МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ по выполнению самостоятельной работы
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ по выполнению самостоятельной работы
Освоение содержания самостоятельной внеаудиторной работы учебной дисциплины «Информационные технологии в профессиональной деятельности» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы
по дисциплине ОП.05.
«Информационные технологии в профессиональной деятельности»
для специальности 08.02.03
«Производство неметаллических строительных изделий и конструкций».
Профиль: технический
Форма подготовки очная
Барнаул 2017 год
Аннотация
Методические указания для студентов 3 курса составлены в соответствии с рабочей программой учебной дисциплины «Информационные технологии в профессиональной деятельности»для специальности 08.02.03 «Производство неметаллических строительных изделий и конструкций».
Рассмотрена и рекомендована предметно – цикловой комиссией
«Естественнонаучных дисциплин»
Протокол № __ «__ »________2017г.
Председатель ПЦК ____________________________ /Михеенко Е.В./
Оглавление
Пояснительная записка 5
Перечень видов самостоятельной работы по дисциплине «Информационные технологии в профессиональной деятельности» 5
Перечень внеаудиторных самостоятельных работ по дисциплине «Информационные технологии в профессиональной деятельности» 6
Методические рекомендации по написанию реферата 8
Методические рекомендации по подготовке доклада 9
Методические рекомендации по подготовке сообщения 9
Методические рекомендации по подготовке презентации 12
Методические рекомендации по выполнению практических заданий 14
Методические рекомендации по составлению кроссворда 14
Критерии оценки внеаудиторной самостоятельной работы 15
Задания для внеаудиторной самостоятельной работы студентов 18
Внеаудиторная самостоятельная работа № 1 18
Внеаудиторная самостоятельная работа № 2 18
Внеаудиторная самостоятельная работа № 3 18
Внеаудиторная самостоятельная работа № 4 18
Внеаудиторная самостоятельная работа № 5 19
Внеаудиторная самостоятельная работа № 6 19
Внеаудиторная самостоятельная работа № 7 19
Внеаудиторная самостоятельная работа № 8 20
Внеаудиторная самостоятельная работа № 9 20
Внеаудиторная самостоятельная работа № 10 20
Внеаудиторная самостоятельная работа № 11 20
Внеаудиторная самостоятельная работа № 12 21
Внеаудиторная самостоятельная работа № 13 21
Внеаудиторная самостоятельная работа № 14 21
Внеаудиторная самостоятельная работа № 15 21
Внеаудиторная самостоятельная работа № 16 22
Внеаудиторная самостоятельная работа № 17 22
Внеаудиторная самостоятельная работа № 18 22
Внеаудиторная самостоятельная работа № 19 22
Внеаудиторная самостоятельная работа № 20 23
Список используемых источников 24
Пояснительная записка
Выполнение является обязательной для каждого студента. В данных рекомендациях предусмотрены задания по формированию умений и навыков работы с учебной и специальной литературой, подготовкой сообщений, докладов и презентаций.
Освоение содержания самостоятельной внеаудиторной работы учебной дисциплины «Информационные технологии в профессиональной деятельности» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений;
углубление и расширение теоретических знаний;
формирование умений использовать справочную и учебную литературу;
формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;
развитие исследовательских умений.
Методические указания для студентов 3 курса составлены и рассчитаны на 93 часа максимальной учебной нагрузки, где 31 час занимает внеаудиторная самостоятельная работа, которая предполагает самостоятельное изучение студентами теоретического материала и выполнение самостоятельной работы.
Перечень видов самостоятельной работы по дисциплине «Информационные технологии в профессиональной деятельности»
Вид самостоятельной работы
Кол–во часов
Форма контроля
Подготовка и написание рефератов
4
Проверка реферата
Подготовка и написание докладов/сообщений
2
Защита доклада
Творческое домашнее задание
4
Проверка на учебном занятии
Составление кроссворда
2
Проверка кроссвордов
Выполнение индивидуального задания/работы
19
Защита практической работы
Всего:
31
Выполнение данных заданий обеспечит текущий контроль по формированию необходимых компетенций.
Перечень внеаудиторных самостоятельных работ по дисциплине «Информационные технологии в профессиональной деятельности»
Название темы
Содержание работы
Количество часов
Введение
. История развития информационных технологий и ЭВМ. Различные подходы к определению термина «технология». Роль информационных технологий в современном обществе
Внеаудиторная самостоятельная работа № 1.
2
Раздел 1. Применение математических пакетов в реализации профессиональных расчетов
6
Тема 1.1. Виды математических пакетов. Назначение. Интерфейс. Запись и вычисление арифметических выражений
Внеаудиторная самостоятельная работа № 2.
2
Тема 1.2. Решение уравнений и неравенств с одной переменной
Внеаудиторная самостоятельная работа № 3.
1
Тема 1.3. Решение систем уравнений
Внеаудиторная самостоятельная работа № 4.
1
Тема 1.4. Построение графиков функций
Внеаудиторная самостоятельная работа № 5.
1
Тема 1.5. Применение математического пакета в профессиональной деятельности
Внеаудиторная самостоятельная работа № 6.
1
Раздел 2. Основы работы с информационно-поисковыми системами и сетью Интернет
11
Тема 2.1. Компьютерные сети
Внеаудиторная самостоятельная работа №7.
2
Тема 2.2. Информационная сеть Internet
Внеаудиторная самостоятельная работа №8.
2
Тема 2.3. Основы сайтостроительства
Внеаудиторная самостоятельная работа №9.
2
Тема 2.4 Форматирование текста средствами языка HTML
Внеаудиторная самостоятельная работа №10.
1
Тема 2.5 Вставка и оформление графических изображений и мультимедиа средствами языка HTML
Внеаудиторная самостоятельная работа №11.
2
Тема 2.6 Создание и оформление таблиц средствами языка HTML
Внеаудиторная самостоятельная работа №12.
1
Тема 2.7 Фреймовая разметка web-страницы средствами языка HTML
Внеаудиторная самостоятельная работа №13.
1
Раздел 3. Справочно-правовые системы
3
Тема 3.1. Основы автоматизации вычислительных процедур, создание, форматирование таблиц
Внеаудиторная самостоятельная работа № 14.
2
Тема 3.2. Работа с документом и списком документов
Внеаудиторная самостоятельная работа № 15.
1
Раздел 4.Системы автоматизированного проектирования
9
Тема 4.2. Вычерчивание полилинии
Внеаудиторная самостоятельная работа № 16.
2
Тема 4.3. Режимы объектной привязки
Внеаудиторная самостоятельная работа № 17.
