Информатика 4 класс, программа «Перспектива», авторы А.Л. Семёнов и Т.А. Рудченко. Проект «Стратегия победы» - сложный урок в программе 4 класса. На первом этапе рассматривается понятие одинаковых позиций на дереве игры и алгоритм поиска выигрышной стратегии. На втором этапе производится анализ первых пяти уровней дерева игры. Далее учащиеся получают для индивидуального решения одну из семи задач 6-9 уровней дерева игры. На втором уроке осуществляется проверка решения задач 1-7 и анализ выигрышных-проигрышных позиций 1-5 уровней. В результате учащиеся определяют, у кого из игроков есть выигрышная стратегия и в чём она состоит.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Проект "Стратегия победы"»
МОУ «Брилинская основная общеобразовательная школа»
Проект «Стратегия победы»
Учитель информатики Кленков Валерий Николаевич
Информатика 4 класс
Цель проекта
Обучение поиску выигрышной стратегии с помощью дерева игры на примере игры «Ползунок» на поле 3 × 3.
Первыйигрок рисуеткрасныеотрезки, вВторой–синие.
2
Алгоритм поискавыигрышной стратегии
1.Раскрасить все позиции игрыкраснымилисиним(каквыигрышныеилипроигрышные), начиная с заключительной и вплоть до корневой позиции.
2.Выяснить, у кого в данной игре есть выигрышная стратегия:если корневая позиция красная, то у Первого;если синяя, то у Второго.
3.Сформулировать выигрышную стратегию либо в виде общего правила (игрок должен делать на каждом ходу так, чтобы...), либо в виде описания последовательности ходов в зависимости от ходов противника.
2
Одинаковые позиции
Позиции для игры «Ползунок» удобнее всего анализировать по дереву игры. Но это дерево очень большое.
Однако в игре часто встречаются одинаковые позиции, а значит, ониодинаково выигрышные или проигрышные.
Примеры одинаковых позиций:
Поэтому при анализе дерева игры ходы игроков мы будем рисовать одним (чёрным) цветом:
4
Одинаковые позиции
Эти позиции тоже одинаковые:
Отражение слева направо
или сверху вниз
Поворот на 90°
5
Одинаковые позиции
Найдите одинаковые позиции для данной:
4
1
2
3
Ответ:одинаковые позиции для данной – 2 и 4.
6
2-й этап
Изучение начального фрагмента дерева игры для первых пяти уровней.
6
Дерево игры. Уровни 1 – 3.
Одинаковые позиции
Одинаковые позиции
8
Дерево игры. Уровни 1 – 3.
3e
3h
3g
3f
3d
3c
3b
3a
3b
3b
3f
Итак, далее надо рассмотреть позиции:3a, 3b, 3c, 3fи3g.
9
Дерево игры. Уровни 3 – 5.
3b
3a
4c
4f
4e
4d
4b
= 4a
4a
Различные позиции
5c
5b
5a
Различные позиции
10
Дерево игры. Уровни 3 – 5. Часть 1.
3b
3a
4b
= 4a
4a
5l
5m
5i
5k
5j
5g
5h
5e
5f
5d
5c
5b
5a
Различные позиции
5h
5f
5e
5b
Итак, далее надо рассмотреть позиции:5a, 5b, 5c,5e, 5f, 5h, 5i, 5k, 5l.
11
Дерево игры. Уровни 3 – 5. Часть 2.
3g
3f
3c
4l
4q
4r
4p
4o
4i
4n
4m
4g
4k
4h
4j
4e
4e
4e
4e
4d
4f
4f
4a
4d
4c
4a
4c
Теперь самостоятельно дорисуйте ветку дерева игры для уровней 5 – 9: страницы 7 – 13 тетради проектов.
12
Вспомним
Раскрашивать позиции надо начинать с листьев: вселистья – проигрышные позиции, они обводятся синим,все позиции, предыдущие перед листьями – выигрышные позиции, они обводятся красным.
Далее продвигаемся к корневой позиции, используя известныеправила:
если хотя бы одна позиция, следующая за данной, проигрышная, то данная позиция – выигрышная;
если все позиции, следующие за данной, выигрышные, то данная позиция – проигрышная.
12
3 и 4-й этапы
Построение и анализ ветки дерева. Уровни 6 – 9
Задача 1 (5a)
Задача 2 (5b)
Задача 3 (5c)
Задача4(5e)
Задача5(5f, 5h)
Задача6(5i)
Задача7(5k,5l)
Анализ уровней 3 и 4
Анализ уровней 1 и 2
Подведение итогов
12
12
Назад
12
Назад
12
Назад
12
Назад
12
Назад
12
Назад
12
Назад
12
Назад
12
Вывод:Корневая позиция – проигрышная.
Назад
Подведение итогов
Так каккорневая позиция проигрышная, то значит,выигрышная стратегия есть у Второго игрока.
В чём она состоит?
Так как все позиции 3-го уровня проигрышные, то первый ход Второго игрока может быть любым. И только с его второго хода (5-ый уровень) Второй игрок должен делать ход только в проигрышную (для Первого) позицию.