В современном мире дети неизбежно пользуются современными технологиями, в том числе и Интернетом, который представляет собой гигантский источник информации. Плюсы использования Интернета очевидны: получив доступ к мировым информационным ресурсам, дети развивают навыки самостоятельного образования, такие как поиск информации, ее осмысление, творческое преобразование и использование. Развивается онлайновое общение, расширяется круг интересных знакомств. Невозможно представить себе современного успешного человека, не владеющего компьютерной грамотностью и не умеющего пользоваться сервисами Интернета. Однако Интернет является не только прекрасным инструментом обучения и развлечения, но и таит в себе реальную опасность.
Что же делать? Не подпускать ребенка к компьютеру? Запреты – это не выход. Я, как и многие учителя и родители, считаю, что детей надо готовить к Интернету, так же как к реальной жизни. Мы ведь все учим детей не разговаривать с незнакомцами, соблюдать правила уличного движения, правила общения и т.д. И в Интернете, и в реальной жизни есть отрицательные стороны, есть что-то, чего нужно избегать, и есть то, без чего в современном мире уже не обойтись. Нужно лишь знать и всегда помнить, что при использовании Интернета дети могут стлкнуться как с угрозой безопасности их компьютера, так и с угрозой их собственной беопасности. Необходимо, чтобы дети и родителе представляли себе, что может произойти при бездумном использовании Интернета.
В нашем лицее ежегодно проводятся уроки по безопасной работе в сеи Интрнет. На самом деле, дети достаточно осведомлены о различных опасностях, подстерегающих их в сети, они готовы делиться своими историями о том, как вирус испортил их компьютер, как они получали «письма счастья», спам, как их оскорбляли. Урок по безопасности превращается в обсуждение таких историй и того, как их можно было бы избежать. Школьники 5-6 классов с удивлением узнают, что не нужно размещать свои подлинные персональные данные в любимой страничке ВКонтакте, не стоит открывать незнакомые ссылки в письмах с неизвестного адреса, не нужно доверять незнакомым людям, добавившимся в «друзья». Вот несколько вопросов, которые обсуждаются на уроке по безопасной работе в Интернете для школьников: Как взламываются аккаунты и что делать, если вас взломали? Чем опасен публичный wi-fi? Что такое брутфорс и фишинг? В совместном обсуждении рождаются правила безопасной работы в Интернете.
Основные риски Интернета:
Контентные риски. Ребята должны знать, что у нас в стране запрещены: материалы сексуального характера с участием детей и подростков, порнографический контент, описание насилия, экстремизм и разжигание расовой ненависти. Доступ на подобные сайты должен быть закрыт на домашних и школьных компьютерах с помощью специальных программ фильтрации контента.
Онлайн мошенничество. Не стоит размещать в Интернете свои персональные данные, адрес, телефон и т.д. Мошенники, завладев подобной информацией, могут незаконно ею воспользоваться, с целью получить материальную прибыль.
Вредоносные программы (компьютерные вирусы). Против них помогут лицензионные антивирусные программы.
Коммуникационные риски. Эти риски связаны с отношениями Интернет-пользователей и включают в себя контакты педофилов с детьми и киберпреследования.
Когда основные опасности озвучены, возникает вопрос, а как их избежать? И тут мы совместно выходим на правила безопасности в Интернете:
Делитесь с родителями всеми непонятными и неприятными ситуациями, которые произошли с вами в Интернете.
Не размещайте свои персональные данные в Интернете. Используйте ники.
Уважайте своих собеседников в Интернете. Прекращайте общение, если собеседник начинает вас оскорблять.
Не встречайтесь с друзьями из Интернета, люди могут оказаться не теми, за кого себя выдают.
Не все, что вы видите и читаете в Интернете – правда. Советуйтесь с родителями и учителями, если в чем-то сомневаетесь.
Я надеюсь, что учащиеся, выведя совместно с друзьями и одноклассниками эти правила, уже никогда их не забудут.
На родительском собрании я рассказываю о наших уроках безопасности и подчеркиваю, что родители не должны думать, что теперь дети могут чувствовать себя абсолютно защищенными. Необходим постоянный контроль со стороны родителей и доверие между ними и их детьми. Без этого вся наша воспитательная работа может оказаться напрасной. Только воспитывая и контролируя своего ребенка, родители могут помочь своим детям чувствовать себя в безопасности и оградить их от влияния злоумышленников.
При подготовке доклада использовались следующие ресурсы:
https://academy.yandex.ru – Академия Яндекса. Курс «Безопасность в интернете».
http://www.microsoft.com – официальный сайт компании Microsoft.