2
Тема 4.4. Дополнительные команды вычерчивания примитивов
Внеаудиторная самостоятельная работа № 18.
2
Тема 4.5. Команды редактирования, изменения чертежей
Внеаудиторная самостоятельная работа № 19.
2
Тема 4.6. Выполнение чертежей – комбинаций различных фигур
Внеаудиторная самостоятельная работа № 20.
1
Итого:
31
Методические рекомендации по написанию реферата
Реферат — это сбор и представление исчерпывающей информации по заданной теме из различных источников.
Основные этапы работы над рефератом:
1 этап — подготовительный. Включает в себя поиск литературы по определенной теме с использованием различных библиографических источников; определение круга справочных пособий для последующей работы по теме.
2 этап — исполнительский. Включает в себя чтение книг (других источников), ведение записей прочитанного. Виды записей: выписки, цитаты, тезисы, конспект. Выписка осуществляется тогда, когда нужно только то, что труднее запоминается или труднее понимается, а также понравившиеся места, и лучше, всего, если они будут записаны не дословно, а переведены с книжного на собственный язык. Выписки дают возможность хорошо изучить литературу, создать задел, пригодный на будущее.
Цитаты (от лат. zito — «призываю в свидетели») — это выписки из текста книг (статей) — выдержки, сведения словами автора.
Правила цитирования:
цитировать по возможности законченными частями текста (цельными предложениями, небольшими абзацами);
каждую цитату следует заключать в кавычки. Если цитату выписывают не полностью, то на место исключенного из цитаты текста ставят многоточие.
цитируя, необходимо в точности воспроизводить все имеющиеся в тексте выделения, примененные автором (курсив и т. п.);
после каждой цитаты нужно указывать ее источник. Обычно в квадратных скобках ставят номер, под которым источник указан в списке использованной литературы. В случае использования одного и того же источника, уже упомянутого в предыдущей цитате, указывают в скобках или в с списке: «там же».
Тезис (от греч. tezo — «утверждаю») — более сложная и более совершенная форма записи. Тезисы бывают простыми (краткими), если развиваемые в них мысли содержат одно утверждение и ничем больше не подтверждаются, и сложными (их еще называют разверну-тыми, распространенными), если они подкрепляются доводами, аргументами.
Конспект (от лат. conspectus — «обзор, изложение») — наиболее сложная и наиболее совершенная форма записи прочитанного, т.к. объединяет в себе многие виды записей — пометки, выписки, цитаты, план, тезисы.
3 этап — заключительный. Включает в себя обработку имеющихся материалов и написание реферата; составление списка использованной литературы.
Структурными элементами реферата являются:
1. Титульный лист.
2. Содержание.
3. Введение (актуальность выбранной темы).
4. Основная часть (представление различных точек зрения по выбранному вопросу, при-
ведение статистических данных, интересных фактов).
5. Заключение (выводы по теме).
6. Список источников информации.
7. Приложения.
Общий объем реферата не должен быть меньше 10 печатных страниц, включая список источников. Объем введения не более 1 страницы текста. Для приложений может быть дополнительно отведено не более 10 страниц.
Оформление реферата производится в соответствии с техническими требованиями оформления письменных работ, принятыми в колледже.
Методические рекомендации по подготовке доклада
Доклад – публичное сообщение, представляющее собой развёрнутое изложение определённой темы.
Этапы подготовки доклада:
1. Определение цели доклада.
2. Подбор необходимого материала, определяющего содержание доклада.
3. Составление плана доклада, распределение собранного материала в необходимой логической последовательности.
4. Общее знакомство с литературой и выделение среди источников главного.
5. Уточнение плана, отбор материала к каждому пункту плана.
6. Композиционное оформление доклада.
7. Заучивание, запоминание текста доклада, подготовки тезисов выступления.
8. Выступление с докладом.
9. Обсуждение доклада.
10. Оценивание доклада
Композиционное оформление доклада – это его реальная речевая внешняя структура, в ней отражается соотношение частей выступления по их цели, стилистическим особенностям, по объёму, сочетанию рациональных и эмоциональных моментов, как правило, элементами композиции доклада являются: вступление, определение предмета выступления, изложение(опровержение), заключение.
Вступление помогает обеспечить успех выступления по любой тематике.
Вступление должно содержать:
название доклада;
сообщение основной идеи;
современную оценку предмета изложения;
краткое перечисление рассматриваемых вопросов;
интересную для слушателей форму изложения;
акцентирование оригинальности подхода.
Выступление состоит из следующих частей:
Основная часть, в которой выступающий должен раскрыть суть темы, обычно строится по принципу отчёта. Задача основной части: представить достаточно данных для того, чтобы слушатели заинтересовались темой и захотели ознакомиться с материалами.
Заключение - это чёткое обобщение и краткие выводы по излагаемой теме.
Методические рекомендации по подготовке сообщения
Регламент устного публичного выступления – не более 10 минут.
Искусство устного выступления состоит не только в отличном знании предмета речи, но и в умении преподнести свои мысли и убеждения правильно и упорядоченно, красноречиво и увлекательно.
Любое устное выступление должно удовлетворять трем основным критериям, которые в конечном итоге и приводят к успеху: это критерий правильности, т.е. соответствия языковым нормам, критерий смысловой адекватности, т.е. соответствия содержания выступления реальности, и критерий эффективности, т.е. соответствия достигнутых результатов поставленной цели.
Работу по подготовке устного выступления можно разделить на два основных этапа: докоммуникативный этап (подготовка выступления) и коммуникативный этап (взаимодействие с аудиторией).
Работа по подготовке устного выступления начинается с формулировки темы. Лучше всего тему сформулировать таким образом, чтобы ее первое слово обозначало наименование полученного в ходе выполнения проекта научного результата (например, «Технология изготовления…», «Модель развития…», «Система управления…», «Методика выявления…» и пр.). Тема выступления не должна быть перегруженной, нельзя "объять необъятное", охват большого количества вопросов приведет к их беглому перечислению, к декларативности вместо глубокого анализа. Неудачные формулировки - слишком длинные или слишком краткие и общие, очень банальные и скучные, не содержащие проблемы, оторванные от дальнейшего текста и т.д.
Само выступление должно состоять из трех частей – вступления (10-15% общего времени), основной части (60-70%) и заключения (20-25%).
Вступление включает в себя представление авторов (фамилия, имя отчество, при необходимости место учебы/работы, статус), название доклада, расшифровку подзаголовка с целью точного определения содержания выступления, четкое определение стержневой идеи. Стержневая идея проекта понимается как основной тезис, ключевое положение. Стержневая идея дает возможность задать определенную тональность выступлению. Сформулировать основной тезис означает ответить на вопрос, зачем говорить (цель) и о чем говорить (средства достижения цели).
Требования к основному тезису выступления:
фраза должна утверждать главную мысль и соответствовать цели выступления;
суждение должно быть кратким, ясным, легко удерживаться в кратковременной памяти;
мысль должна пониматься однозначно, не заключать в себе противоречия.
В речи может быть несколько стержневых идей, но не более трех.
Самая частая ошибка в начале речи – либо извиняться, либо заявлять о своей неопытности. Результатом вступления должны быть заинтересованность слушателей, внимание и расположенность к презентатору и будущей теме.
К аргументации в пользу стержневой идеи проекта можно привлекать фото-, видеофрагметы, аудиозаписи, фактологический материал. Цифровые данные для облегчения восприятия лучше демонстрировать посредством таблиц и графиков, а не злоупотреблять их зачитыванием. Лучше всего, когда в устном выступлении количество цифрового материала ограничено, на него лучше ссылаться, а не приводить полностью, так как обилие цифр скорее утомляет слушателей, нежели вызывает интерес.
План развития основной части должен быть ясным. Должно быть отобрано оптимальное количество фактов и необходимых примеров.
В научном выступлении принято такое употребление форм слов: чаще используются глаголы настоящего времени во «вневременном» значении, возвратные и безличные глаголы, преобладание форм 3-го лица глагола, форм несовершенного вида, используются неопределенно-личные предложения. Перед тем как использовать в своей презентации корпоративный и специализированный жаргон или термины, вы должны быть уверены, что аудитория поймет, о чем вы говорите.
Если использование специальных терминов и слов, которые часть аудитории может не понять, необходимо, то постарайтесь дать краткую характеристику каждому из них, когда употребляете их в процессе презентации впервые.
Самые частые ошибки в основной части доклада - выход за пределы рассматриваемых вопросов, перекрывание пунктов плана, усложнение отдельных положений речи, а также перегрузка текста теоретическими рассуждениями, обилие затронутых вопросов (декларативность, бездоказательность), отсутствие связи между частями выступления, несоразмерность частей выступления (затянутое вступление, скомканность основных положений, заключения).
В заключении необходимо сформулировать выводы, которые следуют из основной идеи (идей) выступления. Правильно построенное заключение способствует хорошему впечатлению от выступления в целом. В заключении имеет смысл повторить стержневую идею и, кроме того, вновь (в кратком виде) вернуться к тем моментам основной части, которые вызвали интерес слушателей. Закончить выступление можно решительным заявлением. Вступление и заключение требуют обязательной подготовки, их труднее всего создавать на ходу. Психологи доказали, что лучше всего запоминается сказанное в начале и в конце сообщения ("закон края"), поэтому вступление должно привлечь внимание слушателей, заинтересовать их, подготовить к восприятию темы, ввести в нее (не вступление важно само по себе, а его соотнесение с остальными частями), а заключение должно обобщить в сжатом виде все сказанное, усилить и сгустить основную мысль, оно должно быть таким, "чтобы слушатели почувствовали, что дальше говорить нечего" (А.Ф. Кони).
В ключевых высказываниях следует использовать фразы, программирующие заинтересованность. Вот некоторые обороты, способствующие повышению интереса:
- «Это Вам позволит…»
- «Благодаря этому вы получите…»
- «Это позволит избежать…»
- «Это повышает Ваши…»
- «Это дает Вам дополнительно…»
- «Это делает вас…»
- «За счет этого вы можете…»
После подготовки текста / плана выступления полезно проконтролировать себя вопросами:
Вызывает ли мое выступление интерес?
Достаточно ли я знаю по данному вопросу, и имеется ли у меня достаточно данных?
Смогу ли я закончить выступление в отведенное время?
Соответствует ли мое выступление уровню моих знаний и опыту?
При подготовке к выступлению необходимо выбрать способ выступления: устное изложение с опорой на конспект (опорой могут также служить заранее подготовленные слайды) или чтение подготовленного текста. Отметим, однако, что чтение заранее написанного текста значительно уменьшает влияние выступления на аудиторию. Запоминание написанного текста заметно сковывает выступающего и привязывает к заранее составленному плану, не давая возможности откликаться на реакцию аудитории.
Общеизвестно, что бесстрастная и вялая речь не вызывает отклика у слушателей, какой бы интересной и важной темы она ни касалась. И наоборот, иной раз даже не совсем складное выступление может затронуть аудиторию, если оратор говорит об актуальной проблеме, если аудитория чувствует компетентность выступающего. Яркая, энергичная речь, отражающая увлеченность оратора, его уверенность, обладает значительной внушающей силой.
Кроме того, установлено, что короткие фразы легче воспринимаются на слух, чем длинные. Лишь половина взрослых людей в состоянии понять фразу, содержащую более тринадцати слов. А третья часть всех людей, слушая четырнадцатое и последующие слова одного предложения, вообще забывают его начало. Необходимо избегать сложных предложений, причастных и деепричастных оборотов. Излагая сложный вопрос, нужно постараться передать информацию по частям.
Пауза в устной речи выполняет ту же роль, что знаки препинания в письменной. После сложных выводов или длинных предложений необходимо сделать паузу, чтобы слушатели могли вдуматься в сказанное или правильно понять сделанные выводы. Если выступающий хочет, чтобы его понимали, то не следует говорить без паузы дольше, чем пять с половиной секунд (!).
Особое место в презентации проекта занимает обращение к аудитории. Известно, что обращение к собеседнику по имени создает более доверительный контекст деловой беседы. При публичном выступлении также можно использовать подобные приемы. Так, косвенными обращениями могут служить такие выражения, как «Как Вам известно», «Уверен, что Вас это не оставит равнодушными». Подобные доводы к аудитории – это своеобразные высказывания, подсознательно воздействующие на волю и интересы слушателей. Выступающий показывает, что слушатели интересны ему, а это самый простой путь достижения взаимопонимания.
Во время выступления важно постоянно контролировать реакцию слушателей. Внимательность и наблюдательность в сочетании с опытом позволяют оратору уловить настроение публики. Возможно, рассмотрение некоторых вопросов придется сократить или вовсе отказаться от них. Часто удачная шутка может разрядить атмосферу.
После выступления нужно быть готовым к ответам на возникшие у аудитории вопросы.
Методические рекомендации по подготовке презентации
Компьютерную презентацию, сопровождающую выступление докладчика, удобнее всего подготовить в программе MS PowerPoint. Презентация как документ представляет собой последовательность сменяющих друг друга слайдов - то есть электронных страничек, занимающих весь экран монитора (без присутствия панелей программы). Чаще всего демонстрация презентации проецируется на большом экране, реже – раздается собравшимся как печатный материал. Количество слайдов адекватно содержанию и продолжительности выступления (например, для 5-минутного выступления рекомендуется использовать не более 10 слайдов).
На первом слайде обязательно представляется тема выступления и сведения об авторах. Следующие слайды можно подготовить, используя две различные стратегии их подготовки:
1 стратегия: на слайды выносится опорный конспект выступления и ключевые слова с тем, чтобы пользоваться ими как планом для выступления. В этом случае к слайдам предъявляются следующие требования:
объем текста на слайде – не больше 7 строк;
маркированный/нумерованный список содержит не более 7 элементов;
отсутствуют знаки пунктуации в конце строк в маркированных и нумерованных списках;
значимая информация выделяется с помощью цвета, кегля, эффектов анимации.
Особо внимательно необходимо проверить текст на отсутствие ошибок и опечаток. Основная ошибка при выборе данной стратегии состоит в том, что выступающие заменяют свою речь чтением текста со слайдов.
2 стратегия: на слайды помещается фактический материал (таблицы, графики, фотографии и пр.), который является уместным и достаточным средством наглядности, помогает в раскрытии стержневой идеи выступления. В этом случае к слайдам предъявляются следующие требования:
выбранные средства визуализации информации (таблицы, схемы, графики и т. д.) соответствуют содержанию;
использованы иллюстрации хорошего качества (высокого разрешения), с четким изображением (как правило, никто из присутствующих не заинтересован вчитываться в текст на ваших слайдах и всматриваться в мелкие иллюстрации);
Максимальное количество графической информации на одном слайде – 2 рисунка (фотографии, схемы и т.д.) с текстовыми комментариями (не более 2 строк к каждому). Наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана.
Основная ошибка при выборе данной стратегии – «соревнование» со своим иллюстративным материалов (аудитории не предоставляется достаточно времени, чтобы воспринять материал на слайдах). Обычный слайд, без эффектов анимации должен демонстрироваться на экране не менее 10 - 15 секунд. За меньшее время присутствующие не успеет осознать содержание слайда. Если какая-то картинка появилась на 5 секунд, а потом тут же сменилась другой, то аудитория будет считать, что докладчик ее подгоняет. Обратного (позитивного) эффекта можно достигнуть, если докладчик пролистывает множество слайдов со сложными таблицами и диаграммами, говоря при этом «Вот тут приведен разного рода вспомогательный материал, но я его хочу пропустить, чтобы не перегружать выступление подробностями». Правда, такой прием делать в начале и в конце презентации – рискованно, оптимальный вариант – в середине выступления.
Если на слайде приводится сложная диаграмма, ее необходимо предварить вводными словами (например, «На этой диаграмме приводится то-то и то-то, зеленым отмечены показатели А, синим – показатели Б»), с тем, чтобы дать время аудитории на ее рассмотрение, а только затем приступать к ее обсуждению. Каждый слайд, в среднем должен находиться на экране не меньше 40 – 60 секунд (без учета времени на случайно возникшее обсуждение). В связи с этим лучше настроить презентацию не на автоматический показ, а на смену слайдов самим докладчиком.
Особо тщательно необходимо отнестись к оформлению презентации. Для всех слайдов презентации по возможности необходимо использовать один и тот же шаблон оформления, кегль – для заголовков - не меньше 24 пунктов, для информации - для информации не менее 18. В презентациях не принято ставить переносы в словах.
Подумайте, не отвлекайте ли вы слушателей своей же презентацией? Яркие краски, сложные цветные построения, излишняя анимация, выпрыгивающий текст или иллюстрация — не самое лучшее дополнение к научному докладу. Также нежелательны звуковые эффекты в ходе демонстрации презентации. Наилучшими являются контрастные цвета фона и текста (белый фон – черный текст; темно-синий фон – светло-желтый текст и т. д.). Лучше не смешивать разные типы шрифтов в одной презентации. Рекомендуется не злоупотреблять прописными буквами (они читаются хуже).
Неконтрастные слайды будут смотреться тусклыми и невыразительными, особенно в светлых аудиториях. Для лучшей ориентации в презентации по ходу выступления лучше пронумеровать слайды. Желательно, чтобы на слайдах оставались поля, не менее 1 см с каждой стороны. Вспомогательная информация (управляющие кнопки) не должны преобладать над основной информацией (текстом, иллюстрациями). Использовать встроенные эффекты анимации можно только, когда без этого не обойтись (например, последовательное появление элементов диаграммы). Для акцентирования внимания на какой-то конкретной информации слайда можно воспользоваться лазерной указкой.
Диаграммы готовятся с использованием мастера диаграмм табличного процессора MSExcel. Для ввода числовых данных используется числовой формат с разделителем групп разрядов. Если данные (подписи данных) являются дробными числами, то число отображаемых десятичных знаков должно быть одинаково для всей группы этих данных (всего ряда подписей данных). Данные и подписи не должны накладываться друг на друга и сливаться с графическими элементами диаграммы. Структурные диаграммы готовятся при помощи стандартных средств рисования пакета MSOffice. Если при форматировании слайда есть необходимость пропорционально уменьшить размер диаграммы, то размер шрифтов реквизитов должен быть увеличен с таким расчетом, чтобы реальное отображение объектов диаграммы соответствовало значениям, указанным в таблице. В таблицах не должно быть более 4 строк и 4 столбцов — в противном случае данные в таблице будет просто невозможно увидеть. Ячейки с названиями строк и столбцов и наиболее значимые данные рекомендуется выделять цветом.
Табличная информация вставляется в материалы как таблица текстового процессора MSWord или табличного процессора MSExcel. При вставке таблицы как объекта и пропорциональном изменении ее размера реальный отображаемый размер шрифта должен быть не менее 18 pt. Таблицы и диаграммы размещаются на светлом или белом фоне.
Заключительный слайд презентации, содержащий текст «Спасибо за внимание» или «Конец», вряд ли приемлем для презентации, сопровождающей публичное выступление, поскольку завершение показа слайдов еще не является завершением выступления. Кроме того, такие слайды, так же как и слайд «Вопросы?», дублируют устное сообщение. Оптимальным вариантом представляется повторение первого слайда в конце презентации, поскольку это дает возможность еще раз напомнить слушателям тему выступления и имя докладчика и либо перейти к вопросам, либо завершить выступление.
Методические рекомендации по выполнению практических заданий
Для того чтобы практические занятия приносили максимальную пользу, необходимо помнить, что упражнение и решение задач проводятся по вычитанному на лекциях материалу и связаны, как правило, с детальным разбором отдельных вопросов лекционного курса. Следует подчеркнуть, что только после усвоения лекционного материала с определенной точки зрения (а именно с той, с которой он излагается на лекциях) он будет закрепляться на практических занятиях как в результате обсуждения и анализа лекционного материала, так и с помощью решения ситуативных задач. При этих условиях студент не только хорошо усвоит материал, но и научится применять его на практике, а также получит дополнительный стимул (и это очень важно) для активной проработки лекции.
Ознакомьтесь с темой практического занятия, его целями и задачами.
Изучите перечень знаний и умений, которыми должен овладеть студент в ходе практического занятия.
Ознакомьтесь со списком рекомендуемой основной и дополнительной литературы и источников и подготовьте их для работы.
Изучите рекомендации к практической работе и получите консультацию преподавателя.
Прочитайте лекционный материал по теме занятия в своем конспекте, стараясь акцентировать внимание на основных понятиях, важных определениях.
Почитайте материал, касающийся темы практического занятия в рекомендованных источниках.
Ответьте на контрольные вопросы в учебнике или на вопросы для самопроверки в методических указаниях к практической работе.
Если по ходу выполнения практической работы потребуется выполнять расчеты, выпишите формулы, найдите недостающие коэффициенты и постоянные в справочных таблицах или другой литературе.
Ознакомьтесь с формой отчета по практической работе и сделайте черновик-заготовку отчета.
Внимательно прочтите правила техники безопасности и охраны труда при выполнении практической работы.
Сформулируйте свои вопросы и проблемы, желательные для обсуждения на занятии.
Практические работы направлены на овладение учащимися умений решения стандартных задач и приобретение навыков практических действий.
Основные требования к содержанию практических работ:
соответствие содержания практических заданий изученному теоретическому материалу учебной дисциплины;
максимальное приближение содержания практических заданий к реальной действительности;
поэтапное формирование умения, т.е. движение от знания к умению, от простого умения к сложному и т.д.;
использование типовых документов, инструкций, бланков и т.п.
использование последних версий программного обеспечения.
Методические рекомендации по составлению кроссворда
Кроссворд – это игра-задача, в которой фигура из рядов пустых клеток заполняется перекрещивающимися словами со значениями, заданными по условиям игры. Для составления кроссворда по заданной теме нужно найти информацию из разных источников (сеть Internet, энциклопедии, учебная или художественная литература), изучить ее и составить кроссворд в рукописном варианте или с использованием компьютерных программ (текстовых редакторов MicrosoftWord, OpenOffice.org Writer и других, электронных таблиц MicrosoftExcel, OpenOffice.org Calc и других или графических редакторов).
Правила составления кроссвордов:
Не допускается наличие незаполненных клеток в сетке кроссворда.
Не допускаются случайные, не имеющие смыслового значения буквосочетания.
Загаданные слова должны быть именами существительными в именительном падеже единственного числа.
Задания к кроссворду (толкования слов) должны быть содержательными, но лаконичными, без излишней информации. В определении не должно быть однокоренных слов к слову-отгадке.
Не допускаются аббревиатуры, сокращения.
Требования к оформлению кроссворда:
Кроссворд должен быть подписан — указана фамилия автора с инициалами, название (тема) кроссворда.
Сетка кроссворда должна быть четкой.
Сетка кроссворда должна быть представлена в двух экземплярах: один только с цифрами позиций, второй — с заполненными словами.
Вопросы заданий кроссворда должны быть записаны без ответов.
Ответы на кроссворд публикуются на отдельном листе.
Планирование деятельности по составлению кроссворда.
1. Определить, с какой целью составляется кроссворд.
Критерии оценки внеаудиторной самостоятельной работы
Результаты самостоятельных работ оцениваются в ходе текущего контроля и учитываются в процессе промежуточной аттестации по данной дисциплине. Контроль и оценка результатов внеаудиторной самостоятельной работы студентов может осуществляться в пределах времени, отведенного на обязательные учебные занятия по дисциплине в рамках опроса, защиты рефератов, информационного сообщения и т.д. Внеаудиторная самостоятельная работа студентов по дисциплине может проходить в письменной, устной или смешанной форме.
Контроль и оценивание письменных самостоятельных работ обучающихся осуществляется индивидуально выборочно по усмотрению преподавателя в зависимости от цели, содержания, объема, качества выполненных заданий.
Контроль выполненной внеаудиторной самостоятельной работы осуществляется в соответствии с видами работ:
• контроль докладов, сообщений — опрос проводится выборочно, на занятиях;
• контроль выполнения рефератов — в ходе индивидуальной или групповой беседы по ключевым вопросам работы, с последующей защитой рефератов несколькими обучающимися;
• проверка составления кроссвордов осуществляется индивидуально; при этом у учащихся проверяется наличие выполненной работы, оценка выставляется выборочно;
• проверка практических и лабораторных работ — индивидуально на практических занятиях.
Доклад
Оценка «5» ставится, если выполнены все требования к написанию и защите работы:
обозначена проблема и обоснована её актуальность, сделан краткий анализ различных точек зрения на рассматриваемую проблему и логично изложена собственная позиция, сформулированы выводы, тема раскрыта полностью, выдержан объём, соблюдены требования к внешнему оформлению, даны правильные ответы на дополнительные вопросы.
Оценка «4» – основные требования к работе и её защите выполнены, но при этом допущены недочёты. В частности, имеются неточности в изложении материала; отсутствует логическая последовательность в суждениях; не выдержан объём; имеются упущения в оформлении; на дополнительные вопросы при защите даны неполные ответы.
Оценка «3» – имеются существенные отступления от требований к работе. В частности: тема освещена лишь частично; допущены фактические ошибки в содержании или при ответе на дополнительные вопросы; во время защиты отсутствует вывод.
Оценка «2» – тема не раскрыта; обнаруживается существенное непонимание проблемы.-
Устное сообщение
Оценка «5» ставится, если полно раскрыто содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником; материал изложен грамотным языком в определенной логической последовательности, точно использованы терминология и символика; правильно выбраны (выполнены) графические изображения, чертежи и графики, сопутствующие ответу; отвечающим продемонстрировано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков; ответ был дан самостоятельно, без наводящих вопросов преподавателя. Допускается наличие одной-двух неточностей при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые студент легко исправил по замечанию преподавателя.
Оценка «4» – ответ удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков: в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие логического и информационного содержания ответа; допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию преподавателя; допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию преподавателя.
Оценка «3» – неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала; имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании терминологии, чертежах, схемах, исправленные после нескольких наводящих вопросов преподавателя; при знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.-
Оценка «2» – не раскрыто основное содержание учебного материала; обнаружено незнание или непонимание студентом большей или наиболее важной части учебного материала; допущены ошибки в определении понятий, при использовании терминологии, в чертежах, схемах, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов преподавателя.
Реферат
Оценка «5» ставится, если работа написана грамотным научным языком, имеет чёткую структуру и логику изложения, точка зрения студента обоснованна, в работе присутствуют ссылки на источники, мнения известных учёных в данной области. Студент в работе высказывает свое отношение к рассматриваемому вопросу, демонстрирует способность анализировать материал.
Оценка «4» — работа студента написана грамотным научным языком, имеет чёткую структуру и логику изложения, в работе присутствуют ссылки на источники, мнения известных учёных в данной области.
Оценка «3» — студент выполнил задание, однако не продемонстрировал способность к анализу, не высказывал в работе своего мнения, допустил ошибки в логическом обосновании своего ответа.
Оценка «2» — студент не выполнил задание, или выполнил его формально, ответил на заданный вопрос, при этом не ссылался на мнения учёных, на источники, не высказывал своего мнения, не проявил способность к анализу, то есть в целом цель реферата не достигнута.
Кроссворд
Оценка «5» ставится, если количество слов кроссворда — не менее 15; кроссворд оформлен аккуратно; формулировки заданий кроссворда однотипны; все загаданные слова — существительные в именительном падеже, нет аббревиатур и сокращений; использованные факты точны и достоверны; представлен ключ к кроссворду.
Оценка «4» — не выполняется одно из требований к кроссворду.
Оценка «3» — не выполняются любые два требования к кроссворду или более требований выполняются частично.
Оценка «2» — кроссворд не соответствует заявленной теме и не выполняются три и более требований к кроссворду.
Практическая (лабораторная) работа
Оценка «5» ставится, если работа выполнена в полном объеме в соответствии с методическими рекомендациями к работе, с соблюдением правил техники безопасности; правильно оформлен и представлен отчет о выполненной практической (лабораторной) работе.
Оценка «4» — работа выполнена в объеме не менее 75% в соответствии с методическими рекомендациями к работе, с соблюдением правил техники безопасности или отчет о выполненной практической (лабораторной) работе оформлен с замечаниями.
Оценка «3» — работа выполнена в объеме не менее 50% в соответствии с методическими рекомендациями к работе, с соблюдением правил техники безопасности или отчет о выполненной практической (лабораторной) работе не оформлен.
Оценка «2» — работа выполнена в объеме менее 50% или нарушены правила техники безопасности.
Презентации
Оценка «5» ставится , если цвет фона гармонирует с цветом текста, всё отлично читается,все страницы выдержаны в едином стиле, гиперссылки выделены и имеют разное оформление до и после посещения кадра, анимация присутствует только в тех местах, где она уместна и усиливает эффект восприятия текстовой части информации, звуковой фон соответствует единой концепции и усиливает эффект восприятия текстовой части информации, размер шрифта оптимальный, все ссылки работают
Оценка «4» — цвет фона хорошо соответствует цвету текста, всё можно прочесть, 1-2 страницы имеют свой стиль оформления, отличный от общего, гиперссылки выделены и имеют разное оформление до и после посещения кадра, анимация присутствует только в тех местах, где она уместна, звуковой фон соответствует единой концепции и привлекает внимание зрителей в нужных местах именно к информации, размер шрифта оптимальный, все ссылки работают
Оценка «3»-цвет фона плохо соответствует цвету текста, использовано более 4 цветов шрифта, некоторые страницы имеют свой стиль оформления, гиперссылки выделены, анимация дозирована, звуковой фон не соответствует единой концепции, но не носит отвлекающий характер, размер шрифта средний (соответственно, объём информации слишком большой — кадр несколько перегружен) информацией, ссылки работают
Оценка «2» — работа выполнена в объеме менее 50%
Задания для внеаудиторной самостоятельной работы студентов
Внеаудиторная самостоятельная работа № 1
Введение
Цель работы: Обобщить и систематизировать знания о различных подходах к определению термина «технология». Роль информационных технологий в современном обществе.. Научиться самостоятельно находить, анализировать и отбирать информацию, оформлять ее в виде письменной работы.
Задание: Подготовить реферат на одну из предложенных тем-
Информационные технологии в торговле»
«Информационные технологии в медицине»
«Информационные технологии в строительстве»
«Информационные технологии в банковской системе»
Время выполнения работы: 2 часа.
Материалы: методические рекомендации по написанию реферата (стр. 6).
Оценка выставляется в соответствии с критериями (стр. 14).
Внеаудиторная самостоятельная работа № 2
Тема 1. 1. Виды математических пакетов. Назначение. Интерфейс. Запись и вычисление арифметических выражений
Цель работы:
Задание: Выполнение домашнего и индивидуального задания по темевычисление арифметических выражений.
Время выполнения работы: 1 час.
Материалы: Методическиерекомендации по выполнению практических (лабораторных) работ (стр. 11).
Оценка выставляется в соответствии с критериями (стр. 15).
Внеаудиторная самостоятельная работа № 3
Тема 1. 2. Решение уравнений и неравенств с одной переменной
Цель работы: Обобщить и систематизировать знания математических пакетов. Научиться правильно записывать и решать уравнения и неравенства.
Задание: Выполнение домашнего и индивидуального задания по теме решение уравнений и неравенств
Время выполнения работы: 1 час.
Материалы: Методическиерекомендации по выполнению практических (лабораторных) работ (стр. 11).
Оценка выставляется в соответствии с критериями (стр. 15).
Внеаудиторная самостоятельная работа № 4
Тема 1. 3. Решение систем уравнений
Цель работы: Обобщить и систематизировать знания математических пакетов. Научиться правильно записывать и решать системы уравнений.
Задание: Выполнение домашнего и индивидуального задания по теме решение систем уравнений
Время выполнения работы: 1 час.
Материалы: Методическиерекомендации по выполнению практических (лабораторных) работ (стр. 11).
Оценка выставляется в соответствии с критериями (стр. 15).
Внеаудиторная самостоятельная работа № 5
Тема 1. 4. Построение графиков функций
Цель работы: Обобщить и систематизировать знания математических пакетов. Научиться строить графики функций и поверхности.
Задание: Выполнение домашнего и индивидуального задания по теме построение графиков функций
Время выполнения работы: 1 час.
Материалы: Методическиерекомендации по выполнению практических (лабораторных) работ (стр. 11).
Оценка выставляется в соответствии с критериями (стр. 15).
Внеаудиторная самостоятельная работа № 6
Тема 1. 5. Применение математического пакета в профессиональной деятельности
Цель работы: Обобщить и систематизировать знания математических пакетов. Научиться правильно выполнять расчеты.
Задание: Выполнение домашнего и индивидуального задания по по выполнению расчетов
Время выполнения работы: 1 час.
Материалы: Методическиерекомендации по выполнению практических (лабораторных) работ (стр. 11).
Оценка выставляется в соответствии с критериями (стр. 15).
Внеаудиторная самостоятельная работа № 7
Тема 2.1. Компьютерные сети
Цель работы: Научиться самостоятельно искать, отбирать, систематизировать и оформлять информацию по заданной теме; получить опыт публичной защиты выполненной работы. Расширить представления о видах задач по обработке информации, связанных с изменением формы ее представления за счет графики; акцентировать внимание на графических возможностях компьютера.
Задание: Выполнение домашнего индивидуального задания творческого характера по созданию презентациипо темам
«Bluetooth - беспроводная сеть ближнего радиуса действия»
«Спутниковая связь - беспроводная сеть дальнего радиуса»
«Передача данных при помощи мобильных телефонов»
«Пакетная радиосвязь общего пользования GPRS»
Время выполнения работы: 2 часа
Материалы: Методическиерекомендации по выполнению презентации(стр. 11).
Оценка выставляется в соответствии с критериями (стр. 16).
Внеаудиторная самостоятельная работа № 8
Тема 2.2. Информационная сеть Internet
Цель работы: Обобщить и систематизировать знания о сетевых технологиях, информационной безопасности. Научиться самостоятельно находить, анализировать и отбирать информацию, оформлять ее в виде письменной работы.
Задание: Подготовить реферат на одну из предложенных тем-
История развития сети Internet»
«Обзор услуг основных провайдеров г. Барнаула»
«Отличия браузеров Opera и Google Chrome Internet Explorer. Преимущества и недостатки каждого »
«История создания mail.ru»
«История создания Yandex.ru»
«История создания Google.ru»
Время выполнения работы: 2 часа.
Материалы: методические рекомендации по написанию реферата (стр. 7).
Оценка выставляется в соответствии с критериями (стр. 13).
Внеаудиторная самостоятельная работа № 9
Тема 2.3. Основы сайтостроительства
Цель работы: Научиться самостоятельно искать, отбирать, систематизировать и оформлять информацию по заданной теме; получить опыт публичной защиты выполненной работы. Расширить представления о видах задач по обработке информации, связанных с изменением формы ее представления за счет графики; акцентировать внимание на графических возможностях компьютера.
Задание: Выполнить подборку различных видов сайтов сети Интернет, оформить презентацию
Время выполнения работы: 2 часа
Материалы: Методическиерекомендации по выполнению презентации(стр. 11).
Оценка выставляется в соответствии с критериями (стр. 16).
Внеаудиторная самостоятельная работа № 10
Тема 2.4 Выполнение индивидуального задания по темеформатирование текста средствами языка HTML
Цель работы: Обобщить и систематизировать знания по теме. Научиться правильно форматировать текст средствами языка HTML.
Задание: Выполнение домашнего и индивидуального задания по форматированию текста средствами языка HTML
Время выполнения работы: 1 час.
Материалы: Методическиерекомендации по выполнению практических (лабораторных) работ (стр. 11).
Оценка выставляется в соответствии с критериями (стр. 15).
Внеаудиторная самостоятельная работа № 11
Тема 2.5. Вставка и оформление графических изображений и мультимедиа средствами языка HTML
Цель работы: Обобщить и систематизировать знания о HTML. Научиться самостоятельно находить, анализировать и отбирать информацию, оформлять ее в виде кроссворда.
Задание: Создание кроссворда по темеHTML
Время выполнения работы: 2 часа
Материалы: методические рекомендации по составлению кроссворда (стр. 12).
Оценка выставляется в соответствии с критериями (стр. 14).
Внеаудиторная самостоятельная работа № 12
Тема 2.6Создание и оформление таблиц средствами языка HTML
Цель работы: Обобщить и систематизировать знания по теме. Научиться оформлять таблицы средствами языка HTML.
Задание: Выполнение домашнего и индивидуального задания по темеоформление таблиц средствами языка HTML
Время выполнения работы: 1 час.
Материалы: Методическиерекомендации по выполнению практических (лабораторных) работ (стр. 11).
Оценка выставляется в соответствии с критериями (стр. 15).
Внеаудиторная самостоятельная работа № 13
Тема 2.7Фреймовая разметка web-страницы средствами языка HTML
Цель работы: Обобщить и систематизировать знания по теме. Научиться оформлять web-страницы с помощью фреймов средствами языка HTML.
Задание: Выполнение индивидуального задания по темефреймовая разметка web-страницы
Время выполнения работы: 1 час.
Материалы: Методическиерекомендации по выполнению практических (лабораторных) работ (стр. 11).
Оценка выставляется в соответствии с критериями (стр. 15).
Внеаудиторная самостоятельная работа № 14
Тема 3. 1. Интерфейс программы Консультант+. Поиск информации
Цель работы: Обобщить и систематизировать знания о справочно-правовых системах. Научиться самостоятельно находить, анализировать и отбирать информацию, оформлять ее в виде письменной работы.
Задание: Подготовить доклад на одну из предложенных тем-
«Обзор справочно-правовых систем»
«Отличие Консультант+ от ГАРАНТа»
Время выполнения работы: 2 часа.
Материалы: методические рекомендации по написанию доклада (стр. 8).
Оценка выставляется в соответствии с критериями (стр. 14).
Внеаудиторная самостоятельная работа № 15
Тема 3.2.Работа с документом и списком документов
Цель работы: Обобщить и систематизировать знания по теме. Научиться работать с документом и списком документов.
Задание: Выполнение индивидуального задания по теме
Время выполнения работы: 1 час.
Материалы: Методическиерекомендации по выполнению практических (лабораторных) работ (стр. 11).
Оценка выставляется в соответствии с критериями (стр. 15).
Внеаудиторная самостоятельная работа № 16
Тема 4.2.Вычерчивание полилинии
Цель работы: Обобщить и систематизировать знания по теме. Научиться вычерчивать простые и сложные примитивы
Задание: Выполнение индивидуального задания по темеВычерчивание полилинии
Время выполнения работы: 2 часа.
Материалы: Методическиерекомендации по выполнению практических (лабораторных) работ (стр. 11).
Оценка выставляется в соответствии с критериями (стр. 15).
Внеаудиторная самостоятельная работа № 17
Тема 4.3.Режимы объектной привязки
Цель работы: Обобщить и систематизировать знания по теме. Научиться вычерчивать простые и сложные примитивы с помощью режима объектной привязки
Задание: Выполнение индивидуального задания по темеРежимы объектной привязки
Время выполнения работы: 2 часа.
Материалы: Методическиерекомендации по выполнению практических (лабораторных) работ (стр. 11).
Оценка выставляется в соответствии с критериями (стр. 15).
Внеаудиторная самостоятельная работа № 18
Тема 4.4.Дополнительные команды вычерчивания примитивов
Цель работы: Обобщить и систематизировать знания по теме. Научиться вычерчивать простые и сложные примитивы: эллипс, кольцо, многоугольники
Задание: Выполнение индивидуального задания по темеДополнительные команды вычерчивания примитивов
Время выполнения работы: 2 часа.
Материалы: Методическиерекомендации по выполнению практических (лабораторных) работ (стр. 11).
Оценка выставляется в соответствии с критериями (стр. 15).
Внеаудиторная самостоятельная работа № 19
Тема 4.5.Команды редактирования, изменения чертежей
Цель работы: Обобщить и систематизировать знания по теме. Научиться пользоваться командами редактирования для изменения чертежей
Задание: Выполнение индивидуального задания по темеДополнительные команды вычерчивания примитивов
Время выполнения работы: 2 часа.
Материалы: Методическиерекомендации по выполнению практических (лабораторных) работ (стр. 11).
Оценка выставляется в соответствии с критериями (стр. 15).
Внеаудиторная самостоятельная работа № 20
Тема 4.5.Выполнение чертежей – комбинаций различных фигур
Цель работы: Обобщить и систематизировать знания по теме. Научиться пользоваться командами рисования и редактирования для выполнения чертежей
Задание: Выполнение индивидуального задания по теме
Время выполнения работы: 1 час.
Материалы: Методическиерекомендации по выполнению практических (лабораторных) работ (стр. 11).
Оценка выставляется в соответствии с критериями (стр. 15).
Список используемых источников
Рекомендуемая литература (основная):
Астафьева Н.Е., Гаврилова С.А., Цветкова М.С. Информатика и ИКТ: практикум для профессий и специальностей технического и социально-экономического профилей: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / под ред. М.С. Цветковой. - 4-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2014.
Цветкова М. С., Великович Л. С. Информатика и ИКТ: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. — М.: Издательский центр «Академия» 2012.
Дополнительные источники:
Акулов О. А. Информатика. Базовый курс : учеб. для студентов вузов, бакалавров, магистров, обучающихся по специальности Информатика и вычислительная техника, а также студентов, изучающих естественные науки / О. А. Акулов, Н. В. Медведев. 5-е изд., стер. М. : Омега-Л, 2012. 574 с. (Гриф МО РФ).
Н. Е. Астафьева, С. А. Гаврилова, под ред. М.С. Цветковой, Информатика и ИКТ. Практикум для профессий и специальностей технического и социально-экономического профилей, Академия, 2012г.
Безручко В. Т. Информатика (курс лекций) : учеб. пособие / В. Т Безручко. М.: Инфра-М : Форум, 2010. 432 с. (Гриф МО РФ).
Безручко В.Т. Практикум по курсу "Информатика" / В. Т. Безручко. - М.: Инфра-М, 2010 г. – 368с.
Гаврилов М.В. Информатика / М. В. Гаврилов, Н. В. Cпрожецкая - М.: Гардарики, 2011
Мирюков В.Ю. Информация, информатика, компьютер, информационные системы, сети/ В. Ю. Мирюков. - М: Феникс, 2011. - 448c.
Могилев А. В. Информатика : учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / А. В. Могилев, Е. К. Хеннер, Н. И. Пак. 5-е изд., стер. М. : Академия, 2012. 848 с. (Серия Высшее профессиональное образование).
Могилев А.В. Практикум по информатике: учеб. Пособие для студ. высших учебных заведений / А.В. Могилев, И.И. Пак, Е.К Хеннер; под ред. Е.К. Хеннера. – 4-е изд., стер. – М.: Изд.центр «Академия», 2011. – 608 с.
Новоселов М.А. Расчетно-графические работы по информатике (теоретические и методические вопросы): учебно-методическое пособие / Новоселов М.А. – М.: РГУФКСиТ – УИТ, 2011. – 126 с.
Новоселов М.А. Практикум по оформлению элементов графики на Web-сайтах в Интернете: учебно-методическое пособие по информатике для студентов РГУФКа / Новоселов М.А. – М.: РИО РГУФКа, 2011. – 56с.
Острейковский В. А. Информатика : учеб. для студентов техн. и экон. специальностей вузов / В. А. Острейковский. 5-е изд, стер. М. : Высшая школа, 2012. 511 с. (Гриф МО РФ).
Симонович С. В. Информатика. Базовый курс : учеб. для техн. вузов / С. В. Симонович. 2-е изд. СПб.: Питер, 2011. 640 с. (Гриф МО РФ).
Цветкова М.С., Хлобыстова И.Ю. Информатика и ИКТ. Практикум для профессий и специальностей естественно-научного и гуманитарного профилей: учеб. Пособие для студ. Учреждений сред. Проф. Образования – М., 2014.
Яшкина Е.Н. Информатика: Учебное пособие для студентов-заочников РГУФКа / Е. Н. Яшкина. - М.: РИО РГУФК, 2010.
.
Дополнительные источникив электронном виде
http://psbatishev.narod.ru/
http://userdocs.ru/informatika/8793/index.html?page=11 – Лабораторные работы
http://ikt.rtk-ros.ru/ - Лабораторные работы
преступления в сфере информационных технологий - http://ru.wikipedia.org/wiki/Преступления_в_сфере_информационных_технологий
правонарушения в области технической защищённости систем - http://ru.wikipedia.org/wiki/Правонарушения_в_области_технической_защищённости_систем
ответственность за нарушения и преступления в информационной сфере - http://www.iso27000.ru/zakonodatelstvo/otvetstvennost-za-narusheniya-i-prestupleniya-v-informacionnoi-sfere
административная и уголовная ответственность за нарушения в области информации, в том числе компьютерной - http://www.referent.ru/48/215998
адвокат по компьютерным преступлениям (киберпреступлениям) - http://www.advodom.ru/services/cybercrime.php