ИКТ компетентность современного педагога как показатель профессиональной успешности
ИКТ компетентность современного педагога как показатель профессиональной успешности
Учитель компетентен в области ИКТ, если
- ведёт поиск и отбор дополнительной информации для обучения с использованием Интернет-ресурсов;
- участвует в работе сетевых объединений преподавателей, Интернет-конференциях с целью повышения своего профессионального уровня;
- разрабатывает компьютерные тесты, системы рейтинговой оценки знаний учащихся на основе стандартных приложений и программ-оболочек;
- создает учебные пособия и материалы на электронных носителях с использованием стандартных приложений и инструментальных средств;
- применяет готовые мультимедийные разработки в образовательных и воспитательных целях.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«ИКТ компетентность современного педагога как показатель профессиональной успешности »
ИКТ компетентность современного педагога как показатель профессиональной успешности
Характерной особенностью развития современной образовательной системы является переход на новую технологическую основу. Под влиянием средств информационно-коммуникационных технологий меняются все компоненты методической системы обучения предмету (цели, содержание, формы, методы, средства). В связи с этим появился новый термин – «электронная дидактика», под которым понимают теорию и практику обучения в условиях новой информационно-образовательной среды.
Информационно-образовательная среда образовательного учреждения – интегрированная цифровая площадка для сотрудничества, взаимодействия и обмена знаниями для учителей, учеников и администрации, для повышения качества образования всех обучающихся. При этом следует заметить, что дидактические принципы обучения – научность, наглядность, систематичность и последовательность, сознательность, активность – не исчезают, но задача ставится по-другому: как обеспечить все это в условиях новой дидактики, когда изменились методы и средства предъявления учебного материала.
Развивать, внедрять и сопровождать новую дидактику могут лишь педагоги, хорошо подготовленные в плане освоения электронных технологий в профессиональной деятельности. Поэтому важнейшим условием успешной модернизации образования является совершенствование профессиональной педагогической культуры и компетентности педагогов. Это означает, что учитель должен непрерывно совершенствовать свою информационно-коммуникационную компетентность.
Матрица ИКТ-компетенции учителей
В ноябре 2011 г. общественности был представлен документ «Структура ИКТ-компетентности учителей. Рекомендации ЮНЕСКО. Версия 2.0». Рекомендации предлагают матричную структуру ИКТ-компетенции учителей (табл. 1), которую задают два измерения. Первое определяется подходами к информатизации школы, а второе – аспектами профессиональной компетентности учителя. В рамках трех подходов к информатизации школы определены требования к подготовке педагогов.
Применение ИКТ может быть следующим:
– использование средств ИКТ для достижения образовательных результатов, которые предусмотрены действующими стандартами;
– использование в своей работе готовых электронных учебных материалов и различных веб-ресурсов;
– проведение с помощью средств ИКТ оценочных мероприятий;
– использование средств ИКТ для ведения текущей отчетности и своего профессионального развития.
При реализации этого подхода основное внимание, как правило, уделяется оснащению школ средствами ИКТ, стремлению сократить «цифровое неравенство» и обеспечить всем учащимся равный доступ к этим средствам. Организационные формы учебной работы в рамках данного подхода практически не изменяются.
Педагогу необходимо:
– владеть инструментальными программными средствами, которые относятся к их предметной области;
– уметь выбирать наиболее удобные способы представления учебной информации;
– рационально использовать все имеющиеся технические и программные средства для организации образовательного процесса;
– использовать сетевые ресурсы, которые позволяют учащимся получать доступ к информации, работать вместе и общаться с внешними экспертами в ходе решения выбранных ими проблем;
– использовать ресурсы сети Интернет для получения необходимых профессиональных материалов, связи с коллегами и другими экспертами с целью повышения своего профессионального уровня;
– уметь разрабатывать цифровые образовательные ресурсы и выстраивать учебную среду;
– использовать ИКТ в качестве инструмента для формирования у школьников способности производить знания и развивать критическое мышление;
– поддерживать рефлексию как необходимую составную часть учебной работы;
– создавать в среде учащихся и своих коллег обучающиеся сообщества или «сообщества знаний».
Рекомендации ЮНЕСКО – международно признанный инструмент, который позволяет определить педагогическую ИКТ-компетентность, необходимую каждому педагогу, а также разработать набор учебно-методических материалов для обучения педагогов.
Успешное использование ИКТ в учебном процессе зависит от способности педагогов по-новому организовать учебную среду, объединять новые информационные и педагогические технологии для того, чтобы проводить увлекательные занятия, поощрять учебную кооперацию и сотрудничество школьников. Это требует от учителя ряда новых умений по управлению работой класса. Умения, которыми должен обладать такой учитель, должны включать в себя способность разрабатывать новые пути использования ИКТ для обогащения учебной среды, освоения учащимися знаний и способности производить новые знания.
Приобретение информационной компетентности открывает перед учителями и обучающимися широкий спектр возможностей, обогащающих образовательную среду и позволяющих сделать процесс преподавания-обучения более динамичным.
Одной из основных тенденций, определяющих требования к уровню ИКТ-компетентности современного учителя, является смещение акцентов с задач технологического уровня (относящихся к владению конкретными инструментами, конкретными программными продуктами) на педагогический. Расширился круг умений, относимых к ключевой компетентности, поскольку соответствующие умения закреплены Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) на начальной ступени обучения в метапредметных результатах обучения школьников и в курсе «Математика и информатика», а также ФГОС основной школы в метапредметных результатах выпускника основной школы и в курсе информатики (V – IX или VII – IX кл.), что должно обеспечивать формирование ИКТ-компетентности у всех школьников. Школьный стандарт нового поколения помимо основных ценностей и основных понятий определяет «системы ключевых задач, обеспечивающих формирование универсальных видов учебной деятельности, адекватных требованиям стандарта к результатам образования». К ним относятся и требования к уровню квалификации учителей, зафиксированные ФГОС. Школам передана ответственность за выполнение указанных требований ФГОС по формированию информационной образовательной среды школы и организации обучения педагогов активному использованию ресурсов такой среды. Информационная образовательная среда должна включать электронные образовательные ресурсы, «электронный» дневник и журнал, школьный сайт, среду для электронного портфолио учеников и учителей.
Двухуровневая Модель ИКТ-компетентности учителя
Названные выше требования могут быть реализованы в рамках двухуровневой модели ИКТ-компетентности учителя. Ключевым положением данной модели является представление о том, что в профессиональной ИКТ-компетентности есть два существенно различных уровня – уровень подготовленности и уровень реализованности.
Часто учитель, закончивший (иногда несколько раз) курсы повышения квалификации в сфере ИКТ и имеющий в школе достаточно условий для применения ИКТ в профессиональной деятельности, этого не делает. При этом, он благополучно прошел различные тестирования на готовность к работе с использованием ИКТ. Такой учитель не может называться ИКТ-компетентным, поскольку его знания и умения не воплощены в деятельность.
Уровни ИКТ-компетентности современного учителя:
1.Знаниевый уровень(подготовленность к деятельности).
Знаниевый уровень – это уровень овладения ИКТ. На современном этапе развития российской системы общего образования этот уровень является базовым при формировании и последующей оценке ИКТ-компетентности учителей. Он характеризуется наличием у учителей знаний, умений и навыков, достаточных для пользования оборудованием, программным обеспечением и ресурсами в сфере ИКТ.
При этом следует различать подуровень компьютерной грамотности, неспецифический для работников образования (в том числе учителей), определяемый современным состоянием ИКТ и общим уровнем информатизации общества, и профессионально-ориентированные подуровни
а. Подуровень общей компьютерной грамотности. Это уровень общепедагогических знаний, умений и навыков в сфере применения ИКТ в образовательной деятельности.
-Функциональная (компьютерная) грамотность, обеспечивающая знания, умения и навыки в сфере ИКТ
-Общепедагогическая готовность, обеспечивающая знания, умения и навыки применения ИКТ в педагогической деятельности, инвариантная относительно преподаваемых предметов.
б. Подуровень специфической ,предметной компьютерной грамотности – знания, умения и навыки, которые специфичны для предметной области. Например, учителя естественнонаучных предметов должны уметь использовать компьютерные математические модели процессов, связанных с их предметом (а на более высоком уровне – создавать такие модели).
Например, для учителей естественнонаучных предметов (физики, химии, биологии) использование методов компьютерного математического моделирования, особенно в профильном варианте обучения, является высокопродуктивным; для филологов аналогичную роль могут играть компьютерные технологии анализа текстов, для историков – технологии баз данных и т.д. Однако на сегодняшний день школьных учителей-предметников, обладающих соответствующим уровнем ИКТ-компетентности, совсем немного. 2.Деятельностный уровень (состоявшаяся деятельность).
Деятельностный уровень – это уровень использования ИКТ. На этом уровне функциональная грамотность в сфере ИКТ эффективно и систематически применяется учителем для решения образовательных задач.
Различают:
а. Подуровень организационных инноваций
б. Подуровень содержательных инноваций Подуровень организационных инноваций проявляется в эффективной реализации учителем нового организационно-технологического функционала, в частности • организации и сопровождения сетевых форм осуществления образовательного процесса; • реализации дистанционного, очно-заочного, домашнего обучения и т. д.; • организации и сопровождении обучения на основе индивидуальных образовательных траекторий и индивидуальных учебных планов учащихся; • соорганизации разных форм образовательной деятельности – урочной, внеурочной, самостоятельной, воспитательной и других – в единый образовательный процесс; • применении современных технологий мониторинга образования Подуровень содержательных инноваций характеризуется систематическим, целенаправленным и эффективным использованием ИКТ-ресурсов и электронных образовательных ресурсов (ЭОР) в достижении нового качества образования. Он направлен на модернизацию образовательного процесса в соответствии с концепцией «создания знаний» и проявляется в обновлении содержания образования, методов преподавания, систем оценки качества.
Содержательные инновации включают в себя комплекс элементов: • разработку и реализацию учебных курсов на основе ЭОР (элективных курсов, учебных практик, курсов профессиональной и профильной ориентации и др.); • реализацию новых видов образовательной деятельности, к которым относятся: проблемный и проектный подходы в обучении учащихся;- — организация образовательного процесса на основе самостоятельной индивидуальной и групповой деятельности учащихся по реализации своих личностных, образовательных, социальных и других потребностей и интересов; • организацию взаимодействия учащихся при решении проблем и задач на основе ИКТ; • применение новых диагностических средств оценки качества образования (включая интегральный и попредметный мониторинг качества образования, рейтинговую систему оценивания, динамическую систему оценивания достижений учащихся и др.). Содержательные инновации являются наиболее сложным и вместе с тем наиболее продуктивным уровнем как профессиональной компетентности учителя в целом, так и ИКТ-компетентности. В сфере ИКТ они имеют свою специфику. Например, для учителей естественнонаучных предметов (физики, химии, биологии) использование методов компьютерного математического моделирования, особенно в профильном варианте обучения, является высокопродуктивным; для филологов аналогичную роль могут играть компьютерные технологии анализа текстов, для историков – технологии баз данных и т.д.
Однако на сегодняшний день школьных учителей-предметников, обладающих соответствующим уровнем ИКТ-компетентности, с немного. Описанные выше уровни ИКТ-компетентности соответствуют этапам профессионального совершенствования современного учителя в сфере ИКТ.
Знаниевый уровень – наиболее массовый, который в ближайшее время должны освоить все без исключения учителя.
Уровень организационных инноваций – это уровень успешной и продуктивной методической работы. Модернизация сетей образовательных учреждений, объективация результатов образовательной деятельности, диверсификация форм обучения, индивидуализация учебных планов – все эти и многие другие аспекты модернизации образования требуют новых форм методической работы, основанных на ИКТ. Уровень содержательных инноваций предусматривает проектирование и реализацию локальных и пилотных педагогических экспериментов. Описанные выше уровни ИКТ-компетентности соответствуют этапам профессионального совершенствования современного учителя в сфере ИКТ.
Перечень компетенций учителя-предметника в сфере ИКТ
1. Наличие общих представлений о дидактических возможностях ИКТ. 2. Наличие представлений о едином информационном пространстве образовательного учреждения, назначении и функционировании ПК, устройствах ввода-вывода информации, компьютерных сетях и возможностях их использования в образовательном процессе. 3. Наличие представлений об электронных образовательных ресурсах и тенденциях рынка электронных изданий в секторе общего образования, ориентированных на предметно-профессиональную деятельность, цифровых образовательных ресурсах, выполненных в ходе реализации Федеральных целевых программ. 4. Владение основами методики внедрения цифровых образовательных ресурсов в учебно-воспитательный процесс. 5. Владение приёмами организации личного информационного пространства, интерфейсом операционной системы, приёмами выполнения файловых операций, организации информационно-образовательной среды как файловой системы, основными приёмами ввода-вывода информации, включая установку и удаление приложений и электронных образовательных ресурсов. 6. Владение приемами подготовки дидактических материалов и рабочих документов в соответствии с предметной областью средствами офисных технологий (раздаточных материалов, презентаций и др.): - вводом текста с клавиатуры и приёмами его форматирования; - подготовкой раздаточных материалов, содержащих графические элементы, типовыми приёмами работы с инструментами векторной графики; - приёмами работы с табличными данными (составлением списков, информационных карт, простыми расчётами); - приёмами построения графиков и диаграмм; - методикой создания педагогически эффективных презентаций (к уроку, выступлению на педсовете, докладу и т.п.); 7. Владение простейшими приёмами подготовки графических иллюстраций для наглядных и дидактических материалов, используемых в образовательной деятельности на основе растровой графики: - приёмами коррекции и оптимизации растровых изображений для последующего использования в презентациях и Web-страницах; - приёмами вывода изображений на печать, записи на CD. 8. Владение базовыми сервисами и технологиями Интернета в контексте их использования в образовательной деятельности: - приёмами навигации и поиска образовательной информации в WWW, её получения и сохранения в целях последующего использования в педагогическом процессе; - приёмами работы с электронной почтой и телеконференциями; - приёмами работы с файловыми архивами; - приёмами работы с интернет-пейджерами (ICQ, AOL, и т.п.) и другими коммуникационными технологиями. 9. Наличие представлений о технологиях и ресурсах дистанционной поддержки образовательного процесса и возможностях их включения в педагогическую деятельность. 10. Владение технологическими основами создания сайта поддержки учебной деятельности: - наличием представлений о назначении, структуре, инструментах навигации и дизайне сайта поддержки учебной деятельности; - наличие представлений о структуре web-страницы; - владение простейшими приёмами сайтостроения, обеспечивающими возможность представления образовательной информации в форме сайта – файловой системы; - владение приёмами публикации сайта поддержки учебной деятельности в Интернет.
Учитель компетентен в области ИКТ, если
ведёт поиск и отбор дополнительной информации для обучения с использованием Интернет-ресурсов; участвует в работе сетевых объединений преподавателей, Интернет-конференциях с целью повышения своего профессионального уровня; разрабатывает компьютерные тесты, системы рейтинговой оценки знаний учащихся на основе стандартных приложений и программ-оболочек; создает учебные пособия и материалы на электронных носителях с использованием стандартных приложений и инструментальных средств; применяет готовые мультимедийные разработки в образовательных и воспитательных целях.