В докладе описываются теоретические основы проектирования информационных систем (ИС), которая является системой информационного обслуживания работников управленческих служб и выполняет технологические функции по накоплению, хранению, передаче и обработке информации. Она складывается, формируется и функционирует в регламенте, определенном методами и структурой управленческой деятельности, принятой на конкретном экономическом объекте, реализует цели и задачи, стоящие перед ним.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Этапы проектирования информационных систем»
Этапы проектирования информационных систем
Информационная система (ИС) является системой информационного обслуживания работников управленческих служб и выполняет технологические функции по накоплению, хранению, передаче и обработке информации. Она складывается, формируется и функционирует в регламенте, определенном методами и структурой управленческой деятельности, принятой на конкретном экономическом объекте, реализует цели и задачи, стоящие перед ним. Информационные системы разнообразны и могут классифицироваться по нескольким признакам (Рис. 1).
По виду управляемого ресурса
По функциям управления
Функционирование ИС в целом
Информационная часть ИС
Целью создания информационной системы является: минимизация времени между совершением производственно-хозяйственных операций и их информационным отображением для принятия управленческих решений; создание эффективной структуры управления предприятием; повышение эффективности взаимодействия и улучшение качества работы всех структурных подразделений предприятия; совершенствование документооборота; экономия материальных, технических ресурсов и денежных средств, поиск источников возникновения необоснованных затрат; создание математического и статистического аппарата для лучшего анализа и прогнозирования деятельности предприятия; выход на новый уровень конкурентоспособности.
Процесс проектирования ИС состоит из логического проектирования базы данных информационной системы, физического проектирования базы данных; проектирование и разработка интерфейсов и обрабатывающей части прикладной системы. Последние две стадии могут выполняться параллельно.
Первой стадией логического проектирования должен быть анализ требований корпорации. Для этого на основе экспертных запросов необходимо выявить все актуальные и потенциальные потребности корпорации, которые должны удовлетворяться проектируемой информационной системой, понять, какие потоки данных существуют внутри корпорации, оценить объемы информации, которые должны поддерживаться и обрабатываться информационной системой.
Следующая стадия проектирования - выработка концептуальной схемы базы данных, которая будет лежать в основе информационной системы. Концептуальное представление базы данных должно сохраняться как часть документации информационной системы на все время ее существования и будет использоваться при ее сопровождении и развитии.
Далее, с большой вероятностью в основе информационной системы будет лежать реляционнная база данных.
Реляционная база данных - тип базы данных и системы управления базой данных, в которой информация записана в таблицах (ряды и колонки данных), а для поиска данных в таблице используются данные из колонок другой таблицы. В реляционной базе данных ряды таблиц представляют собой записи (наборы информации об отдельном элементе), а колонки - поля (отдельные атрибуты записи). При проведении поиска Реляционная база данных связывает информацию поля одной таблицы с информацией в соответствующем поле другой таблицы для обработки третьей таблицы, в которой комбинируются запрошенные данные из обеих таблиц. Несмотря на очевидную привлекательность объектно-ориентированных и объектно-реляционных СУБД, в ближайшие годы придется работать с хорошо отлаженными, развитыми, сопровождаемыми системами, поддерживающими стандарт SQL-92 (например, Oracle, Informix, CA-OpenIngres, Sybase, DB2). Просто потому, что должно пройти время, чтобы системы новых типов устоялись, обрели необходимую надежность, стали бы опираться на какие-либо стандарты и т. д.
В базе данных могут находиться хранимые процедуры. Интересно, что в стандарте SQL/92 вообще не встречается термин "хранимая процедура". В стандарте специфицированы два способа взаимодействия прикладной программы с сервером баз данных.
Первый, наиболее часто используемый способ состоит во встраивании операторов языка SQL в программу, написанную на одном из традиционных языков программирования. В самом стандарте определены правила встраивания SQL в программы, которые написаны на языках Си, Паскаль, Фортран, Ада и т. д.
Второй способ основан на специфицированном в стандарте "языке модулей SQL". С использованием этого языка можно определить модуль, содержащий несколько процедур, каждая из которых соответствует некоторому параметризованному оператору SQL. В прикладной программе содержатся не операторы SQL, а лишь вызовы процедур из модуля SQL, с которым эта прикладная программа. Заметим, что стандарт не обязывает следовать каким-то конкретным правилам при реализации встроенного SQL или языка модулей.
Идея же процедур SQL, определяемых на языке модулей, повлекла внедрение во многие реализации механизма хранимых процедур. Хранимая процедура - это именованная, параметризованная конструкция, определяемая на языке SQL или некотором его расширении, встраиваемая в прикладную программу, компилируемая на стороне сервера во время обработки текста процедуры прекомпилятором. Выполняемый или интерпретируемый код хранимой процедуры сохраняется в базе данных, а сама она может быть вызвана из любой прикладной программы авторизованного пользователя (того, кто получил привилегию на выполнение этой процедуры) с указанием фактических параметров.
Физическое проектирование включает два основных шага, первый из которых, как правило, не зависит от особенностей выбранного серверного SQL-ориентированного продукта, а второй зависит, причем критически. На первом шаге этой стадии определяется набор требуемых индексов. Для того чтобы правильно выбрать этот набор, необходимо еще раз тщательно проанализировать требования корпорации и оценить, какие запросы будут выполняться наиболее часто. Это непростая задача, но нужно учитывать, что создание индекса на большой заполненной таблице (когда информационная система уже функционирует) требует значительного времени.
Второй шаг состоит в определении областей внешней памяти, в которых будут храниться фрагменты базы данных. По этому поводу вообще невозможно дать какие-либо общие рекомендации, поскольку вопрос непосредственного размещения данных во внешней памяти является специфическим для каждой конкретной СУБД. Параллельно с физическим проектированием базы данных информационной системы может проводиться проектирование и разработка интерфейса системы и ее обрабатывающей части. В принципе к этому моменту уже должно быть ясно, что вы хотите от интерфейса и какие функции должна выполнять система. Так что основной проблемой этой стадии является выбор инструментальных средств, которые позволят достаточно быстро произвести достаточно эффективную реализацию.
Программировать интерфейсные функции вручную-неразумно. Нужно использовать имеющиеся заготовки: базовые библиотеки используемой оконной системы (например, X Toolkit Intrinsics в оконной системе X), универсальные инструментальные средства построения графического пользовательского интерфейса более высокого уровня (например, Motif или Tcl/Tk), языки и системы программирования 4-го поколения (например, PowerBuilder, Jam и т. д.). Выбор определяется разработчиком, а также общей ориентацией проекта.
Обрабатывающая часть информационной системы состоит в преобразовании форматов при вводе и выводе, формировании отчетов и т. д. Если необходимо использовать Delphi для разработки интерфейсов, то для программирования разумно использовать Object Pascal (прекрасный язык, но пока жестко привязанный к Intel-платформам). В других случаях можно применять процедурную часть 4GL (обычно все они похожи на Basic) или C/C++ (как правило, стыковка 4GL с этими языками поддерживается).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Информационные технологии – широкое определение, под которое попадает ряд отдельных технических средств и приемов работы с информацией. Но, как правило, в процессе работы с информацией люди имеют дело со вполне определенной связанной последовательностью взаимодействий с различными средствами. Наиболее рационально алгоритмизированная совокупность методов и средств работы с информацией – информационная система. Информационная система - взаимосвязанная совокупность средств, методов и персонала, используемых для хранения, обработки и выдачи информации. Информационные системы бывают разного назначения и масштаба. Также информационные системы отличаются по степени охвата сфер деятельности предприятия. Однако все информационные системы обладают рядом «положительных» свойств:
- ИС автоматизирует применение математических методов к решению управленческих задач;
- ИС минимизирует вероятность появления ошибки в ходе передачи либо обработки информации;
- ИС снижает объем документов на бумаге;
- ИС совершенствует документооборот.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Бородакий Ю.В., Лободинский Ю.Г. Информационные технологии. Методы, процессы, системы. – М.: Радио и связь, 2002 год.
2. Информатика: Учебник – 3-е перераб. Изд. / Под ред. Макаровой Н.В. – М.: Финансы и статистика. 2004 год.
3. Веретенникова Е.Г., Патрушина С.М., Савельева Н.Г. Информатика: Учебное пособие. – Ростов-на-Дону: Изд. Центр «МарТ», 2003 год.
4. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. М.: Изд. Центр «Академия», 2003 год.
5. Згадзай О.Э. и др. Информатика для юристов: Учебник Згадзай О.Э., Казанцев С.Я., Казанцева Л.А.; Под ред. Казанцева С.Я. – М.: Мастерство, 2001 год.
6. Сухомлин В.А. Введение в анализ информационных технологий. Учебник для вузов. М.: Изд-во «Горячая линия Телеком»; Серия: Высшая школа МГУ, 2003 год.
7. Советов Б.Я., Цехановский В.В. Информационные технологии. М.: Изд-во «Высшая школа», 2007 год.
8. Филимонова Е.В. Информационные технологии в профессиональной деятельности: Учебник, Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 2004 год.