0 * 1 = 0

1 * 1 = 1

Примеры

Двоичное представление чисел 0-7 в виде триад (групп из 3-х битов)

X10, X8

X­2

0

000

1

001

2

010

3

011

4

100

5

101

6

110

7

111


Двоичное представление чисел 0-15 (в шестнадцатеричной системе – 0-F16) в виде тетрад (групп из 4-х битов)

X10

2


X10

16

X­2

0

0000


8

8

1000

1

0001


9

9

1001

2

0010


10

A

1010

3

0011


11

B

1011

4

0100


12

C

1100

5

0101


13

D

1101

6

0110


14

E

1110

7

0111


15

F

1111

Порядок выполнения работы

1. Познакомьтесь с теоретическими сведениями.

2. Выполнить задания в соответствии с вариантом.

3. Подготовьтесь к контрольным вопросам.

4. Защитите лабораторную работу.


Контрольные вопросы

1. Что такое система счисления?

2. Какие бывают системы счисления?

3. Что такое основание системы счисления, алфавит?

4. Сформулируйте правило перевода чисел из двоичной, восьмеричной, шестнадцатеричной системы счисления в десятичную.

5. Сформулируйте правило перевода десятичного числа в двоичную, восьмеричную, шестнадцатеричную систему.

6. Сформулируйте правило перевода чисел из двоичной системы счисления в восьмеричную и шестнадцатеричную систему.

7. Сформулируйте правило перевода чисел из восьмеричной системы счисления в двоичную.

8. Сформулируйте правило перевода чисел из шестнадцатеричной системы счисления в двоичную.

9. Сформулируйте правило перевода чисел из восьмеричной системы счисления в шестнадцатеричную.

10. Какие существуют операции над двоичными числами и как они выполняются?


Задания для выполнения

Вариант 1

1. Перевести двоичное число 1111011001101 в десятичную, восьмеричную и шестнадцатеричную систему счисления.

2. Перевести число 2345 из восьмеричной системы в десятичную систему счисления.

3. Перевести шестнадцатеричное число 1B0 в десятичное представление.

4. Перевести десятичное число 543 в двоичную систему, восьмеричную и шестнадцатеричную систему.

5. Перевести восьмеричное число 543 в двоичное.

6. Перевести шестнадцатеричное число D65 в двоичное.

7. Дано А = A716, B = 2518. Найдите сумму A + B. Ответ укажите в двоичной системе.

8. Сколько единиц в двоичной записи числа 77716?

9. Сколько существует целых чисел x, для которых выполняется неравенство

2158 16?


Лабораторная работа № 3 Текстовый процессор MS Word: ввод, редактирование и форматирование текста. Вставка объектов, работа с таблицами


Цель: работать с текстом в среде MS Word; вставлять в текстовый документ различные объекты; работать с таблицами


Порядок выполнения работы

Вариант 1

1. На своем рабочем диске Z создать текстовый документ в формате docx, именем которого является ваша фамилия.

2. В документе установить поля: верхнее – 2 см, нижнее – 2 см, левое – 2,5 см, правое – 1 см.

3. В верхний колонтитул ввести название образовательного учреждения – ГАПОУ МО Мурманский колледж экономики и информационных технологий, в нижний колонтитул – Ваши ФИО, номер группы.

4. Для приведенного ниже текста установить следующее форматирование:

  • шрифт – Times New Roman;

  • заголовки документа – стиль Заголовок 1;

  • размер шрифта – 14;

  • цвет шрифта – зеленый;

  • межстрочный интервал – 1,5;

  • отступ первой строки – 1,25;

  • выравнивание – по ширине;

  • второй абзац – нумерованный список, формат нумерации – 1);

  • третий абзац распределить по двум колонкам.

Текст:

Основные области применения вычислительной техники

Применение методов и средств информатики, вообще говоря, возможно во всех тех областях человеческой деятельности, в которых существует принципиальная возможность (и необходимость) регистрации и обработки информации.

По этому поводу существует замечательное высказывание: «Применение вычислительных машин ограничено только рамками нашей фантазии». Военное дело.

  • Моделирование физических явлений и исследование моделей с помощью ЭВМ.

  • Обработка конкретных экспериментальных данных.

  • Решение задач метеопрогноза.

  • Автоматизированные рабочие места (АРМ) специалиста.

Сейчас трудно даже назвать такую сферу деятельности человека, в которой не применяют или не пытаются применить современные информационные технологии.

5. Вставить таблицу.

Год

Товарооборот

Выручка

Секции

Состав

Итого

План

Факт

1

2

3



2015

13542

13457

4578632

4562

1547

1247

25

1247

2016

16754

15 486

5789642

7852

1255

2525

45

1554

2017

13658

14358

1 257896

1554

1236

6457

76

15577

2018

56 783

58762

125584

2336

1255

2155

89

12 544


6. По значениям столбцов Год и Итого таблицы создать диаграмму (тип Гистограмма).

7. С помощью возможностей рисования (Вставка/Фигуры) создать блок-схему, элементы блок-схемы сгруппировать.
























8. Вставить формулы (Вставка/Символы/Формула).

9. Вставить в документ любой рисунок.

10. В конце документа вставить символ ♠.

11. Для любого слова документа добавьте сноску.

12. Вставить гиперссылку yandex.ru.

13. Вставить номера страниц – снизу справа.

14. Вначале документа создать автоматически собираемое оглавление (Вставка/Оглавление).


Лабораторная работа № 4 Электронные таблицы: табличный процессор Microsoft Excel.

Цель: научиться создавать и форматировать таблицы, выполнять расчеты, использовать различные способы адресации, использовать функции Excel

Краткие теоретические сведения

Табличный процессор – это прикладная программа, которая предназначена для создания электронных таблиц и автоматизированной обработки табличных данных.

Рабочая область электронной таблицы состоит из строк и столбцов, имеющих имена.

Максимальное количество строк и столбцов электронной таблицы определяется особенностями используемой программы.

Ячейка – область, определяемая пересечением столбца и строки электронной таблицы, имеющая свой уникальный адрес.

Адрес ячейки определяется именем (номером) столбца и именем (номером) строки, на пересечении которых находится ячейка, например А10. Ссылка – указание адреса ячейки.

Активная ячейка - это выделенная ячейка, имя которой отображается в поле имени.

Блок ячеек – группа смежных ячеек, определяемая с помощью адреса.

Типы адресации

Относительными называются ссылки, которые при копировании в составе формулы в другую ячейку автоматически изменяются.

Абсолютными называются ссылки, которые при копировании в составе формулы в другую ячейку не изменяются. Для того, чтобы превратить относительную ссылку в абсолютную, достаточно в режиме редактирования формулы установить курсор непосредственно за ссылкой и нажать клавишу .

Ссылки $B11, B$ называются смешанными. В ссылке $B11 при копировании формул будет изменяться только адресация строки ячейки, в ссылке B$11 при копировании формул будет изменяться только адресация столбца ячейки.

Ввод данных в таблицу

Информация, вводимая в таблицу, разнообразна – это числа, текст, формулы. По окончании ввода текстовые данные выравниваются по левому краю ячейки, числовые – по правому. Для отмены ввода данных нажмите клавишу Esc.

Если результат выражения окажется длиннее ширины столбца, в ячейке появляются символы ######. Следует увеличить ширину столбца.

Ввод формул

Ввод формул начинается со знака равенства или знака плюс. Если в одной формуле объединяются несколько операций, операторы выполняются в следующем порядке:

Процент(%), возведение в степень (^), умножение и деление (*,/), операторы сравнивания (=, , , =,

Выделение фрагментов таблицы

Выделение непрерывного фрагмента – установить курсор в начало фрагмента, протянуть по всей выделяемой области мышью.

Выделение всей строки – установить курсор на любой ячейке строки, нажать .

Выделение колонки – нажать клавиши .

Выделение несмежных областей – вы делить первую область, затем, удерживая клавишу , перейти к следующей области и выделить ее.

Автозаполнение

Когда требуется заполнить диапазон ячеек арифметической последовательностью чисел или дат (пронумеровать строки), нужно: ввести данные в первую ячейку ряда, протянуть маркер заполнения по всему ряду, удерживая клавишу . Последовательность будет иметь приращение 1.

Сортировка данных таблицы

Перед сортировкой данных таблицы, необходимо выделить сортируемый диапазон (таблицу), затем использовать команду Данные/Сортировка.

Автоматическое вычисление суммы

Необходимо выделить ячейки, значения которых нужно суммировать, нажать кнопку Автосумма.

Порядок выполнения работы

Задание 1

1. На листе Покупка создать таблицу.

2. Отформатировать таблицу следующим образом:

  • шрифт – Times New Roman, размер 14;

  • строка заголовка – выравнивание по центру, курсив, полужирный, заливка;

  • все границы;

  • формат столбца Цена и Стоимость - денежный.

3. Значение в ячейке D3 рассчитать по формуле = Количество*Цену.

4. Скопировать формулу в ячейки D3:DD9.

5. В строке Всего с помощью автосуммы рассчитать значение Всего в столбце Стоимость.


Задание 2

1. На листе Зарплата создать таблицу.

2. При вводе значений № по порядку в столбец А использовать автозаполнение.

3. Ввести 10 строк с произвольными данными в таблицу.

4. Рассчитать значения столбцов: в ячейки D3, E3, F3, G3 ввести формулы; значения остальных ячеек получить копированием формул:

  • Премия сотрудников составляет 10% от оклада;

  • Итого начислено = Оклад сотрудников + Премии сотрудников;

  • Подоходный налог = Итого начислено / 100 * 13;

  • Итого к выдаче = Итого начислено – Подоходный налог.

5. Выполнить сортировку таблицы по столбцу Фамилия И.О.



Задание 3

1. На листе Страны создать таблицу. При вводе значений в столбец А использовать автозаполнение.

2. Значение столбца Плотность населения рассчитать по формуле =Население/Площадь.

3. С помощью автосуммы вычислить минимальные, максимальные и среднее значения столбцов Площадь, Население и Плотность населения. Выделить с помощью заливки найденные значения в таблице.

4. Выполнить сортировку таблицы по столбцу Страна.


Задание 4

1. На листе Рентабельность создать таблицу. При вводе значений № в столбец А использовать автозаполнение.

2. Вычислить значения строк для 1 квартала, при расчете строки Выпуск продукции использовать абсолютную адресацию:

  • Выпуск продукции = Количество выпущенных изделий*Отпускная цена одного изделия;

  • Себестоимость выпускаемой продукции = Количество выпущенных изделий*Себестоимость одного изделия;

  • Прибыль от реализации продукции = Выпуск продукции – Себестоимость выпускаемой продукции;

  • Рентабельность продукции = Прибыль от реализации продукции/Себестоимость выпускаемой продукции.

3. Вычислить значения строк для 2 квартала и 3 квартала копированием формул.

4. Значения строки Рентабельность представить в процентном формате, значения строк Выпуск продукции, Себестоимость выпускаемой продукции, Прибыль от реализации продукции представить в денежном формате.


Контрольные вопросы:

  1. Что такое табличный процессор?

  2. Назовите элементы окна табличного процессора MS Excel.

  3. Из каких элементов состоит рабочая книга, рабочий лист?

  4. Как формируется адрес ячейки?

  5. Что называют активной ячейкой, блоком ячеек?

  6. Что называют относительной, абсолютной, смешанной ссылкой?

  7. Как осуществляется ввод формул?

  8. Как скопировать формулу?

  9. Данные каких типов могут храниться в ячейке таблицы? Какие существуют числовые форматы?

  10. Какие существуют способы выделения фрагментов таблицы?

  11. Как используется автозаполнение?

  12. Как отсортировать данные в таблице?

Как используется Автосумма? Какие операции при этом можно выполнить


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Информатика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Методические указания для выполнения лабораторных работ по дисциплине "Информатика"

Автор: Егорова Наталья Александровна

Дата: 27.06.2019

Номер свидетельства: 516161

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(281) "Методические рекомендации по выполнению лабораторной работы «Создание таблицы базы данных с использованием конструктора и мастера таблиц в СУБД MS Access" "
    ["seo_title"] => string(167) "mietodichieskiie-riekomiendatsii-po-vypolnieniiu-laboratornoi-raboty-sozdaniie-tablitsy-bazy-dannykh-s-ispol-zovaniiem-konstruktora-i-mastiera-tablits-v-subd-ms-access"
    ["file_id"] => string(6) "160478"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1422056378"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "Методические указания по выполнению практических работ для студентов 1 курса "
    ["seo_title"] => string(88) "mietodichieskiie-ukazaniia-po-vypolnieniiu-praktichieskikh-rabot-dlia-studientov-1-kursa"
    ["file_id"] => string(6) "100177"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1402370292"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "Тема: Приемы проведения практических и лабораторных работ "
    ["seo_title"] => string(65) "tiema-priiemy-proviedieniia-praktichieskikh-i-laboratornykh-rabot"
    ["file_id"] => string(6) "233276"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1443034713"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства