kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Основы программирования на Паскале

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация используется на протяжении 7 уроков, посвященных изучению основ программирования на языке Паскаль.

Язык Паскаль был создан как учебный язык программирования в 1968 –1971г. Никлаусом Виртом. В настоящее время этот язык имеет более широкую сферу применения, чем предусматривалось при его создании. Целью работы Вирта было создание языка, который допускал бы перевод программ в машинный код простым компилятором;

Все эти качества сделали язык очень популярным и удобным для применения в школе.

Первый урок посвящен знакомству с алфавитом языка Паскаль, со структурой программы на Паскале.

На втором уроке рассматриваются правила записи на Паскале математических функций, а также операторы языка Паскаль.

На последующих пяти уроках учащиеся изучают правила записи на языке Паскаль основных алгоритмических конструкций.

Просмотр содержимого документа
«Основы программирования на Паскале »

Программирование  на языке Паскаль

Программирование на языке Паскаль

УРОК 1

УРОК 1

В 1970 году в мире программирования произошли по крайней мере два великих события- появились операционная система UNIX и новый язык программирования, созданный профессором Никлаусом Виртом из швейцарского Федерального Технологического Института в Цюрихе . Вирт назвал его в честь великого французского математика и философа XVII века Блеза Паскаля . Никлаус Вирт (Niklaus Wirth)  Блез Паскаль

В 1970 году в мире программирования произошли по крайней мере два великих события- появились операционная система UNIX и новый язык программирования, созданный профессором Никлаусом Виртом из швейцарского Федерального Технологического Института в Цюрихе . Вирт назвал его в честь великого французского математика и философа XVII века Блеза Паскаля .

Никлаус Вирт (Niklaus Wirth)

Блез Паскаль

Язык Паскаль удобен для начального обучения программированию, не только потому, что учит как правильно написать программу, но и тому, как правильно разрабатывать методы решения задач программирования

Язык Паскаль удобен для начального обучения программированию, не только

потому, что учит как правильно написать программу, но и тому, как правильно

разрабатывать методы решения задач программирования

Алфавит языка

Алфавит языка

  • прописные и строчные буквы латинского алфавита от A до z , а также символ подчеркивания ( _ ), который тоже считается буквой.
  • Прописные и строчные буквы взаимозаменяемы (рАвНоЗнАчНы);
  • арабские цифры 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 ;
  • специальные одиночные знаки: + – * / = . , : ; ^ $ # @ ;
  • специальные парные знаки: [ ] ( ) { } ;
  • составные знаки : = .. ( * * ) ( .. ) .
Структура программы Программа на языке Паскаль состоит из:  // Заголовок (необязательная часть) // Блок описаний // Тело программы

Структура программы

Программа на языке Паскаль состоит из:

// Заголовок (необязательная часть)

// Блок описаний

// Тело программы

Блок описаний

Блок описаний

  • Описание меток;
  • Определение констант;
  • Определение типов;
  • Описание переменных;
  • Описание процедур и функций.
Тело программы

Тело программы

  • begin { начало программы }
  • { тело программы }
  • end. { конец программы }
Структура программы Program имя программы; { заголовок программы } Uses …; {раздел подключения модулей} Label  … ; { раздел описания меток } Const … ; { раздел описания констант } Туре … ; { раздел определения типов } Var  … ; { раздел описания переменных } Function … ;  Procedure … ; { раздел описания функций и процедур } BEGIN  ... { раздел операторов } END.

Структура программы

Program имя программы; { заголовок программы }

Uses …; {раздел подключения модулей}

Label; { раздел описания меток }

Const; { раздел описания констант }

Туре; { раздел определения типов }

Var; { раздел описания переменных }

Function; Procedure; { раздел описания функций и процедур }

BEGIN

... { раздел операторов }

END.

Из чего состоит программа? Константа  – постоянная величина, имеющая имя. Переменная  – изменяющаяся величина, имеющая имя (ячейка памяти). Процедура  – вспомогательный алгоритм, описывающий некоторые действия (рисование окружности). Функция  – вспомогательный алгоритм для выполнения вычислений (вычисление квадратного корня, sin ) .

Из чего состоит программа?

Константа – постоянная величина, имеющая имя.

Переменная – изменяющаяся величина, имеющая имя (ячейка памяти).

Процедура – вспомогательный алгоритм, описывающий некоторые действия (рисование окружности).

Функция – вспомогательный алгоритм для выполнения вычислений (вычисление квадратного корня, sin ) .

Константы const     i2 = 45; { целое число }  pi = 3.14; { вещественное число }   q = ' Вася ';  { строка символов }   L = True;  { логическая величина } целая и дробная часть отделяются точкой можно использовать русские буквы! может принимать два значения:  True ( истина, «да» )  False ( ложь, «нет»)  True ( истина, «да» )  False ( ложь, «нет»)

Константы

const

i2 = 45; { целое число }

pi = 3.14; { вещественное число }

q = ' Вася '; { строка символов }

L = True; { логическая величина }

целая и дробная часть отделяются точкой

можно использовать русские буквы!

может принимать два значения:

  • True ( истина, «да» ) False ( ложь, «нет»)
  • True ( истина, «да» )
  • False ( ложь, «нет»)

Переменные Типы переменных: integer    { целая  } real    { вещественная  } char    { один символ  } string    { символьная строка  } boolean    {  логическая  } integer    { целая  } real    { вещественная  } char    { один символ  } string    { символьная строка  } boolean    {  логическая  } Объявление переменных ( выделение памяти ) : variable – переменная тип – целые var  a, b, c: integer ; список имен переменных

Переменные

Типы переменных:

  • integer { целая } real { вещественная } char { один символ } string { символьная строка } boolean { логическая }
  • integer { целая }
  • real { вещественная }
  • char { один символ }
  • string { символьная строка }
  • boolean { логическая }

Объявление переменных ( выделение памяти ) :

variable – переменная

тип – целые

var a, b, c: integer ;

список имен переменных

Пример программы Begin  write(‘ Это моя первая программа ! ’); End.  Запустите программу на исполнение просмотрите результат.

Пример программы

Begin

write(‘ Это моя первая программа ! ’);

End.

Запустите программу на исполнение просмотрите результат.

Оператор вывода Write(‘ текст ’);  - оператор вывода текста и переменных на экран (оставляет курсор на текущей строке); Writeln(‘ текст ’);  - оператор вывода текста и переменных на экран (переносит курсор на новую строку);

Оператор вывода

Write(‘ текст ’); - оператор вывода текста и переменных на экран (оставляет курсор на текущей строке);

Writeln(‘ текст ’); - оператор вывода текста и переменных на экран (переносит курсор на новую строку);

Задание  Выведите следующий текст на экран: Привет всем! Я лучший программист ОСШ №3! Обратите внимание на то, что текст выводится в две разные строчки

Задание

  • Выведите следующий текст на экран:

Привет всем!

Я лучший программист ОСШ №3!

Обратите внимание на то, что текст выводится в две разные строчки

УРОК 2

УРОК 2

Вычисление математических выражений в ABC Pascal

Вычисление математических выражений в ABC Pascal

Приоритет выполнения операций в ABC Pascal такой же, как и в математике. Достаточно только научиться правильно записывать математические выражения на языке Pascal
  • Приоритет выполнения операций в ABC Pascal такой же, как и в математике.
  • Достаточно только научиться правильно записывать математические выражения на языке Pascal
Арифметические действия Операция Наименование А+В Сложение А-В Вычитание А*В Умножение A/B Деление (только для вещественного типа) А div B Вычисление целой части (неполного частного) A mod B Вычисление остатка Вычисли:  10 div 3   18 mod 4

Арифметические действия

Операция

Наименование

А+В

Сложение

А-В

Вычитание

А*В

Умножение

A/B

Деление (только для вещественного типа)

А div B

Вычисление целой части (неполного частного)

A mod B

Вычисление остатка

Вычисли:

10 div 3 18 mod 4

Примеры Математическая запись Запись на языке Pascal 37(25+87,5)-17(4,6+1,9) 37*(25+87.5)-17*(4.6+1.9) a*b/c+d*d*d*d ( a +2* b-3*c)/(5*a+4) ( a+b)/(a-b)+a*b/3.14 Десятичная запятая в Pascal обозначается точкой

Примеры

Математическая запись

Запись на языке Pascal

37(25+87,5)-17(4,6+1,9)

37*(25+87.5)-17*(4.6+1.9)

a*b/c+d*d*d*d

( a +2* b-3*c)/(5*a+4)

( a+b)/(a-b)+a*b/3.14

Десятичная запятая в Pascal обозначается точкой

Стандартные функции Функция Паскаля Математическая запись Abs(x) Название | Х | Sqr(x) Абсолютная величина числа Х (модуль) Х 2 Exp(x) Возведение числа в квадрат e x Sqrt (x) Frac (x) Экспонента Вычисление квадратного корня Round (x) Вычисляет дробную часть числа Trunc (x) Округляет до ближайшего целого числа Отсекает дробную часть Определите  результат: Frac(16.68); Round(16.68); Trunc(16.68);

Стандартные функции

Функция Паскаля

Математическая запись

Abs(x)

Название

| Х |

Sqr(x)

Абсолютная величина числа Х (модуль)

Х 2

Exp(x)

Возведение числа в квадрат

e x

Sqrt (x)

Frac (x)

Экспонента

Вычисление квадратного корня

Round (x)

Вычисляет дробную часть числа

Trunc (x)

Округляет до ближайшего целого числа

Отсекает дробную часть

Определите результат:

Frac(16.68); Round(16.68); Trunc(16.68);

Стандартные функции Функция Паскаля Математическая запись Sin(x) Название sinx Cos(x) Int(x) Вычисление синуса с osx Ln(x) Вычисление косинуса [x] Exp(y*ln(x)) Целая часть числа Ln x Вычисление натурального логарифма х y Random(x) Возведение числа в степень Pi Возвращает случайное число в диапазоне от 0 до Х Число π

Стандартные функции

Функция Паскаля

Математическая запись

Sin(x)

Название

sinx

Cos(x)

Int(x)

Вычисление синуса

с osx

Ln(x)

Вычисление косинуса

[x]

Exp(y*ln(x))

Целая часть числа

Ln x

Вычисление натурального логарифма

х y

Random(x)

Возведение числа в степень

Pi

Возвращает случайное число в диапазоне от 0 до Х

Число π

Градусы в Pascal нужно перевести в радианы Запись на языке Pascal Математическая запись

Градусы в Pascal нужно перевести в радианы

Запись на языке Pascal

Математическая запись

Операторы ЯП Pascal ABC

Операторы ЯП Pascal ABC

:= выражение ; Арифметическое выражение может включать константы имена переменных знаки арифметических операций: константы имена переменных знаки арифметических операций: + - * / div mod + - * / div mod вызовы функций круглые скобки ( ) вызовы функций круглые скобки ( ) деление нацело умножение остаток от деления деление" width="640"

Оператор присваивания

имя переменной := выражение ;

Арифметическое выражение может включать

  • константы имена переменных знаки арифметических операций:
  • константы
  • имена переменных
  • знаки арифметических операций:

+ - * / div mod

  • + - * / div mod
  • вызовы функций круглые скобки ( )
  • вызовы функций
  • круглые скобки ( )

деление нацело

умножение

остаток от деления

деление

Какие операторы неправильные?  program qq;  var a, b: integer;    x, y: real;   begin   a := 5;  10 := x;  y := 7 , 8;  b := 2.5;  x := 2*(a + y);   a := b + x;  end. имя переменной должно быть слева от знака := целая и дробная часть отделяются точкой нельзя записывать вещественное значение в целую переменную

Какие операторы неправильные?

program qq;

var a, b: integer;

x, y: real;

begin

a := 5;

10 := x;

y := 7 , 8;

b := 2.5;

x := 2*(a + y);

a := b + x;

end.

имя переменной должно быть слева от знака :=

целая и дробная часть отделяются точкой

нельзя записывать вещественное значение в целую переменную

Оператор ввода read ( a );  { ввод значения переменной a} read ( a, b );  { ввод значений переменных a и b} Как вводить два числа?  через пробел:  25 30  через Enter :  25  30 a 25 b 30  a 25  b 30  27 27

Оператор ввода

read ( a ); { ввод значения переменной a}

read ( a, b ); { ввод значений переменных a и b}

Как вводить два числа?

через пробел:

25 30

через Enter :

25

30

a

25

b

30

a

25

b

30

27

27

27 Оператор вывода write ( a );   { вывод значения переменной a} write ln ( a );  { вывод значения переменной a и переход на новую строчку } writeln ( ' Привет! ' );  { вывод текста } writeln ( ' Ответ: ', c );   { вывод текста и значения переменной c} writeln ( a, '+', b, '=', c ); 27 27

27

Оператор вывода

write ( a ); { вывод значения переменной a}

write ln ( a ); { вывод значения переменной a и переход на новую строчку }

writeln ( ' Привет! ' ); { вывод текста }

writeln ( ' Ответ: ', c ); { вывод текста и значения переменной c}

writeln ( a, '+', b, '=', c );

27

27

27 Сложение двух чисел Задача. Ввести два целых числа и вывести на экран их сумму. Простейшее решение:  program qq;  var a, b, c: integer;  begin  read ( a, b );  c := a + b;  writeln ( c );  end. 27 27

27

Сложение двух чисел

Задача. Ввести два целых числа и вывести на экран их сумму.

Простейшее решение:

program qq;

var a, b, c: integer;

begin

read ( a, b );

c := a + b;

writeln ( c );

end.

27

27

27 Полное решение  program qq;  var a, b, c: integer;  begin  writeln(' Введите два целых числа ');  read ( a, b );  c := a + b;  writeln ( a, '+', b, '=', c );  end. компьютер Протокол :  Введите два целых числа  25 30  25+30=55 пользователь 27 27

27

Полное решение

program qq;

var a, b, c: integer;

begin

writeln(' Введите два целых числа ');

read ( a, b );

c := a + b;

writeln ( a, '+', b, '=', c );

end.

компьютер

Протокол :

Введите два целых числа

25 30

25+30=55

пользователь

27

27

УРОК 3

УРОК 3

ВЫЧИСЛИТЬ: 12 div 4 = 1 9  div 5 = 12 mod 3 = 1 36  mod 10 =

ВЫЧИСЛИТЬ:

12 div 4 =

1 9 div 5 =

12 mod 3 =

1 36 mod 10 =

На Паскале На языке математики Sqrt(x) Модуль числа х Abs(x) Возведение в квадрат числа х Trunc(x) Sqr(x) е х Round(x) Вычисление дробной части Корень квадратный из х Frac(x) Округляет до ближайшего целого числ Exp(x) Random(x) Отсекает дробную часть Sin(x) Синус х Exp/y*ln(x)) Возвращает случайное число от 0 до х Cos(x) Косинус х Ln(x) [ х ] Int(x)  Pi х у Ln x

На Паскале

На языке математики

Sqrt(x)

Модуль числа х

Abs(x)

Возведение в квадрат числа х

Trunc(x)

Sqr(x)

е х

Round(x)

Вычисление дробной части

Корень квадратный из х

Frac(x)

Округляет до ближайшего целого числ

Exp(x)

Random(x)

Отсекает дробную часть

Sin(x)

Синус х

Exp/y*ln(x))

Возвращает случайное число от 0 до х

Cos(x)

Косинус х

Ln(x)

[ х ]

Int(x)

Pi

х у

Ln x

Домашнее задание 1. Вычислить длину окружности и площадь круга по заданному радиусу 2. Вычислить периметр прямоугольного треугольника по его катетам

Домашнее задание

1. Вычислить длину окружности и площадь круга по заданному радиусу

2. Вычислить периметр прямоугольного треугольника по его катетам

УРОК 4

УРОК 4

Реализация разветвляющихся алгоритмов на Паскале

Реализация разветвляющихся алгоритмов на Паскале

Условный оператор ( полная форма ) полная форма ветвления да нет условие Действие1 Действие2 вывод

Условный оператор ( полная форма )

полная форма ветвления

да

нет

условие

Действие1

Действие2

вывод

then begin { что делать, если условие верно } end else begin { что делать, если условие неверно } end ; Особенности: перед else НЕ ставится точка с запятой если в блоке один оператор, можно убрать слова begin и end перед else НЕ ставится точка с запятой если в блоке один оператор, можно убрать слова begin и end" width="640"

Условный оператор (полная форма)

if условие then begin

{ что делать, если условие верно }

end

else begin

{ что делать, если условие неверно }

end ;

Особенности:

  • перед else НЕ ставится точка с запятой если в блоке один оператор, можно убрать слова begin и end
  • перед else НЕ ставится точка с запятой
  • если в блоке один оператор, можно убрать слова begin и end

Условный оператор (не полная форма ) неполная форма ветвления да нет условие Действие вывод

Условный оператор (не полная форма )

неполная форма ветвления

да

нет

условие

Действие

вывод

then begin { что делать, если условие верно } end ; Особенности: если в блоке один оператор, можно убрать слова begin и end если в блоке один оператор, можно убрать слова begin и end" width="640"

Условный оператор (неполная форма)

if условие then begin

{ что делать, если условие верно }

end ;

Особенности:

  • если в блоке один оператор, можно убрать слова begin и end
  • если в блоке один оператор, можно убрать слова begin и end

Вычислить значение функции:

Вычислить значение функции:

Домашнее задание Составьте программу, которая уменьшает первое число в пять раз, если оно больше второго.  2. Запишите программу, в которой значение переменной с вычисляется по формуле: a+b , если а  нечетное и a*b , если а  четное .

Домашнее задание

  • Составьте программу, которая уменьшает первое число в пять раз, если оно больше второго.

2. Запишите программу, в которой значение переменной с вычисляется по формуле: a+b , если а нечетное и a*b , если а четное .

УРОК 5

УРОК 5

b then c := a + b else c := b – a;" width="640"

Домашнее задание

1. Написать программу решения задачи:

а). Известно значение х. Вычислить у, если

б). Даны координаты точки. Выяснить лежит ли эта точка в 3 координатной четверти?

2. Определите значение переменной c после выполнения следующего фрагмента программы:

a := 6 ;

b := 15 ;

a := b – a*2;

if a b then

c := a + b

else c := b – a;

УРОК 6

УРОК 6

Реализация циклических алгоритмов на Паскале

Реализация циклических алгоритмов на Паскале

Цикл – это многократное выполнение одинаковой последовательности действий. цикл с известным числом шагов ( цикл с параметром ) цикл с неизвестным числом шагов ( цикл с условием ) цикл с известным числом шагов ( цикл с параметром ) цикл с неизвестным числом шагов ( цикл с условием )

Цикл – это многократное выполнение одинаковой последовательности действий.

  • цикл с известным числом шагов ( цикл с параметром ) цикл с неизвестным числом шагов ( цикл с условием )
  • цикл с известным числом шагов ( цикл с параметром )
  • цикл с неизвестным числом шагов ( цикл с условием )

Циклы с параметром

Циклы с параметром

:= начальное значение to конечное значение do begin { тело цикла } end; Уменьшение переменной на 1 (шаг -1) : for переменная := начальное значение downto конечное значение do begin { тело цикла } end;" width="640"

Увеличение переменной на 1 (шаг 1):

for переменная := начальное значение to

конечное значение do begin

{ тело цикла }

end;

Уменьшение переменной на 1 (шаг -1) :

for переменная := начальное значение downto

конечное значение do begin

{ тело цикла }

end;

Особенности: переменная цикла может быть только целой ( integer ) шаг изменения переменной цикла всегда равен 1 ( to )  или -1 ( downto ) если в теле цикла только один оператор, слова begin  и end  можно не писать: если конечное значение меньше начального, цикл ( to ) не выполняется ни разу ( проверка условия в начале цикла, цикл с предусловием) переменная цикла может быть только целой ( integer ) шаг изменения переменной цикла всегда равен 1 ( to )  или -1 ( downto ) если в теле цикла только один оператор, слова begin  и end  можно не писать: если конечное значение меньше начального, цикл ( to ) не выполняется ни разу ( проверка условия в начале цикла, цикл с предусловием) for i:= 1  to 8 do  writeln( ' Привет ' );

Особенности:

  • переменная цикла может быть только целой ( integer ) шаг изменения переменной цикла всегда равен 1 ( to ) или -1 ( downto ) если в теле цикла только один оператор, слова begin и end можно не писать: если конечное значение меньше начального, цикл ( to ) не выполняется ни разу ( проверка условия в начале цикла, цикл с предусловием)
  • переменная цикла может быть только целой ( integer )
  • шаг изменения переменной цикла всегда равен 1 ( to ) или -1 ( downto )
  • если в теле цикла только один оператор, слова begin и end можно не писать:
  • если конечное значение меньше начального, цикл ( to ) не выполняется ни разу ( проверка условия в начале цикла, цикл с предусловием)

for i:= 1 to 8 do

writeln( ' Привет ' );

в теле цикла не разрешается изменять переменную цикла при изменении начального и конечного значения внутри цикла количество шагов не изменится: в теле цикла не разрешается изменять переменную цикла при изменении начального и конечного значения внутри цикла количество шагов не изменится:
  • в теле цикла не разрешается изменять переменную цикла при изменении начального и конечного значения внутри цикла количество шагов не изменится:
  • в теле цикла не разрешается изменять переменную цикла
  • при изменении начального и конечного значения внутри цикла количество шагов не изменится:

n := 8;

for i:= 1 to n do begin

writeln( ' Привет ' );

n := n + 1;

end;

нет зацикливания

Циклы с предусловием

Циклы с предусловием

do begin { тело цикла } end; Особенности: можно использовать сложные условия: если в теле цикла только один оператор, слова begin и end можно не писать: можно использовать сложные условия: если в теле цикла только один оператор, слова begin и end можно не писать: while (a d o begin { тело цикла } end; while a d o a := a + 1;" width="640"

while условие do begin

{ тело цикла }

end;

Особенности:

  • можно использовать сложные условия: если в теле цикла только один оператор, слова begin и end можно не писать:
  • можно использовать сложные условия:
  • если в теле цикла только один оператор, слова begin и end можно не писать:

while (a d o begin

{ тело цикла }

end;

while a d o

a := a + 1;

b d o a := a – b; a := 4; b := 6; while a d o d := a + b;" width="640"

  • условие пересчитывается каждый раз при входе в цикл если условие на входе в цикл ложно, цикл не выполняется ни разу если условие никогда не станет ложным, программа зацикливается
  • условие пересчитывается каждый раз при входе в цикл
  • если условие на входе в цикл ложно, цикл не выполняется ни разу
  • если условие никогда не станет ложным, программа зацикливается

a := 4; b := 6;

while a b d o

a := a – b;

a := 4; b := 6;

while a d o

d := a + b;

Циклы с постусловием

Циклы с постусловием

until условие " width="640"

Цикл с постусловием – это цикл, в котором проверка условия выполняется в конце цикла.

repeat

тело цикла

until условие

ЗАДАЧА Найти сумму квадратов всех натуральных чисел от 1 до 100. Решим эту задачу с использованием всех трех видов циклов.

ЗАДАЧА

Найти сумму квадратов всех натуральных чисел от 1 до 100. Решим эту задачу с использованием всех трех видов циклов.

С использованием цикла

С использованием цикла "Пока" .

Program qq;

var a, s : integer;

begin

a:=1;

s:=0;

while a

s:=s+a*a;

a:=a+1;

end;

writeln(s);

end.

С использованием цикла 100 ; writeln(s); end." width="640"

С использованием цикла "До"

Program qq;

var a, s : integer;

begin

a:=1;

s:=0;

Repeat

s:=s+a*a;

a:=a+1;

until a 100 ;

writeln(s);

end.

С использованием цикла

С использованием цикла "С параметром"

Program qq;

var a, s : integer;

begin

s:=0;

for a:=1 to 100 do

s:=s+a*a;

writeln (s);

end.

Задача.  Вывести на экран квадраты и кубы целых чисел от 1 до 8. Особенность: одинаковые действия выполняются 8 раз.

Задача.

Вывести на экран квадраты и кубы целых чисел от 1 до 8.

Особенность:

одинаковые действия выполняются 8 раз.

блок «цикл» начало i := 1,8 конец  i 1  :=  i  *  i; i 2  :=  i 1  *  i; тело цикла i,   i 1 ,  i 2

блок «цикл»

начало

i := 1,8

конец

i 1 := i * i;

i 2 := i 1 * i;

тело цикла

i, i 1 , i 2

Программа  program qq; var i, i1, i2: integer; begin    for i:=1 to 8 do begin  i1 := i*i;  i2 := i1*i;  writeln(i, i1, i2);  end; end. начальное значение переменная цикла конечное значение

Программа

program qq;

var i, i1, i2: integer;

begin

for i:=1 to 8 do begin

i1 := i*i;

i2 := i1*i;

writeln(i, i1, i2);

end;

end.

начальное значение

переменная

цикла

конечное значение

Цикл с уменьшением переменной Задача.  Вывести на экран квадраты и кубы целых чисел от 8 до 1 (в обратном порядке). Особенность:  переменная цикла должна уменьшаться. Решение:  for i:=8 1 do begin  i1 := i*i;  i2 := i1*i;  writeln(i, i1, i2);  end; down to

Цикл с уменьшением переменной

Задача. Вывести на экран квадраты и кубы целых чисел от 8 до 1 (в обратном порядке).

Особенность: переменная цикла должна уменьшаться.

Решение:

for i:=8 1 do begin

i1 := i*i;

i2 := i1*i;

writeln(i, i1, i2);

end;

down to

УРОК 7

УРОК 7

Массивы на Паскале

Массивы на Паскале

Массив  – это группа однотипных элементов, имеющих общее имя и расположенных в памяти рядом. Особенности: все элементы имеют один тип весь массив имеет одно имя все элементы расположены в памяти рядом все элементы имеют один тип весь массив имеет одно имя все элементы расположены в памяти рядом Примеры: список учеников в классе квартиры в доме школы в городе данные о температуре воздуха за год список учеников в классе квартиры в доме школы в городе данные о температуре воздуха за год

Массив – это группа однотипных элементов, имеющих общее имя и расположенных в памяти рядом.

Особенности:

  • все элементы имеют один тип весь массив имеет одно имя все элементы расположены в памяти рядом
  • все элементы имеют один тип
  • весь массив имеет одно имя
  • все элементы расположены в памяти рядом

Примеры:

  • список учеников в классе квартиры в доме школы в городе данные о температуре воздуха за год
  • список учеников в классе
  • квартиры в доме
  • школы в городе
  • данные о температуре воздуха за год

НОМЕР  элемента массива ( ИНДЕКС ) A массив 3  1 2 3 4 5 15 5 10 15 20 25 A[4] A[5] A[3] A[2] A[1] ЗНАЧЕНИЕ элемента массива НОМЕР (ИНДЕКС)  элемента массива : 2  A[2]  ЗНАЧЕНИЕ   элемента массива : 10

НОМЕР элемента массива

( ИНДЕКС )

A

массив

3

1

2

3

4

5

15

5

10

15

20

25

A[4]

A[5]

A[3]

A[2]

A[1]

ЗНАЧЕНИЕ элемента массива

НОМЕР (ИНДЕКС) элемента массива : 2

A[2]

ЗНАЧЕНИЕ элемента массива : 10

Объявление массивов Зачем объявлять? определить имя массива определить тип массива определить число элементов выделить место в памяти определить имя массива определить тип массива определить число элементов выделить место в памяти Массив целых чисел:   Размер через константу: тип элементов конечный индекс начальный индекс имя var A  : array[ 1 .. 5 ] of integer ;      var A: array[1.. ] of integer ; const N=5; N

Объявление массивов

Зачем объявлять?

  • определить имя массива определить тип массива определить число элементов выделить место в памяти
  • определить имя массива
  • определить тип массива
  • определить число элементов
  • выделить место в памяти

Массив целых чисел:

Размер через константу:

тип

элементов

конечный индекс

начальный индекс

имя

var A : array[ 1 .. 5 ] of integer ;

var A: array[1.. ] of integer ;

const N=5;

N

Что неправильно? var a: array[10..1] of integer; ...  A[5] := 4.5; [1..10]  var a: array ['z'..'a'] of integer; ...  A['B'] := 15; ['a'..'z'] A['b'] var a: array [0..9] of integer; ...  A[10] := 'X';   73 73

Что неправильно?

var a: array[10..1] of integer;

...

A[5] := 4.5;

[1..10]

var a: array ['z'..'a'] of integer;

...

A['B'] := 15;

['a'..'z']

A['b']

var a: array [0..9] of integer;

...

A[10] := 'X';

73

73

Объявление: Ввод с клавиатуры: Поэлементные операции: Вывод на экран: const N = 5;  var a: array[1..N] of integer;  i: integer; a[1]  =  a[2]  =  a[3]  =  a[4]  =  a[5]  =  5 12 34 56 13 ? for i:=1 to N do begin  write('a[', i, ']=');  read ( a[i] ); end;  Почему   write ? for i:=1 to N do a[i]:=a[i]*2; writeln(' Массив A:'); for i:=1 to N do  write(a[i]:4); Массив A:  1 0 24 68 112 26 74 74

Объявление:

Ввод с клавиатуры:

Поэлементные операции:

Вывод на экран:

const N = 5;

var a: array[1..N] of integer;

i: integer;

a[1] =

a[2] =

a[3] =

a[4] =

a[5] =

5

12

34

56

13

?

for i:=1 to N do begin

write('a[', i, ']=');

read ( a[i] );

end;

Почему write ?

for i:=1 to N do a[i]:=a[i]*2;

writeln(' Массив A:');

for i:=1 to N do write(a[i]:4);

Массив A:

1 0 24 68 112 26

74

74

Задача: 74 1.  Ввести c клавиатуры массив из 5 элементов, найти среднее арифметическое всех элементов массива.  Пример:   Введите пять чисел:   4 15 3 10 14   среднее арифметическое 9.200 РЕШЕНИЕ: 74 74

Задача:

74

1. Ввести c клавиатуры массив из 5 элементов, найти среднее арифметическое всех элементов массива.

Пример:

Введите пять чисел:

4 15 3 10 14

среднее арифметическое 9.200

РЕШЕНИЕ:

74

74

Program qq; var N: array[1..5] of integer; i: integer; c, k: real; begin for i:=1 to 5 do begin write ('N[',i,']'); read (N[i]); end; c:=0; for i:=1 to 5 do begin c:=c + N[i]; k:=c/5; end; write(' среднее', k:6:2); end.

Program qq;

var N: array[1..5] of integer;

i: integer;

c, k: real;

begin

for i:=1 to 5 do begin

write ('N[',i,']');

read (N[i]);

end;

c:=0;

for i:=1 to 5 do begin

c:=c + N[i];

k:=c/5;

end;

write(' среднее', k:6:2);

end.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Информатика

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Основы программирования на Паскале

Автор: Филатова Татьяна Анатольевна

Дата: 20.09.2015

Номер свидетельства: 232204

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(128) "Типы переменных и оператор присвоения язык программирования паскаль "
    ["seo_title"] => string(76) "tipy-pieriemiennykh-i-opierator-prisvoieniia-iazyk-proghrammirovaniia-paskal"
    ["file_id"] => string(6) "177115"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1424580609"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Вводный урок по теме: "Язык программирования Турбо Паскаль". "
    ["seo_title"] => string(60) "vvodnyi-urok-po-tiemie-iazyk-proghrammirovaniia-turbo-paskal"
    ["file_id"] => string(6) "167023"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423038792"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(63) "Синтаксис языка программирования."
    ["seo_title"] => string(33) "sintaksisiazykaproghrammirovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "298546"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1456338519"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Урок "Программирование разветвляющихся алгоритмов" "
    ["seo_title"] => string(59) "urok-proghrammirovaniie-razvietvliaiushchikhsia-alghoritmov"
    ["file_id"] => string(6) "163397"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422468699"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) "Паскаль АВС - основы графики. Учебное пособие "
    ["seo_title"] => string(46) "paskal-avs-osnovy-ghrafiki-uchiebnoie-posobiie"
    ["file_id"] => string(6) "139877"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1417806528"
  }
}



ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства