Просмотр содержимого документа
«Логические задачи на уроке»
Логические задачи
Способы решения задач
средствами алгебры логики ;
с помощью рассуждений ;
т абличный ;
другие.
1. Средствами алгебры логики
Схема решения:
изучается условие задачи;
вводится система обозначений для логических высказываний;
конструируется логическая формула, описывающая логические связи между всеми высказываниями условия задачи;
определяются значения истинности этой логической формулы;
из полученных значений истинности формулы определяются значения истинности введённых логических высказываний, на основании которых делается заключение о решении.
Обозначим высказывания:
А=«грабитель брюнет»
В=«грабитель был в очках»
С=«грабитель шатен»
D= «грабитель с бородой»
Е=«грабитель был в шляпе»
Согласно условию:
Из показаний 1-го свидетеля следует, что истинно;
Из показаний 2-го свидетеля следует, что истинно;
Из показаний 3 -го свидетеля следует, что истинно;
Следовательно, истинна и конъюнкция
Раскрывая скобки , получаем:
Из полученных восьми слагаемых семь (согласно условию являются ложными, остается единственное истинное слагаемое
А=«грабитель брюнет»
В=«грабитель был в очках»
С=«грабитель шатен»
D= «грабитель с бородой»
Е=«грабитель был в шляпе»
Значит, грабитель - шатен в очках.
Ответ : шатен в очках.
2.Решение логических задач с помощью рассуждений
Этим способом обычно решают несложные логические задачи.
Предположим, что первый свидетель правильно сообщил, что грабитель был брюнет, но ошибся в том, что тот бы в очках. Следовательно, грабитель брюнет, но не в очках. Тогда неверны оба утверждения второго свидетеля, что противоречит условию задачи. Следовательно, первый свидетель правильно сообщил, что грабитель был в очках, но не брюнет. Тогда из показаний третьего свидетеля- грабитель в шляпе – неверно. А из показаний второго свидетеля следует, что грабитель - шатен в очках.
В очках
В шляпе
С бородой
Брюнет
1-й свидетель
Шатен
2-й свидетель
3-й свидетель
+
+
+
+
-
+
шатен в очках.
Задача-2
В авиационном подразделении служат Потапов , Щедрин , Семенов , Коновалов и Самойлов . Их специальности (они перечислены не в том же порядке, что и фамилии): пилот, штурман, бортмеханик, радист и синоптик. Об этих людях известно следующее:
1. Щедрин и Коновалов не умеют управлять самолетом.
2. Потапов и Коновалов готовятся стать штурманами.
3. Щедрин и Самойлов живут в одном доме с радистом.
4. Семенов был в доме отдыха вместе со Щедриным и сыном синоптика.
5. Потапов и Щедрин в свободное время любят играть в шахматы с бортмехаником.
6. Коновалов , Семенов и синоптик увлекаются боксом.
7. Радист боксом не увлекается.
Начнем решение задачи с построения логического квадрата. Элементы первого множества (фамилии) записываем в строках, а элементы второго множества (профессии) расположим по колонкам. И вот что у нас получаеться: