Просмотр содержимого документа
«Контрольная работа по теме "Информация и информационные процессы"»
Контрольная работа по теме "Информация и информационные процессы"
7 класс
Кодификатор
элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся для проведения контрольной работы по информатике по теме «Информация и информационные процессы» в 7 классе
Предмет: «информатика» 7 класс
Учебник "Информатика 7 класс" Л. Л. Босова
Вид контроля: текущий (тематический)
Тема: «Информация и информационные процессы»
1. Перечень элементов предметного содержания, проверяемых на контрольной работе
Код
Описание элементов предметного содержания
1.1
Информация и ее свойства
1.2
Информационные процессы. Обработка информации
1.3
Информационные процессы. Хранение и передача информации
1.4
Всемирная паутина как информационное хранилище
1.5
Представление информации. Знаки и знаковые системы
1.6
Двоичное кодирование
1.7
Алфавитный подход к измерению информации
1.8
Единицы измерения информации
1.9
Определение информационного объема сообщения
2. Перечень элементов метапредметного содержания, проверяемых на контрольной
работе
код
Описание элементов метапредметного содержания
2.1
Умение определять понятия (познавательное УУД)
2.2
Умение классифицировать (познавательное УУД)
2.3
Умение устанавливать причинно-следственные связи (познавательное УУД)
2.4
Умение строить логические рассуждения, умозаключения и делать выводы
2.5
Умение самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую
2.6
Умение выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий
3. Перечень требований к уровню подготовки обучающихся, освоивших тему "Информация и информационные процессы" в 7 классе
код
Описание требований к уровню подготовки обучающихся
3.1
оценивать информацию с позиции ее свойств (актуальность, достоверность,
полнота и пр.);
3.2
приводить примеры кодирования с использованием различных алфавитов, встречающиеся в жизни;
3.3
классифицировать информационные процессы по принятому основанию;
3.4
выделять информационную составляющую процессов в биологических, технических и социальных системах.
3.5
кодировать и декодировать сообщения по известным правилам кодирования;
3.6
определять количество различных символов, которые могут быть закодированы с помощью двоичного кода фиксированной длины (разрядности);
3.7
определять разрядность двоичного кода, необходимого для кодирования всех символов алфавита заданной мощности
3.8
оперировать с единицами измерения количества информации (бит, байт, килобайт, мегабайт, гигабайт)
3.9
оценивать числовые параметры информационных процессов (объем памяти, необходимой для хранения информации; скорость передачи информации, пропускную способность выбранного канала и пр.)
Спецификация КИМ
для проведения контрольной работы по теме
Предмет: «информатика» 7 класс
Учебник "Информатика 7 класс" Л. Л. Босова
Вид контроля: текущий (тематический)
Тема: «Информация и информационные процессы»
Назначение контрольной работы: оценить уровень освоения каждым учащимся 7 класса содержания темы «Информация и информационные процессы» по предмету «информатика».
Содержание контрольных измерительных заданий определяется содержанием рабочей программы по теме «Информация и информационные процессы» учебного предмета «информатика», а также содержанием темы «Информация и информационные процессы» учебника "Информатика 7 класс" автора Л. Л. Босовой.
Контрольная работа состоит из 9 заданий: 7 заданий базового уровня, 2 - повышенного.
Распределение заданий по уровням сложности, проверяемым элементам предметного, метапредметного содержания, уровню подготовки, типам заданий и времени выполнения представлено в таблице 1.
Таблица 1
№ задания
уровень
Что проверяется
Тип задания
Примерное
время
выполнения
задания
базовый
1.1, 2.1, 2.2
Задание с выбором ответа
2 мин
базовый
1.5, 1.6, 2.5
Расшифровать сообщение
3 мин
базовый
1.2, 1.3, 2.2, 2.3, 2.4
Логическая задача
8 мин
базовый
1.4, 2.2, 2.3, 2.4
Расположить элементы в порядке возрастания (убывания)
3 мин
базовый
1.6, 1.7, 1.8, 1.9, 2.6
Задача
5 мин
базовый
1.9, 2.1, 2.6
Задача
3 мин
базовый
1.8, 2.1
Расположить элементы в порядке возрастания (убывания)
5 мин
повышенный
1.6, 1.7, 1.8, 1.9, 2.6
Задача
8 мин
повышенный
1.6, 1.7, 1.8, 1.9, 2.6
Задача
8 мин
На выполнение 9 заданий отводится 45 минут. Контрольная работа составляется в 2-х вариантах. Каждому учащемуся предоставляется распечатка заданий.
Задания в контрольной работе оцениваются в зависимости от сложности задания разным количеством баллов, указанных в таблице 2.
Таблица 2
№ задания
Количество баллов
1.
1 - правильный ответ
0 - неправильный ответ
2.
1 - правильный ответ
0 - неправильный ответ
3.
1 - правильный ответ
0 - неправильный ответ
4.
1 - правильный ответ
0 - неправильный ответ
5.
1 - правильный ответ
0 - неправильный ответ
6.
1 - правильный ответ
0 - неправильный ответ
7.
1 - правильный ответ
0 - неправильный ответ
8.
2 - правильный ответ на 2 вопроса
1 - правильный ответ на 1 вопрос
0 - неправильный ответ на 2 вопроса
9.
2 - правильный ответ на 2 вопроса
1 - правильный ответ на 1 вопрос
0 - неправильный ответ на 2 вопроса
Перевод баллов к 5-балльной отметке представлен в таблице 3.
Таблица 3.
Баллы
Отметка
11-9
Отметка "5"
8-7
Отметка "4"
6-5
Отметка "3"
4-2
Отметка "2"
1
Отметка "1"
Показатели уровня освоения каждым обучающимся 7 класса содержания темы «Информация и информационные процессы» по предмету «информатика» определены в таблице 4.
Таблица 4.
Код
требования к
уровню
подготовки
№ задания
контрольной
работы
Предметный
результат не
сформирован
Предметный
результат
сформирован
на базовом
уровне
Предметный
результат
сформирован
на
повышенном
уровне
3.1
1
Задание не выполнено
Задание выполнено
3.2
2
Задание не выполнено
Задание выполнено
3.3
1
Задание не выполнено
Задание выполнено
3.4
1
Задание не выполнено
Задание выполнено
3.5
2
Задание не выполнено
Задание выполнено
3.6
8, 9
Задание не выполнено
Задание выполнено частично
Задание выполнено полностью
3.7
8, 9
Задание не выполнено
Задание выполнено частично
Задание выполнено полностью
3.8
5, 6, 7, 8, 9
Задание не выполнено
Задание выполнено
3.9
5, 6
Задание не выполнено
Задание выполнено
Показатели сформированности у обучающихся 7 класса метапредметных умений определены в таблице 5.
Таблица 5.
Код
метапредметного
результата
№ задания
контрольной
работы
Продемонстрировал
сформированность
Не
продемонстрировал
сформированность
2.1
6, 7
Выполнено 2 задания
Выполнено менее 2-х заданий
2.2
1, 3, 4
Выполнено 2-3 задания
Выполнено менее 2-х заданий
2.3
3, 4
Задания выполнены полностью или частично
Задания не выполнены
2.4
3, 4
Задания выполнены полностью или частично
Задания не выполнены
2.5
2
Задание выполнено
Задание не выполнено
2.6
5, 6, 8, 9
Выполнено 3-4 задания
Выполнено менее 3-х заданий
Типовые контрольные задания
I вариант
Базовый уровень
Какое из следующих утверждений точнее всего раскрывает смысл понятия "информация" с обыденной точки зрения?
последовательность знаков некоторого алфавита
книжный фонд библиотеки
сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах, воспринимаемые человеком непосредственно или с помощью специальных устройств
сведения, содержащиеся в научных теориях
Мальчики играли в шпионов и закодировали сообщение придуманным шифром. Кодовая таблица приведена ниже:
А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
*
– + +
– – +
* +
– *
+ – +
* * –
Расшифруйте полученное сообщение:
* + – + + – * * – * *
Запишите в ответе расшифрованное сообщение.
3) Пятеро одноклассников Аня, Саша, Лена, Вася и Миша стали победителями олимпиад школьников по химии, истории, английскому языку, русскому языку и обществознанию. Известно, что:
Победитель олимпиады по английскому языку помогает Ане и Саше учить английский;
Лена и Вася тоже заинтересовались английским языком;
Саша всегда побаивался химии;
Лена, Саша и победитель олимпиады по русскому языку занимаются плаванием;
Саша и Лена поздравили победителя олимпиады по истории;
Аня сожалеет о том, что у неё остаётся мало времени на русский язык.
Победителем какой олимпиады стал каждый из ребят?
4) Приведены запросы к поисковому серверу. Для каждого запроса указан его код — соответствующая буква от А до Г. Расположите коды запросов слева направо в порядке возрастания количества страниц, которые нашёл поисковый сервер по каждому запросу. По всем запросам было найдено разное количество страниц. Для обозначения логической операции «ИЛИ» в запросе используется символ «|», а для логической операции «И» — символ «&».
Код
Запрос
А
Есенин & Фет
Б
(Есенин & Фет) | Тютчев
В
Есенин & Фет & Тютчев
Г
Есенин | Фет | Тютчев
5) В велокроссе участвуют 64 спортсмена. Специальное устройство регистрирует прохождение каждым из участников промежуточного финиша, записывая его номер цепочкой из нулей и единиц минимальной длины, одинаковой для каждого спортсмена. Каков будет информационный объем сообщения, записанного устройством после того, как промежуточный финиш пройдут 30 велосипедистов?
6) Сообщение, записанное буквами 32-символьного алфавита содержит 200 символов. Какое количество информации оно несет?
7) Расположите величины в порядке убывания:
1024 бита, 1000 байтов, 1 бит, 1 байт, 1 Кбайт
Повышенный уровень
8) Информационное сообщение объемом 4 Кбайта состоит из 2048 символов. Каков информационный вес символа этого сообщения? Сколько символов содержит алфавит, с помощью которого записано это сообщение?
9) Сообщение занимает 10 страниц по 40 строк, в каждой строке записано по 60 символов. Информационный объем всего сообщения 3000 байтов. Каков информационный вес одного символа? Сколько символов в алфавите языка, на котором записано сообщение?
II вариант
Базовый уровень
По способу восприятия человеком различают следующие виды информации:
текстовую, числовую, графическую, табличную и пр.
научную, социальную, политическую, экономическую, религиозную и пр.
От разведчика была получена следующая шифрованная радиограмма, переданная с использованием азбуки Морзе:
• • - • • • - • - - • - • • • • -
При передаче радиограммы было потеряно разбиение на буквы, но известно, что в радиограмме использовались только следующие буквы:
Т
А
У
Ж
Х
-
• -
• • -
• • • -
• • • •
Определите текст радиограммы.
3) В шахматном турнире принимали участие шесть игроков из разных городов России: Воркуты, Иркутска, Саратова, Тюмени, Уфы и Рязани.
В первом туре Александр играл с представителем Воркуты, уфимец - с Николаем, а Геннадий с Михаилом. Во втором туре Денис играл с представителем Тюмени, а шахматист из Воркуты с Николаем. В третьем туре Михаил играл с иркутянином. Кто из игроков представлял какой город, если в итоге Николай занял первое место, Геннадий и иркутянин поделили 2-е и 3-е места, Денис был четвертым, а Семён и саратовец поделили 5-е и 6-е места?
4) Приведены запросы к поисковому серверу. Для каждого запроса указан его код — соответствующая буква от А до Г. Расположите коды запросов слева направо в порядке возрастания количества страниц, которые нашёл поисковый сервер по каждому запросу. По всем запросам было найдено разное количество страниц. Для обозначения логической операции «ИЛИ» в запросе используется символ «|», а для логической операции «И» — символ «&».
Код
Запрос
А
Хоккей & Волейбол
Б
Футбол & Хоккей & Волейбол
В
Футбол | Хоккей | Волейбол
Г
Футбол | (Хоккей & Волейбол)
5) В велокроссе участвуют 256 спортсменов. Специальное устройство регистрирует прохождение каждым из участников промежуточного финиша, записывая его номер цепочкой из нулей и единиц минимальной длины, одинаковой для каждого спортсмена. Каков будет информационный объем сообщения, записанного устройством после того, как промежуточный финиш пройдут 100 велосипедистов?
6) Сообщение, записанное буквами 64-символьного алфавита содержит 140 символов. Какое количество информации оно несет?
8) Информационное сообщение объемом 8 Кбайтов состоит из 1024 символов. Каков информационный вес символа этого сообщения? Сколько символов содержит алфавит, с помощью которого записано это сообщение?
9) Сообщение занимает 5 страниц по 40 строк, в каждой строке записано по 50 символов. Информационный объем всего сообщения 10000 байтов. Каков информационный вес одного символа? Сколько символов в алфавите языка, на котором записано сообщение?