kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Формирование информационной и коммуникативной компетентности школьников средствами внеурочной деятельности.

Нажмите, чтобы узнать подробности

         В своей работе я рассматриваю тему «Формирование информационной и коммуникативной компетентности школьников средствами внеурочной деятельности». В настоящее время, согласно ФГОС, важность внеурочной деятельности значительно возросла. Внеурочная деятельность стала обязательным компонентом основной образовательной программы  основного общего образования. Огромные потенциальные возможности средств ИКТ для организации образовательного процесса дают все основания для успешной реализации задач обновления образования.

Просмотр содержимого документа
«Формирование информационной и коммуникативной компетентности школьников средствами внеурочной деятельности.»



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Ульяновска «Средняя школа №10»












Методическая разработка

по теме «Формирование информационной и коммуникативной компетентности школьников средствами внеурочной деятельности».









Выполнил:

Зинин Геннадий Алексеевич

учитель информатики

МБОУ СШ № 10

г. Ульяновск








Ульяновск, 2017







Оглавление


Введение ________________________________________ 3

Основная часть

Глава 1 _______________________________________ 4

Глава 2 _______________________________________ 6

Выводы _______________________________________ 10

Литература _____________________________________11

Приложение Программа по внеурочной деятельности__13



















Введение

Главная цель школы и в частности занятий внеурочной деятельностью, подготовить школьника к жизни в обществе и воспитание интеллектуальной, свободной, мобильной и творческой личности.

В своей работе я рассматриваю тему «Формирование информационной и коммуникативной компетентности школьников средствами внеурочной деятельности». В настоящее время, согласно ФГОС, важность внеурочной деятельности значительно возросла. Внеурочная деятельность стала обязательным компонентом основной образовательной программы основного общего образования. Огромные потенциальные возможности средств ИКТ для организации образовательного процесса дают все основания для успешной реализации задач обновления образования.

Для раскрытия данной темы я разработал краткосрочный курс внеурочной деятельности. «Работа в Интернете». И в данной работе я попытаюсь объяснить его необходимость и содержание.

Данная программа является дополнением тем предмета Обществознание: «предпринимательская деятельность» и «Инфляция и семейная экономика», которые учащиеся проходят по программе в 8 классе.

В приложении представлена разработанная мною, согласно требованиям ФГОС, программа по этому курсу.









Глава 1

Актуальность


Интернет стал одним из главных источников информации, опередив телевидение и радио. Для многих интернет - общение эффективно заменяет телефон и почту. Возможности Интернета безграничны: поиск необходимой информации, купля - продажа, общественные связи, онлайн - общение, обучение, и наконец работа.

Тема работы в Интернете актуальна и актуальность ее растет, так как вопрос заработка является очень важным для каждого человека, и особенно в условиях мирового экономического кризиса. Следовательно, изучение данного курса вызовет интерес у многих школьников.

Представить, скольких людей интернет затягивает практически невозможно, это огромная цифра. Чаще всего они посещают виртуальные просторы для получения новостей, скачивают фильмы и книги, общаются в социальных сетях и по электронной почте.

Также одно исследование помогло выяснить, что 70% населения интересуется работой и обучением в сети. От общего количества российских граждан в России, всего 4% трудятся через интернет.Показатель не серьезный, но эксперты уверены, что в 2020 году 20% россиян будутработать удаленно. Сбудется их прогноз или нет, пока судить сложно, ведь каждая мелочь способна повлиять на направление тренда.

Учитывая активное развитие электронной коммерции и постоянное увеличение количества пользователей всемирной сети, становится понятно – интернет, это лучшее место для работы.

Данный курс помогает школьникам ориентироваться в огромном потоке информации о работе в сети. Знания полученные на занятиях помогут не дать себя обмануть многочисленным мошенникам.

Особое место отводится изучению криптовалюты. Можно любить криптовалюту, можно ненавидеть – но знать в любом случае надо. Если в поисковой системе google набрать запрос « в какой школе изучают криптовалюту», то ответ будет, «изучают только в школах Австралии».

В рамках краткосрочного курса подробно рассматривается работа в сети. Но хотя глобальная сеть и дает массу возможностей для заработка, не следует забывать, что это всего лишь средство достижения цели. Главными, по - прежнему, остаются знания, способности, деловые качества, творческий потенциал, ведь работа в любом виде - это труд.























Глава 2

Внеурочная деятельность как ресурс развития и информационной и коммуникативной компетентности школьников


Внеурочная деятельность – неотъемлемая часть образовательного процесса в школе, позволяющая реализовать требования Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС). Под внеурочной деятельностью, согласно ФГОС, следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классноурочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения образовательной программы. Основными целями такой деятельности является создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося, создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время, развитие здоровой, творчески растущей личности со сформированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив [7].

Таким образом, в настоящее время внеурочная деятельность становится обязательным элементом школьного образования и ставит перед педагогическим коллективом задачу организации развивающей среды. При этом заинтересованность школы в решении проблемы организации внеурочной деятельности объясняется не только включением ее в учебный план, но и новым взглядом на образовательные результаты. Если предметные результаты достигаются в процессе освоения школьных дисциплин, то в достижении метапредметных, а особенно личностных результатов, роль и значение внеурочной деятельности существенно важнее.

Для повышения эффективности внеучебной и внеклассной деятельности школьников, организации их досуга могут быть с успехом применены информационные технологии. Более того, формирование ИКТ-компетентности обучающегося – также важнейший результат реализации ФГОС: умение пользоваться широким спектром информационных технологий и формирование осознанного и грамотного подхода к выбору и применению средств ИКТ являются частью результатов освоения образовательной программы и необходимым компонентом формирования универсальных учебных действий, и их «следует применять ради того, чтобы в соответствии с системно-деятельностным подходом заниматься воспитанием и развитием качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества» [6]. Следовательно, используя во внеурочной деятельности ИКТ, можно не только эффективно решать воспитательные задачи, но и совершенствовать информационную грамотность обучающихся и изучать дополнительные возможности информационных технологий.

Современное общество диктует новые требования кподготовке выпускников школы. Ребенку, оканчивающему школу, дляполноценной жизни в обществе недостаточно одних лишь предметныхзнаний. Для социализации личности обучающегосянеобходимы: личная успешность, социальная успешность и

профессиональная успешность.

В связи с этими требованиями меняется парадигма системы образования, которая от знаниевой составляющей переходит к компетентностной. «Компетентность, - пишет психолог Эвальд Зеер, - этоглубокое, доскональное знание существа выполняемой работы, способов и

средств достижения намеченных целей, а также наличие соответствующих

умений и навыков. Компетентность предполагает не столько наличие у

специалиста значительного объема знаний и опыта, сколько умения

актуализировать накопленные знания и умения в нужный момент и

использовать их в процессе реализации своих профессиональных функций»

Хуторской Андрей Викторович определяет следующие группы ключевых компетенций: 


- Ценностно-смысловые компетенции. 
- Общекультурные компетенции. 
- Учебно-познавательные компетенции. 
- Информационно-коммуникативные компетенции.
- Социально-трудовые компетенции. 
- Компетенции личностного самосовершенствования.

В своей педагогической деятельности большое внимание уделяю формированию информационно-коммуникативной компетенциям. Считаю, что она имеет особую значимость в жизни человека, так как

является одним из важных компонентов любой профессиональной

деятельности. Независимо от выбранной специальности выпускникам в

будущем предстоит работать с людьми, а, значит, общаться с ними и

использовать речь как средство воздействия. « Никакие другие способности,

- утверждает Д.Карнеги, - которыми может обладать человек, не позволят

ему сделать столь молниеносную карьеру и добиться признания, как умение

хорошо говорить». Для формирования информационно-коммуникативной компетенцийприменяется метод проблемного обучения. Онпозволяет создать условия, которые заставляют учащихся задумываться над смыслом изучаемого содержания, искать нужную информацию. Проблемное обучение перекликается с исследовательским методом, который помогает школьнику увидеть гармонические связи между разрозненными явлениями и фактами, общую картину мира.

Формирование информационно-коммуникативнойкомпетентности учащихся на внекрочных занятиях как условиесоциализации личности школьника. Ведь главное для наших детей – это не растеряться в современном мире, суметь при необходимости перестроиться, найти себя в любых жизненных ситуациях. Ведь, как говорили еще древние греки: «Люди не хотят, чтобы ими управляли, они хотят, чтобы их вели вперед»!

Опыт подсказывает, что одной из технологий, наиболее полно и результативно используемых для формирования коммуникативной компетенции, является проектная технология, которая реализуется с учетом принципов гуманизации, коммуникативности, индивидуализации, деятельностного, ценностного подходов, ориентированных не только на формирование знаний и умений у учащихся, а на самореализацию их личности.

Использование проектной деятельности может значительно повысить коммуникативную компетентность обучающихся. Эффективными педагогическими средствами развития коммуникативной комптентности в проектной деятельности являются: вопросы, направляющие проект; организация сотрудничества и общения учащихся при самостоятельном поиске ответов на проблемные вопросы в ходе исследовательской деятельности; вовлечение обучающихся в рефлексивно-оценочную деятельность; использование различных технологических приемов (использование самопрезентации, интерактивных методов, заданий на сотрудничество и др.).

Резкое возрастание роли и значения информации требует глубокой подготовленности всех членов современного общества к использованию средств информационной технологии в своей профессиональной деятельности, а значит, востребован выпускник школы, владеющий навыками работы с информацией. 
Выводы


1. Таким образом, у учащихся формируются ключевые компетенции, предъявляемые Государственными стандартами образования: 
умение обобщать, анализировать, систематизировать информацию по интересующей теме, умение работать в группе, умение находить информацию в различных источниках, коммуникативная компетентность, осознание полезности получаемых знаний и умений. 
2. Формирование информационной компетентности представляет собой процесс перехода к такому состоянию, когда ученик становится способным находить, понимать, оценивать и применять информацию в различных формах для решения личных, социальных или глобальных проблем. 
3. Выработка подлинной информационной компетентности, прежде всего, предполагает формирование универсальных навыков мышления и решения задач. К ним относятся умения наблюдать и делать логические выводы, использовать различные знаковые системы и абстрактные модели, анализировать ситуацию с разных точек зрения, понимать общий контекст и скрытый смысл высказываний, неуклонно самостоятельно работать над повышением своей компетентности в этой сфере. 
4. ИКТ–компетентность это общешкольное умение. Наша общая задача сделать акцент на формирование этих умений в соответствии с требованиями информационного общества, в котором большая часть информации представлена в электронном виде: для этого учитель должен быть настроен на формирование этой компетентности (грубо говоря, помнить о ней всегда); потребуется изменение дидактических целей типовых заданий, которые вы обычно даете своим учащимся (целей будет как минимум две: изучение конкретного учебного материала и формирование ИКТ - компетентности); формированию ИКТ - компетентности помогает использование активных методов обучения (групповая или командная работа, деловые и ролевые игры и т.д.). Учитель должен уметь формировать информационно-образовательную среду, в которой ребенок мог бы выражать и одновременно учить себя.




Литература



  1. Асмолов, А. Г. Системно-деятельностный подход в разработке стандартов нового поколения [Текст]. - М.: Педагогика 2009 – №4. – С.18-22.

  2. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А и др. Формирование универсальных учебных действий в основной школе. [Текст] — М.: Просвещение, 2011. —.159 с.

  3. Гришова, Е.А. Современный урок в условиях введения ФГОС нового поколения [Электронный ресурс]/ Е. А. Гришова// http://wiki.ippk.ru/images/1/1f/Гришова_Е.А.,Горобец М. А

  4. Г. Шутова Урок открытия новых знаний [Электронный ресурс]http://pedsovet.su/metodika/6323_urok_otkrytiya_novyh_znaniy

  5. Программы внеурочной деятельности для основной школы: 7–9 классы. Информатика. Математика. Цветкова М.С., Богомолова О. Б., Самылкина Н. Н. М.: Бином. Лаборатория знаний (Серия: Программы и планирование). 2013г.

  6.  Молокова А. В. Особенности формирования универсальных учебных действий младших школьников в условиях информатизации образовательного процесса // Сибирский учитель. – 2012. № 4. С. 20-24.

  7.  Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / Минобрнауки РФ. – М.: Просвещение, 2011. – 48


  1. Куркучекова Р.А. Внеурочная деятельность ФГОС[Электронный ресурс]

https://multiurok.ru/files/informatik-vnieurochnaia-dieiatiel-nost-fgos.html


  1. Ткаченко А.Н. Рабочая программа по внеурочной деятельности «Офисные программы»[Электронный ресурс]

https://nsportal.ru/shkola/informatika-i-ikt/library/2016/12/08/rabochaya-programma-po-vneurochnoy-deyatelnosti-ofisnye


  1. Кульдеева Ж.А. Занимательная информатика[Электронный ресурс]

https://blog-info-blog.blogspot.ru/p/blog-page_45.html




















Приложение №1


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

города Ульяновска «Средняя школа № 10»


Рассмотрено на заседании ШМО

Протокол № ______

Руководитель ШМО________

/Н.Ю. Юсупова/

«Согласовано»

Зам. директора по УВР

_________/Т.В.Черемшанцева./

от ________ г.



«Утверждено»

Директор МБОУ СШ № 10

__________/ Е.В.Малюгина./

Приказ № ____ от _______




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


Внеурочной деятельности



учебный год____

учебный год

9 класс________

класс,

1 ч. – в неделю, 8ч. - за год______

количество учебных часов в неделю , за год







Краткосрочный курс «Работа в Интернете»








Составил: Зинин Г.А. – учитель информатики






2017 г.




Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочнойдеятельности для 9 класса краткосрочный курс «Работа в Интернете» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта общего образования (ФГОС OOO), на основе:

  1. Программы внеурочной деятельности для основной школы: 7–9 классы. Информатика. Математика. Цветкова М.С., Богомолова О. Б., Самылкина Н. Н. М.: Бином. Лаборатория знаний (Серия: Программы и планирование). 2013г.

  2. Основной образовательной программой основного общего образования МБОУ СШ №10 г. Ульяновска.


Содержание программы внеурочной деятельности отобрано в соответствии с возможностями и способностями обучающихся 9 классов и отражает потребности обучающихся, проявляющих повышенный интерес к программированию и ИТ-технологиям.

Программа направлена на обеспечение условий для развития творческого мышления и технологической культуры обучающегося, необходимых для продолжения образования и успешной самореализации в сфере инженерно-технической и технологической деятельности, за счет соответствующего содержания программы, педагогических форм и видов деятельности.

Актуальность программы определяется тем, что данный курс внеурочной деятельности поможет обучающимся оценить свои возможности, сделать обоснованный выбор дальнейшей образовательной траектории и профессионального самоопределения.

Межпредметные связи: данная программа является дополнентем тем предмета Обществознание: «предпринимательская деятельность» и «Инфляция и семейная экономика», которые учащиеся проходят по программе в 8 классе.


Цель программы: развитие способностей самоопределения в будущей профессии, деловых качеств и творческого потенциала.


Данная программа реализует общеинтеллектуальное направление во внеурочной деятельности, рассчитана на 2 месяца в 9 классе, по 1 часу в неделю (всего 8 часов).

Приоритетными формами организации познавательной деятельности обучающихся в рамках внеурочной деятельности служат групповые и индивидуальные практические, поисково-творческие работы, проекты, конкурсы. Использование метода проектов позволяет обеспечить условия для развития у обучающихся навыков самостоятельной постановки задач и выбора оптимального варианта их решения, самостоятельного достижения цели, анализа полученных результатов с точки зрения решения поставленной задачи.

Большое внимание обращается на обеспечение безопасности обучающихся при выполнении практических работ. Занятия на компьютерах ведутся в соответствии с требованиями СанПин.


Результаты освоения курса внеурочной деятельности

Личностные результаты:

Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей образовательной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде.

Формирование коммуникативной компетентности в общение и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и др. видов деятельности.

Метапредметные результаты:

Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять споссобы действия в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.

Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществление осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

Умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и решать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.

Формирование и развитие компетентности в области использования иформационно-коммуникационных технологий.

Содержание программы внеурочной деятельности


Тема 1. «Новые профессии в сети Интернет»

На занятии учащиеся знакомятся с IT профессиями, а именно:

Мобильная журналистика: Копирайтер, SEO- копирайтер,

Рерайтер, контент- менеджер,

Ведущий рассылок, корректор,

Админ (модератор форума),

Транскрибер (расшифровщик записей)

Веб программирование: Веб-мастер, Веб-программист,

Системный администратор,

Тестировщик

Медийная реклама: маркетолог, специалист по продвижению сайта

оптимизатор сайтов, линк- менеджер,

верстальщик сайтов, веб-аналитик



Работа над проектом: слабые и сильные стороны профессии копирайтер (безграмотность, неумение излагать собственные мысли, недостаток жизненного опыта и т.д.).

Тема 2. «Безопасность при работе в сети Интернет. «Осторожно мошенники»

Изучение вопросов: «Что интересует мошенников?», Создание и хранение безопасного пароля. Защита компьютера от вирусов. Чистка компьютера от вирусов.

Работа над проектом: Виды мошенничества в сети Интернет.











Тема 3. «Криптовалюта что это?»

Учащиеся знакомятся с историей возникновения и будущим криптовалют, технологией блокчейн, майнингом. Что такое ICO?

Работа над проектом: Создание рейтинга блокчейн проектов виртуальных криптовалют.



Тема 4. «Виртуальные биржи»

Перспективная отрасль электронной коммерции принцип действия, крупнейшие FOREX, INDX, ММВБ.

Работа над проектом: Создание рейтинга популярных бирж в Интернете (для фрилансеров, фотографов, дизайнеров, студентов и репетиторов).





Тема 5. «Защита проектов»

Проект создается одним или группой школьников не более 4 человек, при защите разрешается использовать различные формы: презентация, мастер класс.



















Тематическое планирование


Тема занятия

Количество часов

1.

Новые профессии в сети Интернет

1

2.

Безопасность при работе в сети

Интернет. «Осторожно мошенники»

1

3.

Криптовалюта что это?

2

4.

Виртуальные биржи

2

5.

Защита проектов

2

Всего

8











Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Информатика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Зинин Геннадий Алексеевич

Дата: 06.09.2018

Номер свидетельства: 477196

Похожие файлы

object(ArrayObject)#870 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(165) "«Современные  информационно-образовательные технологии в преподавании курса «Биология» "
    ["seo_title"] => string(94) "sovriemiennyie-informatsionno-obrazovatiel-nyie-tiekhnologhii-v-priepodavanii-kursa-biologhiia"
    ["file_id"] => string(6) "101154"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1402408971"
  }
}
object(ArrayObject)#892 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(237) "Педагогический проект «Развитие коммуникативной компетентности посредством проблемных методов обучения обучающихся 5 класса» "
    ["seo_title"] => string(145) "piedaghoghichieskii-proiekt-razvitiie-kommunikativnoi-kompietientnosti-posriedstvom-probliemnykh-mietodov-obuchieniia-obuchaiushchikhsia-5-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "107614"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1403351237"
  }
}
object(ArrayObject)#870 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "Формирование гражданских компетентностей через работу с одаренными детьми "
    ["seo_title"] => string(85) "formirovaniie-ghrazhdanskikh-kompietientnostiei-chieriez-rabotu-s-odariennymi-diet-mi"
    ["file_id"] => string(6) "100097"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1402365262"
  }
}
object(ArrayObject)#892 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) "Рабочая программа по внеурочной деятельности в 5 классе кружок "Цветная гамма" "
    ["seo_title"] => string(90) "rabochaia-proghramma-po-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-v-5-klassie-kruzhok-tsvietnaia-ghamma"
    ["file_id"] => string(6) "230131"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1441993091"
  }
}
object(ArrayObject)#870 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "Программа внеурочной деятельности по математике в 5 классе по ФГОС"
    ["seo_title"] => string(65) "proghrammavnieurochnoidieiatielnostipomatiematikiev5klassiepofgos"
    ["file_id"] => string(6) "263118"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1449489861"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства