Задача играющих состоит в том, чтобы на каждую клетку с формулой вещества наложить жетон с формулой вещества, имеющего противоположные химические свойства. Например, на формулу кислоты - формулу основания, на формулу основного оксида - формулу кислотного оксида и т.п. «Третий лишний» В каждой строчке по три формулы. Например: BaO, CO2, CaO HNO3, HCl, H2O, Na2SO4, H2SO4, BaCl2 P2O5, SO2, MgO Задание для учащихся: в каждой строчке вычеркните формулу вещества, принадлежащего не к тому классу, к которому относятся два других. Задание выполняет один человек, но можно предложить его группе из пяти учащихся. Они работают по принципу эстафеты. Игра «Пирамида» Учащиеся играют парами. К доске прикрепляем шесть карточек так, чтобы получилась пирамида. Каждая карточка имеет свой номер, на обратной стороне написано название тематического блока, например «учёные», «реакции» и.т.д. Игроки выбирают номер карточки и должны за 30 с угадать семь слов по данной теме. Один учащийся отгадывает слова, второй подсказывает. Подсказывать можно жестами, синонимами, нельзя использовать однокоренные слова. Слова написаны на листочке, которые выдаёт второму игроку учитель. За каждое угаданное слово учащиеся получают 1 балл. Во втором туре участники меняются ролями. Первый тур «Ученые»: Менделеев, Ломоносов, Лавуазье, Марковников, Бутлеров, Пристли, Бертло. «реакции»: обратимые, необратимые, замещения, разложения, соединения, эндотермические, зкзотермические. «Химические элементы»: кислород, водород, медь, железо, неон, алюминий, хлор. «Периодическая система химических элементов»: электрон, период, группа, атом, нейтрон, порядковый номер, Менделеев. «Органические вещества»: этан, полиэтилен, бензол, метановая кислота, изопрен, бутин. Второй тур «Правила безопасности»: не выливать в раковину, нюхать аккуратно, прогреть пробирку, не трогать руками, взрывоопасно, смыть водой, не входить. «Химическая посуда»: колба, бюретка, пробирка, чашка для выпаривания, бюкс, стакан, мерный цилиндр. «Горючие вещества и материалы»: спирт, бензин, нефть, газ, сера, ацетилен, метан. «Металлы»: цинк, хром, никель, ртуть, золото, натрий, барий. «Неметаллы»: фтор, бром, углерод, кремний, фосфор, гелий, азот. «Лабораторное оборудование»: ложечка, спиртовка, держатель, эксикатор, штатив, воронка, шпатель. После двух туров подсчитываем баллы. Победители выходят в финал. Финал К доске прикрепляем карточки с номерами, на обороте которых написаны буквы. Задача игроков - угадать слово, значение которого сообщаем учащимся. Один из игроков читает по порядку предложенные учителем высказывания. Если высказывание подходит к указанному химическому элементу и веществу, то второй учащийся переворачивает карточку с номером высказывания и записывает букву. Если все номера определены правильно, то у игроков должно получиться загаданное слово. Приведу пример высказываний по теме «Кислород». |