kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по информатике в 9 классе "Кодирование и обработка звуковой информации"

Нажмите, чтобы узнать подробности

На данном уроке  учитель знакомит учащихся со звуковой информацией как части мультимедийной информации. На этапе  актуализации дети озвучивают масштабы применения звуковой информации и необходимости умения её обрабатывать с помощью специальных программ.

   В процессе изучения новой темы учитель опирается на знания учащихся, полученных ими ранее на уроках информатики и физики. Важным моментом на уроке является донести до учащихся, как и с помощью чего происходит преобразование и воспроизведение звуковой информации. На протяжение урока используется мультимедийная презентация, позволяющая наиболее полно представить изученную тему.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Аннотация к уроку кодирование и обработка»

Аннотация к уроку

Название: Урок информатики в 9 классе по теме «Кодирование и обработка звуковой информации»

Вся жизнь человека так или иначе связана с накоплением и обработкой информации, которую он получает из окружающего мира, используя пять органов чувств – зрение, слух, вкус, обоняние и осязание.

Мультимедиа - сравнительно молодая отрасль новых информационных технологий. Дословный перевод слова "мультимедиа" означает "многие среды" ("multi" - "много", "media" - "среда"). Под этим термином понимается одновременное воздействие на пользователя по нескольким информационным каналам. При этом пользователю, как правило, отводится активная роль. Мультимедиа - это интерактивные (диалоговые) системы, обеспечивающие одновременную работу со звуком, анимированной компьютерной графикой, видеокадрами, статическими изображениями и текстами.

На данном уроке учитель знакомит учащихся со звуковой информацией как части мультимедийной информации. На этапе актуализации дети озвучивают масштабы применения звуковой информации и необходимости умения её обрабатывать с помощью специальных программ.

В процессе изучения новой темы учитель опирается на знания учащихся, полученных ими ранее на уроках информатики и физики. Важным моментом на уроке является донести до учащихся, как и с помощью чего происходит преобразование и воспроизведение звуковой информации. На протяжение урока используется мультимедийная презентация, позволяющая наиболее полно представить изученную тему.






Просмотр содержимого документа
«конспект урока»

Тема урока: Кодирование и обработка звуковой информации


Тип урока: урок формирования первоначальных предметных навыков, овладения предметными умениями


Цель: Осмысление процесса преобразования звуковой информации, усвоение понятий, необходимых для подсчета объема звуковой информации. Закрепление навыка по решению задач по теме.


Задачи:

Образовательные: обеспечить формирование и использование учащимися знаний о кодировании звуковой информации с помощью компьютера, а также навыков по её обработке при использовании прикладного программного обеспечения;

Развивающие: создать условия для развития речи, как показателя интеллектуального и общего развития, развивать алгоритмическое мышление; навыки использования прикладного программного обеспечения; умение решать информационные задачи.

Воспитательная: содействовать осознанию учащимися ценности изучаемого предмета для культурно-нравственного развития личности; помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности; содействовать осознанию ценности конструктивной критики, воспитывать внимательность, аккуратность, самостоятельность;


Оборудование и средства обучения: презентация Power Point к уроку, программа Звукозапись, раздаточные материалы (текст, листы заданий), классная доска.





Ход урока


  1. Организационный этап.

  2. Актуализация знаний. Я думаю, что каждый из вас любит слушать музыку: кто-то рок, кто-то реп и т.д

- Сейчас мы с вами послушаем фрагмент известной всем песни Пугачёвой о первокласснике (прослушивание записи на слайде 2. и файл Windows Media Player). Сравните два фрагмента. Каким же образом редактировался звуковой файл? Можно ли данные преобразования производить с помощью обычных проигрывателей? Возникает ли у вас такая необходимость? Где можно использовать это на практике?

- Современный компьютер может служить хорошей аппаратной основой для обработки звуковой информации: характерная (тактовая) частота последних процессоров превышает максимальные звуковые частоты не менее чем на 5 порядков, так что при такой скорости можно организовать весьма сложную обработку данных, включая автоматические преобразования в масштабе реального времени.

  1. Открытие новых знаний.

- На сегодняшнем уроке мы с вами выясним, как происходит создание, редактирование и обработка звуковой информации на компьютере.

Любой исполнитель, прежде чем выполнять те или иные действия, должен получить понятные ему команды. Компьютер со своим ПО прежде чем выполнить команды, должен понять данную информацию. Звуковой сигнал - это тоже информация, которую компьютер должен распознать и обработать. А что вы знаете про звук?

(Дети отвечают на вопрос, используя знания по физике, из жизненного опыта)

Учит: Звук представляет собой звуковую волну с непрерывно меняющейся амплитудой и частотой. Чем больше амплитуда, тем он громче для человека, чем больше частота сигнала, тем выше тон.

- Как же компьютер распознаёт звуковой сигнал? (Кодировка) Программное обеспечение компьютера в настоящее время позволяет непрерывный звуковой сигнал преобразовывать в последовательность электрических импульсов, которые можно представить в двоичной форме. (слайд 4)

В процессе кодирования непрерывного звукового сигнала производится его временная дискретизация. Непрерывная звуковая волна разбивается на отдельные маленькие временные участки, причем для каждого такого участка устанавливается определенная величина амплитуды.

Таким образом, непрерывная зависимость амплитуды сигнала от времени A(t) заменяется на дискретную последовательность уровней громкости. На графике это выглядит как замена гладкой кривой на последовательность «ступенек».Каждой «ступеньке» присваивается значение уровня громкости звука, его код(1, 2, 3 и так далее). Уровни громкости звука можно рассматривать как набор  возможных состояний, соответственно, чем большее количество уровней громкости будет выделено в процессе кодирования, тем большее количество информации будет нести значение каждого уровня и тем более качественным будет звучание. (слайд 5)

Для преобразования электрических колебаний звуковой частоты в числовой двоичный код при вводе звука и для обратного преобразования (из числового кода в электрические колебания) при воспроизведении звука к компьютеру подключается звуковая плата – адаптер (слайд 6). В процессе записи звука аудиоадаптер с определенным периодом измеряет амплитуду электрического тока и заносит в регистр двоичный код полученной величины. Затем полученный код из регистра переписывается в оперативную память компьютера. Качество компьютерного звука определяется характеристиками аудиоадаптера:

Частотой дискретизации

Разрядностью(глубина звука). (слайды 8-10)


Для того, чтобы узнать, от чего зависит качество записанного звука, нам нужен звук и программа «Звукозапись», с помощью которой мы сможем отследить зависимость объема звукового файла от глубины кодирования звука и частоты дискретизации. (слайды 11-13)

  1. Выполнение практической работы, цель которой познакомить учащихся с

программой Audacity (слайд 14)

  1. Закрепление. Решение задачи.

  2. Подведение итогов. Учащиеся проводят рефлексию.

  1. Д.З. п.1.5. учебника Угринович Н.Д. 9 класс, карточки с задачами



Просмотр содержимого презентации
«Презентация1»

Кодирование и обработка звуковой информации

Кодирование и обработка звуковой информации

Звук (звуковые волны) – это упругие волны, способные вызвать у человека слуховые ощущения.

Звук (звуковые волны) –

это упругие волны,

способные вызвать у человека

слуховые ощущения.

Звуковая информация в компьютере Процесс преобразования звуковых волн в двоичный код в памяти компьютера: Звуковая волна Микрофон переменный электрический ток Аудиоадаптер  двоичный код Память ЭВМ  Процесс воспроизведения звуковой информации, сохраненной в памяти ЭВМ : Память ЭВМ двоичный код Аудиоадаптер  переменный электрический ток Динамик  звуковая волна

Звуковая информация

в компьютере

  • Процесс преобразования звуковых волн в двоичный код в памяти компьютера:

Звуковая волна Микрофон переменный электрический ток Аудиоадаптер двоичный код Память ЭВМ

  • Процесс воспроизведения звуковой информации, сохраненной в памяти ЭВМ :

Память ЭВМ двоичный код Аудиоадаптер

переменный электрический ток Динамик

звуковая волна

Временная дискретизация звукового сигнала

Временная дискретизация звукового сигнала

Цифровой сигнал аналоговый сигнал аналоговый сигнал

Цифровой сигнал

аналоговый сигнал

аналоговый сигнал

Качество звука характеризуется: Частотой дискретизации Глубиной кодирования Чем больше частота и глубина дискретизации звука, тем более качественным будет звучание оцифрованного звука.  Чем выше качество цифрового звука, тем больше  информационный объем звукового файла

Качество звука характеризуется:

  • Частотой дискретизации
  • Глубиной кодирования

Чем больше частота и глубина

дискретизации звука, тем более

качественным будет звучание оцифрованного звука.

Чем выше качество цифрового звука, тем больше информационный объем звукового файла

Частота дискретизации звука – это количество измерений громкости звука за одну секунду.  Частота дискретизации звука может лежать в диапазоне от 8000 до 48000 изменений громкости звука за одну секунду.

Частота дискретизации звука – это количество измерений громкости звука за одну секунду.

Частота дискретизации звука может лежать в диапазоне от 8000 до 48000 изменений громкости звука за одну секунду.

Глубина кодирования звука- это количество информации, которое необходимо для кодирования дискретных уровней громкости цифрового звука.   Если известна глубина кодирования, то количество уровней громкости цифрового звука можно рассчитать по формуле   N = 2 ^I   N- количество уровней громкости звука I- глубина кодирования
  • Глубина кодирования звука- это количество информации, которое необходимо для кодирования дискретных уровней громкости цифрового звука.
  • Если известна глубина кодирования, то количество уровней громкости цифрового звука можно рассчитать по формуле

N = 2 ^I

  • N- количество уровней громкости звука
  • I- глубина кодирования
Чем больше частота и глубина дискретизации звука, тем более качественным будет звучание оцифрованного звука.

Чем больше частота и глубина дискретизации звука, тем более качественным будет звучание оцифрованного звука.

Самое низкое качество оцифрованного звука, соответствующее качеству телефонной связи, получается при частоте дискретизации 8000 раз в секунду, глубине дискретизации 8 битов и записи одной звуковой дорожки (режим «моно»).

Самое низкое качество оцифрованного звука, соответствующее качеству телефонной связи, получается при частоте дискретизации 8000 раз в секунду, глубине дискретизации 8 битов и записи одной звуковой дорожки (режим «моно»).

Самое высокое качество оцифрованного звука, соответствующее качеству аудио- CD , достигается при частоте дискретизации 48000 раз в секунду, глубине дискретизации 16 битов и записи двух звуковых дорожек (режим «стерео»).

Самое высокое качество оцифрованного звука, соответствующее качеству аудио- CD , достигается при частоте дискретизации 48000 раз в секунду, глубине дискретизации 16 битов и записи двух звуковых дорожек (режим «стерео»).

Звуковые редакторы Звуковые редакторы позволяют не только записывать и воспроизводить звук, но и редактировать его. Они позволяют изменять качество звука и объем звукового файла.  Оцифрованный звук можно сохранять без сжатия в универсальном формате wav   или в формате со сжатием   mp3 .  WAV ( Waveform audio  format), часто без сжатия  (размер!) MP3 ( MPEG-1 Audio MP3 ( MPEG-1 Audio Layer 3 , сжатие с потерями ) Layer 3 , сжатие с потерями ) WMA ( Windows Media WMA ( Windows Media Audio, потоковый звук, сжатие )

Звуковые редакторы

  • Звуковые редакторы позволяют не только записывать и воспроизводить звук, но и редактировать его. Они позволяют изменять качество звука и объем звукового файла. Оцифрованный звук можно сохранять без сжатия в универсальном формате wav или в формате со сжатием mp3 .
  • WAV ( Waveform audio

format), часто без сжатия

(размер!)

  • MP3 ( MPEG-1 Audio
  • MP3 ( MPEG-1 Audio

Layer 3 , сжатие с потерями )

  • Layer 3 , сжатие с потерями )
  • WMA ( Windows Media
  • WMA ( Windows Media

Audio, потоковый звук, сжатие )

  • Audio, потоковый звук, сжатие )
Пример решения задачи:    Оценим  объем звукового стерео-файла длительностью звучания 1 секунда при среднем качестве звука (16 битов, 24000 измерений в секунду).

Пример решения задачи:

Оценим объем звукового стерео-файла длительностью звучания 1 секунда при среднем качестве звука (16 битов, 24000 измерений в секунду).

  • V= 16* 24000*2 (т.к. стерео- 2 дорожки)= 768000 бит=96000 байт=94 Кбайт
http:// images.yandex.ru/yandsearch?text =%D0%B7%D0%B2%D1%83%D0%BA http:// images.yandex.ru/yandsearch?text =%D0%BA%D0%BE%D0%B4

http:// images.yandex.ru/yandsearch?text =%D0%B7%D0%B2%D1%83%D0%BA

http:// images.yandex.ru/yandsearch?text =%D0%BA%D0%BE%D0%B4


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Информатика

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Конспект урока по информатике в 9 классе "Кодирование и обработка звуковой информации"

Автор: Кривова Ольга Викторовна

Дата: 23.10.2014

Номер свидетельства: 121637

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(164) "План-конспект урока информатики по теме: "Тексты в компьютерной памяти" с применением ЭОР "
    ["seo_title"] => string(96) "plan-konspiekt-uroka-informatiki-po-tiemie-tieksty-v-komp-iutiernoi-pamiati-s-primienieniiem-eor"
    ["file_id"] => string(6) "104684"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402750314"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(69) "Информация, информационные процессы. "
    ["seo_title"] => string(40) "informatsiia-informatsionnyie-protsiessy"
    ["file_id"] => string(6) "102527"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402511642"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства