Просмотр содержимого документа
««Интернет-зависимость»»
ЧАСТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБЩЕОБРЗОВАТЛЬНАЯ ШКОЛА «ЛОГОС М»
г.о.Мытищи
Интернет-зависимость
(научно-практическая работа)
Автор:Витенко Сергей, 9 класс
Руководитель: Елистратова Анжелика Александровна
Мытищи, 2020
Содержание:
1
2
3
4
5
Введение. …………………………………………………………….
Актуальность темы……………………………………………
Основная часть. ……………………………………………………...
2.1 Теоретическая часть……………………………………………..
2.1.1 История и понятие «Интернет-зависимости» ………………
2.1.2 Симптомы и виды зависимости ……………………………...
2.1.3 Как лечить интернет-зависимость……………………………
2.2 Исследовательская часть………………………………………...
2.2.1 Анкетирование…………………………………………………
2.2.2 Обработка информации……………………………………….
Заключение…………………………………………………………..
3.1 Рекомендации…………………………………………………….
Список использованной литературы ……………………………….
Приложения ………………………………………………………….
3
3
5
5
5
6
8
9
9
11
12
13
14
15
Введение
Актуальность темы
Выйдя на улицу, мы встречаем людей с наушниками в ушах и гаджетами в руках. Люди проходят мимо тебя в полном отчуждении, не замечая окружающих, находясь в полном погружении себя, если попробовать понаблюдать, то население стало похоже на роботов. Самое страшное, что люди погибают, потому что, идя в наушниках, не слышали и не видели света светофора, звука машины или гудка поезда, человек становится глух и нем.
Тема интернет-зависимости – это не только проблема современного общества, но и моя личная проблема. Я много времени провожу за компьютером, мне нравится играть в игры, изучать новые компьютерные программы, общаться, процесс затягивает так, что уроки отодвигаются на второй план и хочется, чтобы в сутках было больше часов для проведения времяпрепровождения за компьютером. Уход меня в виртуальный мир не оставили без внимания мои родители, ко мне были применены «санкции»: сначала уроки – потом компьютер, домашние дела, тренировки, время за компьютером ограничили до 2 часов в сутки.
В первые дни такого режима мне было волнительно, хотелось больше времени на компьютер, настроение даже испортилось, но потом я задумался над своим состоянием, подумал, а не являюсь ли я интернет-зависимым человеком? Я стал изучать данную тему, прочитал большой объём информации и решил исследовать данный вопрос.
Цели и задачи работы:
Цель: провести анкетирование среди ребят 1-11 классов школы, разобраться какое количество времени люди проводят в виртуальном мире, есть ли интернет – зависимые ребята, составить правила для контроля времяпрепровождения в сети.
Задачи:
Изучить книги, статьи по интернет-зависимости.
Определить проблемы интернет-зависимости среди ребят школы.
Найти доступное решение данной проблемы.
Методы:
Теоретический метод: изучение и анализ специальной литературы по проблеме, классификация интернет-зависимости людей, обобщение по результатам анкетирования.
Эмпирические методы:
- наблюдение, анкетирование.
- анализ статистических данных полученных в результате анкетирования учащихся.
Объект: влияние интернет-часов на поведение учащихся, умение контролировать время в сети.
Предмет: проблема интернет – зависимости учащихся ЧУ ОШ «Логос М»
Гипотеза: Я предполагаю, что интернет-зависимость проявляется в том, что люди полностью погружаются в виртуальный мир, не желая жить полноценной реальной жизнью.
Основная часть
Теоретическая часть
История и понятие интернет-зависимости
В 80-х годах прошлого века, наряду с такими распространенными зависимостями как наркомания, алкоголизм, страсть к азартным играм, трудоголизм, появился качественно новый феномен — зависимость от интернета, или интернет-адцикция. Этот вид зависимости стал результатом взаимодействия развития информационных технологий и освоения данных технологий рядовыми пользователями компьютеров.
KimРодоначальником психологического исследования интернет-зависимости считается американская исследовательница Кимберли Янг. В 1994 г. она разработала специальный опросник по определению интернет-зависимости, который был размещен на интернет-сайте Питтсбургского университета в США. В исследованиях Кимберли Янг показала, что 396 из 496 регулярных пользователей Интернета являются интернет-зависимыми. Работы доктора Янг были представлены на 104-м и 105-м конгрессах Американской психологической ассоциации.
В представлении Кимберли Янг, зависимость от интернета — многомерное явление, включающее следующие компоненты:
1. Проявления эскейпизма — уход в виртуальную реальность тревожных и склонных к депрессиям лиц, ощущающих собственную незащищенность, имеющих низкую самооценку, одиноких и тяготящихся собственной жизнью.
2. Поиск новизны.
3. Стремление к постоянному стимулированию чувств.
4. Эмоциональная привязанность — возможность освободиться от переживания неприятностей в реальной жизни, высказаться, быть эмпатийно понятым и принятым и получить поддержку и одобрение.
5. Возможность ощущения себя «виртуозом» в применении компьютерных технологий и специализированных коммуникативных или поисковых программ вследствие преодоления компьютерофобии.[1]
Медики признают анормальную привязанность субъекта к времяпрепровождению за компьютером, выделяя при этом как достаточно характерные психические, так и физические симптомы.
Зависимость (наркотическая) в медицинском смысле определяется как навязчивая потребность в использовании привычного вещества, сопровождающаяся ростом толерантности и выраженными физиологическими и психологическими симптомами. Рост толерантности означает привыкание ко всё бо́льшим и бо́льшим дозам. Также зависимость (аддикция) в психологии определяется как навязчивая потребность, ощущаемая человеком, подвигающая к определённой деятельности.
Тем не менее отмечено и позитивное влияние Интернета на психическое здоровье. Американские исследователи обнаружили, что пользование Интернетом улучшает деятельность мозга у людей среднего и пожилого возраста благодаря стимуляции мозговых центров, ответственных за принятие решений и сложные рассуждения. Согласно результатам исследования, отчёт о котором был опубликован в American Journal of Geriatric Psychiatry, посещение Интернета вызывает активацию областей мозга, контролирующих память, язык, чтение и зрение. Кроме того, при поиске в Интернете активируются мозговые центры, ответственные за сложные рассуждения и принятие решений, благодаря необходимости решать, какую из предложенных ссылок выбрать для получения необходимых данных (при чтении книг подобной активации соответствующих областей мозга не происходит).[2]
Симптомы и виды зависимости.
Есть общие симптомы, которые говорят о смещении приоритетов в пользу виртуальности:
стремление всегда находиться онлайн, ломка;
раздражительность при долгом отсутствии интернета;
пренебрежение внешним видом;
расстройство сна;
нерегулярное питание, его отсутствие или переедание;
конфликты с окружающими;
расстройство внимания;
готовность вкладывать деньги в интернет;
отказ от развлечений и общения в реальной жизни.[4]
Причины проявления интернет зависимости разнообразны. На сегодняшний день исследователи выделяют пять основных видов проявления этого расстройства:
Беспрерывное общение в чатах, форумах, социальных сетях
Сюда относятся люди, имеющие проблемы в межличностном общении. При отсутствии реальных коммуникативных и социальных навыков более простым вариантом кажется общение в виртуальном мире интернета.
Поиск информации
Онлайн-серфингом называется практически непрерывный поиск новой информации в интернете. Зачастую он не структурирован. Даже если изначально пользователь заходит на сайт в поисках вполне конкретной информации, спустя время он случайно оказывается на вообще постороннем ресурсе.
Игромания
О причинах, побудивших людей днями напролет играть в онлайн-игры, можно судить долго. Для кого-то такая интернет зависимость – это отдых от перенапряжения, скуки, заполнение пробелов жизни, недостатка интересных увлечений. Также это может быть шансом повысить свою самооценку за счет почетного первого места, которое в жизни трудно получить. Некоторые люди даже вносят деньги, чтобы улучшить характеристики своего игрового персонажа. Это интернет зависимость в ее ярком проявлении.
Онлайн-казино
Этот вид интернет-зависимости характеризуется практически полной схожестью симптомов с обыкновенной игроманией. Азарт, который возникает в игре на деньги, ничуть не уступает своей аналогии в реалиях.
Уход от реальной близости
Стремление к просмотру взрослых фильмов может казаться вполне безобидным увлечением. На самом же деле, это серьезная интернет зависимость. Подобного видео огромное множество, через неудовлетворенность в отношениях они могут выглядеть более заманчивыми.[4]
В США несколько психиатрических институтов начали серию серьёзных исследований. Составляется социальный и психологический портрет пациента, причины его психической зависимости и способы воздействия на него. [5] Большинство филиалов Общества Анонимных Алкоголиков и Наркоманов открыли группы поддержки интернет-зависимых, переживающих трудное возвращение к нормальной жизни.
Как лечить интернет-зависимость
Методик, доказавших свою эффективность и безопасность, пока не существует. В Китае, где проблема интернет-зависимости считается очень серьезной, подростков пытаются лечить, в том числе такими жесткими методами, как электрошок, который раньше применялся для лечения психических расстройств. Впрочем, по данным психиатров, этот метод крайне опасен, а на интернет-зависимость никак не влияет.
Пытаются лечить это расстройство также в Японии и в некоторых других странах, но данных о положительных стойких результатах пока нет.
Согласно прогнозам, количество людей, страдающих от интернет-зависимости, к 2025 году составит несколько миллиардов человек. Это связано с тем, что количество интернет-пользователей и среднее время, которое люди проводят в Сети, с каждым годом увеличиваются.[3]
Исследовательская часть
Анкетирование
Для сбора статистических данных была составлена анкета на определение «Интернет-зависимости».
Место проведения: ЧУ ОШ «Логос М»
Количество участников: 178 учеников 1-11 классов
Время проведения: февраль 2020 года
АНКЕТА
для определения степени зависимости
Для определения интернет-зависимости ответьте на нижеследующие вопросы:
Обработка информации
Анализ анкеты: После того как Вы ответили на все вопросы, подсчитайте количество ответов «Да». Чем больше итоговая цифра, тем сильнее у вас выражена зависимость от интернета и серьезнее проблемы, вызванные использованием компьютера.
Итоговая цифра в интервале от 0 до 6 - чрезмерное использование интернета. Вам необходимо осознать влияние интернета на вашу жизнь и заняться проблемами, напрямую связанными с использованием сети интернет.
Обработав итоги анкетирования, я получил следующие результаты.
Итоги анкетирования: Определение степени зависимости.
№ вопроса
от 5 часов и более
с 4-5 лет
Да
Нет
1
7
→
(7)
171
2
32
→ (32)
146
3
125
53
4
139
39
5
64
114
6
57
121
7
125
53
8
48
130
Среднее значение
43
135
Анализ анкетирования показал, что 135 – 76% учеников школы не имеют интернет-зависимости, могут себя контролировать в сети; 43 – 24% учеников много времени проводят в сети интернет, являются интернет-зависимыми.
Заключение
Таким образом, поставленная цель моей исследовательской работы достигнута. В ходе исследования были выявлены 43 человека интернет – зависимых учеников. Гипотеза подтвердилась. Да, Интернет-зависимость проявляется в том, что люди утрачивают способность контролировать свое время в сети, предпочитая виртуальную жизнь реальной.
Заканчивая эту работу можно сделать следующие выводы:
Компьютерные технологии оказывают огромное воздействие на психику и поведение человека. Психиатрия уже признала факт зомбирующей и отупляющей роли интернета.
Я считаю, что говорить о синдроме Интернет – зависимости однозначно нельзя. Не все пользователи Интернета становятся интернет-зависимыми.
На мой взгляд, негативное влияние Интернета находится в прямой пропорции от личности пользователя.
Воспитание компьютерной культуры, самовоспитание пользователей – вот противоядие Интернет – зависимости.
Рекомендации
Мои рекомендации для интернет-зависимых людей:
1. Сократить количество времени (до 1 часа), проводимого в интернете. 2. Некоторые дни недели освободить от интернета. 3. В рабочие дни выходить в интернет только по вопросам учёбы, работы. 4. Найти любимое дело (кружок, секция и т.д)
5. Старшим нужно показывать личный положительный пример.
6. Не играть и не выходить в интернет перед сном, лучше почитать книгу.[6]
Для реализации такого рода рекомендаций человек должен достичь определенной психологической зрелости – например, способности к самоконтролю и самоуправлению, развитой рефлексии, а также умения и, главное, желания предвидеть возможные последствия (в особенности негативные) своих поступков.
Список используемой литературы
Информационный портал о профилактике и лечении аддикции// История и понятие интернет-зависимости https://netaddiction.ru/1/
Фонд общественного мнения//О пользе и вреде интернета и особенностях его использования// https://fom.ru/SMI-i-internet/12494
Приложения
Примечание 1. По данным исследований ООО «инФОМ» в рамках заказа Фонда «Общественное мнение» (проект ФОМ-ОМ)
Источник данных: опрос недельной аудитории интернет-пользователей. 15–19 января. 104 населённых пункта, 53 субъекта РФ, 1000 респондентов. Интервью по месту жительства респондентов. Статистическая погрешность не превышает 4,3%
Приложение 1.
Приложение 2.
Приложение 3.
Приложение 4.
Примечание 2. Две трети пользователей чаще всего используют интернет для общения, и это самый распространенный ответ. Остальные цели называют реже: одинаково распространено использование Сети для расширения кругозора, работы и отслеживания новостей (42–44%) . Чаще всего люди выходят в интернет с мобильного телефона, ответы предсказуемо различаются в возрастных группах: если у подавляющего большинства молодых главный путь доступа в интернет – телефон, то старшие чаще используют стационарный компьютер.[7]