kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Теория игр. Игровые модели

Нажмите, чтобы узнать подробности

в данной работе рассматриваются игровые модели из теории игр

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Теория игр. Игровые модели»

Игровые модели теории игр

Игровые модели теории игр

Теория игр

Теория игр

  • Теория игр представляет собой математическую теорию конфликтных ситуаций.
  • Ее цель – выработка рекомендаций по разумному поведению участников конфликта
  • Впервые описана в 1944 – в монографии фон Неймана и Моргеншерна
Игра – это ситуация, в которой эффективность решений одного игрока зависит от действий другого игрока. Игра развивается по определенным правилам, которые определяют последовательность ходов игроков. Конец игры наступает в том случае, когда все возможные ходы игроками сделаны.
  • Игра – это ситуация, в которой эффективность решений одного игрока зависит от действий другого игрока.
  • Игра развивается по определенным правилам, которые определяют последовательность ходов игроков.
  • Конец игры наступает в том случае, когда все возможные ходы игроками сделаны.
Игра характеризуется: Множество заинтересованных сторон – лиц, участников, игроков Множеством возможных действий (ходов) для каждого игрока – стратегий Интересами игроков, задаваемых с помощью функции выигрыша – функции платежа.
  • Игра характеризуется:
  • Множество заинтересованных сторон – лиц, участников, игроков
  • Множеством возможных действий (ходов) для каждого игрока – стратегий
  • Интересами игроков, задаваемых с помощью функции выигрыша – функции платежа.

Игры можно классифицировать

Игры можно классифицировать

  • Игры парные (2 игрока) и множественные .
  • По количеству возможных стратегий:
  • конечные (конечное у каждого игрока)
  • бесконечные (хотя бы у одного игрока бесконечное число стратегий)
По свойствам функции платежа: антагонистическая (с нулевой суммой) – выигрыш одного = проигрышу другого, игра с постоянной разностью (участники выигрывают и проигрывают одновременно, следовательно выгодно действовать сообща). По наличию предварительной договоренности о совместных действиях : кооперативные (есть договоренность) и некооперативные (договоренности нет).
  • По свойствам функции платежа:
  • антагонистическая (с нулевой суммой) – выигрыш одного = проигрышу другого,
  • игра с постоянной разностью (участники выигрывают и проигрывают одновременно, следовательно выгодно действовать сообща).
  • По наличию предварительной договоренности о совместных действиях : кооперативные (есть договоренность) и некооперативные (договоренности нет).
ОПРЕДЕЛЕНИЯ

ОПРЕДЕЛЕНИЯ

  • Стратегия – совокупность правил, определяющих выбор варианта действия игроком в зависимости от ситуации в игре.
  • Целью является отыскание оптимальной стратегии для каждого игрока.
  • Оптимальная стратегия – стратегия, которая при многократном повторении игры обеспечивает игроку максимально возможный выигрыш или минимально возможный проигрыш независимо от поведения противника.
  • Выбор одной из возможных стратегий и ее реализация называется ходом .
  • Ход – может быть личным (выбор стратегии сознателен) и случайным .
Игру можно описать разными способами

Игру можно описать разными способами

  • Позиционный – задается в виде дерева шагов.
  • Нормальный – задаются допустимые стратегии для каждого игрока и функция выигрыша, которая определяет выигрыш или проигрыш для каждой стратегии. Чаще всего задается в виде платежной матрицы
Конечная парная антагонистическая игра

Конечная парная антагонистическая игра

  • Два игрока (I и II) обладают конечным набором стратегий:
  • I стратегии А 1 …..A m
  • II стратегии B 1 ….B n
  • Эта игра размерностью n ×m .
Предположим, что на некотором ходе игрок I выбрал стратегию A i , а игрок II отвечает стратегией B j Тогда W 1 (A i , B j ) – выигрыш , который получит игрок I при этой паре стратегий.  W 2 (A i , B j ) – выигрыш , который получит игрок II при этой паре стратегий Так как игра антагонистическая, то W 1 (A i , B j ) + W 2 (A i , B j ) =0 Или W 1 (A i , B j ) =- W 2 (A i , B j ) = W (A i , B j )
  • Предположим, что на некотором ходе игрок I выбрал стратегию A i , а игрок II отвечает стратегией B j
  • Тогда W 1 (A i , B j ) – выигрыш , который получит игрок I при этой паре стратегий.
  • W 2 (A i , B j ) – выигрыш , который получит игрок II при этой паре стратегий
  • Так как игра антагонистическая, то
  • W 1 (A i , B j ) + W 2 (A i , B j ) =0
  • Или W 1 (A i , B j ) =- W 2 (A i , B j ) = W (A i , B j )
Обозначим W (A i , B j )=a ij тогда получим платежную матрицу
  • Обозначим W (A i , B j )=a ij тогда получим платежную матрицу

Каждый положительный элемент это выигрыш I игрока, каждый отрицательный – проигрыш II

Пример

Пример

  • Играют 2 игрока, каждый называет цифру 1, 2, или 3. Если разница между цифрами игроков положительная, то это выигрыш I игрока, если отрицательная – II игрока, если =0, то ничья.
  • I A 1 =1 A 2 =2 A 3 =3
  • II B 1 =1 B 2 =2 B 3 =3
Запишем платежную матрицу.
  • Запишем платежную матрицу.
Следует найти оптимальную стратегию для I и II игроков. Используем основной принцип ТИ: Какую бы стратегию не выбрал I игрок, II игрок всегда ответит на нее такой стратегией, при которой выигрыш I будет минимальным и следовательно у II минимальный проигрыш.
  • Следует найти оптимальную стратегию для I и II игроков.
  • Используем основной принцип ТИ:
  • Какую бы стратегию не выбрал I игрок, II игрок всегда ответит на нее такой стратегией, при которой выигрыш I будет минимальным и следовательно у II минимальный проигрыш.

Для поиска лучшей стратегии I игрока найдем минимальный элемент в каждой строке платежной матрицы α i =min a ij Среди α i  найдем максимальный α=maxα i   α=max (min a ij )  - нижняя цена игры или гарантированный выигрыш I (максимин) Стратегия I игрока, при которой достигается α называется максиминой или перестраховочной. При этой стратегии I игроку гарантирован выигрыш не менее α .
  • Для поиска лучшей стратегии I игрока найдем минимальный элемент в каждой строке платежной матрицы α i =min a ij
  • Среди α i найдем максимальный α=maxα i

α=max (min a ij ) - нижняя цена игры или гарантированный выигрыш I (максимин)

  • Стратегия I игрока, при которой достигается α называется максиминой или перестраховочной.
  • При этой стратегии I игроку гарантирован выигрыш не менее α .
Наилучшая стратегия для II игрока. Находим максимальный элемент в каждом столбце матрицы β j =max a ij Среди β j найдем минимальный β=min  β j  β = min (max a ij ) верхняя граница или минимакс. Стратегия II игрока, при которой достигается это значение называется минимаксной или перестраховочной для II. Если II придерживается своей минимаксной стратегии, то он получает выигрыш не больший, чем β
  • Наилучшая стратегия для II игрока.
  • Находим максимальный элемент в каждом столбце матрицы β j =max a ij
  • Среди β j найдем минимальный β=min β j

β = min (max a ij ) верхняя граница или минимакс.

  • Стратегия II игрока, при которой достигается это значение называется минимаксной или перестраховочной для II.
  • Если II придерживается своей минимаксной стратегии, то он получает выигрыш не больший, чем β
В ТИ доказано, что α≤β Существуют игры, в которых α=β=γ - чистая цена игры , это игры с седловой точкой. Пара оптимальных стратегий (A * I , B * j ) для I и II игроков , при которых достигается чистая цена игры называется седловой точкой платежной матрицы. Если игра содержит седловую точку, то говорят, что решение находится в чистых стратегиях.
  • В ТИ доказано, что α≤β
  • Существуют игры, в которых α=β=γ - чистая цена игры , это игры с седловой точкой.
  • Пара оптимальных стратегий (A * I , B * j ) для I и II игроков , при которых достигается чистая цена игры называется седловой точкой платежной матрицы.
  • Если игра содержит седловую точку, то говорят, что решение находится в чистых стратегиях.
Пример α=0 β=0 γ=0 Игра содержит седловую точку (A 3 , B 3 )

Пример

α=0

β=0

γ=0

Игра содержит седловую точку (A 3 , B 3 )

Оптимальные чистые стратегии обладают свойством равновесия : игроки всегда придерживаются своих оптимальных стратегий, так как это выгодно. I игрок не может увеличить выигрыш больше чем γ, а II игрок не может уменьшить проигрыш и сделать больше γ
  • Оптимальные чистые стратегии обладают свойством равновесия : игроки всегда придерживаются своих оптимальных стратегий, так как это выгодно.
  • I игрок не может увеличить выигрыш больше чем γ, а II игрок не может уменьшить проигрыш и сделать больше γ

Если седловой точки в платежной матрице нет, то решение игры ищем в смешанных стратегиях. Смешанная стратегия – сложная стратегия, в которой чистые стратегии игроков применяются с некоторыми частотами (вероятностями)
  • Если седловой точки в платежной матрице нет, то решение игры ищем в смешанных стратегиях.
  • Смешанная стратегия – сложная стратегия, в которой чистые стратегии игроков применяются с некоторыми частотами (вероятностями)
I игрок
  • I игрок . р 1 - вероятность применения стратегии А 1 ,… р i - вероятность применения стратегии А iр m вероятность применения стратегии А m p i ≥0, i=1…m, ∑ p i =1.
  • Чистая стратегия А i называется активной , если вероятность ее использования отлична от нуля p i ≠0 .
II игрок
  • II игрок . q 1 - вероятность применения стратегии B 1 ,… q j - вероятность применения стратегии B jq n вероятность применения стратегии B n q j ≥0, j=1…n, ∑ q j =1.
  • Чистая стратегия B j называется активной , если вероятность ее использования отлична от нуля q j ≠0 .
Любая антагонистическая парная конечная игра имеет по крайней мере одно решение, возможное в смешанных стратегиях .  Следовательно игра имеет цену γ , α≤ γ ≤ β Игрок I  стремится добиться выигрыша = γ , а игрок II стремится минимизировать проигрыш до γ. Смешанные стратегии также обладают свойством равновесия , обоим игрокам выгодно их применять.
  • Любая антагонистическая парная конечная игра имеет по крайней мере одно решение, возможное в смешанных стратегиях .
  • Следовательно игра имеет цену γ , α≤ γ ≤ β
  • Игрок I стремится добиться выигрыша = γ , а игрок II стремится минимизировать проигрыш до γ.
  • Смешанные стратегии также обладают свойством равновесия , обоим игрокам выгодно их применять.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Информатика

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Теория игр. Игровые модели

Автор: Клепикова Наталья Николаевна

Дата: 31.08.2022

Номер свидетельства: 612440

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(38) ""Игровые технологии" "
    ["seo_title"] => string(23) "ighrovyie-tiekhnologhii"
    ["file_id"] => string(6) "163539"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1422509855"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "Современные сюжетно-ролевые игры для дошкольников из опыта работы "
    ["seo_title"] => string(76) "sovriemiennyie-siuzhietno-rolievyie-ighry-dlia-doshkol-nikov-iz-opyta-raboty"
    ["file_id"] => string(6) "170061"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1423497334"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(181) "Методическая разработка «Развитие творческих способностей обучающихся посредством ролевых игр» "
    ["seo_title"] => string(112) "mietodichieskaia-razrabotka-razvitiie-tvorchieskikh-sposobnostiei-obuchaiushchikhsia-posriedstvom-rolievykh-ighr"
    ["file_id"] => string(6) "241924"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1445346165"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(147) "статья по теме: Творческий рост учащихся в системе дополнительного образования "
    ["seo_title"] => string(93) "stat-ia-po-tiemie-tvorchieskii-rost-uchashchikhsia-v-sistiemie-dopolnitiel-nogho-obrazovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "145366"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1418905196"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(196) "Технология В.В. Воскобовича в дошкольном образовании как условие интеллектуального развития дошкольников"
    ["seo_title"] => string(101) "tiekhnologhiiavvvoskobovichavdoshkolnomobrazovaniikakusloviieintielliektualnoghorazvitiiadoshkolnikov"
    ["file_id"] => string(6) "256320"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1448114384"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства