Просмотр содержимого документа
«Построение и анализ таблиц истинности логических выражений»
Тема:Системы счисления и двоичное представление информации в памяти компьютера.
1(базовый уровень, время – 1 мин)
Решение:
для решения достаточно знать двоичные коды чисел от 1 до 7, поскольку для перевода восьмеричного числа в двоичную систему можно достаточно каждую цифру отдельно записать в виде тройки двоичных (триады):
1731 8 = 001 111 011 001 2
в этой записи 7 единиц
Ответ: 7
Ещё пример задания:
Р-05.Укажите наименьшее четырёхзначное восьмеричное число, двоичная запись которого содержит 5 единиц. В ответе запишите только само восьмеричное число, основание системы счисления указывать не нужно.
Решение:
вообще, минимальное двоичное число, содержащее 5 единиц – это 11111 2 , но в восьмеричной системе оно записывается как 37 – двухзначное число
минимальное четырёхзначное восьмеричное число – 1000 8 = 1 000 000 000 2 , для решения задачи в конце этого числа нужно заменить четыре нуля на единицы:
1 000 001 111 2 = 1017 8
Ответ: 1017
Ещё пример задания:
Р-04.Сколько единиц в двоичной записи десятичного числа 519?
Решение:
проще всего представить заданное число в виде суммы степеней числа 2:
количество единиц в двоичной записи числа равно количеству слагаемых в таком разложении
Ответ: 4
Ещё пример задания:
Р-03.Даны 4 числа, они записаны с использованием различных систем счисления. Укажите среди этих чисел то, в двоичной записи которого содержится ровно 6 единиц. Если таких чисел несколько, укажите наибольшее из них.
нужно перевести все заданные числа в двоичную систему, подсчитать число единиц и выбрать наибольшее из чисел, в которых ровно 6 единиц;
для первого варианта переведем оба сомножителя в двоичную систему:
63 10 = 111111 2 4 10 = 100 2
в первом числе ровно 6 единиц, умножение на второе добавляет в конец два нуля:
63 10 * 4 10 = 111111 2 * 100 2 = 11111100 2
то есть в этом числе 6 единиц
Решение: (продолжение)
3) для второго варианта воспользуемся связью между шестнадцатеричной и двоичной системами счисления: каждую цифру шестнадцатеричного числа можно переводить отдельно в тетраду (4 двоичных цифры):
после добавления единицы F8 16 + 1 = 1111 1001 2 также получаем число, содержащее ровно 6 единиц, но оно меньше, чем число в первом варианте ответа
4) для третьего варианта используем связь между восьмеричной и двоичной системами: каждую цифру восьмеричного числа переводим отдельно в триаду (группу из трёх) двоичных цифр:
333 8 = 011 011 011 2 = 11011011 2
это число тоже содержит 6 единиц, но меньше, чем число в первом варианте ответа
5) последнее число 11100111 2 уже записано в двоичной системе, оно тоже содержит ровно 6 единиц, но меньше первого числа
6) таким образом, все 4 числа, указанные в вариантах ответов содержат ровно 6 единиц, но наибольшее из них – первое
7) Ответ: 1.
Ещё пример задания:
Р-02.Сколько единиц в двоичной записи числа 1025?
1) 1 2) 2 3) 10 4) 11
Решение (разложение на сумму степеней двойки):
тут очень полезно знать наизусть таблицу степеней двойки, где 1024 = 2 10 и 1 = 2 0
таким образом, 1025= 1024 + 1 = 2 10 + 2 0
вспоминая, как переводится число из двоичной системы в десятичную (значение каждой цифры умножается на 2 в степени, равной её разряду), понимаем, что в двоичной записи числа ровно столько единиц, сколько в приведенной сумме различных степеней двойки , то есть, 2
Ответ: 2
Выводы:
есть несколько способов решения, «каждый выбирает для себя»;
наиболее сложные вычисления – при переводе всех чисел в десятичную систему, можно легко ошибиться;
сравнивать числа в двоичной системе сложно, также легко ошибиться;
видимо, в этой задаче наиболее простой вариант – использовать восьмеричную систему, нужно просто запомнить двоичные записи чисел от 0 до 7 и аккуратно все сделать;
в других задачах может быть так, что выгоднее переводить все в десятичную или шестнадцатеричную систему счисления.
Еще пример задания:
Р-00.Для хранения целого числа со знаком используется один байт. Сколько единиц содержит внутреннее представление числа(-78)?
1) 3 2) 4 3) 5 4) 6
Решение:
переводим число 78 – 1=77 в двоичную систему счисления: