В педагогической системе подготовки студентов в техникуме сложились и получили широкое распространение три группы форм взаимодействия преподавателя и обучающихся в ходе проведения занятий.
1. Традиционные методы.
2. Активные методы.
3. Интерактивные методы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Активные методы обучения»
«АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ»
В педагогической системе подготовки студентов в техникуме сложились и получили широкое распространение три группы форм взаимодействия преподавателя и обучающихся в ходе проведения занятий.
1. Традиционные методы.
2. Активные методы.
3. Интерактивные методы.
Традиционный метод это форма взаимодействия преподавателя и студента, в котором преподаватель является основным действующим лицом и управляющим ходом занятия, а студенты выступают в роли довольно пассивных слушателей, подчиненных указаниям преподавателя.
преподаватель
студент
студент
студент
Связьпреподавателя со студентами на таких занятиях осуществляется посредством опросов, самостоятельных, контрольных работ, тестов и т. д. С позиций современных педагогических технологий и эффективности усвоения студентами учебного материала традиционный метод не достаточно эффективен, хотя в тоже время он имеет существенные плюсы. Это относительно несложная подготовка к занятию со стороны преподавателя и возможность преподнести сравнительно большее количество учебного материала в ограниченных временных рамках занятия. К основным традиционным методам обучения относятся: лекции, семинары, практические и лабораторные занятия (практикумы), самостоятельная работа, все виды контроля (текущий, периодический, итоговый). Активный метод характеризуется как форма взаимодействия преподавателя и студентов, при котором они взаимодействуют друг с другом, при этом студенты не являются пассивными слушателями, а играют роль активных участников образовательного процесса.
Активный метод характеризуется как форма взаимодействия
преподавателя и студентов, при котором они взаимодействуют друг с
другом, при этом студенты не являются пассивными слушателями, а
играют роль активных участников образовательного процесса.
Преподаватель и студенты имеют равные права. Стиль управления занятием в данном случае более демократичен.
преподаватель
студент
студент
студент
Интерактивный метод означает взаимодействие не только между преподавателем и студентами, но также и между студентами и
позволяет участникам образовательного процесса находиться в режиме диалога, беседы.
Интерактивные методы можно рассматривать как наиболее современную форму активных методов. В отличие от активных интерактивные методы ориентированы на более широкое взаимодействие студентов не только с преподавателем, но и друг с другом, а также на доминирование активности студентов в процессе обучения. При этом
преподаватель направляет деятельность студентов на достижении
целей занятия.
Задачами интерактивных форм обучения являются:
- пробуждение у обучающихся интереса к изучаемым учебным вопросам;
- обеспечение эффективного усвоения учебного материала;
- приобщение студентов к самостоятельному поиску путей и
вариантов решения поставленных учебных задач (выбор одного из предложенных вариантов или нахождение собственного варианта и обоснование принятого решения);
- формирование у обучающихся способности к выражению
собственного мнения;
- установление делового взаимодействия между студентами,
обучение их работать в команде, проявлять терпимость к любым точкам зрения, уважению к праву каждого на свободу слова и собственного
достоинства;
- становление жизненных и профессиональных навыков;
- выход в итоге на уровень осознанной компетентности студента.
Активные методы обучения классифицируются по различным
признакам и различают несколько их классификаций. Авторы
методических изданий с учетом накопленного педагогического опыта также их классифицируют по-разному, при этом основными из их числа выделяют следующие:
- проблемные лекции;
- дискуссии в форме круглого стола, конференций, прессконференций;
- мозговая атака (мозговой штурм);
- выездные занятия (экскурсии);
- практика с выполнением должностных обязанностей;
- метод проектов;
- курсовые и дипломные (выпускные аттестационные) работы;
- научные исследования.
Реализация требования ФГОС СПО третьего поколения предполагает значительные изменения в содержании учебно-методического
обеспечения образовательного процесса, что в свою очередь требует
решения вопроса о соотношении традиционных, активных и интерактивных форм и методов обучения.
Одни только традиционные формы обучения не могут обеспечить
формирование требуемых компетенций у обучающихся для их профессиональной деятельности. Традиционные формы ограничены односторонним направляющим действием от преподавателя к студенту. При этом преподаватель является центральной фигурой, источником ин-
формации и руководителем, одновременно выполняя контролирующую
функцию.
При реализации активных форм обучения роль обучающихся
значительно возрастает, хотя и в этой ситуации преподаватель остается
центральной фигурой. Вместе с тем в данной ситуации студенты полу-
чают возможность включаться в ход занятий постановкой вопросов,
высказыванием собственных точек зрения, изложением предложений и
т.п.
Уже при интерактивных методах и формах организации образовательного процесса преподаватель и студент выступают как своеобразные партнеры. При этом роль преподавателя заключается в выработке общего подхода к выполнению тех или иных учебных заданий,
направления познавательной деятельности обучающихся. При этом
главным источником информации наряду с преподавателем является
учебная и справочная литература, периодические и научные публикации. Это обстоятельство позволяет сделать вывод о необходимости совершенствования библиотечно-информационного обеспечения образовательного процесса в вузе
Список использованных источников
1. Федеральные государственные образовательные стандарты
среднего профессионального образования. – М., Минобрнауки РФ,
2014.
2. Вакулюк В.Д., Семенова Н.В. Мультимедийные технологии в
учебном процессе //Дистанционное и виртуальное обучение. -2004. -№
4. - С.11-13.
3. Захаренко Е.Н., Комарова Л.Н., Нечаева И.В. Новый словарь
иностранных слов. 3-е издание, испр., и доп. – М.: Азбуковник, 2008. –
1040 с.
4. Компетентностный подход в высшем экономическом образо-
вании / Материалы межвузовской методической конференции // Фи-
нансовая академия при Правительстве Российской Федерации // Под
ред. проф. В.К. Поспелова. – М.: «Альфа-М», 2010. – 224 с.
5. Лузгина, А.В., Токарева, Г.А. Структура контента медиалек-
ции. // Информационное общество, культура, образование. 10 лет еже-
годной конференции. / Электронный ресурс. – М. : Центр ПИК, 2007.
6. Молянинова О.Г. Мультимедиа в образовании (теоретические
основы и методика использования): Монография. - Красноярск: Изд.
КрасГУ. 2002. – 300 с.
7. Новые педагогические и информационные технологии в систе-
ме образования / под ред. Е.С. Полат – М.: Издательский центр «Ака-